ЮрФак: изучение права онлайн

Отходы электрического и электронного оборудования: актуальные проблемы текущего правового регулирования и перспективы развития

Автор: Нагайцева Д.А.

Отходы электрического и электронного оборудования являются одним из быстрорастущих видов отходов. Проблемы, связанные с данным видом отходов, актуальны в связи с наличием в таких отходах вредных материалов и веществ. В данной статье рассмотрены правовые проблемы, связанные с обращением отходов электрического и электронного оборудования, в частности выявлены несовершенство правового регулирования обращения с данным видом отходов в России, разрозненность, несистемность правового регулирования на региональном уровне в Российской Федерации.

В современном мире ежегодно увеличивается количество электрического и электронного оборудования, которое производится, продается и потребляется населением. На рост его объемов производства и потребления влияют такие факторы, как повышение уровня располагаемых доходов людей, ускорение темпов урбанизации и мобильности населения, продолжение процесса индустриализации. Количество такого оборудования постоянно растет, в то время как его устаревание происходит с каждым годом быстрее. Его используемый в мире общий объем (без учета солнечных батарей) растет ежегодно на 2,5 млн т1.

В результате обновления этого оборудования электронные отходы стали самым быстрорастущим компонентом ТКО. Очевидно, что данная тенденция в дальнейшем будет только усиливаться. Так, по прогнозу Минэкономразвития России, к 2023 г. производство компьютеров, электронных и оптических изделий возрастет на 20,8%, а производство электрического оборудования — на 5,8%2.

Проблема, связанная с отходами электрического и электронного оборудования (далее — электронные отходы), с каждым днем становится все более актуальной в связи с наличием в таких отходах вредных материалов и веществ, а также из-за того, что состав и свойства электронных отходов сильно затрудняют их использование и переработку.

Так, в 2019 г. во всем мире было произведено 53,6 млн т электронных отходов, т.е. 7,3 кг в среднем на душу населения (притом что в 2016 г. — только 44,4 млн т и 6,4 кг на душу населения в год), а к 2030 г., согласно прогнозам, производство электронных отходов достигнет 74,7 млн т3. Такие высокие темпы роста количества отходов обусловлены следующими факторами: увеличением масштабов использования электрического и электронного оборудования и сокращением срока службы электроники.

Самый высокий процент переработки электронных отходов был зафиксирован в Европе, однако в некоторых странах инфраструктура управления электронными отходами отсутствует вовсе. Переработка электронных отходов, помимо решения экологической проблемы, дает и экономическую выгоду, так как в таких отходах содержится большое количество меди (5 — 20% от общей массы), а также золото, серебро, палладий, свинец, никель и др.4 Восстанавливая материалы из электронных отходов, можно также сократить добычу первичных металлов и тем самым снизить нагрузку на окружающую среду.

Опасность электронных отходов заключается в том, что электрическое и электронное оборудование состоит не только из пластмассы, цветных металлов, керамики, стекла, но и из опасных веществ, таких как: ртуть, свинец, асбест, хлорфторуглеводородов и других соединений, создающих угрозу загрязнения окружающей среды и человеческого организма. В частности, опасные вещества, содержащиеся в электронных отходах, служат источником загрязнения почв и водоемов.

Наиболее развитые государства в своем национальном законодательстве детально регулируют вопросы, связанные с электронными отходами. В ряде государств приняты стратегии в области сбора и переработки электронных отходов, которые, однако, часто не носят юридически обязывающего характера.

Наиболее развитым регионом в области законодательного регулирования электронных отходов является Европейский союз (ЕС), где ежегодно образуется около 8 млн т отходов электрического и электронного оборудования5. Показатель сбора электронных отходов в ЕС также достаточно высок и в среднем составляет около 5,1 кг на душу населения в год6.

В ЕС к настоящему времени принято более 20 Директив, относящихся к различным аспектам проблемы обращения с электронными отходами.

Основная часть электронных отходов регулируется в соответствии с Директивой Европейского Парламента и Европейского Совета от 4 июля 2012 г. N 2012/19/ЕС "Об отходах электрического и электронного оборудования"7 (далее — Директива N 2012/19/ЕС).

В соответствии с Директивой N 2012/19/ЕС под электрическим и электронным оборудованием понимается оборудование, работа которого зависит от электрического тока или электромагнитных полей, а также оборудование по производству, передаче и измерению подобного тока и полей и оборудование, спроектированное для использования с максимальным напряжением, не превышающим 1 000 В для переменного тока и 1 500 В для постоянного тока.

В соответствии с Директивой N 2012/19/ЕС выделяются следующие категории электрического и электронного оборудования: нагревающее и охлаждающее оборудование; экраны, мониторы, оборудование, содержащее экраны поверхностью более 100 см2; лампы; крупногабаритное оборудование (более 50 см); малогабаритное оборудование (50 см и меньше); малогабаритное информационное и телекоммуникационное оборудование.

Крупногабаритное оборудование — это стиральные машины, кухонные плиты и т.п., а малогабаритное оборудование — это, например, пылесосы, утюги, тостеры и т.п. Директива N 2012/19/ЕС также определяет минимальные цели по восстановлению отходов, минимальные требования по их транспортировке и т.д.

Под электронными отходами в соответствии с данной Директивой понимается электрическое или электронное оборудование, бывшее в употреблении, включая все компоненты, узлы, расходные материалы, которые являются частью оборудования на момент его снятия с эксплуатации.

С 2018 г. в рамках ЕС вступил в действие принцип открытого охвата, который заключается в том, что продукты электрического и электронного оборудования по общему правилу считаются подпадающими под действие Директивы N 2012/19/ЕС, кроме специально предусмотренных исключений. До Директивы N 2012/19/ЕС в Европе действовала Директива N 2002/96/ЕС Европейского Парламента и Совета от 27 января 2003 г. об отходах от электрического и электронного оборудования (далее — Директива N 2002/96/ЕС), в соответствии с которой выделялось 10 категорий электрического и электронного оборудования: крупное домашнее оборудование; мелкое домашнее оборудование; оборудование для информационных технологий и телекоммуникаций; потребительское оборудование; осветительные приборы; электрические и электронные приборы (кроме крупных стационарных промышленных приборов); игрушки, оборудование для развлечений и спорта; медицинские устройства (кроме имплантированной и инфицированной продукции); инструменты для мониторинга и контроля; автоматические ограничители.

Под электронными отходами в соответствии с Директивой N 2002/96/ЕС понималось электрическое или электронное оборудование, которое является отходами, включая все компоненты, установки и расходные материалы, являвшиеся частью продукции в момент прекращения ее использования. Директива N 2002/96/ЕС также предписывала содействовать организациям по обработке отходов, которые внедряют сертифицированные системы экологического менеджмента (ст. 6).

Директива N 2011/65/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС "Об ограничении использования определенных опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании" закрепляет список веществ ограниченного использования и максимальные пределы концентрации, допустимые по массе в однородных материалах: свинец (0,1%), ртуть (0,1%), кадмий (0,01%), шестивалентный хром (0,1%), полиброминированные бифенилы (PBB) (0,1%) и полиброминированные дифениловые эфиры (PBDE) (0,1%).

В целом Директивы, даже будучи юридически обязательными актами, поощряют принятие странами — членами ЕС своих национальных актов о регулировании обращения с электронными отходами.

В 2015 г. Европейская комиссия приняла программу "Замыкая круг: План действий ЕС по созданию циркулярной экономики", главная идея которой заключается в том, что должно подвергаться вторичной переработке все то, что возможно переработать, а образование отходов должно быть сведено к минимуму. Также тема циркулярной экономики вошла в программу ЕС "The Horizon 2020"8.

Исходя из анализа тенденций развития европейского законодательства в области электронных отходов, можно сделать вывод, что, с одной стороны, с каждым годом увеличивается общее количество произведенных отходов, а с другой стороны, растут темпы внедрения инфраструктуры для переработки электронных отходов, выстраивается новый тип экономики, основанный на циркуляции ресурсов вместо их добычи. Главная задача состоит в том, чтобы темпы сбора и переработки отходов начали расти быстрее темпов производства этих отходов обществом.

В России также ежегодно растет количество производимых электронных отходов в связи со следующими факторами: рост спроса населения на бытовую технику, неразвитая система управления электронными отходами, отсутствие широко распространенных технологий переработки отходов и т.д. По данным экспертов, на территории России процент утилизации электронных отходов приблизительно равен 5 — 20%, в то время как в европейских странах утилизируется около 85% таких отходов9.

В современном российском законодательстве нет аналогов директивам ЕС.

В 2016 г. было издано Постановление Правительства России "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641"10 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"). В соответствии с п. 20 вышеуказанного Постановления накопление отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. То есть регулирование данного вопроса федеральный законодатель перекладывает на субъекты Российской Федерации.

Кроме того, в 2017 г. Россия приступила к внедрению программы РОП в отношении лома электрического и электронного оборудования.

Важным документом в области электронных отходов является ГОСТ Р 55102-201211 (далее — ГОСТ), который направлен на установление требований по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования. Однако в связи с тем, что одним из принципов стандартизации российское законодательство признает добровольность применения документов по стандартизации, применение указанного ГОСТа не является общеобязательным12. При этом некоторые субъекты Российской Федерации ссылаются на данный ГОСТ и применяют его при обращении с электронными отходами: например, Республика Адыгея13 и Республика Алтай14.

На уровне субъектов Российской Федерации правовое регулирование обращения с электронными отходами является неоднородным и неравномерным. Например, в Республике Адыгея в Порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)15 отсутствует определение электронных отходов, а также нормы, детально регулирующие накопление и иные стадии обращения с данными отходами. В данном Порядке имеется только указание, что накопление электронных отходов осуществляется в соответствии с ГОСТом. Иные подходы к правовому регулированию обращения с электронными отходами применены, в частности, в Республике Алтай, Республике Дагестан.

В Порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай16 предусмотрен целый раздел, который посвящен накоплению электронных отходов. В данном разделе содержится понятие "отходы электротехнического и электронного оборудования", закреплены нормы, регулирующие не только накопление электронных отходов. В частности, в п. 9.3 данного Порядка определены хозяйствующие субъекты, которые вправе осуществлять накопление, хранение, транспортирование данных отходов, а также в п. 9.2 данного Порядка имеется отсылка к ГОСТу. При этом в Порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)17 на территории Республики Дагестан в разделе, посвященном накоплению электронных отходов, закреплены понятие "отходы электронного оборудования", нормы, регулирующие накопление отходов, а также содержатся нормы, регулирующие вывоз электронных отходов: периодичность, время их вывоза, субъекты, которые вправе его осуществлять. Правовое регулирование обращения с электронными отходами в Республике Дагестан осуществляется только в соответствии с данными нормами, которые достаточно немногочисленны, применение ГОСТа не предусмотрено.

Следует отметить, что понятие электронных отходов также разнится на уровне субъектов Российской Федерации. Например, Сахалинская область18, Новосибирская область19 заимствуют формулировку напрямую из Федерального классификационного каталога отходов (ФККО)20. В Республике Бурятия21 понятие электронных отходов раскрывается через конкретизацию и систематизацию категорий электронного оборудования, которое утратило свои потребительские свойства. В Чувашской Республике22 дано определение и отходам электронного оборудования, и отходам электрического оборудования, которые противопоставляются друг другу.

Таким образом, на региональном уровне в России регулирование проблем, связанных с электронными отходами, на данный момент остается достаточно разрозненным и несистемным.

В России отсутствует комплексная система сбора и утилизации электронных отходов. Существует объективная необходимость в изучении положительного зарубежного опыта, что имеет значение как для совершенствования нормативно-правового регулирования, так и для инновационно-технического развития23. Это оказало бы, во-первых, положительное воздействие на окружающую среду, а во-вторых, позволило бы максимально эффективно использовать те компоненты, которые, ввиду своих технических характеристик, еще могут подлежать повторному применению.

Литература

1. Глобальный мониторинг электронных отходов 2020: объем, потоки и потенциал циркуляционной экономики / В. Форти, С.П. Балде, Р. Кур, Г. Бел. Бонн, Женева и Вена: Университет ООН, Международный союз электросвязи и Международная ассоциация по твердым бытовым отходам, 2020. 122 с.

2. Глушкова И.И. Подходы к законодательному и нормативному регулированию в области обращения отходов в странах Европейского союза / И.И. Глушкова, В.О. Самойленко // Мир стандартов. 2016. N 9. С. 12.

3. Максимова М.А. Анализ состояния переработки электронного лома в России / М.А. Максимова // Известия Сибирского отделения РАЕН. Геология, поиски и разведка рудных месторождений. 2016. N 3(56). С. 102 — 111.

4. Миронов Л.В. Отходы электронного и электротехнического оборудования: практика обращения / Л.В. Миронов // Твердые бытовые отходы. 2011. N 9(63). С. 38 — 41.

5. Николаев И.П. Мировая практика обращения с ОЭЭО / И.П. Николаев // Твердые бытовые отходы. 2016. N 5(117). С. 18 — 21.

6. Никуличев Ю.В. Управление отходами. Опыт Европейского союза: аналитический обзор / Ю.В. Никуличев. Москва: ИНИОН РАН, 2017. 54 с.

7. Смирнова Т.С. Экологические аспекты обращения с ОЭЭО / Т.С. Смирнова // Твердые бытовые отходы. 2015. N 7(109). С. 22 — 26.


1См.: Форти В., Балде С.П., Кур Р., Бел Г. Глобальный мониторинг электронных отходов 2020: объем, потоки и потенциал циркуляционной экономики. Бонн, Женева и Вена: Университет ООН, Международный союз электросвязи и Международная ассоциация по твердым бытовым отходам, 2020.

2См.: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Разработан Минэкономразвития России (по сост. на 11.09.2022). URL: https://economy.gov.ru.

3См.: Форти В., Балде С.П., Кур Р., Бел Г. Указ. соч.

4См.: Смирнова Т.С. Экологические аспекты обращения с ОЭЭО // Твердые бытовые отходы. 2015. N 7. С. 25.

5См.: Николаев И.П. Мировая практика обращения с ОЭЭО // Твердые бытовые отходы. 2016. N 5. С. 20.

6См.: Миронов Л.В. Отходы электронного и электротехнического оборудования: практика обращения // Твердые бытовые отходы. 2011. N 9. С. 38.

7См.: Директива Европейского Парламента и Европейского Совета от 4 июля 2012 г. N 2012/19/ЕС "Об отходах электрического и электронного оборудования" // Official Journal of the European Union. 2012. N L 197. P. 38.

8См.: Никуличев Ю.В. Управление отходами. Опыт Европейского союза: аналитический обзор / Российская академия наук, Институт научной информации по общественным наукам. М.: ИНИОН РАН, 2017. С. 35.

9См.: Максимова М.А. Анализ состояния переработки электронного лома в России // Известия Сибирского отделения Секции наук о Земле РАЕН. 2016. N 3. С. 105.

10См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" // СЗ РФ. 2016. N 47. Ст. 6640.

11См.: ГОСТ Р 55102-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов. Утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 14 ноября 2012 г. N 803-ст. М.: Стандартинформ, 2014.

12См.: Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3953.

13См.: Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 ноября 2020 г. N 227 "О Порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)" // Советская Адыгея. 2020. 21 ноября.

14См.: Приказ Минрегионразвития Республики Алтай от 17 июня 2019 г. N 301-Д "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай и признании утратившим силу Приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от 30 октября 2017 года N 447-Д" // Официальный портал Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 2019, 17 июня.

15См.: Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея "О Порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)".

16См.: Приказ Минрегионразвития Республики Алтай "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай и признании утратившим силу Приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от 30 октября 2017 года N 447-Д".

17См.: Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 мая 2021 г. N 122 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Дагестан" // Дагестанская правда. 2021. 10 июня.

18См.: Постановление Правительства Сахалинской области от 18 сентября 2018 г. N 457 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Сахалинской области" // Губернские ведомости. 2018. 7 декабря.

19См.: Постановление Правительства Новосибирской области от 11 мая 2017 г. N 176-п "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Новосибирской области" // Советская Сибирь. 2017. 5 мая.

20См.: Приказ Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов". Зарегистрировано в Минюсте России 8 июня 2017 г. N 47008 // СПС "КонсультантПлюс".

21См.: Постановление Правительства Республики Бурятия от 22 августа 2016 г. N 393 "Об утверждении порядка накопления твердых бытовых отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия" // Официальный интернет-портал Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, 2016, 23 августа.

22См.: Приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 9 октября 2017 г. N 03/1-03/886 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Чувашской Республики" // Вести Чувашии. 2017. 21 октября.

23См.: Глушкова И.И., Самойленко В.О. Подходы к законодательному и нормативному регулированию в области обращения отходов в странах Европейского союза // Мир стандартов. 2016. N 9. С. 12.


Рекомендуется Вам: