ЮрФак: изучение права онлайн

Преступный оборот наркотиков в РФ: состояние, динамика и меры противодействия на законодательном и правоприменительном уровнях

Авторы: Авдеев В.А., Авдеева О.А.

На современном этапе одной из угроз общественной безопасности, сопряженных с негативными последствиями глобализации международной жизни, следует признать неуклонный рост количественно-качественных показателей преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ[1]. В этой связи одним из ключевых направлений в уголовно-правовой политике РФ является последовательное совершенствование действующего механизма противодействия преступлениям против здоровья населения посредством принятия конструктивных мер законодательного и организационно-практического характера[2].

Актуальность в РФ проблемы противодействия преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, подтверждается стабильной динамикой роста количественных показателей данного вида преступности. Экстраполируя динамический ряд количественных показателей рассматриваемого вида преступности, стоит обратить внимание на значительные темпы прироста показателей, составивших: 2007 г. — 6,45%; 2008 г. — 7,24%; 2009 г. — 7,96%; 2010 г. — 8,46%; 2011 г. — 8,94%; 2012 г. — 9,51%; 2013 г. — 10,49%; 2014 г. — 11,62%; 2015 г. — 9,92%; 2016 г. — 9,31%; 2017 г. — 10,13%. Из этого следует, что при наметившейся в РФ в 2017 г. положительной тенденции снижения общей численности зарегистрированных преступлений на 4,7% имеет место рост на 3,7% абсолютного показателя преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ.

Исследуя динамику преступного оборота наркотиков, особое внимание необходимо акцентировать на соотношении в общей структуре преступности данного вида показателей удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений, достигших: в 2007 г. — 68,45%; 2008 г. — 68,43%; 2009 г. — 68,99%; 2010 г. — 69,29%; 2011 г. — 70,03%; 2012 г. — 69,46%; 2013 г. — 71,66%; 2014 г. — 74,8%; 2015 г. — 74,18%; 2016 г. — 71,63%; 2017 г. — 71,99%. Таким образом, наметилась устойчивая тенденция увеличения доли тяжких и особо тяжких преступлений, предусмотренных ст. ст. 228 — 234.1 УК РФ.

Если рассматривать удельный вес преступлений, связанных с преступным оборотом наркотиков, совершаемым в крупном и особо крупном размере, то динамический ряд характеризуется незначительными колебаниями показателей, составивших: в 2007 г. — 39,8% / 21,17%; 2008 г. — 42,85% / 23,39%; 2009 г. — 43,64% / 25,01%; 2010 г. — 43,31% / 28,69%; 2011 г. — 43,52% / 33,14%; 2012 г. — 43,24% / 36,44%; 2013 г. — 40,05% / 2,95%; 2014 г. — 44,9% / 1,52%; 2015 г. — 43,9% / 1,83%; 2016 г. — 40,98% / 1,66%; 2017 г. — 39,43% / 1,63%.

В структуре преступлений, предусмотренных ст. ст. 228 — 234.1 УК РФ, доминирующими являются показатели преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом, пересылкой, приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой, нарушением правил оборота наркотических средств или психотропных веществ. Неуклонный рост удельного веса данных преступлений подтверждают показатели, достигшие: в 2007 г. — 90,87%; 2008 г. — 91,83%; 2009 г. — 91,56%; 2010 г. — 92,31%; 2011 г. — 92,7%; 2012 г. — 93,53%; 2013 г. — 94,45%; 2014 г. — 95,68%; 2015 г. — 96,96%; 2016 г. — 97,56%; 2017 г. — 97,46%.

Приоритетное место непосредственно среди данных деяний занимает сбыт наркотических средств или психотропных веществ, показатели которого составили: в 2007 г. — 59,82%; 2008 г. — 57,5%; 2009 г. — 57,13%; 2010 г. — 55,29%; 2011 г. — 52,11%; 2012 г. — 49,54%; 2013 г. — 49,8%; 2014 г. — 51,79%; 2015 г. — 51,58%; 2016 г. — 50,46%; 2017 г. — 52,82%. Что касается иных составов преступлений, то в 2017 г. показатели незаконного изготовления, переработки, приобретения наркотических средств или психотропных веществ составили 0,42%; контрабанды, предусмотренной ст. 229.1 УК РФ, — 0,34%; пересылки наркотических средств или психотропных веществ — 0,1%; производства наркотических средств или психотропных веществ — 0,082%; нарушения правил оборота наркотических средств или психотропных веществ — 0,012%.

Анализируя географию преступности, связанной с преступным оборотом наркотиков, необходимо отметить, что наибольшими темпами роста показателей отличается Чувашская Республика (73,9%). Достаточно высокие показатели характерны для Чеченской Республики (50,2%), Челябинской области (43,4%), Орловской области (33,2%), Республики Северная Осетия — Алания (33,0%), Ростовской области (32,5%), г. Севастополя (31,4%), Еврейской АО (28,2%), Республики Крым (25,1%), Карачаево-Черкесской Республики (24,8%).

Среди осужденных в 2016 г. за преступления, связанные с преступным оборотом наркотиков, приговорено: к реальному отбыванию лишения свободы на определенный срок — 42,77%; условному осуждению к лишению свободы — 35,55%; штрафу — 11,8%; обязательным работам — 5,0%; исправительным работам — 2,24%; ограничению свободы — 1,58%; условному осуждению к иным мерам — 0,44%; содержанию в дисциплинарной воинской части — 0,0019%. В качестве дополнительных видов наказаний назначены: штраф — 3,83%; ограничение свободы — 0,54%; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — 0,031%; лишение специального, воинского, почетного звания, классного чина или государственных наград — 0,009%.

Анализ материалов судебной практики показал, что основные проблемы назначения справедливого и соразмерного наказания связаны с юридической квалификацией предмета и непосредственного объекта преступлений; совокупности образующих конкретный состав признаков; оконченного преступления и критериев его отграничения от неоконченного преступления; разграничения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Рассматривая проблему правовой оценки предмета преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков, стоит учитывать внесенные Федеральным законом от 01.03.2012 N 18-ФЗ изменения в редакцию ст. 228 УК РФ. Вместе с тем, руководствуясь Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11.12.2013 N 31-УД13-2, для всех видов жидкостей, содержащих наркотическое средство или психотропное вещество, должен предусматриваться единый порядок определения предмета преступления[3]. Например, осужденный по ч. 2 ст. 228 УК РФ подлежал освобождению от наказания на основании Определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ N 87-Д13-1, основанного на положениях ст. 10 УК РФ и ст. 397 УПК РФ[4]. Обоснованием данного решения стало отсутствие в материалах уголовного дела сведений о массе сухого остатка наркотического средства, влекущего уголовную ответственность за незаконный оборот при условии превышения размера дезоморфина 0,05 г. При изъятии для проведения проверочной закупки жидкости, содержащей дезоморфин массой 2,7 г, экспертами не был определен сухой остаток наркотического средства методом высушивания. В дополнение можно привести Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ N 71-Д13-13, на основании которого действия осужденного Д. подлежали переквалификации с ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ[5].

Данный подход предполагает, что указанное наркотическое средство или психотропное вещество должно быть включено в Список I наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен в Российской Федерации. Практическое значение для правильной квалификации преступления имеет точное определение размера наркотического средства, который подлежит установлению экспертным путем массой сухого остатка в растворе. При установлении размера наркотического средства или психотропного вещества необходимо исходить из того, что количество данного вещества определяется массой сухого остатка после высушивания до постоянной массы. Для оптимизации правоприменительной деятельности практическое значение имеет Постановление N 30 Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 "О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"[6].

На правоприменительном уровне проблемы правильной юридической оценки рассматриваемых преступных деяний связаны также с квалификацией случаев, представляющих совокупность взаимодополняющих действий, например незаконного приобретения и хранения наркотического средства с целью его последующего сбыта. Данная правовая коллизия нашла отражение в Определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16.01.2014 N 9-Д13-55, согласно которому перечисленные действия подлежат квалификации, руководствуясь ч. 1 ст. 30 и соответствующей частью ст. 228.1 УК РФ, как приготовление к сбыту наркотических средств[7].

В этой связи примечательно Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25.09.2013 N 72-Д13-5, переквалифицировавшее действия осужденного на ч. 2 ст. 228 УК РФ[8]. Совокупность преступлений в данном случае была исключена в силу незаконного изготовления для личного потребления из ранее приобретенного данным лицом и хранящегося у него наркотического средства. Исходя из Определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 31.10.2013 N 89-АПУ13-25, квалификация по совокупности преступлений, регламентированных ст. ст. 228.1, 229.1 УК РФ, была дана в отношении незаконного перемещения через таможенную границу РФ наркотических средств, сопряженного с совершением виновным лицом других действий, связанных с незаконным их оборотом[9].

В качестве очередной проблемы правильной правовой оценкой деяния стоит отметить квалификацию действий лица, добровольно сдавшего наркотические средства. Для обеспечения эффективности мер противодействия преступному обороту наркотиков в РФ Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в Определении от 28.01.2014 N 47-УД13-1 акцентировала внимание на том, что освобождение от уголовной ответственности лица, добровольно сдавшего наркотические средства, должно быть законным и обоснованным. В этой связи сдача наркотических средств при задержании лица и при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию заведомо исключает признак добровольности[10].

При производстве уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, для вынесения справедливого наказания значение имеет соблюдение в отношении обвиняемого лица прав и свобод человека, гарантированных международным и национальным правом. Так, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 25.09.2013 N 158-П13 отменило приговор суда и явилось основанием для возобновления производства по уголовному делу ввиду выявленных нарушений п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод[11].

Повышению эффективности правоприменительной практики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ содействует последовательное совершенствование нормативно-правового регулирования. Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей ст. ст. 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации", Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 04.12.2014 N АПЛ14-582 оставило, в частности, без изменения решение Верховного Суда РФ от 18.07.2014 N АКПИ 14-584[12].

Стратегическим направлением в ходе реализации уголовно-правовой политики по противодействию преступности в сфере оборота наркотических средств следует признать назначение справедливого соразмерного содеянному наказания. Следование общим началам и особому порядку назначения наказания предусматривает, что помимо содержания санкции уголовно-правовой нормы за оконченное преступление необходимо учитывать изменение ее верхнего предела при осуждении за неоконченное преступление. Так, несоблюдение указанных правил повлекло отмену приговора Омского областного суда, приговорившего Б. по п. "б" ч. 4 ст. 229.1 УК РФ к пятнадцати годам лишения свободы, по ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ к десяти годам лишения свободы. В результате наказание по совокупности преступлений составило шестнадцать лет лишения свободы. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ Определением от 30.09.2014 N 50-АПУ14-27 с учетом наличия смягчающего обстоятельства и отсутствия отягчающих обстоятельств изменила приговор, признав несправедливым максимальный предел наказания в виде десяти лет лишения свободы, назначенного осужденному за приготовление к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере[13]. Следующим примером служит Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ N 18-Д14-13, изменившее в отношении К. приговор и последующие решения ввиду выявленных нарушений требований уголовного закона при назначении наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 62, ч. 3 ст. 66 УК РФ. Вследствие этого наказание по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ подлежало смягчению до четырех лет лишения свободы. Принимая во внимание изменение категории совершенного преступления, осужденный был направлен для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима[14].

Анализ приведенных выше показателей подтверждает, что в настоящее время особенно актуализируется политика государства, направленная в целях обеспечения здоровья населения на консолидацию и сбалансированность мер административного и уголовно-правового характера, содействующих профилактике и предупреждению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ[15]. Для превенции преступлений, предусмотренных ст. ст. 228 — 234.1 УК РФ, существенное значение имеет разработка и последовательная реализация практико-ориентационных мер. Реализация уголовно-правовой политики предполагает соотношение законодательной формулы и правоприменительной деятельности, надлежащим образом гарантирующее неотвратимость ответственности и назначение судом законного и справедливого наказания. Вследствие этого одним из стратегических направлений совершенствования правоприменительной деятельности является грамотная юридическая квалификация совершенного противоправного посягательства.

Список использованной литературы

1. Гриб В.Г. Факторы, влияющие на борьбу с хищениями и коррупцией, и меры по их устранению / В.Г. Гриб, Р.Э. Адамян // Российский следователь. 2015. N 3.

2. Жевлаков Э.Н. Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (комментарий к ст. 234.1 УК РФ) // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. N 7.

3. Авдеев В.А. Актуальные вопросы реализации уголовно-правовой политики РФ в сфере обеспечения права человека на жизнь / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Российский судья. 2017. N 6.

4. Рарог А.И. Проблемы квалификации преступлений по субъективным признакам: Монография. М., 2015.

5. Авдеев В.А. Стратегические направления противодействия коррупции в РФ / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Российская юстиция. 2016. N 7.

6. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. N 2.

7. Авдеев В.А. Спорные вопросы квалификации торговли людьми и использования рабского труда / В.А. Авдеев, Е.В. Авдеева // Российская юстиция. 2013. N 7.

8. Авдеев В.А. Охрана здоровья человека: вопросы законодательной техники и правоприменения / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Российский судья. 2015. N 10.

 


[1] Авдеев В.А., Авдеева О.А. Охрана здоровья человека: вопросы законодательной техники и правоприменения // Российский судья. 2015. N 10. С. 18 — 22.

[2] Авдеев В.А., Авдеева О.А. Стратегические направления противодействия коррупции в РФ // Российская юстиция. 2016. N 7. С. 19 — 21.

[3] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. N 12. С. 12.

[4] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. N 2. С. 37.

[5] Там же.

[6] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2015. N 9. С. 14 — 17.

[7] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. N 11. С. 11.

[8] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. N 3. С. 12 — 13.

[9] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. N 6. С. 19.

[10] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. N 12. С. 11.

[11] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. N 10. С. 27.

[12] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2015. N 9. С. 28.

[13] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2015. N 8. С. 43 — 44.

[14] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. N 10. С. 37 — 38.

[15] Авдеев В.А., Авдеева О.А. Актуальные вопросы реализации уголовно-правовой политики РФ в сфере обеспечения права человека на жизнь // Российский судья. 2017. N 6. С. 19 — 23.


Рекомендуется Вам: