ЮрФак: изучение права онлайн

Коррупция как угроза безопасности современного общества и государства

В центре научного исследования — вопросы состояния коррупции в России в настоящее время и угрозы, которые она в себе несет. Автором проводится анализ правового регулирования вопросов противодействия коррупции, научных подходов к определению данного социально-правового явления. Особое внимание уделено вопросу возможных негативных последствий коррупции, ее социальной опасности. Автор отстаивает точку зрения, согласно которой для эффективного противостояния коррупции необходим комплексный и системный подход.

Автор: Окутина Н.Н.

Задача любого государства состоит в обеспечении достаточного уровня жизни населения, защите прав и свобод человека и гражданина. Важной составляющей для достижения указанных целей является высокий уровень правового сознания, правовой грамотности и правопорядка в целом. Любое попрание норм права является опасным для стабильности общественных отношений.

Особое место в системе противоправных деяний занимают коррупционные правонарушения. Их отличают всеобъемлющий характер и весьма серьезные последствия их совершения. Помимо экономического урона, деяния коррупционной направленности подрывают авторитет государственной власти и органов местного самоуправления, минимизируют эффективность работы должностных лиц, искажают правильное восприятие человеком конституционного строя нашей страны.

Коррупция в России — проблема национальная, справиться с ней не представляется возможным в полной мере. Об этом уже не раз заявлял глава государства. Однако сократить масштабы правовыми методами вполне возможно. В настоящее время в юридической литературе преобладает интегрированный подход к определению коррупции, согласно которому данное правовое явление можно определить в качестве незаконного использования субъектом своего должностного положения в целях получения личной (частной) выгоды вопреки законным интересам общества, государства и граждан. В данном случае выгода характеризуется не только как материальная, но и как нематериальная — обещание преимущества, взаимная услуга.

В российском законодательстве весьма продолжительное время не была закреплена данная норма-дефиниция. Лишь в 2008 г. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепил определение коррупции, данное законодателем. В частности, коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица1.

Некоторые исследователи, например В.В. Астанин, С.Б. Иванов, П.А. Кабанов2, настаивают на том, что коррупция — понятие куда шире закрепленного нормами отечественного и международного права. Они исходят из того, что коррупция — явление социально-правовое, а значит, и затрагивает все сферы общественной жизни. По утверждению Т.Я. Хабриевой, коррупция "не просто снижает эффективность государственных институтов, а подрывает авторитет власти и престиж страны"3. Как отмечают Ю.П. Гармаев, Э.А. Иванов, С.А. Маркунцов, любые проявления коррупции "убивают доверие граждан к органам государственной власти", способствуют "исчезновению выработки эффективных законодательных и управленческих решений"4. Действительно, коррупция является существенным препятствием для развития институтов гражданского общества, правосознания граждан, для полноценного функционирования политической, экономической, образовательной систем. Она порождает серьезные диспропорции в системе государственного и муниципального управления, искажая и попирая нормы морали.

Президент России В.В. Путин, ставя коррупцию в один ряд с терроризмом, предопределил системную работу органов власти всех уровней по разработке методов противодействия и предупреждения коррупции, а также коррупционных правонарушений. Универсальный характер коррупционной преступности является существенным барьером для ликвидации коррупции в целом, предопределяя исключительно возможность минимизации ее уровня и возможных последствий. Комплексный характер коррупции определил не только существенное влияние на правовые, экономические, политические, социальные, психологические и другие отношения, но и системный характер противодействия возможным коррупционным проявлениям.

Разработка правовых режимов противодействия коррупции предполагает четкую согласованность законодательства всех уровней. Очевидно, что законодательный бум, разразившийся в последнее десятилетие, привел к существенному росту правовых коллизий в области правового регулирования деятельности по противодействию коррупции в России. Вместо стройной системы антикоррупционного законодательства на деле мы получили разрозненную и весьма объемную разноотраслевую правовую массу. Многочисленные стандарты антикоррупционного поведения в органах государственной власти различного уровня и местного самоуправления в меньшей степени относятся к самой сути данного вопроса.

Этот тезис доказывает тот факт, что, согласно индексу восприятия коррупции, Россия на протяжении последних лет занимает невысокие места. Если в 2016 г. наша страна занимала 131-е место из 180, то в 2020 г. остановилась на отметке 129 с 30 баллами из 100 возможных5. Данный рейтинг формируется на основе опросов среди экспертов данной области и представителей деловых кругов. Можно по-разному относиться к такому роду рейтингам, куда красноречивее отношение россиян к проблемам коррупции.

Согласно результатам опроса службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны РФ, в 2020 г. порядка 75% респондентов заявили о том, что деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции является неэффективной. Причем данный показатель увеличивается с каждым годом на протяжении последних пяти лет.

О существенном росте числа нарушений законодательства в области противодействия коррупции и преступлений коррупционной направленности по итогам 2020 г. заявил в своем докладе членам Совета Федерации РФ генеральный прокурор И. Краснов. Только за минувший год органами надзора выявлено свыше 245 тысяч нарушений в области противодействия коррупции, зарегистрировано более 30 тысяч преступлений в данной сфере. Столь высокий уровень коррупционной преступности в нашей стране официально фиксируется еще с 2007 г. Причем за последние годы возрастает число неурегулированных конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе6.

Особенно серьезную угрозу несет коррупция в органах власти. Весьма точное определение данному явлению дал А.В. Наумов. Он определил коррупцию в органах государственной власти и местного самоуправления как "коррупцию в законе, но только более отвратительную"7. Ее характеризует в большей степени системный характер и существенные объемы незаконных обогащений, а также повышенная латентность. В один ряд с приверженцами данной теории можно поставить и профессора В.В. Лунеева, который заявлял о прямой взаимосвязи морально-нравственного состояния общества и уровня преступности. Он отмечал, что "коррупция — наиболее распространенное и сугубо профессиональное противоправное поведение правящих кругов"8.

Рассматривая вопросы противодействия коррупции в России, отметим, что ряд субъектов РФ выступили новаторами в разработке способов предупреждения коррупционных проявлений и нивелирования их угроз для общества и государства. Например, Ульяновская область стала "регионом-пионером" в области новых подходов в деле борьбы с чиновниками-коррупционерами. В частности, именно в Ульяновской области в 2009 г. впервые в России была введена должность уполномоченного по противодействию коррупции, а в 2014 г. начал действовать проект "Анимированная антикоррупционная карта". Опыт реализации региональных и муниципальных программ по противодействию коррупции на территории Ульяновской области берет свое начало еще в 2008 г.9 Последнее десятилетие отмечено проведением достаточно многочисленных тематических мероприятий: ежегодных конкурсов среди независимых экспертов, осуществляющих независимую антикоррупционную экспертизу, а также творческих и исследовательских конкурсов среди школьников и студентов, "недель антикоррупционных инициатив" и т.д. Однако успешно решенной проблему борьбы с коррупцией в Ульяновской области назвать все же нельзя.

Вместе с тем проводимые социологические опросы и устойчивый рост преступлений коррупционной направленности подтверждают условный эффект подобных мер, а также важность разработки новых правовых, а главное принципиально иных механизмов и мер в борьбе с "коррупцией в законе", которая развращает должностных лиц разного уровня, усиливая веру людей в безнаказанность нечистых на руку чиновников. Имеющие существенные привилегии и исключительные права, они реализуют свои полномочия вопреки интересам государственной и муниципальной службы, вопреки интересам граждан и государства, в котором мы живем.

Коррупция как явление, как неотъемлемая часть современной жизни несет в себе комплекс угроз для общества и государства.

Во-первых, речь идет о существенном замедлении темпов социального развития государства, что объясняется ограничением равного и свободного доступа граждан к услугам. Развитие цифровых сервисов призвано в некотором роде решить данный вопрос, однако существенная доля государственных и муниципальных услуг все же требует личного обращения гражданина в органы власти, к тому же вопросы личной заинтересованности конкретного должностного лица интернет-сервисы решить априори не способны.

Во-вторых, коррупционная составляющая бьет по имиджу и престижу любого государства. В сфере международных отношений вопросы уровня коррупции в конкретном государстве являются важной характеристикой для выбора стратегии сотрудничества и установления доверия к правительству в целом.

В-третьих, коррупция способствует дестабилизации политической обстановки. Ярким примером могут служить события "арабской весны" 2010 г. Многочисленные коррупционные преступления стали поводом к массовым акциям протеста и демонстрациям, затронувшим десятки стран.

В-четвертых, массовые коррупционные преступления должностных лиц органов федеральной власти приводят к снижению общего уровня боеготовности государства, что отражается на обеспечении безопасности страны в целом. Вредоносность коррупции в данной сфере подрывает обороноспособность и устойчивость мира.

В-пятых, не меньшую опасность коррупция представляет для граждан, в первую очередь для их конституционных прав и свобод. Закрепленные в ст. 55 Конституции Российской Федерации10 основные права человека и гражданина оказываются намеренно ограниченными со стороны должностных лиц, наделенных исключительными привилегиями. Это приводит к снижению общего уровня получения государственных и муниципальных услуг, росту социального напряжения среди населения.

В-шестых, коррупция экономически вредоносна. Причем об истинных масштабах можно только догадываться. Это обусловлено высоким уровнем латентности данного рода преступлений. В настоящее время можно говорить о легализации доходов, полученных элитой в 90-е годы. В настоящее время, по мнению профессора А.В. Наумова, "богатство претендентов на высокие государственные должности стало выдаваться за положительное, в отличие от бедности"11. Наряду с этим коррупция является важной причиной, препятствующей развитию предпринимательства, способствующей установлению в стране олигархического бизнеса.

В-седьмых, коррупционная составляющая порождает нравственное уродство, деформирует нравственное состояние общества и деморализует его, наносит ущерб всему правовому обществу.

Существующая в настоящее время и подтверждаемая статистическими данными коррупционность органов государственной власти и местного самоуправления, а также должностных лиц препятствует оптимальному функционированию данных структур и их развитию. Это влечет за собой нарушение законных прав и интересов физических и юридических лиц, подрывает доверие населения к власти в целом, а также способствует сращиванию отдельных должностных лиц с криминальными сообществами. В этой связи на первый план сегодня выходит вопрос создания эффективной системы мер противодействия коррупции, демонстрируя важность комплексного подхода. Становится очевидно, что не представляется возможным ограничиваться исключительно развитием и совершенствованием правовых основ противодействия коррупции.

Литература

1. Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI — XX веков: развитие системного подхода / В.В. Астанин. Москва: Российская криминологическая ассоциация, 2003. 92 с.

2. Гармаев Ю.П. О формировании междисциплинарной концепции антикоррупционного комплаенса в Российской Федерации / Ю.П. Гармаев, Э.А. Иванов, С.А. Маркунцов // Право. Журнал высшей школы экономики. 2020. N 4. С. 106 — 128.

3. Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение / П.А. Кабанов. Казань: Новое знание, 2004. 174 с.

4. Лунеев В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты / В.В. Лунеев // Социология преступности. 1994. N 8-9. С. 89 — 100.

5. Наумов А.В. Избранные труды. О реформе Уголовного кодекса Российской Федерации (публикации 2009 — 2019 гг.) / А.В. Наумов; Составители: Е.Н. Карабанова, И.А. Стаценко; Вступительная статья О.С. Капинус. Москва, 2019. 384 с.

6. Хабриева Т.Я. Противодействие коррупции: новые вызовы: Монография / Т.Я. Хабриева, С.Б. Иванов, Ю.А. Чиханчин [и др.]; Ответственный редактор Т.Я. Хабриева. Москва: ИНФРА-М, 2016. 384 с.


1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (часть I). Ст. 6228.

2 См., например: Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI — XX веков: развитие системного подхода. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2003. 92 с.; Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение / Моск. гуманитарно-экономический институт, Нижнекамский филиал. Казань: Новое знание, 2004. 174 с.; Хабриева Т.Я., Иванов С.Б., Чиханчин Ю.А. Противодействие коррупции: новые вызовы: Моногр. М., 2016. 148 с.

3 Хабриева Т.Я., Иванов С.Б., Чиханчин Ю.А. Указ. соч.

4 Гармаев Ю.П., Иванов Э.А., Маркунцов С.А. О формировании междисциплинарной концепции антикоррупционного комплаенса в Российской Федерации // Право. Журнал высшей школы экономики. 2020. N 4. С. 109.

5 Россия в Индексе восприятия коррупции — 2020: 30 баллов и 129-е место. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2020-30-ballov-i-129-mesto.html (дата обращения: 08.07.2021).

6 Официальный сайт прокуратуры Российской Федерации. URL: https://procrf.ru/news/2435758-generalnyiy-prokuror-rf-igor.html (дата обращения: 08.07.2021).

7 Наумов А.В. Избранные труды. О реформе Уголовного кодекса Российской Федерации (публикации 2009 — 2019 гг.) / Сост. Е.Н. Карабанова, И.А. Стаценко; Вступит. ст. О.С. Капинус; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2019. С. 107.

8 Лунеев В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты // Социология преступности. 1994. N 8-9. С. 89.

9 Постановление Правительства Ульяновской области от 22 июля 2008 г. N 14/329-П "Об утверждении областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ульяновской области" на 2008 — 2012 годы" // Ульяновская правда. 2008. 30 июля.

10 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".

11 Наумов А.В. Указ. соч. С. 108.


Рекомендуется Вам: