ЮрФак: изучение права онлайн

Проблемы реализации принципа достоверности информации в условиях цифровой трансформации

Под достоверной информацией следует понимать точные, полные сведения (сообщения, данные), отражающие объективную действительность и признаваемые таковыми субъектами информационных отношений. Авторы указывают на необходимость выделения в информационном праве самостоятельного принципа достоверности информации и полагают, что этот принцип в ближайшем будущем может трансформироваться в общеправовой принцип права, поскольку реализуется во всех сферах общественной жизни, во всех отраслях российского права. Достоверность информации, в том числе цифровой, становится ключевым условием развития информационного общества и цифровой трансформации. Выявлены ключевые проблемы обеспечения достоверности информации в условиях цифровой трансформации. В качестве основной проблемы названо отсутствие специальных требований к обеспечению достоверности информации, ее проверке и контролю при использовании современных цифровых технологий. Обосновывается тезис о необходимости разработки цифрового законодательства, которое установит требования к достоверности информации и обязательности ее проверки при использовании систем искусственного интеллекта, систем, функционирующих на основе нейронных сетей, технологий "больших данных" и иных цифровых технологий.


Авторы: Минбалеев А.В., Петровская О.В.

Проблема обеспечения достоверности информации в условиях развития информационного общества и цифровой трансформации сегодня переосмысливается как государством, так и обществом. Достоверность информации становится ключевым критерием формирования нового типа общества — общества знаний. Так, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 гг. сказано, что Россия к 2030 г. должна перейти к обществу знаний, т.е. обществу, "…в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации"1.

Современные цифровые технологии все больше внедряются в информационные процессы, что как приводит к появлению массивов недостоверной информации, так и дает возможность для выявления и предотвращения ее распространения. Глобальное использование цифровых технологий обусловливает появление общемировых стандартов актуальности и достоверности информации2.

Опасность сегодня представляют не отдельные ложные сообщения, а целые информационные системы, цифровые платформы и сервисы, которые функционируют на основе заведомо недостоверной информации, целенаправленно распространяемой для достижения политических, экономических и иных целей. Важнейшим средством создания условий для формирования в России общества знаний, а также обеспечения достоверности информации является активное развитие отечественных цифровых платформ и сервисов.

В процессе создания и развития экосистемы цифровой экономики Российской Федерации ключевым фактором производства должны быть не просто данные в цифровой форме, а именно достоверные цифровые данные. Формирование цифровой экономики и повсеместное использование современных цифровых технологий требуют, чтобы ключевым критерием оценки эффективности оборота цифровых данных было обеспечение их достоверности.

Что представляет собой достоверность информации? Какие критерии достоверности могут быть использованы в условиях цифровой трансформации? Ответы еще только предстоит дать. Широкий набор критериев достоверности информации и средств их использования не систематизирован, не разработано методологическое обеспечение применения таких критериев, в том числе в публично-правовой сфере. Активное внедрение новейших технологий также требует особого подхода к установлению критериев достоверности информации, что немаловажно с учетом значительного увеличения ее объемов, а также современных возможностей фальсификации информации и массового ее распространения в сети Интернет.

В современном российском законодательстве можно выделить различные виды достоверной информации. Законодатель конкретизирует в первую очередь информацию, в отношении которой устанавливаются требование достоверности и критерии ее определения. Это обусловлено тем, что обеспечить достоверность больших массивов информации очень сложно. В зависимости от субъекта выделяются экспертная информация, информация об определенном субъекте (о клиентах, заемщиках и владельцах банков), информация о малых и средних предприятиях. Существуют отдельные виды достоверной информации о тех или иных состояниях, например о состоянии экологии, о состоянии банков, о лесах, их использовании, охране, защите и воспроизводстве и др. Выделяется достоверная информация об отдельных видах деятельности. Кроме того, достоверная информация может быть связана с фактическим положением дел и прогнозируемым (информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды); также используется понятие "достоверные прогнозы".

Достоверность информации можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле информация считается достоверной, когда мы говорим о любых ее проявлениях, независимо от того, кто и как признает информацию достоверной. Так, субъекты гражданского оборота могут в силу договоренности признать определенную информацию достоверной. В узком смысле достоверной считается та информация, которая признана достоверной в установленном порядке, т.е. публично. В этом случае мы можем говорить об официальном характере достоверной информации. Таковой она должна быть практически во всех публичных правоотношениях. Применительно же к частноправовым отношениям информация может быть достоверной в силу признания ее таковой не только специально управомоченным субъектом, часто публичным, но и любым субъектом, участвующим в таких отношениях.

Таким образом, под достоверной информацией необходимо понимать точные, полные сведения (сообщения, данные), отражающие объективную действительность и признаваемые таковыми субъектами информационных отношений. Данное определение целесообразно закрепить на уровне Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее — Закон об информации). Достоверность при этом необходимо рассматривать как свойство информации, когда она соответствует объективной действительности и это официально признается управомоченными субъектами3.

Достоверность информации обеспечивается за счет применения различных правовых и иных средств, в том числе публичного обнародования, официального хранения в специальных реестрах и иных информационных системах, использования приема презумпции достоверности информации, признания сведений достоверными их обладателями и др. Признание достоверности информации во многом зависит от ее критериев, которые могут устанавливаться как государством, так и иными обладателями информации в нормативных правовых актах, локальных правовых актах, решениях судебных органов, актах саморегулирования и сорегулирования, а также актах технического регулирования4.

В ст. 3 Закона об информации среди принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации указан принцип достоверности и своевременности предоставления информации. Однако повышение значимости достоверной информации в жизни современного общества обусловливает необходимость обособления принципа достоверности информации. Это необходимо по следующим объективным причинам: достоверность и своевременность предоставления — это разные характеристики информации и информационных процессов, которые часто даже не связаны; при регулировании информационных отношений реализация данных принципов происходит независимо друг от друга. Для оценки достоверности информации в законодательстве устанавливаются требования точности, целостности, неизменности информации. Применительно к своевременности обычно закрепляется требование соблюдения сроков при предоставлении, распространении информации и совершении иных действий с ней.

Принцип достоверности информации сегодня не может ограничиваться рамками информационного права. В ближайшем будущем он может трансформироваться в общеправовой принцип, поскольку реализуется во всех сферах общественной жизни, во всех отраслях российского права. Достоверность информации, в том числе цифровой, становится ключевым требованием в условиях развития информационного общества и цифровой трансформации.

Применительно к цифровым технологиям реализация принципа достоверности информации особо значима:

для защиты прав и свобод человека и гражданина при обороте цифровых данных, в том числе в сети Интернет. Право на достоверную информацию особенно важно, когда происходит сложная, многоуровневая обработка персональных данных в больших объемах и для разных целей, например при использовании технологии "больших данных" и искусственного интеллекта;

обеспечения информационной безопасности, в том числе цифровой и кибербезопасности. Достоверность информации является условием обеспечения состояния защищенности в цифровой среде в целом, а также в рамках того или иного информационного пространства, основанного на цифровых данных;

функционирования публичной информационной сферы, связанного с оказанием государственных и муниципальных услуг посредством цифровых платформ. Здесь особое значение имеет внедрение системы обеспечения достоверности информации и ее проверки в рамках государственных реестров, регистров и банков данных;

цифрового профилирования граждан и организаций и формирования достоверных профилей в рамках различных государственных информационных систем.

Ключевой проблемой реализации принципа достоверности информации в условиях цифровой трансформации выступает отсутствие специальных требований к обеспечению достоверности информации, а также ее проверке и контролю в процессе использования современных цифровых технологий. При принятии современного "цифрового" законодательства нужно учитывать обязательность установления требований к достоверности информации, а также ее проверке при функционировании современных систем искусственного интеллекта и иных систем на основе нейронных сетей, технологий "больших данных" и других цифровых технологий. Использование технологии искусственного интеллекта традиционно связывается с проблемой "черного ящика" и неопределенности тех или иных результатов принимаемых решений5. Возникает вопрос об обеспечении достоверности таких результатов и возможности их проверки, а также использовании иных, в том числе автоматизированных, средств обеспечения достоверности. Важно установить обязанность ряда субъектов (разработчики, пользователи, операторы и др.) по обеспечению достоверности создаваемой и используемой информации.

В последнее время часто применяется такой показатель, как цифровая зрелость, для оценки уровня цифровой трансформации в рамках того или иного вида деятельности или функционирования того или иного субъекта6. Одним из условий определения цифровой зрелости (ее уровня) все чаще становится использование достоверной информации, которая прошла определенную проверку и обеспечивает надлежащий уровень цифрового развития. Достоверность нередко выступает и условием обеспечения информационной, в том числе цифровой, безопасности7. Таким образом, достоверность информации в условиях цифровизации как имеет самостоятельное значение, так и может быть элементом системы, обеспечивающей цифровое развитие того или иного субъекта или направления деятельности.

На основании законодательного регулирования цифровых отношений следует определить актуальные для цифровой среды критерии достоверности информации, а также средств ее обеспечения. Традиционно среди таких критериев назывались степень информированности источника информации, степень подготовленности и корректности суждений и интерпретации, объективная оценка, практическое подтверждение представляемых фактов8. В условиях цифровизации этот перечень значительно дополняется. Детерминировано это и активным использованием технологий искусственного интеллекта, киберфизических систем, которые способны анализировать объемы информации, неподконтрольные человеку. В связи с этим критериями достоверности информации становятся характер и проверяемость исходной информации, используемой в процессе машинного обучения, качество алгоритмов машинного обучения, проверяемость их функционирования, подконтрольность их человеку, возможность оперативного вмешательства в работу таких систем и исправления вероятных ошибок. Достоверность информации может устанавливаться машинным способом, в том числе без непосредственного участия человека.

Цифровая трансформация обусловливает создание ряда специализированных институтов и инструментов, направленных на повышение ее эффективности. Она предполагает формирование экосистемы цифровой экономики, которая должна включать в себя механизмы обеспечения достоверности информации. Наиболее перспективными направлениями обеспечения достоверности информации в экосистеме цифровой экономики можно назвать следующие:

1. Развитие специализированных цифровых платформ противодействия дезинформации, направленных на взаимодействие с органами государственной власти, субъектами гражданского общества, отдельными гражданами и организациями, в рамках которых (платформ) будет аккумулирована система следующих средств: сервис оповещения о фактах дезинформации; базы данных недостоверной информации; система нормативной и иной информации о противодействии дезинформации; реестры создателей и распространителей недостоверной информации; система цифрового взаимодействия с органами государственной власти, которые уполномочены рассматривать нарушения, связанные с распространением недостоверной информации, и составлять отчеты по фактам проверки информации, размещенной и (или) предварительно проверенной общественными и экспертными комитетами; и др.

2. Государственная поддержка и использование систем распознавания недостоверной информации с помощью технологий искусственного интеллекта. Такие системы могут как создаваться в рамках специальных организаций, занимающихся вопросами распространения дезинформации и борьбы с ней, так и внедряться в системы сбора и анализа недостоверной информации на официальных сайтах и порталах органов государственной власти, а также подведомственных им организаций.

3. Задействование института цифрового омбудсмена.

4. Разработка системы медиаобразования, повышения цифровой грамотности населения в части критического отношения к распространяемой в медиасреде информации.

Сегодня с помощью технологий искусственного интеллекта могут создаваться сфальсифицированные ("фейковые") сайты, СМИ, фотографии и видеоролики. В последних определенные элементы изображения заменяются желаемыми образами и представляют особую угрозу достоверности распространяемой информации. За использование искусственного интеллекта для формирования "фейкового" контента многие государства сегодня устанавливают специальную юридическую ответственность. Разрабатываются технологии, которые находят такую ложную информацию и позволяют разоблачить ее.

В условиях цифровизации остро встает проблема оценки достоверности персональных данных, особенно когда речь идет об обороте информации у оператора, действующего на основе презумпции достоверности информации, предоставленной субъектом персональных данных, а также его обязанности сообщать об обновлении персональных данных. Проблема здесь заключается в том, что достоверность персональных данных не всегда можно обеспечить только заявлением о таковой субъекта персональных данных.

Человек может признать определенную информацию достоверной своим решением. Если у него есть правовые основания для этого, то такое признание можно считать юридическим подтверждением достоверности. Так, обладая персональными данными, мы можем на законных основаниях считать их достоверными и предоставлять третьим лицам или распространять их в качестве таковых. Достоверность при этом будет признаваться именно в силу того, что информация исходит от ее создателя. Как правило, это персональные данные, достоверность которых нельзя подтвердить официальными документами, сведениями публичных реестров и регистров, а также иных государственных информационных систем. Конечно, необходимо учитывать, что кроме признания той или иной информации достоверной субъектом персональных данных есть иные средства проверки достоверности этих данных. Но применительно к ряду сведений личного характера часто такие средства не могут быть использованы, поэтому заявление субъекта о достоверности будет презюмировать их достоверность.

Нередко субъекты забывают уведомлять об изменении своих персональных данных, поскольку объем даваемых согласий на обработку персональных данных сегодня практически не позволяет контролировать, кому из операторов дается такое согласие. В связи с этим существует необходимость создания государственной информационной системы, в которой отражалась бы информация о том, у каких субъектов персональных данных операторы получали согласие на их обработку, в том числе на распространение в сети Интернет, для каких целей, с какими ограничениями.

При увеличении количества категорий персональных данных, включаемых в цифровой профиль, все чаще ставится задача обеспечить достоверность таких данных, особенно тех, которые не извлекаются из официальных публичных информационных систем, а самостоятельно предоставляются субъектами персональных данных в системы цифрового профилирования9. В связи с этим необходимо законодательно закрепить механизмы реализации негативных последствий предоставления субъектом недостоверной информации, а также установить критерии такой недостоверности.

Таким образом, реализация на законодательном и правоприменительном уровнях принципа достоверности информации в условиях цифровой трансформации требует от государства и общества поиска оптимальных путей и средств развития данного института. Особо значимо сегодня осуществлять контроль за использованием таких современных технологий, как блокчейн и искусственный интеллект10, функционирование которых вызывает определенное недоверие в обществе. В связи с этим необходимо законодательно предусмотреть специальные требования к достоверности при применении сквозных цифровых технологий. Одним из ключевых критериев развития информационного общества в ходе его цифровой трансформации должно стать обеспечение достоверности при цифровом обороте данных.

Список литературы

  1. Архипов В.В., Наумов В.Б., Смирнова К.М. Пределы принятия юридически значимых решений с использованием искусственного интеллекта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2021. Т. 12. N 4. С. 882 — 906.
  2. Виноградова Е.В., Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Цифровой профиль: понятие, механизмы регулирования и проблемы реализации // Правоприменение. 2021. Т. 5. N 4. С. 5 — 19.
  3. Грибанов Д.В. Оценка необходимости принятия правовой нейтральности интеллектуальных систем // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Право. 2021. Т. 21. N 1. С. 74 — 78.
  4. Петровская О.В. Принцип достоверности в информационном праве: дис. … канд. юрид. наук. М., 2022. 205 с.
  5. Петровская О.В. Цифровая трансформация и проблемы обеспечения достоверности информации // Аграрное и земельное право. 2020. N 3. С. 130 — 132.
  6. Полякова Т.А. Глобализация и национальная стратегия построения информационного общества в России // Человек: преступление и наказание. 2007. N 4. С. 24 — 28.
  7. Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Понятие и правовая природа "цифровой зрелости" // Государство и право. 2021. N 9. С. 107 — 116.
  8. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Развитие науки информационного права и правового обеспечения информационной безопасности: формирование научной школы информационного права (прошлое и будущее) // Государство и право. 2021. N 12. С. 97 — 108.
  9. Ястребов О.А. Искусственный интеллект в правовом пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Юридические науки. 2018. Т. 22. N 3. С. 315 — 328.
  10. Arkhipov V.V., Gracheva A.V., Naumov V.B. et al. Definition of artificial intelligence in the context of the Russian legal system: a critical approach // State and Law. 2022. N 1. P. 168 — 178.

1 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы".

2 Полякова Т.А. Глобализация и национальная стратегия построения информационного общества в России // Человек: преступление и наказание. 2007. N 4. С. 24 — 28.

3 Петровская О.В. Принцип достоверности в информационном праве: дис. … канд. юрид. наук. М., 2022. С. 22.

4 Там же. С. 25.

5 Архипов В.В., Наумов В.Б., Смирнова К.М. Пределы принятия юридически значимых решений с использованием искусственного интеллекта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2021. Т. 12. N 4. С. 904; Грибанов Д.В. Оценка необходимости принятия правовой нейтральности интеллектуальных систем // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Право. 2021. Т. 21. N 1. С. 77.

6 Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Понятие и правовая природа "цифровой зрелости" // Государство и право. 2021. N 9. С. 107, 115.

7 Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Развитие науки информационного права и правового обеспечения информационной безопасности: формирование научной школы информационного права (прошлое и будущее) // Государство и право. 2021. N 12. С. 105.

8 Петровская О.В. Цифровая трансформация и проблемы обеспечения достоверности информации // Аграрное и земельное право. 2020. N 3. С. 132.

9 Виноградова Е.В., Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Цифровой профиль: понятие, механизмы регулирования и проблемы реализации // Правоприменение. 2021. Т. 5. N 4. С. 18.

10 Ястребов О.А. Искусственный интеллект в правовом пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Юридические науки. 2018. Т. 22. N 3. С. 315 — 328; Arkhipov V.V., Gracheva A.V., Naumov V.B. et al. Definition of artificial intelligence in the context of the Russian legal system: a critical approach // State and Law. 2022. N 1. P. 168 — 178.


Рекомендуется Вам: