ЮрФак: изучение права онлайн

Дистанционный режим труда работников из числа профессорско-преподавательского состава

В статье на основе анализа действующих норм трудового законодательства и правоприменительной практики сформулирован вывод о том, что большинство представителей профессорско-преподавательского состава выполняют часть своей трудовой функции в дистанционном режиме, который не подпадает под регламентацию ст. 312.1 ТК РФ, в сочетании с режимом гибкого рабочего времени, в связи с чем целесообразно внесение соответствующих дополнений в ТК РФ и введение суммированного учета рабочего времени для указанной категории работников.

Автор: Машукова Е.М.

В последние годы наблюдается повышенный спрос на дистанционных работников. В некоторых регионах отмечен двух- и трехкратный рост количества вакансий на удаленную работу (например, Республика Мордовия, Республика Алтай, Ульяновская область)1. Как отмечается И.О. Снигиревой, любые новые разновидности наемного труда должны в обязательном порядке подвергаться научному осмыслению для установления в них того общего, что присуще всем формам наемного труда, и того специфичного, которое характерно отдельным нестандартным формам2. Несмотря на то что дистанционная работа легально закреплена и урегулирована свыше девяти лет назад, до настоящего времени в этом вопросе обнаруживаются пробелы, требующие научного и законодательного восполнения.

В трудовом законодательстве предусмотрены особенности правового регулирования труда и педагогических, и дистанционных работников, о них написано немало научных трудов3. При этом практически отсутствуют исследования дистанционной работы представителей профессорско-преподавательского состава. С учетом сложной структуры трудовой функции преподавателей, включающей в себя не поддающиеся нормативному регулированию элементы (например, творческая нагрузка), активного внедрения в образовательный процесс дистанционных технологий и электронного обучения научные изыскания в этом направлении целесообразны и практически обоснованы.

Исходя из п. 2.2 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"4 (далее — Приказ), выполнение учебной (преподавательской) нагрузки рассматриваемой категории работников определяется расписанием занятий. Пунктом 7.3 того же источника предусмотрено, что режим осуществления преподавателем научно-исследовательской и творческой нагрузки, а также иных должностных обязанностей отнесен к установлению в правилах внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР) и иных локальных нормативных актах, согласно которым исполнение указанных работ предусматривается как непосредственно в университетском кампусе, так и за его границами. То есть место выполнения части трудовых обязанностей профессорско-преподавательского состава может определяться у каждого работодателя по-своему.

Локальное нормотворчество в образовательных организациях высшего образования значительно разнится. Например, имеют место случаи, когда работодатель устанавливает обязательность исполнения преподавателем всех видов трудовой нагрузки в стенах университета5. Однако это исключение из правила. В большинстве вузов присутствие профессорско-преподавательского состава вне учебной (преподавательской) нагрузки не требуется.

Ни в одном нормативном правовом акте нет указания на то, что именно понимать под формулировкой "за ее пределами". Как и у авторов Ю.В. Васильевой и Е.Р. Брюхиной, возникает справедливый вопрос: вправе ли преподаватель по своему усмотрению определять место выполнения внеучебной нагрузки, обязан ли доводить данную информацию до работодателя (его представителя) и в каком порядке ему необходимо об этом сообщать6? На практике работник, как правило, самостоятельно решает, где он территориально будет выполнять внеучебную нагрузку (дома, в библиотеке, в коворкинг-центре и пр.). Можно ли считать в такой ситуации труд лиц из числа профессорско-преподавательского состава дистанционным?

Частично ответ на данный вопрос содержится в Отраслевом соглашении по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Минобрнауки России, на 2021 — 2023 годы7. В п. 6.2 указанного источника закреплено, что в ПВТР необходимо в обязательном порядке предусмотреть: порядок использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения с возможностью их применения как в месте нахождения образовательных организаций высшего образования, так и за их пределами; право преподавателей на выполнение обязанностей за рамками учебной (педагогической) нагрузки как на территории учебного заведения, так и при дистанционном режиме работы.

Анализ норм приведенных выше источников позволяет сделать вывод, что в случае выполнения педагогическим работником всех или части своих должностных обязанностей за пределами места нахождения образовательной организации высшего образования такая работа содержит элементы дистанционной.

Согласно ст. 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работа считается дистанционной при наличии одновременно нескольких условий: исполнение трудовых обязанностей не на территории работодателя и использование при этом для делового общения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. Для выполнения обязанностей, связанных с научно-исследовательской и творческой деятельностью, иных внеучебных видов работ рассматриваемой категории работников информационно-телекоммуникационного взаимодействия с работодателем не требуется. Отсутствие данной обязательной для дистанционного труда характеристики не позволяет отнести работу рассматриваемых работников к дистанционной.

Кроме того, в соответствии со ст. 312.1 ТК РФ работник приобретает статус дистанционного в случае заключения соответствующего трудового договора (дополнительного соглашения), а также в исключительных ситуациях в соответствии с локальным нормативным актом (ст. 312.9 ТК РФ). На практике дистанционный труд представителей профессорско-преподавательского состава оформляется по приведенным правилам крайне редко (например, в период пандемии), в иное время такое оформление не производится, так как формально юридически внеучебная нагрузка дистанционным трудом не признана.

Таким образом, налицо ситуация, при которой представители профессорско-преподавательского состава работу, выходящую за рамки учебной (педагогической) нагрузки, выполняют дистанционно (удаленно) вне места нахождения работодателя, однако дистанционной работой в понимании ст. 312.1 ТК РФ она не является, так как взаимодействия с работодателем через Интернет или иные сети общего пользования нет и не требуется.

В этой связи представляется оптимальным предложение авторов И.Я. Белицкой и Т.Ю. Коршуновой, которые убеждены, что реализация трудовой функции дистанционно не влечет изменения ее содержания, соответственно, не преобразует работу автоматически в дистанционную. Авторы считают необходимым разграничить понятия "дистанционная работа", под которой понимается правовое явление, требующее дифференцированного регулирования, и "выполнение трудовой функции дистанционно". Последнее представляет собой способ организации работы, выполняемой под контролем работодателя, но вне места его нахождения. Указанные авторы предлагают выделить выполнение трудовой функции дистанционно как разновидность режима рабочего времени и ввести в раздел "Рабочее время" наряду со сменной работой, ненормированным рабочим днем и др.8.

Применительно к рассматриваемой категории работников такое решение позволит не только корректно урегулировать специфичный режим работы профессорско-преподавательского состава, но и избежать ошибок в его восприятии как дистанционный труд.

Думается, можно дополнить ТК РФ ст. 103.1 "Работа в дистанционном режиме" следующего содержания: "Работа в дистанционном режиме — это выполнение полностью или частично трудовой функции под контролем работодателя вне места его нахождения".

В соответствии со ст. 100 ТК РФ особенности режима рабочего времени отдельных категорий работников определяются Правительством Российской Федерации9 (далее — Правительство РФ) Раздел VII Приказа, изданного во исполнение Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 877, регламентирует режим рабочего времени работников из числа профессорско-преподавательского состава. Думается, с учетом ранее представленных изысканий в п. 7.3 Приказа формулировку о выполнении внеучебной нагрузки "за его пределами" (то есть вне места нахождения работодателя) можно заменить на "так и при дистанционном режиме работы".

Предложенная формулировка учитывает то обстоятельство, что труд преподавателей может быть частично дистанционным10, поскольку выполнение учебной (преподавательской) нагрузки осуществляется на стационарном рабочем месте.

В сфере высшего образования действует повременная система оплаты труда, при которой оплачивается отработанное время. Оплата труда дистанционного работника, равно как и ведение табеля учета рабочего времени, производится без особенностей, что следует из анализа норм ч. 4 ст. 312.1, ст. 312.5 ТК РФ. Согласно ст. 91 ТК РФ учет времени, фактически отработанного работником, входит в обязанность работодателя. "Фактически" означает, что количество часов, выставленное в табеле учета рабочего времени, и количество выработанных работником часов должно совпадать.

Применительно к представителям профессорско-преподавательского состава, обладающим возможностью выполнять внеучебную нагрузку вне места нахождения работодателя, возникает вопрос: каким образом ответственный за ведение табеля может отследить и, соответственно, удостоверить факт выполнения работы на протяжении установленной продолжительности рабочего времени, а также сверхурочную работу?

Трудовая функция преподавателей вузов имеет сложную структуру. Она вбирает в себя различные виды работ (научную, творческую, исследовательскую, воспитательную, методическую и пр.). Законодателем предпринимались попытки урегулировать (нормировать) содержание трудовой функции вузовских работников, однако добиться абсолютных результатов пока не удалось. Так, например, отсутствует инструментарий контроля творческого элемента, присущего трудовой деятельности работников высшего образования. Большую часть ежедневной трудовой нагрузки преподавателя занимает не учебная работа, а именно научно-исследовательская, выполнение которой с учетом индивидуальных особенностей педагога не подчиняется требованиям времени и места (научная "муза" посещает, как правило, не на работе). Рассматриваемая проблема не раз становилась предметом научного обсуждения11, однако единых рекомендаций не выработано. Неудивительно, что в такой ситуации законодатель предпочел делегировать решение вопросов режима и нормирования труда работодателю. Чтобы избежать злоупотребления со стороны последнего, представляется возможным ввести для профессорско-преподавательского состава режим гибкого рабочего времени (ст. 102 ТК РФ).

На выходе получается, что у преподавателей вузов для упорядочения фактически сложившихся отношений приемлемо сочетание ранее предложенного дистанционного режима и режима гибкого рабочего времени. В этом случае ст. 103.1 ТК РФ можно дополнить ч. 2 следующего содержания: "При работе в дистанционном режиме начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон".

Согласно п. 7.1 Правил режим рабочего времени педагогических работников организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, определяется в зависимости от занимаемой должности с учетом работы, закрепленной несколькими документами: трудовым договором, должностными инструкциями (регламентами) и индивидуальным планом. Первые два вида документов, как правило, содержат лишь перечень должностных обязанностей без конкретизации требуемых результатов, а вот индивидуальный план работы преподавателя позволяет установить факт и объем выполненных работ. Подведение итогов из-за специфики учебного процесса осуществляется обычно в конце семестра или по завершении учебного года. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что фактически в табеле учета рабочего времени, который заполняется дважды в месяц, отражаются только учебные занятия, другие обязанности, связанные с научной, творческой и исследовательской работой, а также другой педагогической работой: методической, подготовительной, организационной, диагностической, работой по ведению мониторинга, работой, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися, остаются неучтенными.

Данная ситуация характерна и для дистанционных работников. В соответствии со ст. 312.4 ТК РФ режим рабочего времени дистанционного работника определяется на локальном уровне, а при временной дистанционной работе могут также устанавливаться продолжительность и (или) периодичность выполнения работником трудовой функции дистанционно. При отсутствии в названных документах режима рабочего времени последний устанавливается дистанционным работником самостоятельно. В этом случае, по мнению Федеральной службы по труду и занятости, в документах по учету рабочего времени нужно указывать только отклонения от нормы (например, периоды временной нетрудоспособности, различных видов отпусков и иные случаи разрешенного отсутствия на работе). Для начисления заработной платы требуется проставлять общий показатель отработанных часов за расчетный период12, то есть фактически предлагается суммированный учет рабочего времени.

Думается, введение такого учета рабочего времени для лиц из числа профессорско-преподавательского состава будет наиболее оптимальным и позволит учесть специфику их трудовой функции, часть которой выполняется в сочетании дистанционного режима и режима гибкого рабочего времени.

Итак, труд представителей профессорско-преподавательского состава за пределами учебной нагрузки осуществляется преимущественно в дистанционном режиме. Такая работа дистанционной не является, поскольку не соответствует требованиям ст. 312.1 ТК РФ в части взаимодействия с работодателем через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования. Дистанционный режим труда может применяться в любой сфере, поэтому целесообразно включить его в главу 16 ТК РФ в качестве одной из разновидностей. Специфика трудовой функции рассматриваемой категории работников, ряд компонентов которой не поддаются абсолютному законодательному урегулированию, диктует необходимость сочетания их работы в дистанционном режиме и режиме гибкого рабочего времени. В этой связи для представителей профессорско-преподавательского состава может быть введен суммированный учет рабочего времени, что станет разумным способом определения отработанного преподавателем времени независимо от того, осуществлялась трудовая функция в месте нахождения работодателя или за ее пределами.

Литература

1. Белицкая И.Я. Хотели как лучше, а получились новые правила дистанционной работы / И.Я. Белицкая, Т.Ю. Коршунова // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. N 3. С. 20 — 23.

2. Белицкая И.Я. Хотели как лучше, а получились новые правила дистанционной работы / И.Я. Белицкая, Т.Ю. Коршунова // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. N 4. С. 28 — 31.

3. Бондаренко Э.Н. Некоторые правовые проблемы содержания трудовой функции преподавателя вуза / Э.Н. Бондаренко // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 9. С. 96 — 101.

4. Бриллиантова Н.А. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников / Н.А. Бриллиантова, В.В. Архипов // Законодательство и экономика. 2008. N 3. С. 65 — 76.

5. Васильева Ю.В. Некоторые аспекты дисциплинарной ответственности педагогических работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава / Ю.В. Васильева, Е.Р. Брюхина // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 3. С. 35 — 38.

6. Васильева Ю.В. Правовое регулирование дистанционной работы: проблемы теории и практики: монография / Ю.В. Васильева, С.В. Шуралева, Е.А. Браун; научный редактор Ю.В. Васильева. Пермь: ПГНИУ, 2016. 128 с.

7. Гусов К.Н. Особенности трудового договора с отдельными категориями работников: научно-практическое пособие / К.Н. Гусов, Е.П. Циндяйкина, И.С. Цыпкина; под редакцией К.Н. Гусова. Москва: Проспект, 2018. 240 с.

8. Дмитриева И.К. Трудовой договор научно-педагогических работников вузов / И.К. Дмитриева. Москва: Издательство МГУ, 1991. 165 с.

9. Лютов Н.Л. Дистанционный труд: опыт Европейского союза и проблемы правового регулирования в России / Н.Л. Лютов // Lex Russica (Русский закон). 2018. N 10 (143). С. 30 — 39.

10. Снигирева И.О. О единстве и дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений. Теория вопроса / И.О. Снигирева // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 2. С. 3 — 5.

11. Спрос на "удаленку" вырос: вакансий больше, платят меньше // Практическая бухгалтерия. 2020. N 9. С. 18 — 23.

12. Чебакова Ю.В. 36 часов в неделю с секундомером, или Как выхолащивать творческую активность в работе преподавателя / Ю.В. Чебакова // Университетская солидарность. 2014. 3 февраля.

13. Шабанова М.А. Особенности правового регулирования нетипичных трудовых договоров: диссертация … кандидата юридических наук / М.А. Шабанова. Ярославль, 2008. 211 с.


1 Спрос на "удаленку" вырос: вакансий больше, платят меньше // Практическая бухгалтерия. 2020. N 9. С. 18 — 23.

2 Снигирева И.О. О единстве и дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений. Теория вопроса // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 2. С. 3 — 5.

3 См., напр.: Гусов К.Н., Циндяйкина Е.П., Цыпкина И.С. Особенности трудового договора с отдельными категориями работников: научно-практическое пособие / под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2018. 240 с.; Васильева Ю.В., Шуралева С.В., Браун Е.А. Правовое регулирование дистанционной работы: проблемы теории и практики: монография. Пермь, 2016. 128 с.; Шабанова М.А. Особенности правового регулирования нетипичных трудовых договоров: дис. … канд. юрид. наук. Ярославль, 2008. 211 с.

4 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 28.

5 Чебакова Ю.В. 36 часов в неделю с секундомером, или Как выхолащивать творческую активность в работе преподавателя // Университетская солидарность. 2014. 3 февраля.

6 Васильева Ю.В., Брюхина Е.Р. Некоторые аспекты дисциплинарной ответственности педагогических работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 3.

7 Отраслевое соглашение по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 — 2023 годы (утв. Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 09.04.2021). URL: https://rosmintrud.ru/.

8 Белицкая И.Я., Коршунова Т.Ю. Хотели как лучше, а получились новые правила дистанционной работы // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. N 3. С. 20 — 23; N 4. С. 28 — 31.

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" // СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4952.

10 Лютов Н.Л. Дистанционный труд: опыт Европейского союза и проблемы правового регулирования в России // Lex Russica. 2018. N 10. С. 30 — 39.

11 См., напр.: Дмитриева И.К. Трудовой договор научно-педагогических работников вузов. М.: Изд-во МГУ, 1991; Бондаренко Э.Н. Некоторые правовые проблемы содержания трудовой функции преподавателя вуза // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 9. С. 96 — 101; Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников // Законодательство и экономика. 2008. N 3.

12 Консультация эксперта Роструда от 16 августа 2015 г. // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: