ЮрФак: изучение права онлайн

Особенности правового обеспечения финансовой безопасности в области налогообложения

Правовое регулирование системы налогов и сборов зависит и от состояния правоприменительной практики, отражающей степень реализации существующих норм права, регулирующих налоговые отношения, подтверждающие или отрицающие достижение целей, поставленных законодателем при принятии того или иного нормативного правового акта, регулирующего сферу налогообложения. В области реализации финансово-правовой политики по обеспечению финансовой безопасности Российской Федерации систему налогов и сборов уместно рассматривать как финансовый ресурс. Предпринимаемые действия со стороны законодателя, направленные на создание комфортных условий ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации, должны регламентировать средний уровень налоговой нагрузки.

Автор: Тархова К.И.

В современных экономических системах большое значение отводится налогам, потому как они "являются основным каналом доходной части бюджета и формируют финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами"1. Налоги выступают важной составляющей финансовой безопасности, поскольку обеспечивают все уровни системы управления финансовыми ресурсами. Этим не ограничена роль системы налогов и сборов в обеспечении финансовой безопасности Российского государства. Установить роль налогов и иных обязательных платежей в обеспечении финансовой безопасности возможно через их сущность, а она проявляется через функции, взаимосвязанные между собой. В данной связи стоит отметить регулирующую функцию, которая присуща налогам, сборам и страховым платежам, что может быть использовано для разрешения задач финансовой безопасности страны.

Роль исполнения регулирующей функции налогами заключается во влиянии на перемещение капитала из реального сектора экономики в сектор услуг, в том числе финансовых. Скорость реагирования системы налогов и сборов на быстро изменяющиеся экономические условия влияет на процесс адаптации национальной финансовой системы к новым условиям с сохранением функционирования либо препятствует подобным процессам.

Те свойства, которыми обладает система налогов и сборов, позволили некоторым исследователям рассматривать ее как составляющую финансовой безопасности сразу в нескольких качествах, а именно:

— как ресурсный фактор, находящийся в руках государства;

— как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы;

— как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий2.

Сложно не согласиться с таким мнением, ведь налоги составляют большую часть доходной статьи бюджетов всех уровней и способны обеспечить такое развитие отраслей экономики, при котором социально-экономическая стабильность и развитие государства, его частей, станут просто неизбежным следствием. Система налогов и сборов, рассматриваемая в качестве фактора финансовой безопасности страны, также обеспечивает поддержание целостности и единства финансовой системы Российской Федерации и способность к противостоянию внешним и внутренним угрозам государству и его регионам.

Говоря о налоговой безопасности как о составляющей финансово-экономической безопасности страны, необходимо понимать риски и угрозы, возникающие в этой среде, с целью их минимизации и предупреждения3. Степень и состояние защищенности финансовой системы служат в качестве одного из определяющих факторов ее успешного функционирования. При помощи анализа состояния защищенности возможно дать оценку адекватности действующих механизмов защиты от существующих рисков на фоне угроз безопасности финансовой системы.

В данном случае налоговые риски — угроза потерь налоговых доходов государства в результате деятельности участников налоговых правоотношений4. При этом нельзя отрицать их взаимное влияние, так как "кризисное состояние государства в экономике, ошибки в экономической политике и общая слабость системы государственного управления с неизбежностью ведут к кризису налоговой системы, превращая ее в реальную или потенциальную угрозу государству, политическому строю и органам власти, лишая их дееспособности и финансовых ресурсов"5. Сказанное наталкивает на мысль о том, что изменчивые по уровню угрозы финансовой безопасности требуют мониторинга и приведения налоговой и бюджетной политик не только в соответствие друг с другом, но также предусматривают оперативное реагирование на них.

Что касается важности системы налогов и сборов в обеспечении финансовой безопасности, нельзя недооценивать роль ее правового регулирования. Безусловно, система источников права, регулирующая отношения в названной области, играет важную роль, но она не является и не может являться стабильной, так как зависит от многих факторов, которые лежат не только в плоскости налогового права или права вообще.

"Правовое регулирование налоговой системы зависит и от состояния правоприменительной практики, отражающей степень реализации существующих норм права, регулирующих налоговые отношения, подтверждающие или отрицающие достижение целей, поставленных законодателем при принятии того или иного нормативного правового акта, регулирующего сферу налогообложения"6.

Для всех современных государств характерны и влияют на их финансовую безопасность риски, связанные с нестабильным характером законодательства в налоговой сфере. Законодательство, обеспечивающее налоговую безопасность, является достаточно объемной, динамичной и самостоятельной отраслью права.

Система налогов и сборов в Российской Федерации состоит из трех уровней, каждый из которых сформирован по правилам и в рамках, определенных на федеральном уровне. Так, в соответствии со ст. 71 и 72 Конституции РФ вопросы финансового регулирования и федеральных налогов и сборов отнесены к ведению Российской Федерации, а установление общих принципов налогообложения — к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Законодательство о налогах и сборах представлено тоже тремя уровнями. Первый из них представляют Налоговый кодекс РФ и федеральные законы о налогах, сборах и страховых взносах.

В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ, принятых и не противоречащих положениям, содержащимся в НК РФ7. Кроме отправных положений, закрепленных в Конституции РФ, полномочия субъектов определены в НК РФ в отношении полномочий по налогово-правовому регулированию.

Учитывая структуру системы налогов и сборов, функционирующую в Российской Федерации, стоит отметить, что муниципальные образования, образующие третье звено системы, на настоящий момент занимают шаткое положение. Да, для муниципальных образований система налогов и сборов выступает в качестве важнейшего инструмента для обеспечения достаточных доходов и развития территорий. Но наряду с определенной долей самостоятельности в вопросах налогообложения они имеют мало средств для того, чтобы, например, создавать благоприятный климат на своих территориях для инвестиций или активного развертывания предпринимательской деятельности. Представительные органы муниципальных образований принимают решения о местных налогах и сборах.

Важное значение в системе налогов и сборов играют принципы налогообложения, нашедшие закрепление в актах федерального уровня. Обратившись к анализу принципов, допускается выделение тех из них, которые можно назвать общими, создающими в силу своих регуляторных свойств условия для обеспечения финансовой безопасности, и те, которые можно отнести к специальной группе принципов налогообложения. Последние, в свою очередь, направлены на обеспечение финансовой безопасности. К общим стоит отнести такие положения, которые вытекают из конституционных принципов. Они закреплены в тексте ст. 3 Налогового кодекса РФ и на законодательном уровне признаются основными началами законодательства о налогах и сборах, так как касаются особенностей их установления и введения, элементов налоговой системы и самих налогов и сборов. Среди них принцип единства налоговой системы, вытекающий из принципа единой финансовой политики и единства экономического пространства Российской Федерации. В то же время он базируется на принципах равенства налогообложения, в силу того что единство налоговой системы рассматривается в отношении всех категорий лиц, обязанных уплачивать публичные платежи.

В настоящий момент можно отметить рост роли цифровой экономики. Границы цифровой экономики расширяются, и вместе с этим увеличивается количество проблем, в том числе и в налоговой сфере, так как характер образующихся отношений приобретает все более сложные и трансграничные очертания. Распределенный характер экономической деятельности обусловливает получение лицами значительных доходов, которые находятся вне зоны видимости государственных органов, тем самым образуется своеобразный вакуум налогоплательщиков и становится затруднительным определение категорий лиц для целей налогообложения. Развитие информационно-коммуникационных технологий способствует размытию налоговой базы посредством упрощения процессов, связанных с перемещением центров прибыли в низконалоговые юрисдикции.

Думается, одним из рисков для современной финансовой системы государства можно назвать также явления, связанные со способами занятости и жизнью людей. Подобные процессы неизбежны и окажут большое влияние на национальную налогооблагаемую базу государства. Такое явление требует от страны адаптации к изменяющимся условиям.

Любой экономический спад способен усилить названные риски, что приведет к отрицательным последствиям. Соответственно, в зависимости от конкретной экономической ситуации меняется и характер роли налоговых поступлений как фактора обеспечения финансовой безопасности страны. Для того чтобы минимизировать негативные последствия в подобных ситуациях, построение системы налогов и сборов должно базироваться на доле предсказуемости соответствующих изменений. Данный прием позволит обеспечить благоприятный предпринимательский климат в стране и инвестиционную привлекательность государства.

В области реализации финансово-правовой политики по обеспечению финансовой безопасности Российской Федерации систему налогов и сборов уместно рассматривать как финансовый ресурс. В соответствии с ч. 2 ст. 41 БК РФ "к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним"8. Поскольку налоги имеют огромное значение для государства, необходима разработка и реализация научно обоснованного комплекса правовых мер по нейтрализации и минимизации налоговых рисков.

Вышеизложенное позволит обеспечить финансовую безопасность в налоговой сфере. Нельзя оставить без внимания предпринимаемые действия со стороны законодателя, направленные на создание комфортных условий ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации посредством регламентации среднего уровня нагрузки на экономику страны. Безопасность налоговых правоотношений выступает в качестве одной из основных сфер деятельности по обеспечению финансовой безопасности государства, реализуемой на основе государственной политики в рамках созданного правового обеспечения9.

Литература

1. Газизова А.Я. Налоги как фактор экономической безопасности / А.Я. Газизова // Инновационная наука. 2017. N 12. С. 96 — 98.

2. Гапоненко В.Ф. Экономическая и финансовая безопасность как важнейшая функция государства в современных условиях / В.Ф. Гапоненко, З.В. Маргиев // Вестник Московского университета МВД России. 2013. N 12. С. 165 — 169.

3. Костюков А.Н. Правовые аспекты обеспечения налоговой безопасности государства / А.Н. Костюков, К.В. Маслов // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. N 4(45). С. 117 — 121.

4. Миронова О.А. О сущности налоговой безопасности / О.А. Миронова, М.С. Шемякина // Инновационное развитие экономики. 2015. N 6(30). С. 217 — 225.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Э.Д. Соколовой "Проблемы совершенствования правового регулирования налоговой системы России" включена в информационный банк согласно публикации — "Финансовое право", 2012, N 1.

5. Соколова Э.Д. Проблемы совершенствования правового регулирования налоговой системы России / Э.Д. Соколова // Вопросы экономики и права. 2011. N 9. С. 133 — 136.

6. Чурсина И.А. Влияние теневой экономики на налоговую составляющую экономической безопасности: Автореферат диссертации кандидата экономических наук / И.А. Чурсина. Москва, 2009. 26 с.

7. Шамонина Т.П. Налоговое администрирование как элемент финансовой безопасности государства / Т.П. Шамонина // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2017. N 1(19). С. 40 — 43.


1 Чурсина И.А. Влияние теневой экономики на налоговую составляющую экономической безопасности: Автореф. дис. … канд. эконом. наук. М., 2009. С. 10.

2 Газизова А.Я. Налоги как фактор экономической безопасности // Инновационная наука. 2017. N 12. С. 97.

3 Шамонина Т.П. Налоговое администрирование как элемент финансовой безопасности государства // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2017. N 1(19). С. 42.

4 Костюков А.Н., Маслов К.В. Правовые аспекты обеспечения налоговой безопасности государства // Вестник ОмГУ. Серия: Право. 2015. N 4(45). С. 117.

5 Гапоненко В.Ф., Маргиев З.В. Экономическая и финансовая безопасность как важнейшая функция государства в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России. 2013. N 12. С. 167.

6 Соколова Э.Д. Проблемы совершенствования правового регулирования налоговой системы России // Вопросы экономики и права. 2011. N 9. С. 136.

7 Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 28.06.2022) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; Российская газета. 2022. 1 июля.

8 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

9 Миронова О.А., Шемякина М.С. О сущности налоговой безопасности // Инновационное развитие экономики. 2015. N 6. С. 221.


Рекомендуется Вам: