ЮрФак: изучение права онлайн

Ходатайства стороны защиты на завершающем этапе досудебного производства по уголовному делу: актуальные проблемы их заявления и рассмотрения

Авторы: Хайдаров А.А., Хасанов Р.Р.

Одной из важнейших гарантий беспристрастного и объективного предварительного расследования в отношении подозреваемых (обвиняемых) на досудебном производстве является процессуальный институт ходатайств.

В юридической литературе существуют различные определения понятия ходатайства. В литературе ходатайство рассматривается как официальная просьба[1] либо как официальное обращение[2] участников уголовного судопроизводства, направленная следователю, дознавателю либо судье.

По нашему мнению, ходатайство — это официальная просьба, адресованная государственным органам, о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов.

В главе 15 УПК РФ определены участники уголовного судопроизводства, имеющие право заявить ходатайство, предусмотрен порядок заявления ходатайств, сроки их разрешения.

Право заявлять ходатайство также дополнительно закреплено в ст. ст. 46, 47 УПК РФ, регламентирующих процессуальный статус подозреваемых и обвиняемых в уголовном процессе. Однако в этих статьях не указывается, до какого момента досудебного производства могут быть заявлены ходатайства.

Из смысла ст. ст. 120 и 121 УПК РФ следует, что подозреваемые (обвиняемые) и их защитники вправе заявлять ходатайство на любом этапе досудебного производства, однако в следственной практике указанное право нарушается.

На стадии предварительного расследования заявленные ходатайства должны рассматриваться следователем (дознавателем), а на стадии судебного разбирательство — судом (судьей). Однако в следственно-прокурорской практике возникает вопрос о том, кто же должен рассматривать ходатайство, когда уголовное дело находится у прокурора на утверждении обвинительного заключения (акта).

В соответствии со ст. 221 УПК РФ прокурору для изучения уголовного дела, направленного ему с обвинительным заключением, предоставляется 10 суток, при этом в случае большого объема материалов уголовного дела либо исходя из его сложности срок может быть продлен до 30 суток. Другими словами, на завершающем этапе досудебного производства уголовное дело длительное время находится у прокурора. За этот период у стороны защиты возникают различного рода ходатайства, например о проведении дополнительных следственных действий, проведении экспертиз или принятии процессуальных решений. В следственно-прокурорской практике эти ходатайства защитники направляют как прокурору, так и следователю (дознавателю).

Ряд практических сотрудников считают, что прокурор на этапе изучения уголовного дела, направленного ему с обвинительным заключением, не имеет право рассматривать подобные ходатайства. По их мнению, прокурор либо следователь (дознаватель) обязаны полностью отказать в удовлетворении заявленного ходатайства. Это в полной мере соотносится с положениями ч. 2 ст. 119 УПК РФ, где сказано, что ходатайство может заявляться только дознавателю, следователю либо в суд. Прокурор не может удовлетворить ходатайство, поскольку не имеет на это процессуальных полномочий, а следователь — по причине нахождения дела у прокурора.

В случае если мы согласимся с этой точкой зрения, то, соответственно, у подозреваемого (обвиняемого) и его защитника в указанный период отсутствует возможность реализовать свое право на заявление ходатайства, что будет означать нарушение его права на защиту.

Другая часть правоприменителей считает, что подобное ходатайство следует направлять прокурору, и только он вправе рассматривать это ходатайство, поскольку именно за ним процессуально числится уголовное дело.

Косвенно данную точку зрения подтверждают изменения, внесенные в УПК РФ, относительно предоставления права прокурору на обращение в суд с ходатайством о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей в случаях, когда к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УПК РФ (ч. 2.1 ст. 221 УПК РФ).

Если согласится с этой точкой зрения, то получается, что прокурор обязан вернуть дело на дополнительное расследование, если признает ходатайство обоснованным. Однако, как нам представляется, для этого нужны основания, предусмотренные в п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ.

Неразрешенность этого процессуального вопроса в практической деятельности следственных органов и органов прокуратуры порождает двойственную модель поведения этих должностных лиц. Неурегулированность указанных обстоятельств, по нашему мнению, нарушает право подозреваемого (обвиняемого) на защиту.

Во избежание нарушения прав указанных участников уголовного судопроизводства необходимо на законодательном уровне определить должностное лицо, которое уполномочено рассматривать ходатайство на этапе проверки уголовного дела у прокурора. Предлагаем внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 119 УПК РФ и включить прокурора в указанный в этой статье перечень.

Изучая проблемные вопросы реализации положений УПК о ходатайствах в следственной практике, хотелось бы остановиться еще на одной проблеме. Так, в соответствии со ст. 121 УПК РФ ходатайство должно быть рассмотрено не позднее трех суток. Однако на завершающем этапе расследования при ознакомлении с материалами уголовного дела защитники в следственной практике заявляют ходатайства о том, что у них есть официальные просьбы к лицу, осуществляющему расследование, но они будут сформулированы позже и переданы следователю (дознавателю) в письменной форме. К сожалению, в УПК РФ вопрос о времени ожидания подобного ходатайства не урегулирован.

Об актуальности обозначенной проблемы свидетельствует следующий пример из следственной практики. Защитник при подписании протокола ознакомления с материалами уголовного дела заявил о том, что письменное ходатайство будет предоставлено позже, без указания конкретных сроков. Следователь, не дождавшись ходатайства стороны защиты, направил это уголовное дело прокурору. Однако прокурор вернул уголовное дело следователю, указав на необходимость выполнения требований ст. 159 УПК РФ "Обязательность рассмотрения ходатайств".

Возникает вопрос о сроках ожидания лицом, осуществлявшим предварительное расследование, подобного ходатайства перед направлением уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения (акта).

В случае если по уголовному делу имеются сроки расследования, то следователь (дознаватель) может подождать. Однако если сроки предварительно расследования заканчиваются и их необходимо продлевать? Что должен следователь (дознаватель) указать в ходатайстве о продлении этих сроков?

В приведенном выше примере прокурор указанный пробел трактовал следующим образом: в случае заявления ходатайства защитника о том, что оно будет предоставлено позже, срок его предоставления не должен превышать пяти суток с момента ознакомления защитника с материалами уголовного дела.

Однако у авторов статьи возникает вопрос: а как быть в случае, если защитник будет просить предоставить ему срок для написания ходатайства, превышающий пять суток, ссылаясь, например, на объем изученных материалов уголовного дела на этапе ознакомления с ними или другие причины?

Приведенный выше пример не является единичным в следственной практике. По нашему мнению, подобный тактический прием стороны защиты можно рассматривать как один из вариантов затягивания процесса направления уголовного дела в суд.

Мы согласны с тем, что участники стороны защиты должны иметь право на заявление ходатайства после ознакомления с материалами уголовного дела исходя из действующих процессуальных правил о тайне следствия. Направление уголовного дела следователем в тот же день после ознакомления с материалами уголовного дела, безусловно, является нарушением права подозреваемого (обвиняемого) на защиту. Но мы не можем согласиться и с тем, что защитники могут злоупотреблять своим правом на заявление ходатайств.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что на законодательном уровне необходимо установить срок, в течение которого может быть в письменной форме предоставлено ходатайство должностному лицу органа предварительного следствия после ознакомления с материалами уголовного дела до направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением (актом).

Предлагаем, чтобы по делам, по которым предварительное следствие обязательно, этот срок составлял не менее пяти суток, а по делам, по которым производилось дознание в общей форме, — не менее двух суток.

Литература

1. Насонова И.А. Ходатайство как средство защиты обвиняемого на этапе окончания предварительного следствия / И.А. Насонова, Ю.В. Буров // Вестник Московского университета МВД России. 2009. N 5. С. 131 — 134.

2. Хайдаров А.А. Проблемные вопросы заявления сторонами ходатайств и их рассмотрения в ходе судебного следствия // Вестник экономики, права и социологии. 2012. N 3. С. 242 — 246.

 


[1] Хайдаров А.А. Проблемные вопросы заявления сторонами ходатайств и их рассмотрения в ходе судебного следствия // Вестник экономики, права и социологии. 2012. N 3. С. 243.

[2] Насонова И.А., Буров Ю.В. Ходатайство как средство защиты обвиняемого на этапе окончания предварительного следствия // Вестник Московского университета МВД России. 2009. N 5. С. 131.


Рекомендуется Вам: