ЮрФак: изучение права онлайн

Способы противодействия распространению контрафактных товаров: на примере Таможенного союза ЕАЭС

Евразийский экономический союз является зоной по укреплению международных экономических отношений, включая выпуск и перемещение продукции для ее дальнейшей реализации, как между государствами — участниками союза, так и странами, не являющимися его членами. Унификация таможенной отрасли может привести к максимально высокому уровню работы национальных таможенных служб государств, в том числе и к существенному сокращению попадания поддельных товаров на таможенные границы. На сегодняшний день ситуация с поступлением контрафактной продукции на территорию Таможенного союза грозит экономическими потерями собственникам товаров, чьи права были нарушены, и послаблением экономике государств, на чьих территориях происходят незаконные манипуляции подобного характера.

Несмотря на взаимодействие стран-участниц по проведению таких мероприятий, как введение современных электронных систем и перспективных технологий, процент поступающих контрафактных товаров на таможенную территорию по-прежнему высок. В силу того что производителями вносятся финансовые средства и интеллектуальные ресурсы для узнаваемости своей продукции, то несложно определить, какой высокий доход приносит теневой бизнес под чужим торговым наименованием. Одной из правовых форм противодействия такого рода бизнеса является таможенный контроль, проводимый таможенными органами в соответствии с законодательством Таможенного союза и законодательством государств-участников.

От имени таможенных органов контроль осуществляют должностные лица таможенных органов, уполномоченные на исполнение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями. Данная процедура проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию согласно Таможенному кодексу Таможенного союза (далее — ТК ТС). В статье 384 ТК ТС установлено, что таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Под самой контрафакцией (от франц. contrefaction — подделка) подразумевают получение выгоды незаконным способом физическими или юридическими лицами за производство, перемещение и реализацию поддельных товаров с использованием наименований широко известных торговых марок, схожих с выпускаемыми товарами компаний-производителей, в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя. Статистика показывает, что, несмотря на принятые законодательные акты и новые механизмы таможенных органов по пресечению осуществления перевозки контрафактных товаров, цифры административных правонарушений остаются стабильно одинаковыми. По своей сути все административные правонарушения (далее — АП) в таможенной сфере имеют цикличный характер. Ссылаясь на статистику Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее — ФТС России), "лидерство" по количеству установленных правонарушений делят физические и юридические лица, с наименьшими показателями идут должностные лица и неустановленные лица.

Ссылаясь на данные ФТС России, только за предыдущие годы Таможенные органы возбудили более 2 080 дел (об АП) в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Из них 1 011 дел об АП (в 2014 г. — 1 234 дела об АП) по ст. 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и 29 дел об АП (в 2014 г. — 36 дел об АП) по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав)[1]. В 2015 г. таможенными органами выявлено более 18,1 млн единиц контрафактной продукции (в 2014 г. — более 9,5 млн единиц контрафактной продукции). По большей части, нарушения прав объектов интеллектуальной собственности (далее — ОИС), попадающие в поле зрения таможенных органов, наблюдаются в сфере производства высокотехнологичной продукции (гаджеты, телефоны, видеотехника), товаров легкой промышленности (текстиль, обувь) и т.д.[2] Таможенный контроль проводится с целью защиты экономических интересов государства.

Сегодня ФТС России выступает за тесное сотрудничество правообладателей интеллектуальной собственности с таможенными органами. Для защиты интеллектуальных прав правообладателю в первую очередь нужно внести товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее — ТРОИС). В данном реестре содержится информация об официальных импортерах и дистрибьюторах оригинальных товаров и о предполагаемых признаках поддельной продукции. ТРОИС предоставляет сведения о правообладателе и его российском представителе. Правообладателю необходимо своевременно обновлять информацию в реестре. Таможенные органы также наладили систему контроля объектов интеллектуальной собственности. В рамках полномочий "ex officio" таможенные органы контролируют использование товарных знаков, зарегистрированных Роспатентом либо имеющих международную регистрацию, распространяющуюся на территорию России.

По состоянию на 2016 г., в реестре находятся более 4 000 объектов. Такая цифра говорит о повышенном внимании правообладателей к защите своих прав и о позитивной оценке ФТС России по улучшению уровня защиты прав интеллектуальной собственности.

В то же время наблюдаются позитивные тенденции в сотрудничестве между владельцами товаров и органами таможенной службы. Однако в системе работы таможенных органов и законодательстве существуют еще и пробелы, которыми пользуются пираты, распространяя контрафактную продукцию на внутреннем рынке. Так, пираты разбивают крупные партии товаров на небольшие блоки и отправляют грузы в разные части страны. Осуществляют данные незаконные действия по большей части физические лица. Стоит отметить, что такой "серый импорт" является одним из популярных способов у пиратов в осуществлении перемещения товаров для их незаконной реализации, путем нанесения на товары товарных знаков правообладателей без их ведома. Неопределенная группа лиц может осуществлять ввоз контрафактной продукции любых марок без получения специального разрешения от российских представительств зарубежных компаний для продажи товаров на российском рынке.

Свою популярность "серый импорт" приобрел в странах Европейского союза (за основу взят международный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак)[3]. Например, во Франции товар, произведенный и введенный в оборот (то есть подлежащий свободной продаже, покупке, обмену), может быть ввезен на территорию любого государства — члена Европейского союза (далее — ЕС) без получения специального согласия правообладателя[4].

Несмотря на антиконтрафактную политику, в государствах — членах ЕС до сих пор наблюдаются отголоски незаконных действий со стороны недобросовестных предпринимателей, что сильно сказывается на уровне ВВП. Так, ссылаясь на данные Организации экономического сотрудничества и развития за 2005 год, сумма от международной торговли контрафактными товарами, нарушающими право интеллектуальной собственности, составила 200 млрд долл. и было задержано более 103 млн контрафактных товаров. Объем импорта контрафактных и поддельных товаров оценивается в 1 трлн долл. в год (2,5% от общего мирового импорта) за 2013 — 2016 годы[5].

Для устранения подобных негативных последствий ФТС России был разработан документ — Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года[6], в котором прописаны направления по улучшению работы таможенной службы. Особое внимание привлек представленный фрагмент данной Стратегии, где определено, что "в сложившихся условиях интеграции Российской Федерации в мировое сообщество таможенная служба Российской Федерации будет концентрировать свою деятельность на развитии системы таможенного администрирования, которая должна стать инструментом влияния на отечественный рынок в рамках законодательной базы"[7].

Политическая нестабильность в странах, граничащих с РФ, оказывает негативное воздействие на развитие интеграционного фактора таможенных органов, что приводит к снижению уровня внешнеэкономических связей России с другими странами.

Технологический фактор оказывает воздействие на деятельность таможенных органов и выражается в виде комплексной автоматизации и информатизации всех сфер деятельности. Внедрение технологий может повлечь за собой ряд угроз для всего информационного поля таможенных органов, таких как вирусы, ddos атаки и проч. Опираясь на эти "пробелы" — процесс внедрения технологий в таможенные органы осуществляется с особой осторожностью, — информация, хранящаяся в базах, становится прозрачной для отдельных таможенных процессов, но в то же время закрытой для третьих лиц.

В Стратегии говорится, что "активизация внешнеэкономических связей Российской Федерации, вызывающая внимание к деятельности таможенных органов в виде оценки вклада в формирование условий ведения бизнеса в Российской Федерации, а также наличие возможностей и угроз со стороны внешней среды обусловливают необходимость целенаправленного совершенствования таможенной службы Российской Федерации по направлениям ее деятельности"[8].

Можно сделать вывод, что работа по совершенствованию технологического процесса в таможенной сфере России активно продвигается и, исходя из содержания Стратегии, следует, что улучшения затрагивают по большей части информационную безопасность. Одной из альтернативных мер безопасности может стать внедрение электронной системы (на основе созданной базы данных ОИС), где зарегистрированные пользователи смогут вводить информацию о товарах, товарном знаке, отслеживать перемещение своих товаров в режиме реального времени, а также вносить изменения в виде комментариев (в особых случаях). Информация о владельцах должна подлежать верификации и значиться в Реестре ФТС. Такая система облегчила бы работу сотрудникам таможенных органов по борьбе с распространением контрафактной продукции. По нашему мнению, в таможенное законодательство следует ввести Положения об упрощениях для правообладателей, являющихся декларантами товаров, в которых содержатся принадлежащие им объекты интеллектуальной собственности.

Литература

1. Stefan T. Introducere in dreptul comunitar / T. Stefan; Ed. C.H. Beck. Romana: Bucuresti, 2006. 352 p.

 


[1] Федеральная таможенная служба // Таможенно-правовые инструменты защиты прав владельцев товарных знаков. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21473.

[2] Федеральная таможенная служба // Таможня и общество против контрафакта. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=23190:2016-04-25-13-31-20&саШ=40:2011-01-24-15-02-45.

[3] Stefan T. Introducere in dreptul comunitar // Editura: C.H. Beck. Rjmana: Bucuresti, 2006. P. 67.

[4] Wipo, Regulation (Eu) No 608/2013 Concerning Customs Enforcemebt of Intellectual Rights // Official Journal of the European Union. URL: http://www.wipo.int/wipolex/en/text.jsp?file_id=312508>, accessed 2nd June 2014.

[5] Показатели от преступной деятельности. URL: https://www.europol.europa.eu/publications-documents/2017-situation-report-counterfeiting-and-piracy-in-european-union.

[6] "Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" — это концептуальный документ, в котором изложены цели, задачи и приоритетные направления развития таможенных органов. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16955:—-2020-&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2055.

[7] Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25512&Itemid=2727.

[8] Таможня и общество против контрафакта // Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=23190:2016-04-25-13-31-20&catid=40:2011-01-24-15-02-45.


Рекомендуется Вам: