ЮрФак: изучение права онлайн

Цифровые права, принадлежащие юридическим лицам, как оборотоспособный объект гражданских прав

В статье рассматриваются цифровые права, их виды как объекты гражданских прав, а также возможность организаций вводить их в гражданский оборот путем различных сделок. В работе утверждается, что, прежде чем распоряжаться любым объектом, в том числе имущественным правом, организации необходимо провести оценку объекта и в последующем поставить его на бухгалтерский учет. Проводится анализ Федеральных стандартов оценки, которые можно было бы использовать для определения фактической стоимости цифрового права в целях введения его в гражданский оборот. В работе также делается вывод, что цифровое право, являющееся имущественным правом, должно находиться на бухгалтерском балансе организации в качестве нематериального актива, на основании чего проводится анализ Положения по бухгалтерскому учету нематериальных активов на предмет возможности такого учета.


Автор: Маркина М.В.

Не так давно в ст. 128 ГК РФ1 были внесены дополнения, в результате которых перечень имущественных прав расширился за счет цифровых прав. В 2019 г. также была добавлена ст. 141.1 ГК РФ, в п. 1 которой содержится понятие цифровых прав. Это названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.

Здесь же указывается, что цифровые права как объект гражданских прав можно вводить в гражданский оборот и распоряжаться любым разрешенным законом способом, например передавать, закладывать, обременять другими способами или ограничивать распоряжение.

В 2020 г. с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 2592 появился вид цифровых прав. Это цифровые финансовые активы, которыми признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов (ст. 1 п. 2).

В Федеральном законе от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ3 закреплен еще один вид цифровых прав: утилитарные цифровые права. В ст. 8 данного Закона раскрывается их содержание:

1) право требовать передачи вещи (вещей);

2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

Оба Федеральных закона говорят, что возможны и иные цифровые права, что означает открытый перечень цифровых прав и возможность его пополнения.

В силу особенности исследуемого объекта действия с цифровыми правами возможны только в информационных системах.

Все вышесказанное говорит об оборотоспособности цифровых прав как объекта гражданских прав.

Пункт 2 ст. 141.1 ГК РФ не ограничивает круг субъектов, которые могут быть обладателями цифрового права, за исключениями, предусмотренными правилами информационной системы.

В данной работе интерес представляют юридические лица как правообладатели цифрового права и как субъекты, вводящие цифровые права в гражданский оборот путем сделок.

Для распоряжения объектами права юридические лица должны их оценить и принять на бухгалтерский баланс. Цифровое право здесь не является исключением и "должно иметь денежную оценку"4 с последующим учетом.

В научной литературе указывается, что "понятие цифрового актива коррелирует с понятием нематериального актива, подлежащего бухгалтерскому учету"5.

В связи с этим можно рассмотреть ПБУ 14/20076, где согласно разделу I п. 5 единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, а, в свою очередь, инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций.

В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).

Однако, несмотря на то, что цифровые права входят в состав имущественных прав, наряду с обязательственными, вещными, исключительными правами, рядом корпоративных прав, нельзя утверждать, что их можно учитывать по ПБУ 14/2007. Так, подп. "г" п. 2 раздела I указанного Положения не позволяет применять его к финансовым вложениям, каковыми могут являться цифровые права. Далее п. 3 того же раздела исследуемого Положения перечисляет условия для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива, причем эти условия должны быть выполнены единовременно:

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации — патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;

в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

Надо отметить, что эти условия правообладателю цифровых прав выполнить возможно, но п. 4 сужает круг нематериальных активов, которые учитываются по анализируемому ПБУ, и относит к нематериальным активам, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания. Отдельно стоит деловая репутация, но она тоже учитывается в составе нематериальных активов в соответствии с ПБУ 14/2007.

Как видим из анализа, цифровые права не могут быть приняты к бухгалтерскому учету по ПБУ 14/2007, так как они не соответствуют правилам данного Положения.

В целях постановки на бухгалтерский учет цифрового права необходимо провести его оценку. Для этого обратимся к Федеральным стандартам оценки (ФСО). Оценку нематериальных активов регулирует Федеральный стандарт оценки "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО N 11)"7.

Объектом оценки в соответствии с данным Стандартом выступают нематериальные активы, т.е. активы, не имеющие материально-вещественной формы, проявляющие экономические свойства и дающие выгоды их собственнику (правообладателю), в том числе:

1) исключительные права на интеллектуальную собственность, а также иные права (право следования, право доступа и другие), относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях;

2) права, составляющие содержание договорных обязательств (договоров, соглашений);

3) деловая репутация.

Из приведенного перечня объектов можно утверждать, что цифровые права являются нематериальными активами, и их вполне разумно оценивать с помощью данного Стандарта, однако, на взгляд автора, требуется расширение объектов оценки и включение в него иных имущественных прав, в том числе цифровых.

Также следует рассмотреть ФСО N 88, содержащий правила оценки бизнеса, объектом которого могут выступать акции, паи в паевых фондах производственных кооперативов, доли в уставном (складочном) капитале (п. 4 раздела II).

В научной литературе можно встретить мнение, что "по большому счету принципиальных отличий цифровых прав от бездокументарных ценных бумаг нет, кроме инфраструктуры, поддерживающей оборот ценностей"9.

Это утверждение поддерживает и законодатель, в частности, п. 3 ст. 141.1 ГК РФ не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву, на переход цифрового права на основании сделки. Если придерживаться именно такого мнения, то цифровые права не только не отличаются от бездокументарных ценных бумаг, но и могут являться в том числе бездокументарным векселем.

Попытки ввести в гражданский оборот бездокументарные простые векселя10 "уже предпринимались российским регулятором рынка ценных бумаг в середине 1990-х годов"11, однако в 1996 г. ЦБ РФ выпустил телеграмму, в которой указывал, что, поскольку институт бездокументарного векселя противоречит положениям единообразного Закона о простом и переводном векселе Женевской вексельной конвенции 1930 г.12, регулирующего в настоящее время вексельное обращение на территории Российской Федерации, кредитным организациям запрещается обязываться по таким векселям, а также совершать с ними любые другие сделки.

Но цифровизация экономики в новом столетии позволяет использовать новые способы совершения сделок, способствует появлению новых объектов права, поэтому упомянутый ФСО N 8 можно было бы применить и к цифровым правам для определения их оценки для бизнеса, если бы не сужение в нем перечня объектов оценки.

Справедливости ради следует отметить, что ФСО N 9 "Оценка для целей залога" может применяться и к оценке цифровых прав без каких-либо оговорок, так как не имеет перечня конкретных объектов, и, в отличие от рассмотренных Стандартов выше, наоборот, обобщает объекты оценки, включая в них любые объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте и залог которых не запрещен действующим законодательством Российской Федерации.

Надо отметить, что законодатель, вводя в гражданское законодательство новый объект, не позаботился определить ни подходы к его оценке в целях распоряжения путем сделок, ни его место на бухгалтерском балансе организации. На данном этапе нет положения по бухгалтерскому учету, которое бы прописывало алгоритм постановки на учет цифрового права, а также нет федеральных стандартов оценки, содержащих определение стоимости цифровых прав.

При переходе к цифровизации многих сфер жизнедеятельности человека "экономика обретает новые инструменты, что требует разработки соответствующих правовых конструкций для их оформления"13. Такие изменения выявляют необходимость отражать их в правовом регулировании, что не всегда происходит вовремя.

Исходя из изложенного, следует отметить, что все Федеральные стандарты оценки, ПБУ 14/2007 были приняты в 2007 — 2016 гг., после 2016 г. ни один из этих документов не претерпевал каких-либо изменений и дополнений, что проявляется теперь, когда дополняется законодательство и появляются новые объекты, а в научной литературе идут горячие споры по поводу их определения и содержания14.

Поэтому законодателю необходимо рассмотреть вопросы оценки и бухгалтерского учета цифровых прав на балансе юридических лиц, необходимо проработать вопрос либо о создании нового Положения по бухгалтерскому учету, где бы содержались правила учета именно цифровых прав, всех их видов, либо отнести их к нематериальным активам и в таком случае расширить возможность учитывать их по ПБУ 14/2007 путем внесения в это Положение дополнений, касающихся цифровых прав.

Также и для полноценной оценки цифровых прав как оборотоспособного объекта гражданских прав необходимо обновить путем внесения изменений и дополнений в ФСО в целях возможности заключения сделок с учетом справедливой цены за такой объект, как цифровое право.

Литература

1. Белицкая А.В. Правовое обеспечение инвестирования в цифровой экономике / А.В. Белицкая // Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / ответственные редакторы В.А. Вайпан, М.А. Егорова. Москва: Юстицинформ, 2019. С. 325 — 334.

2. Гузнов А. Цифровые активы в системе объектов гражданских прав / А. Гузнов, Л. Михеева, Л. Новоселова [и др.] // Закон. 2018. N 5. С. 16 — 30.

3. Руденко Е.Ю. К вопросу о понятии цифровых прав как объектов гражданских правоотношений / Е.Ю. Руденко // Гражданское право. 2021. N 4. С. 7 — 10.

4. Санникова Л.В. Цифровые активы как объекты предпринимательского оборота / Л.В. Санникова, Ю.С. Харитонова // Право и экономика. 2018. N 4. С. 27 — 34.

5. Санникова Л.В. Цифровые активы: правовой анализ: монография / Л.В. Санникова, Ю.С. Харитонова. Москва: 4 Принт, 2020. 303 с.

6. Хабаров С.А. К вопросу о ревизии основных понятий главы 7 (Ценные бумаги) Гражданского кодекса Российской Федерации / С.А. Хабаров // Гражданское право. 2017. N 4. С. 30 — 34.


1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 31 (часть I). Ст. 5018.

3 Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 31. Ст. 4418.

4 Руденко Е.Ю. К вопросу о понятии цифровых прав как объектов гражданских правоотношений // Гражданское право. 2021. N 4.

5 Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Цифровые активы как объекты предпринимательского оборота // Право и экономика. 2018. N 4. С. 27 — 34.

6 Приказ Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" // Российская газета. 2008. 2 февраля.

7 Приказ Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 385 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО N 11)" // Вестник образования России. 2015. N 19.

8 Приказ Минэкономразвития России от 1 июня 2015 г. N 326 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка бизнеса (ФСО N 8)" / Документ опубликован не был // Предоставлен СПС "КонсультантПлюс".

9 Гузнов А., Михеева Л., Новоселова Л., Авакян Е. и др. Цифровые активы в системе объектов гражданских прав // Закон. 2018. N 5. С. 16 — 30.

10 Положение об обращении бездокументарных простых векселей на основе учета прав их держателей (утв. Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ от 21 марта 1996 г. N 5) // Финансовая газета (региональный выпуск). 1996. N 27 (утратило силу).

11 Хабаров С.А. К вопросу о ревизии основных понятий главы 7 ("Ценные бумаги") Гражданского кодекса Российской Федерации // Гражданское право. 2017. N 4.

12 Конвенция о Единообразном законе о переводном и простом векселе (заключена в Женеве 07.06.1930) // Собрание законов. 1937. Отд. II. N 18. Ст. 108.

13 Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова, параграф 4.1 "Правовое обеспечение инвестирования в цифровой экономике", автор параграфа А.В. Белицкая. М.: Юстицинформ, 2019.

14 Например, есть мнение, что "из легального определения цифровых прав в Гражданском кодексе РФ нельзя сделать однозначный вывод о том, какие именно цифровые объекты подразумеваются под цифровыми правами". См.: Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Цифровые активы: правовой анализ: монография // 4 Принт, 2020.


Рекомендуется Вам: