Автор: Щербаков М.Г.
Оглавление
Обзор литературы по проблеме цифрового права
Выводы и результаты исследования
Введение
Четвертая промышленная революция, обусловленная появлением искусственного интеллекта (AI), машинного обучения (Mashine learning), высокоскоростного Интернета (5G), интернета вещей (IoT), дополненной реальности (Augmented & virtual reality), биотехнологии (Biotech), больших данных (Big Data), облачных вычислений (Cloud computing), квантовых и нейротехнологий, создала предпосылки для цифровой трансформации как общества, так и права.
Важно отметить, что процессы эволюции технологии и права взаимосвязаны (коэволюция).
Обзор литературы по проблеме цифрового права
Феномен коэволюции исследовали Н.В. Тимофеев-Ресовский, Н.Н. Моисеев, Э.В. Грусов, С.Н. Родин, Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов, И.И. Будыко.
Основные труды в области цифрового права были сделаны следующими учеными: А.А. Карцхия, Т.Я. Хабриевой, А.В. Габовым, Н.Н. Черногором, О.В. Танимовым, П.М. Морхатом, Н.А. Дмитриком, О.Л. Солдаткиной, С.М. Халиковой, А.В. Минбалеевым, А.И. Овчинниковым, Э.В. Горяном и др.
Обсуждение проблемы
В настоящее время некоторыми учеными предлагается ввести новую комплексную отрасль права: компьютерное право (ramputer law), киберправо (cyber or cyberspace law), электронное коммерческое право (electronic commerce law), электронное lex mercatoria (e-merchant law), интернет-право (internet law), право информационных технологий (information technology law (IT law), информационное право, цифровое право, сетевое право)1.
Например, А.В. Минбалеев отмечает два подхода к трактовке цифрового права: цифровое право — комплексный институт права и учебная дисциплина2.
По нашему мнению, цифровое (гибридное) право не имеет собственного предмета и метода, поэтому справедливо говорить о комплексной отрасли законодательства и (или) учебной дисциплине.
Современные цифровые технологии обусловили появление новых видов общественных отношений — цифровых отношений.
А.В. Минбалеев считает, что цифровые правоотношения — это урегулированные правом отношения по использованию данных в цифровом виде3.
Т.Я. Хабриева пишет, что "право трансформируется в иной социальный регулятор, допуская появление программного кода или некой гибридной формы"4.
Важно отметить, что ключевым признаком цифровых правоотношений является их техническая и технологическая обусловленность.
Например, цифровые права определяются в соответствии с правилами информационной системы, которая подчиняется программе ЭВМ. Следовательно, алгоритм информационной системы определяет границы правового регулирования.
Алгоритм (программа ЭВМ) является неотъемлемым элементом цифрового общества.
Алгоритм определяется как "свод правил, который точно описывает последовательность операций таким образом, что каждое правило — результативное и определенное и последовательность прерывается через конечный промежуток времени"5.
В соответствии с ГОСТ 33707-2016 программа — это данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма6.
Алгоритм (программа ЭВМ) обладает следующими свойствами: дискретностью, детерминированностью, массовостью, конечностью, формальностью и результативностью.
А.В. Минбалеев отмечает, что в цифровом праве имеет место уникальная система методов правового регулирования, связанная с использованием технических методов общественных отношений7.
Другими словами, в регулировании цифровых отношений участвуют как правовые, так и неправовые регуляторы, в том числе алгоритм (программа ЭВМ).
Н.Н. Черногор отмечает, что, "по сути, происходит перенастройка законодательства на решение задач, возникших в связи с цифровизацией, посредством "цифровой прививки" гражданскому, трудовому, административному, уголовному и многим другим отраслям законодательства"8.
Более того, А.В. Минбалеев справедливо считает, что в будущем регулировать цифровые отношения будет социобиотехнический регуляторный механизм9.
Другими словами, социобиотехнический регуляторный механизм представляет собой гибрид права и технологий (алгоритмов), комплексный феномен, сочетающий в себе как правовые, так и неправовые методы регулирования общественных отношений, усложненных цифровым элементом.
Таким образом, цифровая трансформация общественных отношений и развитие технологий обусловили процесс гибридизации механизма правового регулирования, который связан с использованием технологий (алгоритмов, программ ЭВМ) в регулировании общественных отношений, усложненных цифровым элементом.
По нашему мнению, процесс гибридизации механизма правового регулирования обусловлен разными обстоятельствами, в том числе коэволюцией права и технологий.
В научный оборот термин "коэволюция" ввели в 1964 г. П. Эрлих и П. Рейвен10.
Коэволюция представляет собой процесс одновременного развития двух объектов в рамках одной системы, при котором изменение в одном из объектов приводит к некоторым изменениям в другом.
Н.Н. Моисеев пишет, что "коэволюция — процесс совместного развития человека и природы"11.
Важно отметить, что в биологическом аспекте коэволюция представляет собой параллельную, совместную эволюцию неродственных, но экологически тесно сопряженных видов организмов.
Кроме того, в процессе коэволюции, как правило, имеет место процесс коадаптации, который представляет собой взаимное приспособление разных форм живого, обитающих совместно.
В.В. Трофимов предложил рассматривать процесс развития права как коэволюционный процесс (как процесс "со-развития")12.
Право и технология (программа ЭВМ, алгоритм), будучи различными социальными феноменами, действуют в одной среде (социуме), следовательно, тесно сопряжены.
Более того, цифровая природа общественных отношений обусловливает процесс взаимного приспособления (коадаптации) права и технологий.
Таким образом, появление новых технологий вызвало появление таких новых правовых институтов, как цифровые права, цифровые активы, смарт-контракт, цифровая валюта, кибербезопасность, дистанционное голосование и информационная система и т.п.
Например, 01.10.2019 в результате вступления в силу Федерального закона от 18.03.2019 N 34-ФЗ13 появились новые нормы права, регулирующие отношения, осложненные цифровым элементом, — цифровые права (ст. 141.1 ГК РФ), смарт-контракты (ст. 160 ГК РФ)14.
Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введены следующие институты: цифровой финансовый актив и цифровая валюта15.
Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" даны определения инвестиционной платформы и утилитарных цифровых прав16.
Феномен коэволюции права и технологий имеет существенное практическое значение для развития технологии и права.
Например, совершенствование законодательства в области оборота криптовалюты способствует развитию технологии блокчейн.
К сожалению, в Российской Федерации процесс совершенствования законодательства в области цифровых технологий идет слишком медленно.
Например, в Республике Беларусь порядок оборота криптовалют и смарт-контрактов урегулирован Декретом в 2017 г.17
В Российской Федерации отношения, связанные с использованием смарт-контракта, урегулированы в 2019 г., а понятия "цифровая валюта" и "цифровой актив" появились в законодательстве лишь в 2020 г.
Между тем работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области цифровых технологий продолжается.
Например, 17.11.2022 в Государственную Думу внесен законопроект N 237585-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусматриваются новые понятия "майнинг цифровой валюты", "майнинг-пул", "создание цифровой валюты в Российской Федерации", а также устанавливается регулирование майнинга цифровой валюты18.
По нашему мнению, необходимо законодательно закрепить: цели и принципы использования цифровых технологий, гарантии соблюдения прав и свобод, объекты цифровых прав, а также меры ответственности в сфере цифровых технологий.
Кроме того, необходимо своевременно совершенствовать законодательство в области экспериментальных правовых режимов, регулирующих порядок использования новых цифровых технологий19.
В.А. Лапач отмечает, что гражданско-правовой режим представляет собой возможность или невозможность совершения с объектом гражданских прав определенных действий20.
Важно отметить, что запреты и ограничения в области использования цифровых технологий, как правило, не способствуют развитию современных цифровых технологий. Более того, они могут оказать негативное воздействие на развитие цифровой экономики.
Например, запрет использования цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав для оплаты товаров и услуг, установленный в Российской Федерации21, по нашему мнению, не только не способствует развитию технологии блокчейн, но может оказать и негативное воздействие на развитие гражданского оборота цифровых прав.
Полагаем, что необходимо более активно использовать неправовые (технологические) методы регулирования отношений, осложненных цифровым элементом, более того, планомерно переходить на саморегулирование отношений в области цифровых технологий.
Саморегулирование в сфере использования цифровых технологий, по нашему мнению, позволит создать оптимальную модель регулирования общественных отношений, усложненных цифровым элементом, в том числе путем использования технологических и корпоративных стандартов и правил.
Например, в 2021 г. в России на I Международном форуме "Этика искусственного интеллекта: начало доверия" был принят первый российский Кодекс этики искусственного интеллекта.
Выводы и результаты исследования
Коэволюция права и технологий представляет собой объективный процесс, связанный с одновременным и параллельным развитием права и цифровых технологий.
Результатом коэволюции права и технологий является активное использование технологий (программ для ЭВМ) в регулировании общественных отношений, усложненных цифровым элементом.
Библиография
1. Карцхия А.А. Цифровой императив: новые технологии создают новую реальность // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. N 8. С. 17 — 26.
2. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2002. 542 с.
3. Минбалеев А.В. Цифровое право как комплексный институт российского права // Теория государства и права. 2019. N 4(73). С. 58 — 64.
4. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. 1997. N 2.
5. Сабо Н. Умные контракты (Четвертая революция стоимости) // URL: http://old.computerra.ru/1998/266/194332/.
6. Танимов О.В., Шевченко А.Р. Цифровое право: основные сущностные аспекты // Российская юстиция. 2019. N 10. С. 6 — 9.
7. Трофимов В.В. Правовая коэволюция как феномен культурного развития общества: методологические предпосылки изучения проблемы // Sbornik/2014_Dokladi/2014_Sec4/2014_sec4.1_019.pdf.
8. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. N 1. С. 85 — 102.
9. Эрлих П. Бабочки и растения // Эволюция. 1964. N 18. P. 586 — 698.
10. Kayama M., Satoh M., Kobayashi K., Kunimune H., Hashimoto M., Otani M. Algorithmic Thinking Learning Support Syste Based on Student-Problem Score Table Analysis // International Journal of Computer and Communication Engineering. Slovenia, 2015.
1 Карцхия А.А. Цифровой императив: новые технологии создают новую реальность // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. N 8. С. 17 — 26; Сабо Н. Умные контракты (Четвертая революция стоимости) // URL: http://old.computerra.ru/1998/266/194332/.
2 Минбалеев А.В. Цифровое право как комплексный институт российского права // Теория государства и права. 2019. N 4(73). С. 61.
3 Минбалеев А.В. Указ. соч. С. 59.
4 Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. N 1. С. 87.
5 Kayama M., Satoh M., Kobayashi K., Kunimune H., Hashimoto M., Otani M. Algorithmic Thinking Learning Support Syste Based on Student-Problem Score Table Analysis // International Journal of Computer and Communication Engineering. Slovenia, 2015. P. 61.
6 ГОСТ 33707-2016 // docs.cntd.ru/document/1200139532.
7 Минбалеев А.В. Указ. соч. С. 60.
8 Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Указ. соч. С. 88.
9 Минбалеев А.В. Указ. соч. С. 59.
10 Эрлих П. Бабочки и растения // Эволюция. 1964. N 18. P. 587.
11 Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. 1997. N 2. С. 65.
12 Трофимов В.В. Правовая коэволюция как феномен культурного развития общества: методологические предпосылки изучения проблемы. С. 516 // URL: sbornik/2014_dokladi/2014_sec4/2014_sec4.1_019.pdf.
13 Федеральный закон "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" от 18.03.2019 N 34-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
14 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
15 Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
16 Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
17 Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 N 8 "О развитии цифровой экономики" // URL: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716/.
18 Законопроект N 237585-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
19 Федеральный закон от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
20 Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2002. С. 111.
21 Федеральный закон от 14.07.2022 N 331-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".
Связанные статьи:
- Нотариальная охрана цифровых прав участников корпораций (88.4%)
- Цифровые активы как объекты предпринимательского оборота (77.9%)
- Отдельные правовые аспекты регулирования оборота цифровых активов в России и за рубежом (77.9%)
- Правовая сущность новых цифровых активов (77.9%)
- Наследование цифровых прав (77.9%)
- Проблемы становления цифровой экономики и вопросы развития предпринимательского права (RANDOM - 57.3%)