ЮрФак: изучение права онлайн

Совершенствование мер социальной поддержки семей, имеющих детей

На основе анализа действующего федерального и регионального законодательства, правоприменительной практики освещены вопросы совершенствования мер социальной поддержки семей, имеющих детей. Обоснована необходимость установления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет включительно, выработки единых критериев назначения ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от 0 до 3 лет, а также продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Сформулированы предложения по совершенствованию порядка и условий назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, в том числе в части исключения сумм расходов одного из родителей по выплате алиментов на содержание детей в другую семью при расчете среднедушевого дохода семьи.


Автор: Ережипалиев Д.И.

В нашей стране вопросам социальной поддержки семей, имеющих детей, уделяется пристальное внимание, например, принят Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"1, продолжается реформирование законодательства о социальной поддержке семей, имеющих детей.

Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость создания единой и стройной системы поддержки семей от этапа беременности до достижения детьми 18 лет. В последнее десятилетие на федеральном уровне принят комплекс беспрецедентных правовых мер, направленных на выстраивание целостной системы поддержки семей, куда входят пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до трех лет и др. В целях реализации конституционных гарантий в сфере социального обеспечения граждан государством принят ряд дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 10.03.2021 N 140 "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее — Указ от 20.03.2020 N 199) предусмотрена дифференциация размера ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет в зависимости от размера среднедушевого дохода семьи.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2022 N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей" (далее — Указ от 31.03.2022 N 175) с 1 апреля 2022 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Прием заявлений на новую выплату стартовал 1 мая 2022 г. При этом назначать пособие органы Пенсионного фонда Российской Федерации стали с 1 апреля. То есть, подав заявление после 1 мая, семья могла получить сумму сразу за два месяца — апрель и май при условии, что в апреле ребенку уже исполнилось 8 лет.

С 1 июля 2021 г. по 1 мая 2022 г. ежемесячные выплаты были предусмотрены на детей от 8 до 17 лет, которые проживают в семьях с единственным родителем или в семьях, имеющих в соответствии с судебным решением право на получение алиментов, в случае если такие семьи признаны нуждающимися или остаются таковыми после получения алиментов. (Выплаты были введены Федеральным законом от 26.05.2021 N 151-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, ст. 3 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" была дополнена абзацем следующего содержания: "…ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет". С 1 мая 2022 г. абзац утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.04.2022 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".) Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2022 N 175 круг семей был расширен. При этом единственный родитель и родитель, получающий алименты по решению суда после развода, которые ранее (с 1 июля 2021 г. и позднее) реализовали право на ежемесячную выплату на детей той же возрастной категории, получили право перейти на новый вид пособия.

Можно привести и другие новации в указанной сфере (к примеру, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 396 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" осуществлена дополнительная единовременная выплата на детей от 6 до 18 лет в размере 10 тыс. руб. Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым освобождены от налогообложения доходы, полученные при продаже жилого помещения семьями с двумя и более детьми, в случае приобретения нового жилья в целях улучшения жилищных условий, и др.), однако полагаем необходимым акцентировать внимание на мерах социальной поддержки в виде ежемесячных пособий семьям, имеющим детей, поскольку именно с введением новой выплаты на детей от 8 до 17 лет заговорили о так называемой бесшовной системе поддержки семей с детьми2, которая в настоящее время охватывает семьи с детьми от 3 до 17 лет, а в перспективе и от 0 до 3 лет. По сведениям первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации О.Ю. Баталиной, система предполагает помощь на одинаковых условиях в течение всего периода. Речь идет не только об источниках финансирования, но и о создании единых условий, чтобы семьи, если им нужна такая поддержка, независимо от возраста ребенка, плавно переходили на следующий этап — без изменения условий, без изменения правил, без изменения требований к составу семьи, к источникам дохода3.

Как видим, в России в целом сформирована система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Однако, как показывает практика, необходимость совершенствования мер социальной поддержки семей с детьми имеется, что обусловлено высоким уровнем бедности семей с детьми4, рекордной естественной убылью населения5 при одновременном увеличении числа детей в возрасте до 18 лет из отдельных категорий семей, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. За последние пять лет их количество возросло практически в два раза (в 2017 г. — 4 720 490, в 2018 г. — 5 095 252, в 2019 г. — 5 132 520, в 2020 г. — 7 786 887, в 2021 г. — 8 402 499)6.

Ситуация осложняется тем, что граждане по-прежнему сталкиваются с административными барьерами при получении мер социальной поддержки, в ряде регионов размеры выплат слишком малы7. По итогам проверки, проведенной по поручению Генерального прокурора Российской Федерации, в регионах пересмотрены тысячи неправомерных решений об отказе в социальных выплатах на детей8.

При указанных обстоятельствах формирование действенной бесшовной системы поддержки семей с детьми требует устранения недостатков правового регулирования оснований и порядка назначения мер социальной поддержки.

Для наглядности схематично изобразим основные этапы бесшовной системы и проанализируем условия и порядок получения мер социальной поддержки семьями с детьми различной возрастной категории на предмет проработки дополнительных мер по их социальному обеспечению.

В представленной схеме выделены три этапа: от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет включительно, от 8 до 17 лет. В настоящее время бесшовная система на общефедеральном уровне фактически охватывает семьи с детьми в возрасте от 3 до 17 лет. За исключением Москвы, где разработан порядок назначения и выплаты ежемесячных пособий на детей с рождения до 18 лет из нуждающихся семей9, который охватывает детей от 0 до 3 лет, а также детей до 18 лет (а не до 17) из нуждающихся семей. Поэтому очевидно, что работа на общефедеральном уровне еще предстоит как на первом, так и на третьем этапе.

На первом этапе предусмотрены следующие выплаты:

ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2022 N 1036);

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет (Приказ Минтруда России от 29.09.2020 N 668н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей");

ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до трех лет (Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"; Приказ Минтруда России от 29.12.2017 N 889н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка");

ежемесячное пособие на третьего ребенка до трех лет (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации").

Как показал анализ, на данном этапе предусмотрены различные выплаты, однако говорить о формировании одинаковых условий их назначения нуждающимся семьям с детьми в возрасте от 0 до 3 лет пока преждевременно.

Так, если на ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, могут претендовать женщины, находящиеся в трудном материальном положении, если размер среднедушевого дохода их семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в регионе, то на ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до трех лет могут рассчитывать граждане, если размер среднедушевого дохода их семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации. При этом деньги на первого ребенка перечисляются из федерального бюджета, а на второго — из средств материнского капитала. Фактически речь идет о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка. В том случае, если средства материнского капитала использованы в полном объеме, граждане уже не вправе претендовать на указанную выплату.

Иначе обстоит дело с ежемесячным пособием на третьего ребенка или последующих детей до трех лет. Критерии назначения выплаты в субъектах Российской Федерации разнятся, поскольку определяются ими самостоятельно. Выплата установлена не повсеместно, а лишь в тех регионах, в которых имеются проблемы с рождаемостью. Выплата софинансируется из федерального бюджета, и перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, ежегодно пересматривается Правительством Российской Федерации10.

Данная мера поддержки, как и две первые, носит адресный характер и предназначена многодетным семьям, которые подходят под определенные критерии.

В одних регионах учитываются предыдущие дети независимо от их возраста (включая умерших): рожденные (усыновленные) матерью очередного ребенка; предыдущие дети отца очередного ребенка, в том числе усыновленные им, совместно проживающие с отцом и очередным ребенком11, в других — совместно проживающие родители (одинокий родитель, усыновитель) и их дети в возрасте до 18 лет12.

Отсутствует единый подход и в вопросе о возможности оформления данной выплаты повторно, если семья уже получила пособие на третьего ребенка, но в дальнейшем появился четвертый ребенок. В одних регионах такая выплата полагается на каждого ребенка при соответствии установленным критериям 13, в других — многодетная нуждающаяся семья может оформить указанное пособие один раз, независимо от количества последующих детей14. Некоторые регионы устанавливают дополнительные критерии. К примеру, в Томской области в выплате могут отказать, если у второго родителя, который не является заявителем, отсутствуют уважительные причины, по которым он не работает и не состоит в службе занятости населения15.

Кроме того, различаются расчетные периоды при определении права на ежемесячные выплаты, размеры пособий, а также периоды финансовой помощи.

Порядок назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, в отличие от трех рассмотренных мер поддержки на первом этапе, не содержит критерия нуждаемости. Однако размер и порядок назначения зависят от того, трудоустроен гражданин, претендующий на выплату, или нет. Ежемесячная выплата работающему гражданину рассчитывается исходя из минимального размера оплаты труда, но она не может быть ниже, чем для неработающих. В настоящее время материальная помощь оказывается по день исполнения ребенку полутора лет. Между тем, как известно, отпуск по уходу за ребенком предоставляется на три года и нередко возникают проблемы, связанные с устройством ребенка до названного возраста в дошкольное образовательное учреждение. В связи с этим в профессиональном сообществе высказывались предложения об увеличении размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до средней заработной платы и о продлении срока его выплаты до трех лет. Такое предложение прозвучало на стратегической сессии "Народная программа "Единой России" семьям с детьми"16, но до настоящего времени так и не реализовано.

Таким образом, несмотря на то что на первом этапе предусмотрены различные выплаты, условия и порядок их получения отличаются, рассчитывать на них могут не все семьи с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, даже если они относятся к малоимущим.

Иначе выглядит ситуация на втором и третьем этапах (от 3 до 7 лет включительно и от 8 до 17 лет). В целом порядок и условия назначения ежемесячных выплат семьям с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, а также от 8 до 17 лет схожи. При этом отдельные расхождения все же имеются. Как минимум отличаются органы, ответственные за их назначение. По выплатам семьям с детьми в возрасте от 3 до 7 лет — это территориальные органы социальной защиты населения, от 8 до 17 лет — территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (за исключением Москвы17, где ответственными органами являются органы соцзащиты). Следует отметить, что в целях оптимизации структуры Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, централизации установления социальных выплат, а также сокращения существующих издержек на базе указанных фондов с 1 января 2023 г. создается Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации18.

Однако важнее обратить внимание на то, что применительно к выплатам семьям с детьми от 3 до 7 лет в Указе от 20.03.2020 N 199 предусмотрена оговорка "до 7 лет включительно", а от 8 до 17 лет в Указе от 31.03.2022 N 175 такой оговорки нет. Достижение ребенком, в отношении которого поступило заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, возраста 17 лет служит основанием для отказа в ее назначении19. Фактически на соответствующие выплаты могут претендовать дети от 8 до 16 лет включительно. Очевидно, что такой подход не в полной мере учитывает интересы несовершеннолетних обучающихся и выпускников общеобразовательных организаций в возрасте 17 лет, которые также могут нуждаться в социальной поддержке. В условиях снижения реальных доходов граждан, увеличения стоимости отдельных товаров, в том числе для подготовки детей к школе и поступлению в высшие учебные заведения, важной представляется проработка вопроса о совершенствовании порядка и условий ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет включительно.

Кроме того, иногда территориальные органы социальной защиты населения отказывают гражданам в назначении ежемесячных денежных выплат на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, при исчислении которого не исключаются алименты, выплачиваемые одним из родителей на содержание несовершеннолетних детей, не проживающих в данной семье. Для восстановления своих нарушенных прав граждане вынуждены нередко в судебном порядке добиваться предоставления мер социальной поддержки, затрачивая при этом время и усилия. Во многом сложившаяся ситуация обусловлена наличием пробела в законодательстве, определяющем порядок и условия назначения соответствующих выплат.

Так, перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также исключаемых из расчета, определен п. 21 и 25 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 (далее — основные требования). Алименты учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

В силу подп. "б" п. 16 Основных требований превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, является основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты. При этом требований не учитывать при расчете среднедушевого дохода какие-либо расходы документ не содержит и уполномоченными органами зачастую при расчете среднедушевого расхода семьи не исключаются расходы, в том числе алименты, выплачиваемые в другую семью.

В соответствии с п. 19 Основных требований в состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной выплаты, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель) или опекун ребенка, подавшие заявление, его супруг (супруга), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).

По смыслу данной нормы в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются исключительно дети заявителя. Таким образом, если с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно обратится женщина (мама детей), у которой супруг (отец их общих детей) платит алименты на детей от первого брака, то при расчете среднедушевого дохода семьи суммы алиментов, выплачиваемых в другую семью, не исключаются. Если в подобной ситуации с заявлением обратится супруг, то суммы алиментов, выплачиваемых в другую семью, исключаются и учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи. Аналогично и с ежемесячными выплатами семьям, имеющим детей в возрасте от 8 до 17 лет. Такой подход, на наш взгляд, ставит в неравное положение супругов и не соответствует принципу наилучшего обеспечения интересов детей.

Подобные проблемы и в дальнейшем судебные споры20 возникают и при назначении выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка. Заявители также вынуждены обжаловать в судебные инстанции решения уполномоченных органов, которые не производят вычет алиментов, удерживаемых из заработной платы мужей на содержание детей от первого брака, проживающих с матерью.

Однако в отличие от основных требований, регламентирующих порядок осуществления ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно и от 8 до 17 лет и закрепляющих возможность подачи заявления как супругом, так и супругой, Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка допускает возможность обращения с заявлением о назначении соответствующей выплаты исключительно женщины, родившей (усыновившей) ребенка, что также свидетельствует о необходимости совершенствования порядка и условий назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в части исключения расходов одного из родителей по выплате алиментов на содержание детей в другую семью при расчете среднедушевого дохода семьи.

Представляет интерес позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении по кассационному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации21, которым оставлено в силе решение районного суда о возложении на многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязанности повторно произвести расчет среднедушевого дохода семьи, исключив из дохода семьи сумму алиментов, уплаченных одним из родителей на содержание ребенка в другую семью, и о назначении ежемесячной выплаты.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что суд первой инстанции правомерно применил к спорным отношениям положения Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512, согласно п. 3 которого из дохода семьи исключается сумма уплаченных алиментов.

Для восстановления нарушенных прав граждане по-прежнему вынуждены обращаться в судебные инстанции. Представляется, что сохранение имеющихся барьеров при получении социальных пособий на детей способствует росту уровня бедности в семьях с детьми, что, в свою очередь, требует скорейшего совершенствования порядка и условий назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в части исключения сумм расходов одного из родителей по выплате алиментов на содержание детей в другую семью при расчете среднедушевого дохода семьи. В целях недопущения злоупотреблений со стороны заявителей в части занижения среднедушевого дохода своих семей путем завышения сумм алиментов, уплаченных в другую семью, важно одновременно проработать вопрос о возможности проверки достоверности информации об уплате алиментов и их получении семьями, имеющими на них право.

Учитывая изложенное, в целях выстраивания целостной системы мер поддержки семей с детьми целесообразно: разработать единые критерии назначения ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от 0 до 3 лет; продлить срок выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; установить ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 8 до 18 лет (т.е. до 17 лет включительно); усовершенствовать порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, в том числе в части исключения сумм расходов одного из родителей по выплате алиментов на содержание детей в другую семью при расчете среднедушевого дохода семьи.


1 Закон гармонично дополняет законодательство о социальной поддержке семей, имеющих детей, которое включает в себя в том числе Федеральные законы от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и др.

2 URL: https://rg.ru/2022/04/14/s-1-maia-sistema-podderzhki-semej-s-detmi-ot-3-do-17-let-stanet-besshovnoj.html?ysclid=l6djyomqsj324968805 (дата обращения: 10.08.2022).

3 URL: https://iz.ru/1320742/2022-04-14/v-rossii-s-1-maia-zarabotaet-besshovnaia-sistema-podderzhki-semei-s-detmi (дата обращения: 10.08.2022).

4 Официальный сайт Министерства труда Российской Федерации. URL: https://mintrud.gov.ru/social/social/1266 (дата обращения: 09.08.2022).

5 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/2021_edn12.htm (дата обращения: 09.08.2022).

6 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 15.08.2022).

7 Официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. URL: http://deti.gov.ru/documents/doklad (дата обращения: 10.08.2022).

8 Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=75899676 (дата обращения: 10.08.2022).

9 Постановление Правительства Москвы от 12.04.2022 N 553-ПП "О ежемесячных пособиях на детей в городе Москве" // Вестн. Москвы. 2022. N 22.

10 См., напр., распоряжение Правительства РФ от 11.08.2021 N 2218-р.

11 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 07.09.2012 N 335 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет" // Официальный интернет-портал Республики Марий Эл. URL: http://www.portal.mari.ru.

12 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 23.12.2019 N 38-РЗ "О ежемесячной денежной выплате нуждающимся в поддержке семьям при рождении (усыновлении) третьего ребенка и последующих детей" // Официальный сайт Главы Кабардино-Балкарской Республики. URL: http://www.glava.kbr.ru.

13 Постановление Губернатора Владимирской области от 10.08.2012 N 910 "Об утверждении Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка до достижения им возраста трех лет, а также порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка до достижения им возраста трех лет" // Владимир. вед. 2012. N 152.

14 Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 04.08.2022 N 2273-р "Об утверждении административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выполнению отдельных функций по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, в виде ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей в период с 1 января 2013 года (с 1 января 2016 года — при усыновлении) до достижения ребенком возраста 3 лет // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://www.gov.spb.ru.

15 Постановление Губернатора Томской области от 28.12.2012 N 191 "Об утверждении Порядка признания семьи нуждающейся в поддержке, назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет" // Собр. законодательства Томской области. 2013. N 1/1(90).

16 URL: https://www.1tv.ru/news/2021-07-08/409461-edinaya_rossiya_predlozhila_uravnyat_detskie_posobiya_so_sredney_zarplatoy_i_prodlit_vyplatu_do_treh_let?ysclid=l70kc4qls1325954919 (дата обращения: 20.08.2022).

17 Постановление Правительства Москвы от 12.04.2022 N 553-ПП "О ежемесячных пособиях на детей в городе Москве" // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. URL: http://www.mos.ru.

18 Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".

19 Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 630 "Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".

20 Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.08.2022 N 44-КАД22-7-К7.

21 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25.04.2022 N 65-КГПР22-1-К9.


Рекомендуется Вам: