ЮрФак: изучение права онлайн

Право на деловую репутацию как элемент правового статуса субъектов предпринимательской деятельности

Автор: Незнамова А.А.

В законодательстве нет формального определения понятия деловой репутации. Такие понятия, как честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, имеют больше социологическое и отчасти философское происхождение. Так, "честь" традиционно понимается как положительная оценка обществом личностных качеств и поведения человека. "Достоинство" понимается как положительная самооценка личности, а также уважительное отношение к лицу на основе морального равенства среди людей. Поэтому можно говорить, что изначально в истории человечества данные категории охватывались таким обобщающим понятием, как "личная репутация". В дальнейшей истории, с развитием торговли, произошло разделение понятий "личная репутация человека" и "деловая репутация", которую стали связывать с профессиональной деятельностью1. Таким образом, такие категории, как честь и достоинство, являются смежными с деловой репутацией. Последняя касается сугубо деловой, профессиональной сферы деятельности субъектов.

Заслуживает внимания вывод Н.Н. Парыгиной, которая, проанализировав мнения ряда авторов, говорит, что понятие чести подразумевает восприятие лица окружающими положительно, то есть данное понятие не имеет отрицательной стороны. Отчасти подтверждением этому суждению служат такие часто употребляемые выражения, как "бесчестный поступок" или "бесчестный человек". Тогда как деловая репутация может быть не только положительной, но и отрицательной. Действительно, деловая репутация может складываться в том числе и на основе неверной информации. Поэтому она далеко не всегда отражает сущностные характеристики ее обладателя. Нельзя забывать и о том, что деловая репутация не статична и изменяется во времени2.

Главной особенностью такого блага, как деловая репутация, является то, что при ее оценке предметом такой оценки являются характеристики, связанные с деловой активностью субъекта. Поэтому в гражданском законодательстве отсутствует категория "репутация", а есть категория именно "деловая репутация". Без этого уточнения понятие репутации вообще было бы почти синонимом понятия чести, что привело бы не только к дублированию терминов, но и к проблеме разделения понятий "честь — достоинство — деловая репутация". Между тем очевидно, что носителем всех этих благ может быть только физическое лицо (в том числе занимающееся предпринимательской деятельностью), тогда как юридическим лицам принадлежит только деловая репутация.

Рассматривая право на деловую репутацию как элемент правового статуса субъектов предпринимательской деятельности, следует отметить, что субъекты предпринимательской деятельности — те организации и предприниматели, которые участвуют в предпринимательстве, то есть в деятельности в сфере экономики, результатом которой являются создание и реализация материальных или духовных благ, возникающих вследствие способностей к предпринимательству, экономически грамотного использования имущества и иных ресурсов3. Соглашаясь с этим определением, не забудем, что законодатель в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации4 (далее — ГК РФ) указал на такие признаки предпринимательской деятельности, как самостоятельность, направленность на систематическое извлечение прибыли, рисковый характер.

Под субъектами предпринимательской деятельности следует понимать любых хозяйствующих субъектов: это индивидуальные предприниматели и юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие коммерческую деятельность, субъекты как малого, среднего, так и крупного бизнеса. Действительно, законодатель обозначает предпринимательских субъектов так же. Например, в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ5 указывается, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся микропредприятия, малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели.

ГК РФ применяет к разным видам субъектов предпринимательской деятельности единые правила регулирования их коммерческой деятельности. Поэтому они являются равными, то есть обладающими тождественным правовым статусом, субъектами предпринимательства. Однако имеются отдельные исключения. Так, например, Налоговый кодекс Российской Федерации6 (далее — НК РФ) в отдельных случаях разделяет юридические лица и граждан-предпринимателей и устанавливает по отношению к ним различные меры ответственности. В частности, п. 4 ст. 75 НК РФ предусмотрена санкция в виде пени, если налогоплательщик перечислил в бюджет сумму налога с опозданием. Размер пени для граждан-предпринимателей составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый просроченный день, а для организаций размер пени, начиная с тридцать первого дня просрочки, будет составлять вдвое больше.

Содержание прав субъектов предпринимательской деятельности в целом определяется такими категориями, как свобода экономической деятельности, свободное перемещение товаров и услуг, поддержка конкуренции, единое экономическое пространство (ст. 8 Конституции РФ)7. Всем этим предоставляются равные возможности для всех хозяйствующих субъектов в ведении предпринимательской деятельности вне зависимости от их места нахождения, величины и стоимости их имущества и проч.

Как известно, правовой статус субъектов предпринимательской деятельности включает в себя: правосубъектность, принципы их деятельности, комплекс прав и обязанностей, меры ответственности, а также гарантии их прав и законных интересов8. В более узком понимании правовой статус субъектов предпринимательства образуют их права и обязанности. Субъекты предпринимательской деятельности имеют комплекс прав, которые позволяют им осуществлять коммерческую деятельность, а именно:

— право приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности (путем заключения различных видов гражданско-правовых договоров);

— выступать в роли истца или ответчика в суде;

— иметь собственное обособленное имущество и отвечать им по своим обязательствам. В отношении указанного права есть существенное различие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для последних закон не предусмотрел наличие обособленного имущества, которое применяется в предпринимательской деятельности. Поэтому индивидуальные предприниматели отвечают всем своим имуществом.

В системе прав субъектов предпринимательской деятельности право на деловую репутацию и ее защиту занимает особое место. ГК РФ в ст. 150 относит ее к числу нематериальных благ, наряду с жизнью, здоровьем, личной неприкосновенностью и иными благами. При помощи неимущественного права на деловую репутацию положительное содержание данного нематериального блага приобретает форму. Поэтому существование деловой репутации становится полным и гарантированным только при установлении в законе соответствующего права субъекта.

Если говорить о деловой репутации как о разновидности нематериальных благ, то для нее характерны все признаки нематериальных благ. Иногда говорят и о том, что она обладает всеми признаками, помимо неотчуждаемости и неизмеримости этого нематериального блага, а последние признаки вызывают сомнение. Ведь гражданское законодательство предусматривает такие обязательства, которые предполагают возмездную передачу для использования другим лицом деловой репутации субъекта. Речь идет о коммерческой концессии, при которой одна сторона передает другой на возмездной основе право пользования исключительными правами, деловой репутацией, коммерческим опытом в том или ином объеме. Данный вид договора предусмотрен исключительно для участников предпринимательской деятельности ст. 1027 ГК РФ9.

Помимо коммерческой концессии, следует обратить внимание также на договор простого товарищества, согласно которому двое или более лиц обязуются объединить свои вклады для коммерческой деятельности. Участниками данного вида договора также могут быть только организации и предприниматели. Пункт 1 ст. 1042 ГК РФ предусматривает, что в качестве вклада могут выступать не только материальные вещи или деньги, но и нематериальные активы, в том числе деловая репутация товарищей. Разумеется, внося ее в качестве вклада, стороны договора оценивают ее в том или ином размере.

Таким образом, деловая репутация как нематериальное благо может предоставляться субъектом временно или на неограниченный срок другим лицам. Но все же это не означает, что она отчуждаема. Действительно, приведенные в пример виды договоров предполагают временную передачу в пользование данного блага, что указывает на некоторые его признаки имущественного содержания. По большому счету, репутация не отчуждается от одного участника коммерческой деятельности другому, а оценка ее как вклада при заключении договора является условной и делается исключительно в целях использования этой оценки для распределения прибыли и расходов между товарищами.

Что же касается возможности передачи права использования деловой репутации по договору франчайзинга, то следует разделять право использования деловой репутации и саму репутацию как нематериальное благо. По договору может передаваться право использования репутации субъекта при ведении коммерческой деятельности, но передать само благо от его единственного обладателя другому лицу нельзя.

Таким образом, деловая репутация как неотчуждаемое благо уже давно закрепилась в составе нематериальных активов коммерческих субъектов. Она действительно является важным активом, поскольку оказывает влияние на материальную сферу хозяйствующего субъекта. При этом оценка деловой репутации как актива довольно условна. Хотя она имеет очевидную коммерческую ценность, говорить о каком-либо точном эквиваленте в денежном выражении нельзя, как в случае с другими нематериальными благами.

Применительно к участникам предпринимательской деятельности понятие деловой репутации имеет различные подходы.

Так, О.Ш. Аюпов полагает, что в современных условиях понятие деловой репутации уже не ограничивается исключительно профессиональной сферой деятельности и может включать оценку также других социально значимых качеств лица, которые имеют значение для других лиц. Таким образом, автор предлагает определять деловую репутацию субъекта предпринимательства как его образ, который формируется в сознании людей с учетом оценки профессиональных и прочих социально значимых характеристик10.

Пожалуй, можно только отчасти согласиться с таким определением. Деловая репутация есть оценка именно профессиональных, деловых компетенций, и оценка иных качеств, возможно, в этом смысле неактуальна. Но это больше касается коммерческих организаций, репутация которых действительно оценивается исходя из их деятельности как профессиональных участников рынка. Если же говорить о гражданине-предпринимателе, то не все так однозначно. Например, если появились сведения о совершении таким гражданином неэтичных поступков в личных отношениях. Насколько это может касаться его деловой репутации? Прямо это ее не затрагивает, но, если неэтичное поведение коснется коллег или деловых партнеров, это неизбежно скажется на деловой репутации. Таким образом, любые порочащие сведения о личности индивидуального предпринимателя могут так или иначе сказаться на его деловой репутации, ведь в данном случае субъект предпринимательской деятельности — это сам гражданин, личность которого неразделимо связана с организационно-правовым статусом.

С другой стороны, ряд ученых полагают, что деловая репутация создается исключительно в предпринимательской среде, следовательно, нормы закона о деловой репутации следует применять только в отношении лиц — субъектов предпринимательской деятельности11.

Полагаем, что сфера охвата понятия деловой репутации в целом, конечно, шире, нежели репутации, созданной только при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, не следует рассматривать деловую репутацию как репутацию в широком смысле. Речь идет о репутации лица именно с позиции выполнения им взятых на себя обязательств, в том числе тех, что не имеют документального подтверждения, а являются лишь заявленными обещаниями или соглашением о намерениях.

В теории гражданского права дискуссионным остается вопрос определения момента появления деловой репутации у субъекта предпринимательской деятельности. Гражданское законодательство не дает ответа на вопрос — субъект предпринимательской деятельности приобретает право на деловую репутацию с момента государственной регистрации или право на деловую репутацию возникает и сформировывается только с учетом активного хозяйственно-административного функционирования субъекта предпринимательской деятельности?

В теории гражданского права существуют две противоположные позиции. Одна из них сформулирована в работе Е.Л. Невзгодиной и Н.Н. Парыгиной, в которой они приходят к выводу, что право на деловую репутацию, как и сама деловая репутация, возникают у хозяйствующих субъектов одновременно с государственной регистрацией12. Противоположная позиция отстаивается Е.В. Гавриловым, который на основе анализа работ ряда авторов и материалов судебной практики приходит к выводу, что в момент создания юридического лица фактически деловая репутация юридического лица отсутствует, а имеется только информация о его учредителях и заявленных целях13. По нашему мнению, здесь мы можем утверждать, что имеется только репутационная информация о физических лицах — учредителях. И, как далее делает вывод Е.В. Гаврилов, с которым трудно не согласиться, "…только при длительном функционировании юридического лица, его известности на определенной территории можно вести речь о сформированной деловой репутации"14. Данную позицию подтверждают и материалы судебной практики15.

Таким образом, деловая репутация — явление многогранное. Для участников предпринимательских отношений она имеет безусловную коммерческую ценность, хотя сама ее оценка является условной. Допускается передача права использования принадлежащей лицу деловой репутации на различных условиях, но сама она, как всякое нематериальное благо, неотчуждаема. Право на деловую репутацию возникает только в процессе функционирования субъекта предпринимательской деятельности.

Литература

1. Аюпов О.Ш. Защита деловой репутации юридического лица от диффамации в гражданском праве России: автореферат диссертации кандидата юридических наук / О.Ш. Аюпов. Томск, 2013. 24 с.

2. Гаврилов Е.В. К вопросу о моменте возникновения деловой репутации юридического лица / Е.В. Гаврилов // Актуальные проблемы права. 2020. N 7. С. 45 — 49.

3. Защита деловой репутации в случаях ее диффамации или неправомерного использования (в сфере коммерческих отношений): научно-практическое пособие / А.М. Рожкова, М.Е. Глазкова, Д.В. Афанасьев, А.С. Ворожевич; под общей редакцией М.А. Рожковой. Москва: Статут, 2015. 270 с.

4. Невзгодина Е.Л. Субъекты и момент возникновения права на защиту деловой репутации / Е.Л. Невзгодина, Н.Н. Парыгина // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2017. N 4 (53). С. 101 — 104.

5. Палеев Р.Н. Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности / Р.Н. Палеев // История государства и права. 2012. N 10. С. 32 — 35.

6. Парыгина Н.Н. Деловая репутация в системе нематериальных благ / Н.Н. Парыгина // Теория и практика общественного развития. 2017. N 1. С. 143 — 147.

7. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / ответственные редакторы Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2020. 992 с.

8. Тарасевич К.А. История эволюции понятия "деловая репутация" / К.А. Тарасевич // Ленинградский юридический журнал. 2019. N 1 (55). С. 95 — 102.


1 Тарасевич К.А. История эволюции понятия "деловая репутация" // Ленинградский юридический журнал. Право. 2019. N 1 (55). С. 96.

2 Парыгина Н.Н. Деловая репутация в системе нематериальных благ // Теория и практика общественного развития. 2017. N 1. С. 144.

3 Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2020. С. 19.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 14.04.2023) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

5 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (в ред. от 10.07.2023) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

6 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 24.06.2023) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

7 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 01.07.2020) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

8 Палеев Р.Н. Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности // История государства и права. 2012. N 10. С. 32 — 35.

9 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

10 Аюпов О.Ш. Защита деловой репутации юридического лица от диффамации в гражданском праве России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2013. С. 10 — 11.

11 Защита деловой репутации в случаях ее диффамации или неправомерного использования (в сфере коммерческих отношений): научно-практическое пособие / А.М. Рожкова, М.Е. Глазкова, Д.В. Афанасьев, А.С. Ворожевич; под общ. ред. М.А. Рожковой. М.: Статут, 2015. С. 7.

12 Невзгодина Е.Л., Парыгина Н.Н. Субъекты и момент возникновения права на защиту деловой репутации // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2017. N 4 (53). С. 104.

13 Гаврилов Е.В. К вопросу о моменте возникновения деловой репутации юридического лица // Актуальные проблемы права. 2020. N 7. С. 45 — 49.

14 Там же.

15 Верховный Суд РФ разделяет понятия "сформированная деловая репутация" и "деловая репутация". См.: Анализ п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 г. // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: