ЮрФак: изучение права онлайн

Проблемы расследования транснациональных преступлений (по следам научных публикаций)

Автор: Комиссаров В.И.

Поводом для написания статьи стал выход в свет в издательстве "Юрлитинформ" (с небольшим разрывом во времени) двух монографических работ "Борьба с транснациональными преступлениями и их расследование: стратегические аспекты"[1] и "Информационные модели транснациональной криминальной деятельности"[2], подготовленных представителем молодого поколения саратовской школы криминалистики Д.С. Хижняком.

Профессиональный интерес ученых-криминалистов к обозначенной теме обоснован и понятен. В современном мире глобализация социально-экономических и политических процессов обусловливает возникновение целого ряда проблем, которые далеко не всегда могут быть урегулированы на внутригосударственном уровне. Одной из ключевых является необходимость выработки мер эффективного противодействия транснациональным преступлениям, поскольку сегодня криминалитет разных стран проявляет тенденцию к формированию устойчивых связей и несет угрозы всему мировому сообществу.

Использование преступниками современных технологий определяет новые требования к технической, тактической и методической вооруженности сотрудников правоохранительных органов. Однако сегодня в России ситуация такова, что более половины следователей — это молодые специалисты, не имеющие достаточного опыта практической работы. Зачастую они слабо владеют научными методами расследования уголовных дел, не всегда учитывают психологические, нравственные и другие факторы, влияющие на поведение участников процесса, на их отношение к расследуемому событию, что негативно сказывается на уровне борьбы с преступностью[3].

В настоящее время основным документом, направленным на активизацию борьбы с транснациональной преступностью, является Конвенция против транснациональной организованной преступности, принятая Организацией Объединенных Наций 15 ноября 2000 г.[4] Ратифицируя Конвенцию, для формирования планомерной политики в сфере борьбы с угрозами национальной безопасности каждое государство в лице уполномоченных органов разрабатывает стратегические документы, закрепляющие наиболее общие принципы, цели и задачи противодействия транснациональной преступности[5].

Поскольку в Российской Федерации не существует отдельного стратегического документа по борьбе с транснациональной криминальной деятельностью, Д.С. Хижняк начинает свои изыскания с приведения доказательств необходимости его принятия. К решению проблемы он подходит с фундаментальных научных позиций, рассматривая стратегию расследования транснациональных преступлений с теоретико-прикладных, общеправовых и сугубо криминалистических позиций, опираясь на анализ литературы из разных областей знания.

Такой подход заслуживает одобрения. Парадокс, но в отраслевых науках (включая правовые науки в целом и криминалистику в частности) отсутствует единообразное понимание термина "стратегия". А ведь ясность формулировок — необходимое условие грамотного построения документов, призванных стать эффективным руководством для урегулирования общественных отношений в сфере борьбы с преступностью и организации правоприменительной деятельности.

С этой точки зрения нам импонирует авторский подход к формированию стратегии борьбы с транснациональными преступлениями как системы, состоящей из двух подсистем — государственной стратегии борьбы с транснациональными преступлениями и стратегии их расследования.

Стратегические векторы макроуровня должны формироваться криминалистической наукой по целому ряду направлений, коль скоро она обязана реагировать на все изменения криминальной ситуации, складывающейся в стране и в мире. Очевидно, что вне стратегического мышления и планирования сложно формулировать практические рекомендации по расследованию различных видов транснациональной криминальной деятельности. Поэтому мы поддерживаем стремление Д.С. Хижняка упорядочить понятия и термины, относящиеся к исследуемой сфере криминальной деятельности.

В монографии "Борьба с транснациональными преступлениями и их расследование: стратегические аспекты" Д.С. Хижняк последовательно анализирует: междисциплинарное понятие стратегии и его связь с понятиями "юридическая стратегия" и "криминалистическая стратегия"; проблемы и значение для криминалистики разграничения транснациональных преступлений и иных преступлений международного характера; стратегические основы расследования транснациональных преступлений и борьбы с ними в Российской Федерации. Автор дает характеристику криминалистической стратагемы и указывает возможности ее применения при расследовании транснациональных преступлений. Раскрыты и учтены при формулировании авторских рекомендаций особенности стратегических документов зарубежных стран, направленных на борьбу с транснациональными преступлениями.

Рассматривая теоретические вопросы, связанные с формированием категориального аппарата в сфере противодействия транснациональной преступности, Д.С. Хижняк останавливается на проблеме дифференциации преступлений международного характера, международных преступлений и транснациональных преступлений. В качестве транснациональных преступлений он рассматривает "охваченные единым преступным умыслом уголовно наказуемые деяния различной криминальной направленности, совершаемые в целях реализации преступных намерений на территории двух или более государств, ответственность за которые предусмотрена национальным и международным правом"[6].

На основе анализа научной литературы, посвященной пониманию стратегии, Д.С. Хижняк акцентирует внимание на значимости для формирования понимания двух типов частных стратегий борьбы с транснациональными преступлениями существующего в науке разграничения стратегий на выбранную, направленную на дальнюю перспективу (стратегию, которая в конечном итоге может не реализоваться) и текущую (реально осуществляемую). Выбранная стратегия борьбы с транснациональными преступлениями должна формулироваться в политико-правовом документе, а текущая представляет собой собственно криминалистическую стратегию борьбы с транснациональными преступлениями и их расследования.

Автор дает следующее определение криминалистической стратегии: "…искусство руководства процессом расследования преступлений, т.е. криминалистической деятельностью, осуществляемой несколькими субъектами и направленной на достижение системы целей (общих, конкретных, специфических, частных), состоящей из нескольких этапов с последовательным изменением имеющейся информации (следственной ситуации), а также целей и задач от момента возбуждения уголовного дела до его рассмотрения в суде, основанной на научно-практических методах"[7].

Ознакомление с обеими монографиями свидетельствует, что научные изыскания проводились автором с привлечением значительного количества международных источников (деклараций и конвенций Организации Объединенных Наций, Совета Европы, документов, принятых на уровне Содружества Независимых Государств, межгосударственных соглашений и др.), нормативных правовых актов, принятых в Российской Федерации (Указы Президента РФ, федеральные законы и др.), а также концептуальных и стратегических документов Российской Федерации в сфере внешней политики и национальной безопасности государства, развития социально-экономических и производственных отношений.

Анализируя содержание международных документов, а также отечественных политико-правовых и законодательных актов, имеющих непосредственное отношение к стратегическим целям и задачам России в сфере национальной безопасности и борьбы с преступностью, Д.С. Хижняк выявляет 16 структурно-содержательных элементов выбранной стратегии борьбы с транснациональной преступностью в Российской Федерации, не нашедших эксплицитного выражения в едином стратегическом документе: 1) современное состояние проблемы; 2) взаимосвязи стратегии с законами и иными нормативно-правовыми актами; 3) связи стратегии с международными документами; 4) политико-правовые основы стратегии; 5) принципы; 6) риски и угрозы; 7) субъекты стратегии; 8) объекты стратегии; 9) цели; 10) задачи; 11) этапы реализации; 12) приоритетные направления развития стратегии; 13) направления реализации, связанные с законодательным закреплением путей совершенствования, развития или реформирования сопредельных органов, осуществляющих задачи предупреждения и расследования преступлений, борьбы с ними; 14) механизм реализации стратегии; 15) ожидаемые результаты; 16) условия осуществления контроля за реализацией криминалистической стратегии.

Указанные элементы характеризуют не только государственную стратегию борьбы с транснациональными преступлениями, но и стратегию их расследования, которую (собственно криминалистическая стратегия), по мнению автора, отличает наличие еще одного компонента — стратагемы (условно — следственной хитрости, ловушки), разновидности тактической комбинации.

Выделение существенных элементов стратегий (выбранной и реализуемой) имеет практическое значение, так как может способствовать формированию стратегических документов и нормативных правовых актов по единому унифицированному логико-структурному плану, которого в России пока нет[8].

Теоретическая значимость авторских изысканий связана с концептуальностью понимания криминалистической стратегии борьбы с транснациональными преступлениями и их расследования.

Автор вводит в понятийно-терминологический аппарат криминалистики в систематизированном алгоритмизированном виде логическую цепочку: вид криминальной деятельности (транснациональная преступность) — транснациональное преступление, юридическая стратегия — криминалистическая стратегия — стратагема — стратегический метод — стратегические проблемы борьбы с преступностью на международном и государственном уровнях — стратегические проблемы в криминалистической науке — практика реализации стратегических задач при расследовании транснациональных преступлений — транснациональная криминалистическая (следственная) ситуация — стратегические основы методологии расследования транснациональных преступлений.

Это весомый вклад в развитие методологии криминалистической науки с точки зрения необходимости совершенствования расследования транснациональных преступлений, формулирования рекомендаций по выявлению преступлений рассматриваемой группы, разработки оперативно-разыскных и комплексных оперативно-следственных методов организации и планирования расследования с учетом национальных стратегических положений в сфере борьбы с транснациональными преступлениями.

Изучение научных трудов, посвященных анализу сложных многоаспектных тем, какой является расследование и профилактика транснациональных преступлений, всегда создает почву для раздумий и критических замечаний. Отрадно, когда молодые исследователи воспринимают критику правильно, продолжая работать в избранном направлении.

После ознакомления с монографией "Борьба с транснациональными преступлениями и их расследование: стратегические аспекты" стало ясно, что автору следовало более четко изложить различия между стратегией борьбы с транснациональными преступлениями как политико-правовым документом и криминалистической стратегией их расследования. И он это сделал, в 2016 г. опубликовав статью "Соотношение стратегии борьбы с транснациональными преступлениями и криминалистической стратегии их расследования: проблемы моделирования"[9].

Оригинальные научные идеи автора получили логическое развитие в монографии "Информационные модели транснациональной криминальной деятельности".

Работа посвящена теоретическим проблемам моделирования транснациональной криминальной деятельности. В качестве содержательной основы моделирования автор избрал категорию криминалистического знания. Он рассматривает взаимосвязь этой категории с категориями информации и данных, а затем увязывает их с характеристикой криминалистической систематики, криминалистического знания, доказательственной и ориентирующей информации.

На основе изучения обширного опыта моделирования в криминалистике, характеристики криминальной деятельности и криминалистической ситуации Д.С. Хижняк в качестве способа моделирования выбирает фреймовый подход, получивший в последнее время достаточно широкое распространение в научных исследованиях[10]. Думается, это правильно, так как фрейм не только позволяет представлять информацию в сжатом виде, но и создавать формализованные модели, без которых немыслимо создание компьютерных программ, в том числе используемых в области международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Транснациональная криминальная деятельность рассматривается в монографии с учетом современной криминогенной обстановки в Российской Федерации. Эмпирическая база исследования широка и отражает актуальные данные, приведенные в том числе на Портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, официальных сайтах МВД России и Следственного комитета РФ, на сайте "РосПравосудие" и т.д.

Транснациональную криминальную деятельность автор рассматривает как определенный вид криминальной деятельности, который сформировался под влиянием ряда социально-экономических, политических и культурных особенностей региона. Такого рода деятельность направлена на достижение противоправных целей и имеет в своей структуре не только базовое преступление, но часто и иные сопутствующие ему противоправные деяния, сопровождается нарушением норм разных отраслей национального права и норм международного права.

В криминалистической характеристике транснациональных преступлений особое место занимает анализ условий места совершения преступления и его направленности с территории одной страны на территорию другой (в терминологии автора — локусно-векторный фактор). Изучение данной специфики позволило Д.С. Хижняку уточнить классификацию транснациональных преступлений, выделив в их ряду трансграничные и транстерриториальные.

Транснациональная криминальная деятельность разных субъектов обладает большим сходством по ряду параметров (объектам преступного посягательства, длительности, вектору, мотивам и др.). Однако имеются и некоторые различия. Например, согласно статистике и приводимым автором данным, организованные преступные группы и преступные организации (сообщества) чаще совершают транстерриториальные и наиболее тяжкие преступления.

Итогом значительной части авторских изысканий стали информационные фреймовые модели, описываемые в монографии: "Транснациональные преступления как типизированное отражение криминальной деятельности и прогнозирования ее результатов", "Индивидуальный субъект транснациональной криминальной деятельности", "Субъекты — группы лиц, осуществляющих транснациональную криминальную деятельность по предварительному сговору", "Организованные преступные группы и преступные организации, осуществляющие транснациональную криминальную деятельность", "Соотношение признаков транснациональной криминальной деятельности, осуществляемой отдельными лицами, группами лиц по предварительному сговору, ТПГ и ТПО".

Надо признать, что в изложении Д.С. Хижняка указанные модели имеют не только теоретическое, но и большое практическое значение.

Так, фреймовая модель "Транснациональные преступления как типизированное отражение криминальной деятельности и прогнозирования ее результатов" основана на результатах сравнения классификации транснациональной криминальной деятельности в международном праве и составов преступлений по Уголовному кодексу РФ. В других моделях представлена частотность категорий транснациональных преступлений, совершаемых разными субъектами преступлений, что дает представление о характере транснациональной криминальной деятельности и реальной ситуации, сложившейся в России. Выводы автора подкреплены ссылками на значительное число дел, рассмотренных российскими судами.

Фундаментальный подход к проблеме и глубина авторских изысканий позволяют нам с высокой степенью уверенности предположить, что Д.С. Хижняк продолжит работу в избранном направлении, а значит, можно ожидать новых научных публикаций.

Хотелось бы услышать от автора дополнительные аргументы в пользу необходимости рассмотрения всех транснациональных преступлений в качестве единого объекта криминалистического исследования. Имеет смысл конкретизировать признаки транснациональных преступлений, выделить среди них обязательные и факультативные. Нуждается в уточнении вопрос: при каких условиях некоторые общеуголовные преступления могут стать (и, как показывает практика, становятся) транснациональными?

Думается, что "ожидание продолжения" — лучшая похвала автору не только художественного произведения, но и научной работы. Это говорит об актуальности рассматриваемых проблем, оригинальности подходов исследователя к их решению, научной новизне теоретических выводов и практической значимости предлагаемых рекомендаций.

Литература

1. Волеводз А.Г. О необходимости имплементации в УПК РФ международно-правовых норм о новых направлениях международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства // Библиотека криминалиста. 2014. N 4 (15). С. 311 — 327.

2. Гриб В.В. Недостатки в работе правоохранительных органов как фактор самосудов в России // Российский следователь. 2013. N 13. С. 42 — 44.

3. Кубов Р.Х. Транснациональные преступления и национальная безопасность / Р.Х. Кубов, А.П. Спиридонов // Российский следователь. 2007. N 14. С. 29 — 32.

4. Максимова Е.А. Фреймовый подход в педагогических исследованиях // Образование и наука. 2011. N 4 (83). С. 55 — 61.

5. Сокол Е.В. Особенности борьбы с организованной преступностью в США / Е.В. Сокол, Ю.В. Сокол // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. N 1 (27). С. 37 — 41.

6. Хижняк Д.С. Борьба с транснациональными преступлениями и их расследование: стратегические аспекты: Монография. М.: Юрлитинформ, 2015. 184 с.

7. Хижняк Д.С. Информационные модели транснациональной криминальной деятельности: Монография. М.: Юрлитинформ, 2018. 248 с.

8. Хижняк Д.С. Соотношение стратегии борьбы с транснациональными преступлениями и криминалистической стратегии их расследования: проблемы моделирования // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2016. N 1. С. 221 — 227.

 


[1] Хижняк Д.С. Борьба с транснациональными преступлениями и их расследование: стратегические аспекты: Монография. М.: Юрлитинформ, 2015. 184 с.

[2] Хижняк Д.С. Информационные модели транснациональной криминальной деятельности: Монография. М.: Юрлитинформ, 2018. 248 с.

[3] См., напр.: Гриб В.В. Недостатки в работе правоохранительных органов как фактор самосудов в России // Российский следователь. 2013. N 13. С. 42 — 44.

[4] Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // СПС "КонсультантПлюс".

[5] Примером такого рода документа может служить Стратегия США по борьбе с транснациональной организованной преступностью от 19 июля 2011 г. См.: Сокол Е.В., Сокол Ю.В. Особенности борьбы с организованной преступностью в США // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. N 1 (27). С. 37 — 41.

[6] Хижняк Д.С. Борьба с транснациональными преступлениями и их расследование. С. 78.

[7] Там же. С. 44.

[8] См., напр.: Кубов Р.Х., Спиридонов А.П. Транснациональные преступления и национальная безопасность // Российский следователь. 2007. N 14. С. 29 — 32; Волеводз А.Г. О необходимости имплементации в УПК РФ международно-правовых норм о новых направлениях международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. N 4 (15). С. 311 — 327.

[9] Хижняк Д.С. Соотношение стратегии борьбы с транснациональными преступлениями и криминалистической стратегии их расследования: проблемы моделирования // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2016. N 1. С. 221 — 227.

[10] См., напр.: Максимова Е.А. Фреймовый подход в педагогических исследованиях // Образование и наука. 2011. N 4 (83). С. 55 — 61.


Рекомендуется Вам: