ЮрФак: изучение права онлайн

Совершенствование практики взаимодействия физических лиц и таможенных органов с использованием информационных технологий

Автор: Короткова М.В.

Развитие экономики и внешней торговли в XXI в. привело к ощутимым изменениям в общественных процессах, в том числе в таможенной системе. Происходит постоянная модернизация системы таможенных органов в соответствии с адаптацией таможенного дела к международным стандартам.

Изменившиеся социально-экономические процессы и условия, а также улучшение качества жизни людей привели к увеличению частоты перемещения физических лиц через таможенную и государственную границы. Причины, по которым физические лица пересекают таможенную границу, различны: отдых, командировки, деловые поездки, обучение, выставки, конференции, миграция и т.д. Ежедневно тысячи людей пересекают границу в различных пунктах пропуска (воздушных, морских, автомобильных), перемещая с собой различные товары для туристических, научных, семейных, личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. С каждым годом растет количество бывших соотечественников и иных лиц, выбравших Россию в качестве своего нового места жительства.

В целях улучшения эффективности взаимодействия таможенных органов с физическими лицами в последние годы ФТС России проводит серьезные реформы в этой области, внедряет передовые информационные технологии, оптимизирует таможенные процессы. В Российской Федерации реализуется общемировая тенденция формирования так называемой "сервисной таможни"[1].

В XXI веке информатизация затронула все сферы деятельности человека. Так как время — ценный ресурс в современном мире, использование информационных технологий призвано сократить его затраты как для должностных лиц таможенных органов, так и для физических лиц.

Информационные технологии являются неотъемлемой частью взаимодействия физических лиц и таможенных органов. Во-первых, это позволяет быстро осуществлять таможенные операции, во-вторых, делает процессы взаимодействия прозрачными.

Кроме того, информационные технологии сегодня помогают решать и одну из важнейших задач, стоящих перед таможенной службой, — пополнение доходной части государственного бюджета.

Применение технологий по уплате таможенных платежей с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов позволяет существенно сократить время проведения таможенных операций.

В целях совершенствования системы уплаты таможенных платежей физическими лицами в настоящее время разработаны и внедрены следующие технологии:

— уплата таможенных платежей через электронные терминалы, платежные терминалы и банкоматы банковскими картами или наличными денежными средствами, обслуживание которых обеспечивают операторы таможенных платежей[2];

— уплата таможенных платежей физическими лицами в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками (транспортно-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц — получателей товаров с применением механизма холдирования (резервирования) денежных средств на банковском счете плательщика в размере подлежащих уплате таможенных платежей[3].

Благодаря внедрению информационных технологий физическим лицам при перемещении товаров для личного пользования все меньше приходится взаимодействовать с должностными лицами таможенных органов напрямую. Такое взаимодействие осуществляется через терминалы и банкоматы.

Терминалы устанавливаются в рамках проводимого ФТС России эксперимента по внедрению технологий электронного декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, и удаленной уплаты таможенных платежей. В пилотную зону эксперимента включены три таможенных поста Домодедовской таможни — аэропорт Домодедово (пассажирский), аэропорт Домодедово (грузовой), аэродром Раменское.

Так, например, в аэропорту Домодедово в зоне прилета для пассажиров, прибывших международными авиарейсами, установлен терминал электронного таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей. Данный сервис является результатом совместной работы Домодедовской таможни и ООО "Мультисервисная платежная система"[4].

Данный терминал существенно упрощает процесс совершения таможенных операций, что особенно актуально для туристов и путешественников. Кроме того, оценить эффективность электронного терминала и, возможно, улучшить его работу можно будет в преддверии ожидания наплыва спортивных болельщиков, которые прибудут на чемпионат мира по футболу 2018 г.

С помощью терминала физические лица могут предоставить сведения о перемещаемых товарах в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, валютных ценностях и денежных инструментах, а также уплатить таможенные платежи.

В дальнейшем таможенными органами планируется организовать специальную интерактивную зону, которая позволит максимально быстро и в удобной форме ознакомиться с правилами перемещения товаров для личного пользования физическими лицами, что, несомненно, выведет практику взаимодействия физических лиц с таможенными органами на качественно новый уровень.

Следует отметить, что Домодедовская таможня на протяжении последних лет активно развивает интерактивные услуги для физических лиц, прибывающих в международный терминал аэропорта Домодедово. Так, в июле 2013 года международный зал прилета аэропорта был оборудован точками доступа Wi-Fi, позволяющими прибывающим пассажирам получить доступ к порталу Домодедовской таможни. Портал позволяет получить основную информацию о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, а также заполнить пассажирскую таможенную декларацию в соответствии с представленной формой. Впоследствии зал прилета был укомплектован терминалом печати пассажирских деклараций и ТВ-панелями, демонстрирующими порядок использования терминала и заполнения пассажирской декларации.

В 2016 году ФТС России было принято решение о проведении эксперимента на базе десятка таможенных органов о совершении таможенных операций в электронном виде в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами.

Начиная с сентября 2016 г. на таможенном посту аэропорта Домодедово (грузовой) было подано более десятка электронных пассажирских деклараций.

Говоря о практике взаимодействия физических лиц и таможенных органов, нельзя не упомянуть, что помимо фискальных на таможенные органы возложены и правоохранительные функции. По статистике большинство дел об административных правонарушениях возбуждается в отношении именно физических лиц.

Постоянное совершенствование методов совершения правонарушений при перемещении товаров физическими лицами приводит к осознанию необходимости совершенствования методов и средств таможенного контроля. Киотская конвенция[5] обусловливает необходимость применения таких средств таможенного контроля, которые не приводят к разрушающим результатам и способствуют обеспечению потокового, сплошного контроля физических лиц. А, как справедливо отмечается специалистами, таможенный контроль является неотъемлемой стадией таможенного процесса, следовательно, и взаимодействия таможенных органов с физическими лицами[6].

Наиболее распространенным методом такого контроля является применение рентгеновского излучения. Так, например, в аэропортах применяется установка рентгеновского контроля "Сибскан", созданная в Институте ядерной физики Сибирского отделения РАН. "Сибскан", не имеющая мировых аналогов, представляет собой полностью автоматизированную систему. Она предназначена для обнаружения спрятанных на теле и в одежде человека взрывчатых веществ, оружия, драгоценных камней, стеклянных и пластиковых ампул и способна просканировать 100 человек в час[7].

Однако рамки применения установок рентгеновского контроля ограниченны, так как известен вред, который рентгеновские лучи могут нанести здоровью человека, животных. А это приводит к необходимости задуматься об использовании не менее эффективных, но более безвредных средств таможенного контроля.

К подобным технологиям относят тепловизионные системы, позволяющие выявлять объекты с отличающимся уровнем инфракрасного излучения, к которым могут относиться объекты CITES, лица с опасными инфекционными заболеваниями, скрытые вложения на теле человека и т.д.

Проблемой внедрения таких технологий до недавнего времени являлась затратность как средств, так и времени использования. Технологии не стоят на месте, и сейчас имеются образцы тепловизионных систем по приемлемым цене и качеству, что допускает возможность использования таких систем таможенными органами в рамках проведения таможенного контроля.

В Приказе ФТС России от 21 декабря 2010 г. N 2509 "Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации"[8] тепловизор отнесен к оптическим устройствам и приборам.

В настоящее время технология применения тепловизионных систем заключается в регистрации интенсивности излучения в инфракрасной области электромагнитного спектра и преобразовании его в видимое изображение. Данная технология применяется в различных сферах жизнедеятельности человека — строительстве, медицине, военной и иных областях.

В таможенном деле тепловизоры имеют широкие перспективы для их применения, в частности для определения нахождения живых животных, нелегально перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.

Применение тепловизионных технологий целесообразно проводить в рамках таможенного наблюдения, о чем указано и в вышеупомянутом Приказе ФТС России.

В мировой практике тепловизионные технологии в рамках контроля физических лиц зарекомендовали себя как скрининговые технологии.

Сегодня ни для кого не секрет, что в последнее время наиболее остро в национальном сознании стоит проблема терроризма. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. N 809 "О Федеральной таможенной службе"[9] ФТС России осуществляет содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию. Таким образом, таможенный контроль физических лиц, прибывших в Российскую Федерацию, имеет первостепенное значение для реализации указанного полномочия.

Развитие технологий, используемых для этих целей, а также внедрение новых инновационных средств таможенного контроля поможет таможенным органам эффективнее выполнять свои обязанности.

Для сравнения, в Швейцарии вводятся новые технологии по тестированию пассажиров, прибывших воздушным транспортом, на наличие взрывчатых веществ. Предполагается, что компьютер сам будет выбирать пассажира после прохождения металлодетектора. Отобранное лицо обязано сдать два образца: с рук и области талии. При анализе образцов компьютер определит, был ли у пассажира контакт с химическими веществами, относящимися к взрывчатым.

Инновационная система абсолютно безопасна для людей, так как в ней отсутствуют радиоактивные источники, а время, затраченное на анализ, минимально. Кроме того, точность исследования практически 100%, однако не исключена вероятность возможной ошибки.

Такой системой скрининга планируется обеспечить аэропорты в Женеве, Берне и Базеле.

Относительно новой является технология 3D-сканирования. С ее помощью можно ускорить процесс таможенного контроля. Благодаря применению таких технологий можно, к примеру, получить трехмерное изображение багажа, в том числе обнаружить бомбы или иные угрозы.

Таким образом, взаимодействие физических лиц с таможенными органами должно соответствовать постоянно меняющимся условиям перемещения через таможенную границу. Применение технологий дает больше возможностей для совершенствования взаимодействия физических лиц и таможенных органов. Кроме того, это приводит к сокращению временных затрат, а также к эффективному выполнению своих функций таможенными органами в отношении физических лиц.

Литература

1. Мильшина И.В. Таможенный контроль как стадия таможенного процесса / И.В. Мильшина // Административное право и процесс. 2016. N 12. С. 58 — 60.

2. Погодина И.В. Современная форма взаимодействия бизнеса и таможни / И.В. Погодина // Таможенное дело. 2015. N 2. С. 29 — 31.

3. Погодина Н.А. Применение технических средств в процессе таможенного досмотра товаров и транспортных средств / Н.А. Погодина // Право и экономика. 2010. N 6. С. 53 — 58.

 

[1] Погодина И.В. Современная форма взаимодействия бизнеса и таможни // Таможенное дело. 2015. N 2. С. 29.

[2] Распоряжение ФТС России от 29 декабря 2012 г. N 378-р "Об утверждении Временного порядка действий должностных лиц таможенных органов при уплате физическими лицами таможенных платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием платежных терминалов, банкоматов" // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Распоряжение ФТС России от 23 июня 2014 г. N 178-р "Об утверждении Временного порядка действий должностных лиц таможенных органов при уплате таможенных платежей с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, установленных вне мест расположения таможенных органов, в отношении товаров для личного пользования" // СПС "КонсультантПлюс".

[4] Электронный терминал для пассажиров // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24944:2017-03-16-06-28-07&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращения: 06.04.2018).

[5] Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур: совершено в Киото 18 мая 1973 г. // СЗ РФ. 2011. N 32. Ст. 4810.

[6] Мильшина И.В. Таможенный контроль как стадия таможенного процесса // Административное право и процесс. 2016. N 12. С. 58.

[7] Погодина Н.А. Применение технических средств в процессе таможенного досмотра товаров и транспортных средств // Право и экономика. 2010. N 6. С. 56.

[8] Приказ Федеральной таможенной службы России от 21 декабря 2010 г. N 2509 "Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 14.

[9] Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. N 809 "О Федеральной таможенной службе" // СЗ РФ. 2013. N 38. Ст. 4823.


Рекомендуется Вам: