ЮрФак: изучение права онлайн

Моделирование психологической помощи в системе пробации несовершеннолетним лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в преодолении социально-психологической дезадаптации

В статье показаны моделирование психологической помощи несовершеннолетним и организация службы пробации для них. Одним из направлений работы службы пробации являются разработка и реализация программ в сфере защиты прав несовершеннолетних и семьи.

Целями (и направлениями) психокоррекционной работы являются: изменение и стабилизация психологического состояния и поведения подростков, оптимизация взаимоотношений с сотрудниками службы пробации, содействие в разрешении конфликтных ситуаций, формирование установки на законопослушный образ жизни. Психокоррекционную работу проводят по различным основаниям и в различных формах. Наиболее популярны групповые формы работы. Именно в групповой психокоррекционной деятельности с сотрудниками службы пробации быстрее происходит познание социального опыта, формирование нового поведения, создаются условия проявления активности и самостоятельности у несовершеннолетних. В рамках представленных организационных моделей службы пробации непосредственное сопровождение могут осуществлять социальные работники. Их правовой статус, функции и полномочия имеют особенности при одновременном существовании единых правовых оснований профессиональной деятельности работников службы пробации. Структурно-организационная модель служб пробации в различных европейских странах имеет различия. В большинстве стран Европы службы пробации находятся в подчинении Министерства юстиции, при этом они могут быть самостоятельными. В ряде государств они являются структурными подразделениями тюремного ведомства или входят в состав иных ведомств. Еще одна организационная модель деятельности службы пробации — распределение функций между несколькими ведомствами.

Авторы: Федоров А.Ф., Суслов Ю.Е.

Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу современного общества. "Воспитание принято определять как целеустремленное и систематическое воздействие воспитателя на психологию воспитуемого…"1.

Развитие современного общества обусловливает необходимость и обеспечивает возможности дальнейшей оптимизации формирования личности каждого молодого человека. В соответствии с идеалом "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований для всестороннего развития личности. На этапе развития нашего общества решение проблемы формирования целостной личности требует дальнейшей научно-обоснованной разработки не только техники и технологии воспитания, но и его психологических основ. "Перемены, происходящие в современном российском обществе, затрагивают не только экономическую и политическую жизнь страны, но и влияют на жизнедеятельность различных поколений и социальных групп"2.

Важную роль тут призвана выполнять психологическая наука и, в частности, такая ее отрасль, как возрастная психология, изучающая коренные вопросы деятельности, сознания и личности современного ребенка. "Среди актуальных направлений современной практической психологии отведено место и проблемам личностной самореализации и стрессосовладающего поведения"3.

Психология воспитания исследует процесс перестройки "изучения личностных особенностей людей"4 и возникновения, развития других, новых образований. Она в первую очередь отвечает на вопрос, насколько активно можно воздействовать на формирование личности человека. Конечно, такая постановка вопроса может показаться неожиданной, ведь с самого зарождения человеческого общества детей и обучали, и воспитывали. Тем не менее она вполне правомерна. Так как, к сожалению, в процессе воспитания возникают отклонения и деформации, приводящие к формированию а- и антисоциальных установок и ценностей, выражающихся в ведении преступного образа жизни. Это трудная и объемная социальная проблема, имеющая множество векторов дальнейшего своего изучения и поиска решения. Так, одна из таких проблем-следствий заключается в том, что люди, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной "резерв" для взрослой рецидивной преступности. "Человек должен осознавать необходимость социально-правильного поведения"5. Им сложнее "включиться" в нормальную жизнь, имея в биографии опыт отбывания наказания в местах лишения свободы, который в некотором роде может стигматизировать бывшего осужденного в глазах сограждан, способствуя его социальному отчуждению, озлоблению, дезадаптации и, как итог, совершению новых преступлений.

В этой связи актуальной общественной потребностью становится создание комплексной системы непрерывного сопровождения несовершеннолетних, как освободившихся из мест лишения свободы, так и вступивших в конфликт с законом. Подобной системой может стать служба пробации.

Служба пробации — это организация системной, совместной работы специалистов, направленной на социальную реабилитацию бывших осужденных, вплоть до применения административных и уголовно-правовых мер принуждения. Проект индивидуальной работы с данной категорией граждан позволит не допустить становление лиц на путь совершения повторных преступлений, обеспечит применение адекватных мер профилактического воздействия. Своевременно и системно им будет оказана помощь в трудоустройстве, организован доступ к образовательным технологиям, в целом будет оказана социальная, материальная и медицинская поддержка и т.д. То есть будет осуществлен комплексный подход к организации индивидуально-профилактической работы с данными лицами, их семьями и социальным окружением.

Сотрудники службы пробации ведут учет лиц, в отношении которых применяется пробация; устанавливают их место жительства, состояние здоровья, уровень образования и трудовую занятость, а также собирают иные сведения, необходимые для определения объема предоставления социально-правовой помощи. Повышение психологической компетентности сотрудников способствует формированию умения своевременно и грамотно разрешать возникающие недоразумения и трудности с учетом специфических особенностей подросткового возраста.

Сотрудники службы пробации могут составлять индивидуальные программы оказания социально-правовой помощи лицам, состоящим на учете, разъяснять порядок предоставления и отказа от получения социально-правовой помощи, оказывать содействие в ее получении; осуществлять подготовку доклада в отношении несовершеннолетних и осуществлять "…психологическое сопровождение, которое означает не любую форму помощи, а полисистемную поддержку"6.

Индивидуальная работа осуществляется на основе моделирования психологической помощи несовершеннолетним в преодолении социально-психологической дезадаптации, то есть психологических трудностей и проблем, ее формирующих.

Большинство несовершеннолетних психологически не готовы решать жизненные вопросы и проблемы, особенно после совершения преступления.

Чтобы проводить последовательную индивидуальную работу практически с каждым несовершеннолетним, необходимо достаточно глубоко изучать личность воспитанника; отслеживать, анализировать динамику изменений личности и своевременно вносить коррективы в построение работы с ним; вовремя выявлять дезадаптивные, кризисные состояния и оказывать психологическую помощь; на протяжении всего срока досудебной пробации консультировать подсудимых или обвиняемых (в том числе по результатам тестирования), то есть способствовать самопознанию, личностному росту; проводить коррекционную работу, направленную на преодоление причин отклоняющегося поведения.

Поэтому, безусловно, важным этапом подобной работы должна стать психолого-педагогическая диагностика проблем лиц, попавших в критическую ситуацию, для последующей организации адресного психолого-педагогического сопровождения.

Далее должна проводиться психокоррекционная работа, которая является важным фактором созидательного воздействия. Несовершеннолетние, бывшие осужденные, у которых не сформированы навыки социальной адаптации, представления о нравственности, добре, уважении и доверии, а также особо значимых жизненных целях, нуждаются в помощи. Проблема нравственного воспитания и формирования "образа Я", неумение разрешать конфликтные ситуации для них особенно актуальна. Поэтому психолого-педагогическая работа, направленная на коррекцию и развитие нравственности, необходима несовершеннолетним для изменения их мировоззрения, и чтобы у них появилось уважение и доверие к своим сверстникам, они приобрели навыки саморегуляции, научились методам выхода из конфликтной ситуации, что позволяет им успешно адаптироваться и жить в социуме. Проведение данной работы ведет к переосмыслению своего социального статуса, пробуждению интереса к себе, как к личности. Достичь этого возможно с помощью социально-психологических бесед, направленных на профессиональную ориентацию. В структуру беседы должны быть включены различные приемы игровой терапии, терапии воспроизведения, арт-терапии. В ходе беседы подсудимые или обвиняемые, включаясь в игровые общественные отношения, приобщаются к новому социальному опыту; вживаясь в новый для себя образ, осознают смысл положительного нравственно-правового способа поведения. Все это служит основой позитивной социализации личности, формирования активной жизненной позиции.

Основная задача по созданию и внедрению новой модели работы с детьми и подростками, находящимися в конфликте с законом, а также с несовершеннолетними, освободившимися из мест лишения свободы, имеет стратегическое значение для развития современного общества. Выстраивание понятной, непрерывной и действенной системы работы с ними находит свое эффективное продвижение перспективных и стратегических системных проектов, подходов и инноваций, разработанных в регионах России и направленных на работу с подростками.

Проанализировав зарубежный опыт работы, предлагаем взять за основу задачи службы пробации, которые могут заключаться в следующем.

Содействие организации индивидуального социального сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, начиная со стадии следствия, сопровождение в суде в период отбытия срока, не связанного с лишением свободы.

Внедрение новых технологий работы с подростками, находящимися в конфликте с законом. Формирование единой базы подготовленных профильных проектов, готовых к вынесению на инвестиционные сессии всех уровней; обучение подростков пользоваться знаниями, полученными в период общения с сотрудниками службы пробации. Информация о часто встречающихся жизненных ситуациях позволит ребятам осознать возможные сложности до окончания судебных разбирательств и предоставить инструменты решения возникающих проблем.

Безупречной, абсолютно универсальной и максимально результативной модели системы исполнения наказаний в мире не существует. Каждая из них имеет свои несовершенства, которые косвенно связаны с политическим строем, уровнем экономического развития государства, географическими, национальными, религиозными и другими общественными и социальными факторами. Способы использования и методы влияния на эти факторы общеизвестны. К ним относятся, во-первых, модернизация уголовного законодательства с четкими обозначениями границ и пределов либерализации уголовной и гуманизации пенитенциарной политики.

Существует также потребность в проведении экспертных круглых столов, на которых специалисты в области пенитенциарной системы смогут обменяться имеющимися и получить новые знания, ознакомиться с наиболее ценными практиками регионов, наладить взаимодействие с региональными уполномоченными по правам ребенка, родительской общественностью, представителями закона, органами исполнительной власти, образования, медицины. По итогам таких экспертных площадок можно издавать брошюры с наиболее часто задаваемыми вопросами подростков, находящимися в конфликте с законом, и ответы на них. Можно издавать литературу, посвященную практикам работы с подростками, находящимися в конфликте с законом. На современном этапе можно воспользоваться интернетом. Большую популярность приобрели дистанционные формы коммуникации в системах Zoom и Skype.

Психологи предлагают программу проведения психокоррекционных мероприятий в форме ролевых игр, тренинга общения, тренинга разрешения конфликтных ситуаций. Моделирование включает в себя три модуля, направленные на изучение личности, развитие навыков общения с окружающими, уверенности в себе. На мероприятиях сотрудники пробации рассматривают стратегии правопослушного поведения.

Групповая и индивидуальная работа может осуществляться на основе "Модели психологической помощи несовершеннолетним в преодолении социально-психологической дезадаптации, то есть психологических трудностей и проблем, ее формирующих". "Модель помогает актуализировать новое поведение…"7.

Инвариантная модель психологической помощи несовершеннолетним в преодолении социально-психологической дезадаптации, то есть психологических трудностей и проблем, ее формирующих (выявление ведущих причин отклоняющегося поведения подростка, совершения им правонарушений осуществляется, прежде всего в форме групповой работы), рекомендует использовать акмеологические разработки, направленные на реализацию потенциала подростка, совершившего правонарушение.

Оказание психологической помощи подрастающему поколению направлено в первую очередь на восстановление нормального социально-психологического статуса, приобретенного в ходе реализации коррекционных мероприятий, знаний, умений и навыков подростка. Таким образом, существующие психологические трудности и проблемы, характерные для несовершеннолетних: трудности самоотношения, самопонимания, отсутствие самоуважения и переживание собственной неудачливости, "проблемности" — должны стать типичными мишенями в моделировании психологической помощи несовершеннолетним, освободившимся из мест лишения свободы, направленной на преодоление социально-психологической дезадаптации.

Литература

1. Барабанщиков А.В. Психология воинского коллектива / А.В. Барабанщиков, А.Д. Глоточкин, Н.Ф. Феденко, В.В. Шеляг. Москва: Военное издательство, 1967. 252 с.

2. Егорова Т.В. Социально-педагогическая поддержка молодежи неформальных объединений / Т.В. Егорова; под редакцией В.А. Попова. Ковров: КГТА, 2007. 204 с.

3. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков / С.А. Кулаков. Санкт-Петербург: Речь, 2004. 464 с.

4. Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. 2-е изд. Москва: Флинта; МПСИ, 2008. 160 с.

5. Первов Л.Г. Нервность / Л.Г. Первов. Ленинград: Медицина, 1976. 88 с.

6. Фетискин Н.П. Психологическое сопровождение приоритетных национальных проектов: теория, опыт, перспективы / Н.П. Фетискин, Г.М. Мануйлов, Т.И. Миронова. Москва; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. 245 с.

7. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. 2-е изд., доп. Москва: Психотерапия, 2009. 544 с.


1 Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко Н.Ф., Шеляг В.В. Психология воинского коллектива. М.: Военное издательство, 1967. С. 154.

2 Егорова Т.В. Социально-педагогическая поддержка молодежи неформальных объединений / под ред. В.А. Попова. Ковров: КГТА, 2007. 204 с.

3 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. 2-е изд., доп. М.: Психотерапия, 2009. С. 11.

4 Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Флинта; МПСИ, 2008. С. 19.

5 Первов Л.Г. Нервность. Л.: Медицина, 1976. С. 54.

6 Фетискин Н.П., Мануйлов Г.М., Миронова Т.И. Психологическое сопровождение приоритетных национальных проектов: теория, опыт, перспективы. М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. С. 30.

7 Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. СПб.: Речь, 2004. С. 176.


Рекомендуется Вам: