ЮрФак: изучение права онлайн

К вопросу о необходимости теоретико-правового осмысления современного психологического туризма

Автор: Михайлова А.С.

Современный туризм представляет собой стабильно развивающуюся отрасль экономики. Согласно сведениям Всемирного совета по путешествиям и туризму, вклад отрасли в мировой ВВП за 2022 г. составил 7,6% и увеличился на 22% по сравнению с 2021 г., было создано 2,2 млн новых рабочих мест, расходы местных туристов выросли на 20,4%, а международных — на 81,9%1. По мнению аналитиков, по итогам 2023 г. мировой туризм превысит уровень 95% и вклад отрасли в экономику уже будет сопоставим с показателями 2019 г., т.е. с теми, что были до ограничений, которые страны были вынуждены вводить из-за пандемии коронавируса; ожидается рост и в 2024 г.; исследователи ссылаются на данные Всемирной организации по туризму, согласно которым "отрасль увеличит свой вклад в ВВП до 11,6% мировой экономики" и "в ней будут заняты 430 млн чел.", а это "12% всего работающего населения планеты"2.

В условиях стабильного развития в туристской отрасли растет и конкуренция, соответственно, в борьбе за конкурентное преимущество туроператоры стремятся предлагать потребителю разнообразный, оригинальный и актуальный туристский продукт. В качестве такового все чаще начинает появляться психологический туризм, позиционируемый как относительно новое и перспективное направление. Помимо неоспоримых достоинств прогресса, исследователи выделяют и "патогенные особенности современной жизни", которых великое множество (называют экономико-социальные, политические потрясения; "убыстрение ритма жизни"; негативную динамику межличностных отношений, в частности снижение уровня социальной поддержки; "информационный бум" и многое другое)3. Все это приводит к нарастанию нагрузок на нервную систему и психику человека, к когнитивно-эмоциональному напряжению, что становится одним из факторов негативного влияния на здоровье. Отрицательное влияние оказала и пандемия коронавируса, которая нанесла удар не только по физическому, но и по психологическому4 здоровью населения. В сложившихся обстоятельствах обозначенный вид туризма начинает приобретать актуальность, и спрос на него в обществе, видимо, имеется.

Стоит вспомнить слова И.В. Дубровиной: "Психология… начинает занимать все более заметное место во всех областях общественных отношений и культурной жизни"5. В контексте этого напомним, что культура общества представляет собой "способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений"6, это всегда одновременно и (особая надприродная) среда обитания человека, и продукт его творческой деятельности, "средство… самореализации, самовыражения"7. Согласимся с В.А. Карнауховым в отношении того, что культура особым образом связана с психологией, потому что она "связана с поведением, сознанием" людей, соответственно, "культура всегда активна, деятельностна, рефлексивна", т.е. "психологична"8. В этой связи в научной литературе все чаще звучит понятие "психологическая культура", под которой можно понимать совокупность знаний, представлений, психологических деятельностей, которые присущи обществу и личности. В.А. Карнаухов также цитирует Л.С. Выготского, говорившего, что "психическое и духовное развитие человека происходит всегда за счет… вырабатываемых в истории и закрепляемых в культуре… искусственных систем… действия над психикой"9, поэтому "развитие человека" является "квинтэссенцией психологической культуры"10. Таким образом, психика человека всегда формируется в определенной среде, это процесс деятельностный, к тому же в силу этого она подвержена влиянию, которое, к сожалению, может быть как конструктивным, так и деструктивным. Важные замечания на этот счет сделаны А.В. Воронцовым и А.М. Богачевым, в том числе со ссылкой на Р.Р. Гарифуллина, обратившими внимание на то, что "в современном глобальном обществе", "управление которым осуществляется" во многом "через сетевые образно-информационные потоки"11, большое значение начинает приобретать психологическая безопасность, которая должна стать важным элементом национальной и государственной безопасности. Схожая точка зрения прослеживается и у И.В. Дубровиной, которая констатирует низкий уровень психологической культуры современного общества, а также говорит о том, что сейчас создана "благоприятная почва манипулирования людьми", при этом особую популярность приобретают "методы управления человеческим поведением и мышлением, основанные на знании психологии"12. Она подчеркивает парадоксальность того, что психология активно входит во все сферы жизнедеятельности общества, широко представлена на всех уровнях и направлениях образования, проявляется в возникновении большого количества курсов и тренингов, сопровождается изданием всевозможной литературы психологической направленности (учебная, научная, публицистическая и т.д.), а также разработкой разнообразных аудио- и видеоматериалов, транслируемых средствами массовой информации, к тому же самих "психологов становится все больше и больше"; однако на данном этапе "внедряемая в общество психологическая грамотность… не приближает граждан" к высокой степени "психологической культуры", а наоборот, "нередко отдаляет их от нее"13. Дело в том, что многих членов общества сейчас больше интересуют именно психологические знания (техники и приемы работы с людьми для достижения конкретных целей, в том числе управленческо-манипуляционных, направленных на извлечение лицом, их применяющим, своей личной выгоды), при этом забывается, что "использование на практике любых научных знаний тесно связано с проблемой человеческой нравственности"14, с вопросами о том, что может быть использовано во благо человеку и обществу, а что — во вред.

Всемирная история изобилует многочисленными примерами как добросовестного, так и недобросовестного использования достижений психологии в политических технологиях, имиджмейкинге, маркетинге и т.д. Не секрет, что даже имеющий соответствующее образование психолог может быть добропорядочным, ответственным, высококвалифицированным или же нет. К тому же, помимо профессиональных психологов, в любом обществе имеются лица, лишь выдающие себя за таковых (подчас не имеющие никакого профильного образования). Кроме того, сейчас несложно найти курсы и тренинги по ненаучным направлениям, но успешно маскирующимся под научность лишь под маской психологии, например, среди таковых встречаются: ведическая психология, психологическая эзотерика (в сугубо псевдонаучном ее понимании), парапсихология, астропсихология (под "астро" имеется в виду астрологическая), психонумерология и прочие. Однако хуже всего то, что по окончании таких курсов слушателям выдаются свидетельства, а также удостоверения и дипломы (в том числе о повышении квалификации и профессиональной переподготовке), либо вообще не имеющие к системе образования никакого отношения, либо имеющие, но чаще всего реализуемые в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, особенно осуществляемого по дистанционной форме посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В целом дополнительное образование предусмотрено Федеральным законом N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в РФ"15, оно направлено на удовлетворение образовательных потребностей человека, интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое и профессиональное совершенствование (ст. 2); входит в структуру системы образования (ст. 10); в целях его осуществления Закон предусматривает в качестве самостоятельного типа образовательных организаций такой тип, как организация дополнительного профессионального образования (ст. 23), при этом, как и любая иная аналогичная деятельность, она подлежит лицензированию (п. 18 ст. 2, ст. 91); дополнительное образование предполагает разработку образовательной программы (ст. 12, 13), также Закон предусматривает выдачу документа о квалификации по итогам ее освоения (то самое удостоверение или диплом) (ст. 60), при этом устанавливается, что квалификация, указанная в документе, дает право заниматься определенной профессиональной деятельностью; к тому же по прямому указанию законодателя такое образование должно быть направлено на развитие человека, в том числе обеспечивающее соответствие его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ст. 76). Таким образом, сейчас в сфере образования сложилась ситуация, при которой организации дополнительного образования могут, формально соответствуя требованиям закона и осуществляя обучение по программам, соответствующим научным и педагогическим требованиям, параллельно реализовывать псевдонаучные программы или программы, содержащие элементы псевдонаучных теорий, тем самым дискредитируя отечественную систему образования, а вместе с ней и добросовестных участников образовательной деятельности, среди которых имеются иные организации, в том числе и дополнительного профессионального образования, стремящиеся обеспечить качество предоставляемых ими образовательных услуг. Мы убеждены, что сама система дополнительного образования, реализуемая посредством специализированных организаций, в том числе с применением дистанционных технологий, может быть не только удобной по форме для обучающихся, но и вполне эффективной. Вопрос только в том, как она организована и как контролируется. К сожалению, контрольная функция государства в сфере образования на настоящий момент не проявляет себя таким образом, как того хотелось бы, раз не отсекает ненаучные направления, не гарантирует качества всех без исключения предоставляемых образовательных услуг. Все это порождает ситуацию, когда воспользовавшийся такими образовательными услугами по якобы санкционированным государством образовательным программам, прошедший такое "обучение" субъект либо ввиду собственного заблуждения, в основе которого лежит необразованность, либо в силу заведомого, возможно сугубо корыстного, умысла может вводить в заблуждение других граждан, оказывая им в последующем услуги псевдонаучного характера. Более того, он имеет возможность предоставить документы, якобы подтверждающие его профессиональную квалификацию, с первого взгляда по форме соответствующие предусмотренным законом требованиям. Не следует игнорировать и тот факт, что многие такие образовательные программы представляют собой сплав ненаучных и одновременно научных представлений, оснащающих обучившегося методами практической психологии, пусть и различного качества, но для использования в целях манипуляции порой достаточного. Вспомним справедливое замечание Ю.В. Исмагиловой, касающееся гипноза: автор обращает внимание на то, что "фиксируется рост числа организаций, не только оказывающих услуги гипноза, но и осуществляющих подготовку специалистов-гипнологов", однако данная сфера должным образом не регулируется, не контролируется, что приводит к росту числа "центров гипноза"16, в которых далеко не всегда работают профессионалы с медицинским и психологическим образованием, соответственно, услуги таких работников могут принести вред человеку, а не пользу. Стоит подчеркнуть, что с точки зрения современной психологии любое целенаправленное и методичное воздействие на психику человека стоит рассматривать как в той или иной степени, с теми или иными показателями, но все же результативное. К тому же многочисленными, многолетними международными исследованиями в области психологии здоровья доказано17, что, влияя на психику человека, психолог (или лицо, обладающее психологическими знаниями) влияет на психологическое и психическое здоровье человека, а вместе с ним и на физическое (соматическое).

Что касается применения психологических методик в рамках туристских продуктов, то не лишним будет вспомнить, что туризм предполагает временные выезды граждан с постоянного места жительства (ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132 "Об основах туристской деятельности в РФ")18 в туристских целях, такие выезды могут быть дальними, даже с путешествием в труднодоступные места, долгосрочными. Они могут быть связаны с перемещением человека из привычной ему среды в иную, незнакомую; могут предполагать хотя бы временное изменение круга общения, исключение привычных контактов, что в нормальных условиях качественно оказываемой туристской услуги с участием высококвалифицированного персонала (в нашем случае — психологов) действительно может пойти на пользу человеку. Однако если услуга сопряжена с участием в ее оказании невысококвалифицированного лица, психолога, не имеющего необходимого уровня образования и подготовки, или же псевдопсихолога, то такая обстановка (в которой человек изолирован от привычного ему окружения) может быть на руку недобросовестному персоналу. Человек (особенно имеющий проблемы, в том числе психологического характера) в такой ситуации может оказаться марионеткой, жертвой чьих-то корыстных интересов, получившей от процесса оказания такой псевдоуслуги только вред. Особый акцент это приобретает, если вспомнить о том, что такой тур может затронуть детей (в рамках детского, семейного туризма); лиц с заболеваниями, а также с ограниченными возможностями (в рамках медицинского, оздоровительного и инклюзивного туризма). В данном контексте можно говорить о гипотетической опасности. Можно, разумеется, сказать, что ряд норм действующего законодательства регулирует вопросы, связанные как с туристскими услугами, так и с психологическими; ведь они, в частности, оказываются по договору возмездного оказания услуг19, предусмотренному Гражданским кодексом РФ, на них распространяется действие Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"20 и проч. Однако причиненный такими услугами вред может быть лишь нивелирован, возмещен в первую очередь как материальный; но в полной мере он вряд ли может быть устранен, ведь психологическое воздействие — это воздействие на психику и в конечном итоге — на здоровье, а оно бесценно.

Если остановиться на вопросе психологического туризма подробнее, то можно констатировать, что в настоящий момент отсутствует его единое понимание. Предпринимаются попытки его анализа со стороны представителей психологической науки, также он входит в сферу интересов исследователей проблем санаторно-курортного лечения21. При этом в имеющихся публикациях ввиду их специфики не дается его четкого определения как отдельного, по-своему уникального вида туризма. Скорее имеется некоторое смешение, т.е. авторы зачастую характеризуют психологическую функцию любого путешествия и туризма (как возможность позитивного влияния смены обстановки, изменения круга общения и иных факторов на состояние человека), иногда характеризуют отдельные направления и методики работы практического психолога в той или иной сфере, зачастую в рамках санаторно-курортного лечения, сопряженного с организацией походов на природу и прогулок на свежем воздухе. Тем не менее уже сейчас можно утверждать, что понятие психологического туризма этим не ограничивается. Анализируя предложения туроператоров, можно заметить, что выделяются самостоятельные туры различной направленности: лечебно-оздоровительной, познавательной, рекреационной, физкультурно-спортивной, профессионально-деловой и иной, в том числе смешанной; однако говорить о том, что они могут быть отнесены именно к психологическому туру как к виду, следует только в том случае, если они предполагают в качестве цели оказание психологических услуг профессиональным психологом, работающим в соответствующем направлении. Понимая, что психолог — это всегда лицо, влияющее на человека, в том числе на его здоровье, сошлемся на мнение В.А. Карнаухова и В.В. Карнауховой, что "гуманистическая направленность профессии психолога… предъявляет особые требования к ее носителю — личности психолога", а "социальный статус" такой "профессии задает высокие требования к подготовке специалиста такого профиля"22, а также на высказывание И.В. Дубровиной о том, что "масштаб личности" психолога "должен соответствовать масштабу профессиональных задач, которые современная жизнь, общество"23 и государство ставят, а масштабы эти должны быть достаточно велики. Здоровое население страны (психологическое в том числе) — это стратегическая задача государства. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности РФ"24 называет сбережение народа России, повышение уровня здоровья и качества жизни граждан как первостепенные национальные интересы; также неоднократно упоминает о важности защиты российского общества от ненадлежащего психологического воздействия. Поэтому деятельность психолога, в какой бы сфере она ни проявляла себя, в том числе и в туризме, должна быть профессиональна. В этой связи полагаем важным вспомнить мнение многих исследователей25 (Ф.С. Сафуанова, А.К. Голиченкова, А.В. Белицкой, В.В. Барабанщиковой, В.А. Вайпана, Г.М. Давидян, Ю.П. Зинченко, А.Е. Молотникова, Л.Н. Тимофеевой, Ю.С. Шойгу и др.) о важности систематизации имеющихся правовых норм, регулирующих психологическую деятельность, а также о целесообразности принятия специального федерального закона, устанавливающего основы такой деятельности, ее виды и формы, статус профессионального психолога, включая образовательный ценз, необходимый для оказания услуг населению и организациям, квалификационные и этические требования, вопросы сертификации и лицензирования частнопрактикующих специалистов-психологов, дополнительного контроля и надзора в обозначенной сфере. Мы с этой точкой зрения солидарны. Полагаем, что психологический туризм и его правовое регулирование должны стать объектом более внимательного исследования не только психологов, но и представителей иных научных направлений — социологии, экономики, конечно же, юриспруденции. К сожалению, Стратегия развития туризма в РФ на период до 2035 г.26 этому виду туризма должного внимания не уделила.

Литература

1. Аршинова В.В. Тревел-психотерапия или психотерапевтический туризм / В.В. Аршинова, О.В. Токарь, Н.В. Кузнецова [и др.] // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. N 3 (81). С. 6 — 24.

2. Баякина О.А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности / А.О. Баякина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. N 4 — 5. С. 1195 — 1200.

3. Воронцов А.В. Психологическая помощь в социальном и правовом аспектах / А.В. Воронцов, А.М. Богачев // Управленческое консультирование. 2015. N 2. С. 90 — 98.

4. Голиченков А.К. Современное состояние правового регулирования психологической помощи / А.К. Голиченков, А.В. Белицкая, В.В. Барабанщикова [и др.] // Национальный психологический журнал. 2018. N 1 (29). С. 141 — 150.

5. Дубровина И.В. Психологическая культура и образование / И.В. Дубровина // Вызовы XXI века. 2007. N 1 (2). С. 16 — 20.

6. Дубровина И.В. Психологическая культура личности как феномен / И.В. Дубровина // Вестник Минского университета. 2013. N 1. С. 1.

7. Исмагилова Ю.В. Проблемы административно-правового регулирования оказания психологической помощи населению / Ю.В. Исмагилова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2021. N 4. С. 133 — 141.

8. Карнаухов В.А. "Культура" в психологии: от объяснительного понятия к предмету исследования / В.А. Карнаухов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. N 15 (55). С. 130 — 137.

9. Карнаухов В.А. Мотивационно-смысловая сфера личности студентов-психологов: содержание и динамика / В.А. Карнаухов, В.В. Карнаухова // Научный результат. 2015. N 2. С. 19 — 27.

10. Козлова Н.В. Договор об оказании психологической и психотерапевтической помощи: правовые аспекты / Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова // Национальный психологический журнал. 2013. N 1 (9). С. 83 — 88.

11. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие для студентов медицинских вузов / В.Д. Менделевич. 5-е изд. Москва: МЕДпресс-информ, 2005. 426 с.

12. Петрова А. Мировой туризм пошел в рост. В 2023 г. отрасль почти оправится от последствий пандемии / А. Петрова. URL: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/mirovoy-turizm-poshel-v-rost-v-2023-godu-otrasl-pochti-opravitsya-ot-posledstviy-pandemii/.

13. Психология здоровья: учебник для вузов / под редакцией Г.С. Никифорова. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 607 с.

14. Сафуанов Ф.С. Каким быть закону о психологической помощи / Ф.С. Сафуанов // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2018. N 1. С. 65 — 68.

15. Соловьев В.М. Культурология: учебник для вузов / В.М. Соловьев. 2-е изд., испр. и доп. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 616 с.


1 Всемирный совет по путешествиям и туризму. URL: https://wttc.org/research/economic-impact.

2 Петрова А. Мировой туризм пошел в рост. В 2023 г. отрасль почти оправится от последствий пандемии. URL: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/mirovoy-turizm-poshel-v-rost-v-2023-godu-otrasl-pochti-opravitsya-ot-posledstviy-pandemii/.

3 Цит. по: Психология здоровья: учебник для вузов. СПб., 2006. С. 12.

4 Баякина О.А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности // Известия Самарского научного центра РАН. 2009.

5 Дубровина И.В. Психологическая культура и образование // Вызовы XXI в. 2007. N 1 (2). С. 16.

6 Карнаухов В.А. "Культура" в психологии: от объяснительного понятия к предмету исследования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2008.

7 Соловьев В.М. Культурология: учебник для вузов. М., 2019. С. 15.

8 Цит. по: Карнаухов В.А. Указ. соч.

9 Карнаухов В.А. Там же.

10 Карнаухов В.А. Там же.

11 Воронцов А.В., Богачев А.М. Психологическая помощь в социальном и правовом аспектах // Управленческое консультирование. 2015. N 2. С. 91.

12 Цит. по: Дубровина И.В. Указ. соч. С. 17.

13 Дубровина И.В. Психологическая культура личности как феномен // Вестник Минского университета. 2013. N 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-kultura-lichnosti-kak-fenomen/viewer.

14 Дубровина И.В. Там же.

15 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в РФ" // СПС "Гарант".

16 Исмагилова Ю.В. Проблемы административно-правового регулирования оказания психологической помощи населению // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2021. N 4. С. 133.

17 Психология здоровья: учебник для вузов. СПб., 2006; Клиническая и медицинская психология: учебное пособие для студентов мед. вузов. М., 2005.

18 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об основах туристской деятельности в РФ" // СПС "Гарант".

19 Козлова Н.В., Филиппова С.Ю. Договор об оказании психологической и психотерапевтической помощи: правовые аспекты // Национальный психологический журнал. 2013. N 1 (9). С. 83.

20 Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья) // СПС "Гарант"; Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей" // СПС "Гарант".

21 Аршинова В.В., Токарь О.В., Кузнецова Н.В., Арпентьева М.Р., Киричкова М.Е., Новаков А.В. Тревел-психотерапия или психотерапевтический туризм // Сервис в России и за рубежом. 2018. N 3. С. 6.

22 Карнаухов В.А., Карнаухова В.В. Мотивационно-смысловая сфера личности студентов-психологов: содержание и динамика // Научный результат. 2015. N 2. С. 21.

23 Дубровина И.В. Психологическая культура личности как феномен. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-kultura-lichnosti-kak-fenomen/viewer.

24 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности РФ" // СПС "Гарант".

25 Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинченко Ю.П., Молотников А.Е., Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи // Национальный психологический журнал. 2018. N 1 (29). С. 141; Сафуанов Ф.С. Каким быть закону о психологической помощи // Вестник Омского ун-та. Серия: Психология. 2018. N 1. С. 65.

26 Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. N 2129-р (ред. от 07.02.2022) "Об утверждении Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года" // СПС "Гарант".


Рекомендуется Вам: