Автор: Евсиков К.С.
Оглавление
Введение в проблему исследования
Концептологические основания исследования
Введение в проблему исследования
Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы органы публичной власти должны обеспечить:
а) развитие человеческого потенциала;
б) безопасность граждан и государства;
в) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве;
г) развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;
д) повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы;
е) формирование цифровой экономики1.
Для формирования цифровой экономики в Российской Федерации принята Национальная программа2, в которую вошли шесть федеральных проектов:
1) "Нормативное регулирование цифровой среды";
2) "Информационная инфраструктура";
3) "Кадры для цифровой экономики";
4) "Информационная безопасность";
5) "Цифровые технологии";
6) "Цифровое государственное управление".
Каждый федеральный проект содержит перечень мероприятий, включающий его наименование, ответственное должностное лицо, срок реализации, ключевые показатели с разбивкой по годам. Например, в федеральный проект "Информационная безопасность" вошли 56 мероприятий, среди которых два связаны с технологиями квантовых коммуникаций:
— разработка, принятие, гармонизация стандартов информационной безопасности в системах, реализующих квантовые технологии;
— создание испытательных лабораторий для обеспечения информационной безопасности национальных сетей связи с использованием квантовых криптографических технологий.
Это позволяет говорить, что Российская Федерация рассматривает квантовую коммуникацию как важный элемент обеспечения информационной безопасности. Кроме указанного федерального проекта, необходимо учитывать федеральный проект "Цифровые технологии". В нем определен перечень мероприятий, которые оказывают прямое влияние на формирование правовой базы для поддержки отечественных производителей оборудования для квантовой коммуникации, в частности:
1) создание "сквозных" цифровых технологий должно осуществляться преимущественно на основе отечественных разработок (19 мероприятий);
2) создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей венчурное финансирование и иные институты развития (10 мероприятий).
В данном федеральном проекте отсутствует перечень цифровых технологий, которым будет оказана государственная поддержка3. Для его определения целесообразно обратиться к подзаконным нормативным правовым актам. В них к "сквозным" цифровым технологиям относят:
— искусственный интеллект;
— новые производственные технологии;
— робототехнику и сенсорику;
— интернет вещей;
— мобильные сети связи пятого поколения (цифровые сервисы);
— новые коммуникационные интернет-технологии;
— технологии виртуальной и дополненной реальности;
— технологии распределенных реестров;
— квантовые коммуникации;
— квантовые сенсоры;
— квантовые вычисления4.
Комплексное толкование нормативных актов стратегического характера и подзаконных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что квантовые коммуникации относятся к цифровым технологиям. Органы публичной власти обязаны оказывать им поддержку в рамках мероприятий Национальной программы. Результатом этой деятельности должно стать использование в России к 2024 г. оборудования для квантовой коммуникации, созданного преимущественно на основе отечественных разработок.
Концептологические основания исследования
Вопросы правового регулирования квантовой коммуникации не исследованы отечественным правом на концептуальном уровне. Для настоящего исследования автором использованы общие концепции правового регулирования цифровой экономики и эмпирический материал, собранный при анализе деятельности отечественных производителей оборудования для квантовой коммуникации.
Инновационная инфраструктура является важным элементом развития современного государства. Российская Федерация, как и большинство стран мира, имеет инновационно-технологическую политику, включающую создание технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных организаций, центров трансфера технологий5.
Вся эта деятельность регулируется сложноструктурированными нормами права, составляющими "право цифровой экономики", которое определяет возможности государства в создании и использовании конкретной цифровой технологии, а также формирует технологический суверенитет6. Уделяя внимание общим вопросам его формирования, юридическая наука зачастую игнорирует реальные проблемы цифровой экономики, которых достаточно много.
В данной статье сделана попытка на основании методологии юридической науки предложить вариант решения конкретной проблемы отрасли квантовой коммуникации. Для этого автором собран эмпирический материал, позволяющий выявить перечень актуальных проблем, существующих у отечественных производителей оборудования для квантовой коммуникации. Среди них определена значимая правовая коллизия, не позволяющая конкретным субъектам права использовать меры государственной поддержки. Это позволило смоделировать оптимальную правовую базу для развития отрасли и предложить внесение конкретных изменений в действующее законодательство.
Постановка проблемы
Сегодня опубликовано значительное количество научных работ с моделями правовой регламентации искусственного интеллекта, смарт-контрактов7. Однако до сих пор terra incognita для отечественной юриспруденции остаются квантовые технологии8.
В дорожной карте развития "сквозной" цифровой технологии "Квантовые технологии" (далее — дорожная карта) указано, что "первая квантовая революция" привела к появлению лазеров, транзисторов, ядерного оружия, а ее достижения применяются во всех компьютерах, мобильных телефонах, МРТ-сканерах и т.д.9
Сегодня мир находится на пороге "второй квантовой революции", позволяющей создавать новые технологические продукты (квантовые технологии), перечень которых достаточно широк. Российская Федерация определила две сквозные технологии, которым оказывается государственная поддержка:
1) квантовые вычисления — новый класс вычислительных устройств, использующий для решения задач принципы квантовой механики;
2) квантовые коммуникации — технология криптографической защиты информации10.
Все они имеют важное значение для цифровой экономики и информационного общества. Однако пока только квантовая коммуникация вышла на этап коммерческого использования11. Например, в ноябре 2022 г. отечественный производитель АО "Инфо-ТеКС" представил квантовый телефон, прошедший полную сертификацию по требованиям ФСБ России12.
Это технология, безопасность которой основана не на математических алгоритмах шифрования данных, а на законах квантовой физики. Данные факты требуют от государства создания специальных правовых режимов для оборудования квантовой коммуникации. Например, Европейский союз отнес это оборудование к товарам двойного назначения13.
Квантовая коммуникация, несмотря на ее значимость, пока не стала в России полноценным объектом правового регулирования14. Это подтверждается отсутствием общепринятого легального термина. Существующие сегодня дефиниции противоречат друг другу и не позволяют регламентировать поддержку отечественного производителя оборудования.
В дорожной карте закреплено: "Квантовые коммуникации: технологии, направленные на устранение угрозы информационной безопасности, в том числе со стороны квантовых компьютеров, включают использование свойств квантовых систем для передачи ключей. Основная технология — квантовое распределение ключей (КРК). Главное преимущество КРК — защищенность информации, гарантированная законами физики".
Это широкая трактовка, позволяющая рассматривать все виды технологий, включая перспективные информационные системы.
В проекте национального стандарта "Квантовые коммуникации. Термины и определения" (шифр 1.11.194-1.106.22) под квантовой коммуникацией предлагается понимать передачу информации посредством прямой передачи квантовых состояний или посредством квантовой запутанности (документ находится в стадии согласования).
Наравне с термином "квантовая коммуникация" в законодательстве фигурируют термины "квантовое распределение ключей" и "квантовая криптография".
В проекте национального стандарта "Квантовые коммуникации. Термины и определения" (шифр 1.11.194-1.106.22) под квантовым распределением ключей предлагается понимать распределение симметричных криптографических ключей на основе передачи квантовых сигналов и использования квантовых явлений (документ находится в стадии согласования).
В подзаконном нормативном правовом акте, определяющем перечень товаров двойного назначения, указано, что "квантовая криптография также известна как квантовое распределение ключей (КРК)"15.
Проведенный анализ позволяет говорить, что в нормативных правовых актах используются разные термины, наполнение которых часто противоречит друг другу или носит взаимоисключающий характер16. При этом существующие проекты нормативных правовых актов и нормативных технических актов данную проблему не решают.
Для урегулирования вопроса автор предлагает разделять квантовую коммуникацию на квантовую связь и квантовую криптографию. Тогда квантовую связь можно определить как передачу данных, кодированных квантовыми состояниями, включая систему квантового распределения ключей, регулируемую законодательством о связи.
Квантовую криптографию можно определить как криптографическую защиту информации путем ее шифрования с использованием квантовых технологий, регулируемую законодательством о криптографии.
Подобная классификация произведена в целях определения объекта правового регулирования разными отраслями права и для понимания природы технологий квантовой коммуникации, которая сегодня выходит за пределы технологии квантового распределения ключей, используемой в коммерческой сфере.
Отсутствие формализованного объекта права делает неэффективным его правовое регулирование. Следовательно, возникающие при его создании и эксплуатации общественные отношения выходят за рамки правового поля, что особенно актуально, когда необходимо установить меры государственной поддержки. Если органы власти хотят обеспечить развитие отечественного производства оборудования для квантовой коммуникации, но не определяют его в рамках действующих нормативных правовых актов, то эффективность их действий будет минимальной.
В данной статье даны предложения по оперативному преодолению указанного правового барьера без создания дискуссии о языке науки и технико-правовых концептах.
Методология
Методологию юридической науки составляет совокупность правил и принципов познания, определяющих рациональный путь движения к достоверным знаниям о предмете и объекте исследования17. Выбор конкретного метода и последовательность их использования определяются исследователем исходя из особенностей анализируемых общественных отношений и целей, к достижению которых он стремится. В информационном праве целесообразна комбинация методов исследования18. В настоящей статье использованы следующие из них:
1) метод сбора эмпирической информации, реализованный через интервьюирование экспертного сообщества, выделение норм права, относящихся к тематике исследования, поиск и толкование правоприменительных актов, юридических казусов, неофициальной правовой информации;
2) метод обобщения, реализованный через сравнительно-правовой анализ источников права и проектов нормативных правовых актов, моделирование общественных отношений во взаимосвязи с существующей правовой системой;
3) метод системных исследований, реализованный путем построения системно-структурных категорий в сфере регулирования квантовой коммуникации, а также через восхождение от нормативных актов технического характера к общественным отношениям, требующим законодательной регламентации.
Центральным местом в методологии исследования является использование догматических методов, поскольку в России концепция правового регулирования квантовой коммуникации пока не принята. Автор признает возможность переоценки результатов исследования по мере накопления знаний о цифровых технологиях и отношениях, возникающих в процессе их эксплуатации.
Обсуждение
В России идет становление рынка оборудования для квантовых коммуникаций. Компаниями-лидерами в данной отрасли являются:
— ЗАО "Сверхпроводниковые нанотехнологии" (Сколтел);
— ИФП А.В. Ржанова СО РАН;
— МПГУ;
— ПАО "Ростелеком";
— РКЦ (совместно с компаниями "КуРэйт", "С-Терра", "КриптоПро", "Амикон", "Код Безопасности", МИАН имени В.А. Стеклова);
— Университет ИТМО (совместно с компаниями "Квантовые коммуникации", "Смартс", "Кванттелеком" и Квантовым центром КНИТУ-КАИ);
— ЦКТ МГУ имени М.В. Ломоносова (совместно с компаниями "ИнфоТеКС" и "Криптософт").
Их деятельность привела к появлению линий квантовой связи и отечественного коммерческого оборудования для квантового распределения ключей.
На подобные средства обеспечения информационной безопасности есть спрос и в частном секторе. Например, "Газпромбанк" между двумя своими офисами запустил в эксплуатацию линию квантовой связи19.
Совершенно естественно, что появляющийся спрос должен быть обеспечен наличием на рынке необходимых информационных систем, которые согласно Указу Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития до 2024 года" должны базироваться на использовании преимущественно отечественного оборудования20.
Данная задача решается путем поддержки отечественных производителей цифровых технологий.
Понимая значимость данной отрасли, государство оказывает поддержку компаниям-производителям. Например, в 2019 г. Правительством РФ заключено соглашение в целях развития высокотехнологичного направления "Квантовые коммуникации" с ОАО "РЖД". В 2021 г. ОАО "РЖД" запустило первую линию квантовой связи между Москвой и Санкт-Петербургом21.
Однако вопросы принятия нормативных правовых актов в области поддержки отрасли отнесены на федеральном уровне к компетенции нескольких органов публичной власти.
Кроме того, в данной деятельности начали участвовать органы власти субъектов РФ и некоторые органы местного самоуправления, предоставляющие льготы по аренде муниципальной собственности для отдельных видов юридических лиц.
Говоря о позитивном направлении развития правовой базы в данной сфере, необходимо отметить, что результатом правотворческой многосубъектности стал массив несистематизированных и неструктурированных норм права, предоставляющих более 2 000 льгот отечественным производителям в разных отраслях экономики.
Как показало наше исследование, сложность созданной системы поддержки отечественного производителя является одним из значимых препятствий для реализации мер государственной поддержки. Исправить данную ситуацию должна Государственная информационная система22, созданная Минпромторгом России во исполнение требований Федерального закона N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"23.
Опыт работы с данной цифровой площадкой показывает, что не все компании способны найти в ней необходимую информацию. Это обусловлено не сложностью поисковых алгоритмов, а структурой правовых механизмов государственной поддержки. Отечественному производителю оборудования для квантовой коммуникации часто бывает весьма затруднительно определить возможность применения к своей деятельности конкретного правового инструмента. Рассмотрим проблему на примере конкретной меры поддержки.
Органами публичной власти в 2022 г. уделялось большое внимание поддержке отечественных компаний информационного сектора экономики и установлению ряда важных льгот24, в том числе:
1) введены налоговые льготы:
— операции по передаче исключительных прав на созданные отечественными производителями программы и базы данных освобождены от начисления налога на добавленную стоимость;
— налог на прибыль на период 2022 — 2024 гг. для отечественных производителей установлен в размере 0%;
— страховые взносы, перечисляемые с заработной платы сотрудников, уменьшены для отечественных производителей с 30 до 7,6%;
2) установлен мораторий на проверки отечественных производителей до 2024 г.;
3) предоставлена возможность льготного кредитования отечественных производителей по ставке не более 3% годовых;
4) определены льготы для сотрудников отечественных производителей, включающие льготную ипотеку, упрощенный порядок получения вида на жительства и т.д.
Чтобы претендовать на получение указанных льгот, компания должна пройти государственную аккредитацию25. Получить ее могут только организации, имеющие определенный вид экономической деятельности (ОКВЭД). Среди них нет квантовой коммуникации, так как данный вид деятельности, а также вид товаров, работ и услуг в российские классификаторы не внесен.
При этом в нормативном правовом акте указан код 26.20.4 ОКВЭД, предусматривающий производство средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. Однако согласно Положению аккредитовать компанию, специализирующуюся в сфере информационной безопасности, можно, только если она имеет дополнительный вид деятельности, входящий в группу 62 или 63 (создание программного обеспечения и баз данных).
Таким образом, компания, специализирующаяся в области квантовых коммуникаций, подлежит государственной аккредитации, только если начнет заниматься программированием.
Подобные ошибки в юридической технике имеют место при создании иных нормативных правовых актов, регулирующих оказание поддержки отечественным производителям цифровых технологий. На наш взгляд, это обусловлено ошибочным пониманием природы цифровых технологий.
Сегодня существует множество цифровых технологий, важность развития которых показал опыт локаутов26. Но их основным элементом является не программное обеспечение, а аппаратная часть. Поэтому именно на отечественные разработки в данной сфере целесообразно направлять повышенное внимание органов публичной власти.
Важно отметить, что это полностью согласуется с актами стратегического развития цифровой экономики и информационного общества в Российской Федерации.
Проведенный анализ показывает, что фундаментальной проблемой юридической техники для получения государственной поддержки отечественными производителями оборудования для квантовой коммуникации является отсутствие данного оборудования и вида деятельности в государственных классификаторах. Исправить данную ситуацию возможно путем последовательного внесения изменений в несколько подзаконных нормативных правовых актов, в частности, путем:
1) добавления в ОКВЭД новых кодов:
— 26.20.5. Производство оборудования для квантовых коммуникаций;
— 26.20.51. Производство оборудования для квантовой криптографии;
— 26.20.52. Производство оборудования для монтажа и технической эксплуатации квантовых сетей;
— 61.90.1. Деятельность в области квантовых коммуникаций (эта группировка не включает: деятельность в области квантовой криптографии, 74.90.95);
— 74.90.95. Деятельность в области квантовой криптографии;
2) включения в Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729 указанных кодов ОКВЭД.
Представляется, что такой подход позволит выделить отечественных производителей квантовых коммуникаций среди иных производителей средств криптографической защиты данных и оборудования связи. В дальнейшем это даст возможность органам публичной власти оказывать адресную помощь данному сектору экономики, а также производить точечную закупку оборудования, работ и услуг для государственных нужд.
Заключение
Проведенное исследование позволяет говорить, что для эффективной поддержки отечественных производителей оборудования для квантовой коммуникации необходимо закрепить легальное определение нескольких терминов.
Автором предложены базовые термины, которые должны быть пересмотрены после принятия актов технического характера. До этого предлагается определять квантовую коммуникацию как передачу данных квантовыми объектами (квантовая связь), а также систему шифрования информации с использованием квантовых технологий (квантовая криптография).
Представляется, что в случае принятия данного предложения квантовую коммуникацию можно разделить на два объекта правового регулирования:
1) квантовую связь (передачу данных, кодированных квантовыми состояниями, включая системы квантового распределения ключей, регулируемую законодательством о связи);
2) квантовую криптографию (криптографическую защиту информации путем ее шифрования с использованием квантовых технологий, включающую системы квантового распределения ключей, регулируемая законодательством о криптографии).
Безусловно, предлагаемые изменения не смогут устранить все правовые барьеры для поддержки отечественных производителей оборудования для квантовой коммуникации, но позволят систематизировать правотворчество в данной сфере. Одновременно с этим процессом термины "квантовая коммуникация", "квантовая связь" и "квантовая криптография" необходимо включить в классификаторы видов экономической деятельности, видов товаров, работ и услуг и т.д.
Реализация предлагаемых нормотворческих инициатив позволит органам публичной власти оказывать поддержку отечественным производителям оборудования для квантовой коммуникации более эффективно. Это будет способствовать повышению уровня информационной безопасности в цифровой экономики и реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации к 2030 году.
Библиография
1. Добробаба М.Б., Чаннов С.Е., Минбалеев А.В. Квантовые коммуникации: перспективы правового регулирования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. N 4. С. 25 — 37. DOI: 10.17803/2311-5998.2022.92.4.025-037.
2. Евсиков К.С. Информационная безопасность цифрового государства в квантовую эпоху // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. N 4. С. 46 — 58. DOI: 10.17803/2311-5998.2022.92.4.046-058.
3. Егорова М.А. Систематизация опыта правового регулирования инновационной инфраструктуры в странах СНГ в контексте охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. N 7. С. 127 — 135. DOI: 10.17803/2311-5998.2021.83.7.127-135.
4. Егорова М.А., Барабашев А.Г., Минбалеев А.В. Роль искусственного интеллекта в условиях пандемии // Юридический мир. 2020. N 5. С. 29 — 34.
5. Ефремов А.А. Оценка воздействия правового регулирования на развитие информационных технологий: зарубежный опыт и российские подходы к методике // Информационное право. 2018. N 4. С. 29 — 32.
6. Минбалеев А.В., Берестнев М.А., Евсиков К.С. Регулирование использования искусственного интеллекта в добывающей промышленности // Известия Тульского государственного университета. Науки о земле. 2022. N 1. С. 509 — 525.
7. Полякова Т., Минбалеев А., Кроткова Н. Становление системы информационного права как научного направления: этапы развития и перспективы // Государство и право. 2019. N 2. С. 80 — 92. DOI: 10.31857/S013207690003854-1.
8. Полякова Т., Минбалеев А., Наумов В. Правовое регулирование квантовых коммуникаций в России и мире // Государство и право. 2022. N 5. С. 104 — 114. DOI: 10.31857/S102694520019763-0.
9. Холодная Е.В. Квантовые технологии как объект права // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. N 4. С. 38 — 45. DOI: 10.17803/23115998.2022.92.4.038-045.
10. Цифровое право: Учебник / Под общ. ред. В.В. Блажеева, М.А. Егоровой. М.: Проспект, 2020. 640 с.
1 Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.
2 Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, Протокол от 04.06.2019 N 7) // СПС "КонсультантПлюс".
3 Минбалеев А.В., Берестнев М.А., Евсиков К.С. Регулирование использования искусственного интеллекта в добывающей промышленности // Известия Тульского государственного университета. Науки о земле. 2022. N 1. С. 509 — 525.
4 Постановление Правительства РФ от 03.05.2019 N 549 (ред. от 02.07.2020) "О государственной поддержке компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий" (вместе с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий, Положением о проведении конкурсного отбора на предоставление государственной поддержки компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий) // СЗ РФ. 2019. N 19. Ст. 2305.
5 Егорова М.А. Систематизация опыта правового регулирования инновационной инфраструктуры в странах СНГ в контексте охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. N 7. С. 127 — 135. DOI: 10.17803/2311-5998.2021.83.7.127-135.
6 Ефремов А.А. Оценка воздействия правового регулирования на развитие информационных технологий: зарубежный опыт и российские подходы к методике // Информационное право. 2018. N 4. С. 29 — 32.
7 Цифровое право: Учебник / Под общ. ред. В.В. Блажеева, М.А. Егоровой. М.: Проспект, 2020. 640 с.
8 Полякова Т., Минбалеев А., Наумов В. Правовое регулирование квантовых коммуникаций в России и мире // Государство и право. 2022. N 5. С. 104 — 114. DOI: 10.31857/S102694520019763-0.
9 Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Квантовые технологии" // СПС "КонсультантПлюс".
10 Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 N 1315-р "Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2023. N 22. Ст. 3964.
11 Добробаба М.Б., Чаннов С.Е., Минбалеев А.В. Квантовые коммуникации: перспективы правового регулирования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. N 4. С. 25 — 37. DOI: 10.17803/23115998.2022.92.4.025-037.
12 Компания "ИнфоТеКС" представила первую в России квантово-криптографическую систему, сертифицированную по требованиям ФСБ России // URL: https://infotecs.ru/about/press-centr/press-relizy/kompaniya-infoteks-predstavila-pervuyu-v-rossii-kvantovo-kriptograficheskuyu-sistemu.html (дата обращения: 20.01.2023).
13 Council Regulation (EC) N 428/2009 of 5 May 2009 setting up a Community regime for the control of exports, transfer, brokering and transit of dual-use items // OJ L 134. 29.05.2009. P. 1 — 269.
14 Холодная Е.В. Квантовые технологии как объект права // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. N 4. С. 38 — 45. DOI: 10.17803/2311-5998.2022.92.4.038-045.
15 Постановление Правительства РФ от 19.07.2022 N 1299 "Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" // СЗ РФ. 2022. N 30. Ст. 5630.
16 Евсиков К.С. Информационная безопасность цифрового государства в квантовую эпоху // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. N 4. С. 46 — 58. DOI: 10.17803/2311-5998.2022.92.4.046-058.
17 Сырых В.М. История и методология юридической науки: Учебник. М.: Норма; Инфра-М, 2012. С. 91.
18 Полякова Т., Минбалеев А. Кроткова Н. Становление системы информационного права как научного направления: этапы развития и перспективы // Государство и право. 2019. N 2. С. 80 — 92. DOI: 10.31857/S013207690003854-1.
19 Информационная безопасность в эпоху квантовых технологий // URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/pdf/quantim-cybersecurity-publication-rus.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
20 Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (ред. от 21.07.2020) // СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2817.
21 Дмитрий Чернышенко запустил первую линию квантовой связи между Москвой и Санкт-Петербургом // URL: http://government.ru/news/42449/ (дата обращения: 20.01.2023).
22 URL: http://www.gisp.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2023).
23 Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (ред. от 05.12.2022). Статья 14 // СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 41.
24 Указ Президента РФ от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 10. Ст. 1468.
25 Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" // СЗ РФ. 2022. N 40. Ст. 6845.
26 Егорова М.А., Барабашев А.Г., Минбалеев А.В. Роль искусственного интеллекта в условиях пандемии // Юридический мир. 2020. N 5. С. 29 — 34.
Связанные статьи:
- Негативные закономерности формирования понятийного аппарата в сфере регулирования Интернета и идентификации (100%)
- Проблема квалификации персональных данных как нематериальных благ в условиях цифровой экономики, или Нет ничего более практичного, чем хорошая теория (100%)
- Цифровая экономика поставила нас перед необходимостью решения проблемы обеспечения цифрового суверенитета (100%)
- О необходимости правового регулирования виртуальных валют (100%)
- Роботы как участники цифровой экономики: проблемы определения правовой природы (100%)
- О проблемах электронного документооборота в контексте взаимодействия нотариата, суда и мировых судей (RANDOM - 50%)