ЮрФак: изучение права онлайн

Наем военнослужащими служебных жилых помещений: обзор судебной практики

В статье дается общая характеристика правового регулирования найма военнослужащими служебных жилых помещений. Основное внимание уделено оценке судебных решений по делам о выселении военнослужащих из служебных жилых помещений, прекращении их права пользования такими помещениями и снятии с регистрационного учета. Кроме того, автор рассматривает споры о праве на получение военнослужащим — ветераном боевых действий компенсации по оплате служебного жилого помещения по месту фактического проживания, споры о плате за жилищно-коммунальные услуги и ряд иных категорий споров, связанных с наймом служебных жилых помещений.

Автор: Свининых Е.А.

Оглавление

1. Споры о выселении, прекращении права пользования служебным жилым помещением и снятии с регистрационного учета

2. Споры о праве на получение военнослужащим — ветераном боевых действий компенсации по оплате служебного жилого помещения по месту фактического проживания

3. Споры о плате за жилищно-коммунальные услуги

4. Расторжение договора найма служебного жилого помещения по инициативе военнослужащего в судебном порядке

5. Споры о возмещении вреда, причиненного нанимателем служебному жилому помещению в период проживания в нем

6. Споры о критериях пользования служебным жилым помещением как существенных условиях договора найма

Библиографический список


Согласно ст. 15.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее — Закон о статусе военнослужащих) предоставление служебных жилых помещений — это одна из форм жилищного обеспечения военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по контракту. Собственником служебных жилых помещений является Российская Федерация в лице федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Как правило, эти помещения закрепляются указанными органами за подведомственными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В свою очередь, военнослужащий проживает в служебном жилом помещении на условиях заключенного с ним договора найма такого помещения.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), служебные жилые помещения — это разновидность жилых помещений специализированного жилищного фонда (далее — специализированные жилые помещения). Передача таких помещений по договорам найма регулируется разд. IV ЖК РФ. Особенности предоставления служебных жилых помещений военнослужащим закреплены в ст. 15.2 Закона о статусе военнослужащих. Так, военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, и проживающие совместно с ними члены их семей, не обеспеченные жилыми помещениями в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части (организации, учреждения, органы), закрытых военных городках или близлежащих населенных пунктах, включаются федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением в списки нуждающихся в специализированных жилых помещениях и обеспечиваются служебными жилыми помещениями. При этом указанным военнослужащим-гражданам, прибывшим на новое место военной службы, и проживающим совместно с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы.

Порядок включения военнослужащих-граждан и проживающих совместно с ними членов их семей в списки нуждающихся в специализированных жилых помещениях и порядок предоставления служебных жилых помещений определяются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (п. 4 ст. 15.2 Закона о статусе военнослужащих).

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения1.

В ст. 100 ЖК РФ определено, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона — собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

А.В. Кудашкин справедливо указывает на существенные отличия правового положения лиц, проживающих в служебных жилых помещениях, от положения лиц, пользующихся жилым помещением в соответствии с договором социального найма жилого помещения. Члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением. Их права являются производными от права лица, которое получило служебное жилое помещение в связи с трудовыми (служебными) отношениями2.

От общей характеристики правового регулирования найма военнослужащими служебных жилых помещений перейдем к рассмотрению спорных ситуаций, возникающих на практике в связи с таким наймом.

1. Споры о выселении, прекращении права пользования служебным жилым помещением и снятии с регистрационного учета

Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. По общему правилу в случае отказа освободить такие помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.

1.1. Лицо, уволенное с военной службы, подлежит выселению из служебного жилого помещения, если оно не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении либо при увольнении с военной службы не изъявило желания быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма или по избранному месту жительства. Последнее обстоятельство может подтверждаться рапортом военнослужащего об увольнении с военной службы и листом беседы с ним, в которых он не указывает на необходимость постановки его на соответствующий жилищный учет.

Конечно, один лишь факт увольнения с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище и выселения его из служебного жилого помещения. Так, согласно ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Кроме того, ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ реализация жилищных прав носит заявительный характер и осуществляется гражданами по их усмотрению. В частности, лицо, уволенное с военной службы, подлежит выселению из служебного жилого помещения в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, если при прохождении военной службы оно не подало рапорт по команде с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного им постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, а также иных документов, либо не состояло на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, либо не имеет права состоять на таком учете, что предполагает признание его в установленном законом порядке малоимущим и того, что на него распространяются положения ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ3.

В случае когда лицо на момент увольнения с военной службы проживало в служебном жилом помещении и состояло на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, оно не может быть выселено из служебного жилого помещения до предоставления жилого помещения по такому договору. При этом не имеет значения отсутствие каких-либо просьб и обращений со стороны военнослужащего при проведении беседы с ним перед его увольнением с военной службы, поскольку он ранее был принят на учет нуждающихся4.

1.2. Если лицо, уволенное с военной службы и состоящее на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в регионе не по месту предоставления ему служебного жилого помещения, не зарегистрировано и фактически не проживает в служебном жилом помещении, которое после его увольнения с военной службы было передано в муниципальную собственность, то это лицо подлежит выселению из данного помещения5.

Следует напомнить, что переход права собственности на служебное жилое помещение (например, от Российской Федерации к муниципальному образованию. — Прим. авт.) в силу ч. 2 ст. 102 ЖК РФ влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения.

1.3. Само по себе приобретение военнослужащим жилого помещения за счет денежных средств накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее — НИС) или субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) не может являться основанием для прекращения у него права пользования служебным жилым помещением. Необходимо учитывать, где расположено приобретенное жилое помещение6.

Из положений действующего законодательства не следует, что реализация военнослужащими права на приобретение жилья за счет средств НИС или жилищной субсидии должна быть направлена на приобретение жилого помещения исключительно по месту военной службы.

Предоставление денежных средств в рамках НИС, как и жилищной субсидии, является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а предоставление указанных средств — исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего. В свою очередь, обеспечение военнослужащего служебным жилым помещением по месту службы на время ее прохождения — это временная мера, направленная на обеспечение военнослужащего жилым помещением по месту прохождения им военной службы в том случае, если в соответствующем населенном пункте он жилым помещением не обеспечен. Следовательно, предоставление военнослужащему денежных средств в рамках НИС или жилищной субсидии и его временное обеспечение служебным жилым помещением на время прохождения военной службы имеют разную правовую природу. Они не могут быть признаны двумя одинаковыми социальными гарантиями, которыми он в нарушение п. 9 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих воспользовался одновременно7.

Из вышеизложенного можно заключить, что военнослужащий подлежит выселению из служебного жилого помещения только в том случае, если приобретенное им жилое помещение расположено в близлежащем к месту службы населенном пункте или в населенном пункте по месту прохождения службы8.

Отметим, что применительно к реализации военнослужащими права на жилище путем получения жилищной субсидии суды не всегда рассматривают вопрос о месте приобретения жилого помещения за счет субсидии. Они принимают решение о недопустимости дальнейшего проживания военнослужащего в служебном жилом помещении после получения субсидии без учета названного обстоятельства9. Однако данная практика не является общераспространенной и, вероятно, является следствием позиции, занятой Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в ее Определении от 25 декабря 2018 г. N 208-КГ18-1910.

Важное значение имеют недавние изменения Закона о статусе военнослужащих. Его новая редакция дополнена ст. 15.2, согласно абз. 1 п. 2 которой не является основанием для отказа во включении военнослужащих-граждан, проходящих военную службу по контракту, и проживающих совместно с ними членов их семей в списки нуждающихся в специализированных жилых помещениях наличие у военнослужащих-граждан, проходящих военную службу по контракту, и проживающих совместно с ними членов их семей в собственности индивидуальных жилых домов (жилых помещений), в том числе полученных по решению о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно либо приобретенных за счет денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, предоставленных в соответствии с Законом о статусе военнослужащих, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом находящиеся в собственности жилые помещения не должны находиться в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части (организации, учреждения, органы), в которых военнослужащий проходит службу, и закрытых военных городках либо близлежащих населенных пунктах. Кроме того, в силу п. 9 ст. 15.2 Закона о статусе военнослужащих не является основанием для исключения военнослужащих-граждан и проживающих совместно с ними членов их семей из списков нуждающихся в специализированных жилых помещениях, освобождения служебных жилых помещений наличие у военнослужащих-граждан и проживающих совместно с ними членов их семей жилых помещений в населенных пунктах, не являющихся местом прохождения военной службы или близлежащими населенными пунктами, либо предоставление военнослужащим-гражданам и проживающим совместно с ними членам их семей денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.

Предполагаем, что вышеприведенные законодательные изменения снимут споры о предоставлении служебного помещения при приобретении жилых помещений за счет средств НИС или жилищной субсидии не по месту прохождения военной службы и не в близлежащем к нему населенном пункте.

1.4. Если член семьи лица, уволенного с военной службы, участвует в НИС, то такой член семьи подлежит исключению из списка лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и реестра на получение субсидии. Следовательно, лицо, уволенное с военной службы, не вправе требовать доплаты субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с учетом вышеупомянутого члена семьи и продолжать проживать в служебном жилом помещении вплоть до такой доплаты. Это лицо вместе с членами своей семьи лишается права пользоваться служебным жилым помещением и подлежит выселению из него11.

Заметим, что такой подход не учитывает тот факт, что само по себе признание военнослужащего участником НИС и включение его в соответствующий реестр не свидетельствует о реализации им указанного вида жилищной гарантии. На это уже обращалось внимание Конституционным Судом Российской Федерации12. То есть член семьи лица, уволенного с военной службы, может по независящим от него причинам не реализовать свои права как участник НИС. Например, он может быть уволен с военной службы в связи с признанием ограниченно годным к ней, когда его общая продолжительность военной службы еще не достигла 10 лет, а целевой жилищный заем в период прохождения военной службы не был получен. В то же время такое лицо ранее было исключено из списка лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и реестра на получение субсидии. В результате оно не смогло реализовать жилищную гарантию, предоставленную ему как члену семьи бывшего военнослужащего.

1.5. По договору найма служебного жилого помещения права членов семьи военнослужащего являются производными от его прав на такое помещение. Эти права не зависят от длительности проживания указанных лиц в жилом помещении после увольнения нанимателя с военной службы, внесения ими платы за это помещение и оказанные коммунальные услуги, отсутствия у них иного жилого помещения для проживания. Перечисленные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о приобретении рассматриваемой категорией лиц самостоятельного права пользования служебным жилым помещением13.

Таким образом, при расторжении с военнослужащим договора найма служебного жилого помещения вследствие увольнения нанимателя с военной службы выселению и снятию с регистрационного учета подлежат не только он, но и члены его семьи.

1.6. Направление военнослужащего к новому месту службы в иной регион влечет прекращение договора найма служебного жилого помещения по предыдущему месту военной службы, выселение военнослужащего и членов его семьи из этого помещения со снятием с регистрационного учета по месту жительства14.

В то же время передислокация воинской части, в которой проходит военную службу наниматель служебного жилого помещения, не влечет возникновение обязанности освободить помещение, если военнослужащий не обеспечен жильем по новому месту дислокации, а расположение нового места службы позволяет нанимателю и членам его семьи пользоваться жилым помещением по прежнему месту дислокации15.

Кроме того, члены семьи военнослужащего не могут быть выселены из служебного жилого помещения в случае убытия военнослужащего к новому месту службы, если указанное место расположено на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации16. Согласно п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" от 9 февраля 2004 г. N 65 за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в воинских частях, дислоцированных на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия — Алания и Чеченской Республики, на весь период военной службы на этой территории сохраняются занимаемые ими жилые помещения.

1.7. Сама по себе передача здания со специализированными жилыми помещениями из оперативного управления одного юридического лица к другому, при том, что собственник в лице федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, остался прежним и наниматель продолжает проходить в указанном федеральном органе военную службу, не является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения17.

Данный вывод сделан судами на основе расширительного толкования ч. 2 ст. 102 ЖК РФ, согласно которой передача служебного жилого помещения в оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого помещения, за исключением случаев, если юридическое лицо, которому передано это помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем помещения. Суды учли тот факт, что юридические лица, между которыми состоялась передача помещения, подведомственны одному и тому же федеральному органу исполнительной власти, в котором проходит военную службу наниматель.

2. Споры о праве на получение военнослужащим — ветераном боевых действий компенсации по оплате служебного жилого помещения по месту фактического проживания

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50%. Отказ в предоставлении указанных мер только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания в служебном помещении, предоставленном на период военной службы, является незаконным18.

3. Споры о плате за жилищно-коммунальные услуги

3.1. Несмотря на увольнение нанимателя с военной службы, договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до добровольного освобождения помещения нанимателем, в связи с чем последний должен нести расходы по найму занимаемого им и членами его семьи жилого помещения19.

3.2. Перевод военнослужащего к новому месту службы в другой регион не влечет автоматического расторжения договора найма служебного жилого помещения. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка. Если военнослужащим не были совершены названные действия, то он обязан продолжать исполнять свои обязательства по договору найма, включая оплату жилищно-коммунальных услуг20.

4. Расторжение договора найма служебного жилого помещения по инициативе военнослужащего в судебном порядке

Если служебное жилое помещение было предоставлено по договору найма военнослужащему и членам его семьи, то военнослужащий не может расторгнуть договор в случае расторжения брака и проживания в служебном жилом помещении его несовершеннолетних детей с бывшей супругой21.

Заметим, что при переводе военнослужащего, расторгнувшего брак, к новому месту службы его бывшая супруга может быть выселена из служебного жилого помещения по предыдущему месту службы указанного военнослужащего, хотя проживающие с ней по решению суда ее совместные с военнослужащим несовершеннолетние дети могут продолжать пользоваться служебным жилым помещением22. В отдельных случаях суды принимают решение о выселении из служебного жилого помещения не только бывшей супруги, но и ее несовершеннолетних детей от другого брака. При этом указывается, что выселяемые лица утратили право пользования спорным жилым помещением, а их проживание в служебном жилом помещении, предоставленном военнослужащему на период прохождения службы, нарушает жилищные права военнослужащего. В частности, он не может встать на жилищный учет по новому месту службы и получить жилое помещение для постоянного проживания по договору социального найма23.

5. Споры о возмещении вреда, причиненного нанимателем служебному жилому помещению в период проживания в нем

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 ЖК РФ, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные ч. 2 — 4 ст. 31, ст. 65 и ч. 3 и 4 ст. 67 ЖК РФ, если иное не установлено другими федеральными законами.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма в силу ч. 3 ст. 67 ЖК РФ обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения.

Из вышеизложенного следует, что если наниматель не сдал наймодателю в установленный законом срок служебное жилое помещение в надлежащем состоянии, то он обязан произвести текущий ремонт указанного помещения либо оплатить стоимость восстановительного ремонта24.

6. Споры о критериях пользования служебным жилым помещением как существенных условиях договора найма

Военнослужащий имеет право на получение служебного жилого помещения и пользование им только по месту его военной службы. Возможность для военнослужащего сохранять такое жилое помещение при убытии в другую воинскую часть за пределы гарнизона действующим законодательством не предусмотрена.

Как следствие, военнослужащий не вправе требовать признания недействительными положений договора найма служебного жилого помещения об ограничении срока пользования служебным жилым помещением периодом прохождения военной службы в определенной воинской части и условий договора о его прекращении в связи с переводом к новому месту службы25.

Библиографический список:

  1. Корякин В.М. Жилищная энциклопедия военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей: Монография / В.М. Корякин, А.В. Кудашкин. М.: Центр правовых коммуникаций, 2017. 240 с. URL: http://www.opklex.com/assets/upload/file/files/zil2017.pdf.
  2. Кудашкин А.В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: Монография / А.В. Кудашкин. М.: За права военнослужащих, 2005. 463 с.
  3. Свининых Е.А. К вопросу о допустимости сочетания выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и предоставления служебного жилья с иными формами жилищного обеспечения военнослужащих / Е.А. Свининых // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2019. N 6. С. 43 — 49.

1 Корякин В.М., Кудашкин А.В. Жилищная энциклопедия военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2017. С. 57. URL: http://www.opklex.com/assets/upload/file/files/zil2017.pdf (дата обращения: 10.07.2022).

2 Кудашкин А.В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2005.

3 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 4-КГ21-47-К1; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 7 апреля 2021 г. N 88-7869/2021; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2021 г. N 88-802/2021. Документы официально опубликованы не были. Здесь и далее, если не указано иное, упоминаемые автором в ссылках официальные документы были получены из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".

4 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июля 2020 г. N 88-18724/2020.

5 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2021 г. N 88-1623/2021.

6 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 6 октября 2021 г. N 88-21531/2021 по делу N 2-1669/2020; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2020 г. N 88-26944/2020; Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2021 г. по делу N 88-5089/2021, 2-387/2020.

7 Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2021 г. по делу N 88-3427/2021.

8 Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2021 г. по делу N 88-20579/2021.

9 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июля 2021 г. N 88-15208/2021.

10 Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2019. N 12.

Вышеупомянутое Определение суда было предметом анализа в одной из наших научных статей (Свининых Е.А. К вопросу о допустимости сочетания выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и предоставления служебного жилья с иными формами жилищного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2019. N 6. С. 43 — 49).

11 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2021 г. N 88-25385/2021.

12 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина А.В. Удовиченко" от 20 июля 2018 г. N 34-П.

13 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2022 г. N 88-6157/2022.

14 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2020 г. N 88-28516/2020; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 июля 2020 г. N 88-19024/2020 по делу N 2-5917/22-2019.

15 Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2022 г. N 88-340/2022, 2-576/2021; Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2021 г. N 88-15951/2021.

16 Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 октября 2020 г. N 33-2514/2020 по делу N 2-830/2020. URL: https://gs—sev.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=13863550&delo_id=5&new=5&text_number=1 (дата обращения: 10.07.2022); Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 марта 2021 г. N 88-5968/2021 по делу N 2-830/2020.

17 Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2020 г. N 88-27373/2020; Апелляционное определение Московского городского суда от 10 августа 2020 г. по делу N 33-28006. URL: https://mos-gorsud.ru/mgs/cases/docs/content/66e900d1-0343-4aa4-822b-6712095c8d85 (дата обращения: 10.07.2022).

18 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 г. N 88-4104/2022 по делу N 2-2867/2021; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 6 октября 2021 г. N 88-19589/2021; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2020 г. по делу N 88-27146/2020; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27 июля 2020 г. по делу N 88-18342/2020.

19 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2021 г. N 88-12229/2021, 2-1859/2020.

20 Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 г. по делу N 88-16188/2020.

21 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2020 г. N 88-17456/2020 по делу N 2-1736/2019.

22 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 июня 2020 г. N 88-6326/2020.

23 Решение Ногинского городского суда Московской области от 23 июля 2019 г. по делу N 2-2510/2019; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2020 г. N 88-12825/2020.

24 Определение Кассационного военного суда от 1 декабря 2021 г. N 88-2249/2021 по делу N 2-17/2021.

25 Определение Кассационного военного суда от 20 мая 2021 г. N 88-878/2021.


Рекомендуется Вам: