Автор: Пантюхина Л.А.
Для удовлетворения потребности малоимущих граждан в жилье законодательством Российской Федерации предусмотрен институт социального найма жилого помещения. Субъектами гражданского правоотношения по предоставлению такого помещения может выступать как одиноко проживающий гражданин, так и граждане, имеющие семью. Стороной, обязанной предоставить жилое помещение по договору социального найма, является орган местного самоуправления. Гражданин, подтвердивший юридические состояния малоимущности и нуждаемости и поставленный на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, вправе потребовать от обязанной стороны предоставления ему жилья. В правоотношении по предоставлению жилого помещения по договору социального найма обе стороны — и гражданин, и соответствующий властный орган — решают общую задачу по обеспечению частного лица жильем из государственного (муниципального) фонда. При этом одна сторона — частное лицо — действует по своей воле и в своих интересах, а вторая сторона — государственный или муниципальный орган — выполняет публичную функцию, но действует в интересах частного лица, стремится к его выгоде и полезным последствиям. Вышеизложенное позволяет говорить об обязательственном характере анализируемого правоотношения.
Пунктом 1 ст. 308 ГК РФ предусмотрено, что в обязательственных правоотношениях на стороне кредитора или на стороне должника может выступать не одно лицо, а несколько лиц. В таком случае речь идет о правоотношениях с множественностью лиц. В.В. Кулаков в статье "О множественных субъектах в гражданском праве" пишет, что "множественные субъекты возникают при объединении лиц, обладающих одной вещью, при активной или пассивной множественности в обязательстве, при соавторстве. Эти отношения на первый взгляд разные по природе, однако общее, что их объединяет, — это необходимость координации своей деятельности по поводу предмета, их объединяющего (вещи, предмета исполнения, произведения и т.д.). Такая деятельность соответственно становится совместной"1. На первый взгляд правоотношения по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, когда на получение жилплощади притязает семья, следует отнести к правоотношениям с множественностью лиц на стороне кредитора. Но более детально изучив правовое отношение, складывающееся в процессе предоставления жилого помещения по договору социального найма, можно сделать вывод, что категория "множественность лиц на стороне кредитора" к нему неприменима.
В правоотношениях с множественностью лиц субъекты объединены конкретным текущим обязательством, отвечают только за себя (например, в долевых правоотношениях с множественностью лиц), их взаимодействие прекращается в результате исполнения обязательства. Более они ничем не связаны. Семья как субъект прав и обязанностей и отношения внутри семьи обладают иными характеристиками.
Помимо того что семья является социальным явлением, ее необходимо рассматривать и как правовой феномен. Семейные связи возникают в силу наступления различных юридических фактов: заключения брака, рождения ребенка, усыновления и других. Члены семьи связаны между собой родством, ведением общего бюджета, воспитанием детей, а также юридическими правами и обязанностями по отношению друг к другу и государству, закрепленными Семейным кодексом РФ. Прекращаются семейные правоотношения также в связи с юридическими фактами: признанием брака недействительным, отменой усыновления и т.п.
В правоотношениях социального найма к членам семьи нанимателя относятся супруг, дети и родители. Супругами являются граждане, которые заключили брак в органах записи актов гражданского состояния. "Совместно проживающий гражданин" не обладает безусловным правовым статусом члена семьи, но может доказать такой статус в суде. Например, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия рассматривала гражданское дело по иску А.К. к администрации Октябрьского района городского округа Саранск о признании его членом семьи умершего нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Хотя истец не относился к лицам, указанным в ст. 69 ЖК РФ (супруг/супруга, дети и родители нанимателя), он был вселен в жилое помещение в качестве члена семьи и вел с умершим нанимателем общее хозяйство. Судебная коллегия подтвердила, что гражданин А.К. является членом семьи нанимателя и имеет право пользования квартирой2. Таким образом, статус члена семьи приобретается в силу закона либо в силу судебного решения. И тогда имеются все основания считать совместно проживающих граждан гражданско-правовым сообществом.
По словарю С.И. Ожегова, "сообщество — это объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели". По смыслу ст. 181.1 ГК РФ под гражданско-правовым сообществом федеральный законодатель понимает объединение (группу) лиц, принимающих решения, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий. Правовые последствия принимаемых решений распространяются на всех членов гражданско-правового сообщества. Примеры таких сообществ законодатель приводит в гл. 9.1 ГК РФ: это собрания участников коммерческих и некоммерческих корпораций (общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, ассоциаций, товариществ собственников жилья и других), кредиторы при банкротстве должника. Думается, что этот перечень не исчерпывающий, а термин "гражданско-правовое сообщество" не должен применяться только к участникам коммерческих корпоративных правоотношений.
В.В. Груздев дает следующее авторское понятие термина "гражданско-правовое сообщество": "…гражданско-правовым сообществом следует признавать группу субъектов имущественного оборота, которые в силу закона или достигнутого между ними соглашения для совместной реализации общих (единых либо тождественных) субъективных гражданских прав и гражданско-правовых обязанностей формируют единую (взаимную или сонаправленную) волю"3.
Далее автор выделяет характерные правовые черты гражданско-правового сообщества:
1. Гражданско-правовое сообщество — это группа лиц, реализующая сообща гражданскую правосубъектность;
2. Гражданско-правовое сообщество как группа лиц формирует общую волю при участии в гражданских правоотношениях;
3. Гражданско-правовое сообщество может существовать, только "когда участвующие в гражданских правоотношениях субъекты формируют общую волю в силу закона или достигнутого между ними соглашения"4.
Названные признаки гражданско-правового сообщества обладают общим характером и присущи семье в полной мере. Но правовая категория "семья" к числу гражданско-правовых сообществ относится и по другим признакам, а именно:
1. Наличие общего интереса, который объединяет членов сообщества при совершении ими правовых действий;
2. Наличие и выражение общей воли на совершение гражданско-правовых действий;
3. Наступление гражданско-правовых последствий общего волеизъявления;
4. Существование юридических связей между лицами в сообществе;
5. Наделение общими, а точнее одинаковыми, правами и обязанностями всех субъектов гражданско-правового сообщества с учетом состояния их дееспособности;
6. Установленные законодательством гражданские правомочия на совершение участниками сообщества юридически значимых действий, которые приводят к юридическим последствиям общего характера.
Семья так же, как и любое другое сообщество, действует по своей воле и в своем интересе, в том числе и в договоре социального найма. Законодатель выносит волю участников правоотношений на первый план, однако первичным для наступления юридических последствий является интерес, наличие которого содействует формированию и изъявлению воли. Ученые пишут о различных видах интереса — экономических, духовных и т.д., выделяя юридические или материально-правовые интересы: "юридически значимый интерес в широком смысле предстает как интерес к достижению различных социально-экономических целей в общественных отношениях с помощью возможностей, предоставляемых правовыми средствами, например признанием правосубъектности, установлением, изменением, прекращением субъективных прав и обязанностей, деятельностью судебных, правоохранительных органов и т.д."5. И действительно, потребность в жилье формирует у семьи интерес в ее удовлетворении, реализовать который можно только в рамках гражданско-правовых отношений. При реализации малоимущими нуждающимися гражданами права на предоставление им жилого помещения по договору социального найма речь идет именно о юридическом интересе. Интерес оказывает воздействие на волю участников гражданско-правового сообщества, содействуя координированным, целенаправленным, последовательным действиям семьи.
В рамках семьи как гражданско-правового сообщества речь идет о формировании общей воли участников, которая отражает волю каждого члена семьи. При проведении административных процедур, обосновывающих нуждаемость и малоимущность гражданско-правового сообщества "семья", при постановке на учет совершаются индивидуальные волевые акты. Однако они являются выражением общей воли гражданско-правового сообщества "семья", которая затем изъявляется в форме заключения договора социального найма.
Нужно особо подчеркнуть, что законодатель рассматривает семью в тесной экономической и юридической взаимосвязи всех ее членов. Например, при расчете дохода и оценке имущества для отнесения граждан к категории малоимущих и нуждающихся во внимание принимаются не доходы конкретного гражданина, а среднедушевой доход семьи, при подсчете которого в расчет берутся все виды доходов всех членов семьи. Кроме того, ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса РФ указывает, что члены семьи имеют одинаковые права и обязанности вместе с нанимателем (пользоваться жилым помещением неограниченное количество времени, поддерживать его в надлежащем состоянии, давать согласие на обмен или замену занимаемого жилого помещения, оплачивать коммунальные услуги, вносить плату за наем и т.д.). Членом семьи гражданина может быть не только гражданин РФ. В отношении лиц, которые не являются гражданами РФ, не содержится положений об ограничении их в жилищных правах, но нанимателем по договору социального найма такой человек быть не может.
Члены семьи несут солидарную ответственность по отношению к наймодателю. Наймодатель вправе потребовать исполнения обязательств по договору социального найма от любого другого дееспособного члена семьи. Если в силу каких-либо обстоятельств (например, расторжение брака) член семьи перестал иметь такой статус, но за ним сохранено право пользования жилым помещением, это не освобождает его от прав и обязанностей по договору социального найма. Он имеет право заключить с наймодателем соглашение, по которому будет определена степень его участия в исполнении обязательств перед наймодателем. В таком случае речь идет уже не о солидарной, а о самостоятельной ответственности бывшего члена семьи. При постановке на учет гражданина с членами его семьи возникает вопрос, представляет ли этот гражданин интересы своей семьи. Обратившись к нормам ст. 182 ГК РФ, можно заключить, что наниматель по договору социального найма не может считаться представителем, так как действует он от собственного имени и выражает своими действиями общий интерес не только каждого члена семьи, но и свой персональный. Кроме того, если рассматривать гражданина в качестве представителя, это будет противоречить нормам ГК РФ, так как согласно положениями ГК РФ "представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является". Гражданин может иметь статус законного представителя только в отношении своих несовершеннолетних детей либо граждан, признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности в процессе реализации ими прав на предоставление жилого помещения. Таким образом, федеральный законодатель рассматривает семью как единое целое, а отношения с участием семьи регулирует как отношения с участием одного из видов гражданско-правового сообщества.
Отдельного внимания заслуживают вопросы правопреемства членов семьи в отношениях по предоставлению жилого помещения по договору социального найма. В случае смерти члена семьи, поставленного в очередь на улучшение жилищных условий, право на дальнейшее нахождение на учете сохраняется за семьей, если жилая площадь семьи не превысит учетную норму. Если же в очередь был поставлен одинокий гражданин, такое право расценивается как неразрывно связанное с личностью умершего и не переходит к его наследникам. Смерть нанимателя может произойти и после заключения договора социального найма и вселения семьи в жилое помещение. Семья не теряет право пользования жилым помещением, право быть нанимателем по договору социального найма переходит к другому дееспособному лицу с согласия остальных членов семьи и наймодателя. В таком случае договор социального найма не расторгается, а продолжает действовать на тех же условиях в отношениях с семьей умершего. Также это право сохраняется за семьей в случае расторжения нанимателем договора социального найма и выезда его из занимаемого жилого помещения. И в этом случае семья сохраняет за собой право пользования жилым помещением в качестве нанимателей по ранее заключенному договору социального найма.
С учетом вышесказанного можно заключить, что правоотношение по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в котором участвует не одинокий гражданин, а семья, не может быть рассмотрено как правоотношение с множественностью лиц. С юридической точки зрения семья — это один из видов гражданско-правового сообщества. Семья отвечает всем признакам гражданско-правового сообщества: наличие юридических связей между участниками, присутствие общего интереса и единой воли, обязательность наступления для всех членов семьи гражданско-правовых последствий и т.д. Это закреплено в положениях федерального законодательства и реализуется в гражданском правоотношении по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, а также при проведении административных процедур, которые служат его предпосылками в ходе постановки семьи на учет в качестве нуждающейся в жилье.
Библиографический список
1. Груздев В.В. Гражданско-правовые сообщества: понятие и виды // Журнал российского права. 2021. N 10. С. 61 — 71.
2. Кулаков В.В. О множественных субъектах в гражданском праве // Пятый Пермский конгресс ученых-юристов: Избранные материалы, Пермь, 24 — 25 октября 2014 г. Пермь: ООО "Издательство "СТАТУТ", 2015. 400 с.
3. Михайлов С.В. Категория интереса в российском гражданском праве / Под научной редакцией к. ю. н., доцента В.С. Ема. М.: Статут, 2002. 203 с. (Серия "Новые имена" / Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, каф. гражданского права юридического фак., Исслед. центр частного права; кн. 3).
1 Кулаков В.В. О множественных субъектах в гражданском праве // Пятый Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 24 — 25 октября 2014 г.). Избранные материалы (отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова). М.: Статут, 2015.
2 Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 31 августа 2022 г. по делу N 33-1620/2022 // https://clck.ru/34pPM4 (дата обращения: 26.06.2023).
3 Груздев В.В. Гражданско-правовые сообщества: понятие и виды // Журнал российского права. 2021. N 10. С. 61 — 71.
4 Там же.
5 Михайлов С.В. Категория интереса в российском гражданском праве / Под научной редакцией к. ю. н., доцента В.С. Ема. М.: Статут, 2002. С. 27.
Связанные статьи:
- Семейное законодательство: медицинские аспекты правового регулирования отношений с семейным элементом (78%)
- Фактические брачные отношения как альтернатива браку в Российской Федерации: теория и практика применения (78%)
- Принцип равенства прав супругов в семье: вопросы теории (78%)
- Расторжение брака: взаимосвязь правового и социального аспектов (78%)
- Отдельные вопросы удостоверения сделок по оформлению жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского (семейного) капитала, в общую долевую собственность родителей и детей (72.1%)
- "Платили за ипотеку, но в итоге выгнали из квартиры" - как так получилось и что делать другим? (RANDOM - 22.1%)