ЮрФак: изучение права онлайн

Правовое регулирование популяризации объектов культурного наследия на цифровых платформах как средство развития туризма в России

В данной статье автор рассматривает интеграцию информационных технологий в популяризацию культурного наследия народов России. Исследуется правовая основа популяризации объектов культурного наследия. Акцентировано внимание на практической значимости проводимой работы в сфере туризма и сформулированы дальнейшие правовые перспективы симбиоза популяризации культурного наследия с современными технологиями цифровых платформ.

Автор: Иванова Ж.Б.

Культурное наследие народов нашей страны демонстрирует талант предшествующих поколений и является неисчерпаемым источником для развития познавательных туристских маршрутов и других уникальных продуктов для путешественников. Объекты материального и нематериального культурного наследия питают также современное образование, науку, культуру. Как и природные богатства страны, такое наследие представляет собой одно из главных оснований для национальной гордости и самоуважения.

Дошедшие до наших дней памятники истории и культуры свидетельствуют об интересной, наполненной, героической жизни народа в далеком историческом прошлом. Объекты культурного наследия позволяют понять историю человеческих жизней, материальную и духовную культуру, а также традиции наших предков. Пройдя сквозь столетия, устояв при повсеместном уничтожении в минувших войнах, а порой и при целенаправленном разрушении, сегодня сохранились разнообразные ансамбли, усадьбы, иные застройки, храмы и жилые дома, а также элементы нематериальной культуры. Этот материализованный опыт истории и культуры народа помогает нам сегодня увидеть жизнь в движении и связи времен. Важность их настолько велика, что на современном этапе им присвоен высокий статус объектов культурного наследия, что гарантирует охрану государством.

Утрата культурно-исторических ценностей невосполнима и необратима. Осознавая важность сохранения, общество озабочено его охраной и сбережением, задачи которых решаются в том числе посредством популяризации материального и нематериального культурного наследия.

Исходной предпосылкой для возникновения и развития деятельности по популяризации объектов истории и культуры выступает само понятие "популяризация", правовые начала которой, на наш взгляд, недостаточно изучены юридической наукой.

Согласно этимологии слово "популяризация" произошло от латинского populus, в переводе означающего "народ". С изменением словоформы образовалось прилагательное popularis, дословно "народный". После в русский язык пришел глагол "популяризировать", который означает действия, направленные на увеличение известности чего-либо1.

Правовое регулирование отношений в области популяризации, сохранения, использования объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"2. Согласно статье 47.4 этого Федерального закона при осуществлении туристской и экскурсионной деятельности, наряду с научной, культурно-просветительной, образовательной и (или) религиозной, гражданам гарантируется доступ к объектам культурного наследия для реализации их права на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия.

Необходимо обратить внимание, что вышеуказанный Федеральный закон говорит о популяризации, но определения не дает. Вместе с тем дефиницию "популяризация" можно увидеть в некоторых правовых актах, регулирующих отношения по охране культурного наследия в регионах нашей страны. В качестве примера приведем решение Совета депутатов городского поселения Руза от 28 мая 2009 г. N 277/473, в котором разъяснено, что популяризация объектов культурного наследия представляет собой мероприятия, направленные на обеспечение общественной доступности и восприятия объектов культурного наследия, духовно-нравственное и эстетическое воспитание физических лиц, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также иные мероприятия, способствующие реализации охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Все это можно назвать туристскими ресурсами, которые в силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"4 представляют собой исторические, социально-культурные, природные и иные объекты туристского показа, в том числе те, которые способны удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Таким образом, можно сказать, что через популяризацию культурного наследия народов России успешно удовлетворяются потребности туристов в поиске доказательств того, что мы являемся частью устойчивой исторической общности; в получении более полных знаний об общественном наследии; в возможности понять общий исторический фон и многие образы жизни прошлых поколений в сравнении с настоящим, а порой в создании другой реальности путем погружения из настоящего в мир былых времен. Такую возможность предоставляет, к примеру, Усть-Цилемская Горка в Республике Коми, состоящая из обрядовых ритуальных обычаев с мощной магической силой. Турист, наблюдая это событие, видит завораживающее зрелище. Однако, если он в нем участвует, то получает запуск процессов воссоединения и очищения от энергетики каждого участника и всего пространства в целом. И это неслучайно, поскольку каждая песня имеет уникальную вибрацию, все фигуры при движениях в хороводах несут свой смысл. Так, при исполнении фигуры "столбы" следует ходить, взявшись тройками за руки, и выстраивать стержень. Переходы сзади по правой и левой стороне символизируют связь настоящего (участник в центре), прошлого и будущего (участники по сторонам).

Не вызывает сомнений, что привлечение внимания туристов к материальному и нематериальному культурному наследию способствует возрождению последних в современных реалиях, позволяет услышать новое звучание голосов ранее живущих лиц, продлить жизнь прошлых красочных пейзажей, сохранить в памяти людей исчезнувшие образы, утраченные объекты, забытые ремесла и праздники и расширить потенциал туристской отрасли.

Именно для раскрытия высокого потенциала туризма распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. N 2129-р5 была утверждена Стратегия его развития до 2035 г., которая обратила внимание на специальные инструменты культурно-познавательного туризма, такие как:

— меры поддержки мастеров народных художественных промыслов, которые формируют привлекательность туристских территорий;

— систему государственной поддержки хозяйствующих субъектов, предусматривающую компенсацию затрат, возникших вследствие производства ими реставрационных работ на объектах культурного наследия в туристских зонах;

— активную творческую деятельность объектов туристского показа, применяющих современные технологии;

— уникальные программы повышения квалификации для специалистов туристских показов, ориентированные на практику инновационных методов работы с посетителями и продвижение туристских услуг;

— национальные и региональные информационные ресурсы и цифровые сервисы для культурно-познавательного туризма, цифровые аудио- и видеогиды;

— систему продажи электронных билетов для посещения объектов культурного наследия с целью культурно-познавательного туризма.

Безусловно, для продвижения названных инструментов следует активно развивать инфраструктуру культуры. На этом, в свою очередь, акцентирует внимание Министерство культуры России, которое подготовило проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры". В нем указано на важность укрепления материально-технической базы в учреждениях культуры, реставрации и сохранения исторических объектов, создания культурно-образовательных и музейных комплексов. Подчеркнута и актуальность внедрения и использования новых технологий для сбережения и развития культурного наследия, адаптирования их к современным реалиям посредством создания виртуальной туристской среды, мультимедийных гидов6.

В наши дни подойти к решению задачи популяризации историко-культурного наследия для активного развития культурно-познавательного туризма можно несколькими способами: традиционным и инновационным.

Традиционный реализуется:

— посредством обеспечения населению доступности к объектам культурного наследия его собственниками или пользователями;

— путем организации туризма к объектам материального и нематериального культурного наследия, историческим поселениям;

— при помощи демонстрации туристам памятников истории и культуры на специальных видовых точках, смотровых площадках, зонах обзора, установки информационных символов и обозначений, специального освещения в ночное время суток и выстраивания туристически привлекательного облика объектов историко-культурного наследия;

— через популяризацию объектов культурного наследия в средствах массовой информации посредством создания и трансляции теле-, радиопередач, кино- и видеофильмов;

— через ознакомление с объектами культурного наследия при освоении образовательных программ разных уровней;

— через издание информационно-справочных публикаций и рекламных журналов, посвященных объектам культурного наследия;

— посредством организации и проведения выставок и презентаций, научно-практических конференций и семинаров, посвященных государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия;

— посредством участия туроператоров и турагентов в федеральных и межрегиональных целевых программах по вопросам популяризации памятников истории и культуры.

Инновационный способ состоит в применении современных технологий на цифровых платформах.

Осознавая огромный потенциал сложившихся отношений в информационном обществе, сегодня наряду с развитием туризма активно разрабатываются новые технологии популяризации культурного наследия7. Нередко именно они являются наиболее целесообразным, а порой и единственным ресурсом сохранения культурных ценностей.

Цифровые технологии коренным образом изменяют представления общества о популяризации исторического и культурного наследия. Они делают возможным не только его сохранение, но и организацию виртуального посещения компьютерных моделей архитектурных памятников множеством людей, мотивируя таким образом туристов познать их ближе, прикоснуться к ним и ощутить энергетику материальных объектов.

Действительно, многие туристы совмещают отдых на пляже с посещением интересных мест, причем зачастую именно тех, с которыми уже ознакомились виртуально на цифровых площадках. Данным образом они более полно познают загадочную историю народов, населявших то или иное место, их памятники истории и культуры, а также обычаи, ремесло, кухню. Однако эту информацию им приходится собирать самостоятельно, по крупицам. Проведенный анализ более тридцати сайтов туроператоров и агентств показал, что лишь 5% из них содержат в предлагаемых турах и программах информацию об объектах культурного наследия. На наш взгляд, расширение знаний потенциальных туристов о памятниках истории и культуры в обязательном порядке следует учитывать туроператорам при наполнении своих сайтов.

В наши дни центром силы стал потребитель, поэтому и контроль над подаваемой ему информацией сместился в пользу потребителя — потенциального туриста. И ему важно понимать как путь к покупке тура, так и представлять те объекты, с которыми ему предстоит ознакомиться и получить впечатления от их эстетики и энергии.

Современное общество все более глубоко осознает духовный, социальный и экономический потенциал культурного наследия. Благодаря этому в большей степени стало привлекаться внимание к проблемам его сохранения, реставрации и ремонта, а также эффективного использования. Такое внимание привлекается благодаря информационным ресурсам сайтов, которые являются открытыми и доступными. Так, используя потенциал цифровых платформ, жители РФ и стран ближнего зарубежья собрали на реставрацию памятника Минину и Пожарскому в г. Москве около 16 млн рублей8.

Популяризация культурного наследия направлена на изучение истории России, сохранение исторического культурного наследия, укрепление исторической и культурной связи поколений и создает условия для реализации творческого потенциала современного поколения, воспитания его на основе духовно-нравственных и культурных ценностей наших предков9.

Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, популяризация — это правовая категория, так как отношения, возникающие по поводу нее, регулируют специальные правовые акты РФ — законы.

Во-вторых, содержание популяризации является комплексной дефиницией, которая может быть использована как средство правового регулирования субъектов (Министерство культуры, органы по охране объектов культурного наследия, Ростуризм, туроператоры и турагенты), объектов (духовное развитие граждан, познавательные потребности туристов и др.), содержания (совокупность мер, действий).

В-третьих, популяризация объектов культурного наследия способствует не только их сохранению, но и увеличению туристических потоков в разные места нашей страны. В процессе популяризации знаний о памятниках истории и культуры особую роль играют цифровые платформы субъектов, оказывающих туристские услуги.

Литература

1. Михайлова А.С. О важности популяризации народного искусства, в том числе посредством туристской деятельности / А.С. Михайлова // Туризм: право и экономика. 2022. N 1. С. 14 — 17.

2. Шевченко О.А. К вопросу о правовом регулировании туризма в эпоху Индустрии 4.0 / О.А. Шевченко, И.Ю. Скляр // Туризм: право и экономика. 2022. N 1. С. 6 — 9.


1 Популяризация: значение слова. URL: https://www.syl.ru/article/307962/populyarizatsiya-eto-populyarizatsiya-znachenie-slova.

2 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (ред. от 20.10.2022) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

3 Решение Совета депутатов городского поселения Руза Рузского муниципального района МО от 28 мая 2009 г. N 277/47 "О принятии Положения об охране и сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных в границах городского поселения Руза" // Новости Рузы. 2009. 16 августа.

4 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // Российская газета. 1996. 3 декабря.

5 Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. N 2129-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г." // СЗ РФ. 2019. N 39. Ст. 5460.

6 Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры" (по состоянию на 28.07.2021) (подготовлен Минкультуры России, ID проекта 01/01/07-21/00118547) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте: URL: https://regulation.gov.ru/ (по состоянию на 28.07.2021).

7 См.: Шевченко О.А., Скляр И.Ю. К вопросу о правовом регулировании туризма в эпоху Индустрии 4.0 // Туризм: право и экономика. 2022. N 1. С. 6 — 9.

8 На реставрацию памятника Минину и Пожарскому собрали около 16 млн рублей пожертвований // ТАСС. URL: https://tass.ru/kultura/7061960.

9 См.: Михайлова А.С. О важности популяризации народного искусства, в том числе посредством туристской деятельности // Туризм: право и экономика. 2022. N 1. С. 14 — 17.


Рекомендуется Вам: