ЮрФак: изучение права онлайн

Электронные таможенные услуги в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Авторы: Кузминых Ю.В., Ворона А.А.

Федеральная таможенная служба России является одним из тех органов исполнительной власти, который содействует развитию внешней торговли РФ, а также выполняет иные функции в области регулирования внешнеторговой деятельности, которые возложены на нее Правительством РФ.

Одной из важных функций таможенных органов, выполнение которой позволяет осуществлять меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности, является создание условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров через границу в Российскую Федерацию и вывозе товаров за ее пределы.

В 2017 году основные усилия таможенных органов Российской Федерации (ТО) были сосредоточены на достижении приоритетных целей деятельности ФТС России, то есть были направлены на формирование доходной части федерального бюджета, совершенствование таможенного администрирования, создание благоприятных условий для ведения внешнеторговой деятельности, а также на внедрение элементов единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей.

Для того чтобы оценить эффективность деятельности ФТС по формированию доходной части федерального бюджета, следует рассмотреть структуру доходов федерального бюджета (по семи видам) по итогам 9 месяцев за период 2015 — 2017 гг. (см. рисунок).

Рисунок. Структура доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2015 — 2017 гг. (доля в общем объеме доходов, %)

Примечание: Данные взяты с официального сайта Министерства финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/17 (дата обращения: 05.03.2018).

Основная часть поступлений в федеральный бюджет за 9 месяцев 2015 — 2017 гг. обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость, вывозной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых. На долю указанных доходов за 9 месяцев 2017 г. приходится 73,6% всех доходов федерального бюджета. Устойчивый рост доли акцизов в 2015 — 2017 гг. обусловлен ежегодным повышением ставок акцизов, увеличением объемов производства и ввоза подакцизной продукции, введением новых видов подакцизной продукции, а также зачислением с 1 июня 2016 г. в доход федерального бюджета части акцизов на нефтепродукты[1]. Отсюда можно сделать вывод, что успешная работа таможенных органов является одним из ключевых направлений по обеспечению деятельности государства в целом.

За период с января 2017 г. по февраль 2018 г. ФТС РФ перечислила в казну государства 5257,22 млрд руб.: структура доходов федерального бюджета (по месяцам), администрируемых таможенными органами, представлена в табл. 1.

Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета, с января 2017 г. по февраль 2018 г.

Период (месяц, год)

Сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, млрд руб.

Январь 2017

283,76

Февраль 2017

340,37

Март 2017

404,84

Апрель 2017

325,63

Май 2017

358,76

Июнь 2017

370,94

Июль 2017

376,64

Август 2017

384, 87

Сентябрь 2017

369,59

Октябрь 2017

400,86

Ноябрь 2017

431,8

Декабрь 2017

462,8

Январь 2018

349,3

Февраль 2018

397,06

Примечание: Данные взяты с официального сайта Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 05.03.2018).

На основании данных табл. 1 можно судить об увеличении перечисления доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, — на 23,1% в январе 2018 г., по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., и на 39,9% в феврале 2018 г., по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.

Также стоит отметить, что, по данным таможенной статистики, в 2017 г. внешнеторговый оборот Российской Федерации составил 587,6 млрд долл. США и по сравнению с 2016 г. увеличился на 24,7%[2]. По данным ФТС, произошло увеличение предоставления государственных таможенных услуг: в 2017 г. было предоставлено 26 124 услуги, а в 2016 г. только 24 531 (больше на 6,5%).

Таможенные услуги, предоставляемые таможенными органами, — это "результат действий и мер в сфере таможенного дела, направленный на удовлетворение потребностей участников внешнеторговой деятельности"[3].

ФТС России оказывает значительное количество услуг для различных лиц. Все услуги, которые предоставляются таможенными органами, можно разделить на две группы: государственные и негосударственные.

Переход к оказанию государственных таможенных услуг в электронном виде рассмотрен на примере услуги по принятию таможенным органом предварительных решений по классификации товаров ЕТН ВЭД ЕАЭС, которая осуществляется в соответствии с Административным регламентом ФТС России.

Порядок принятия предварительного решения о классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) на сегодняшний день определяется ст. ст. 23 — 27 Таможенного кодекса ЕАЭС, а в части, не урегулированной указанными статьями, — в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС о таможенном регулировании[4].

Практика оказания государственной услуги по принятию предварительного решения в электронном виде (далее — государственная таможенная услуга по ППР) показывает, что временной интервал от момента подачи таможенным органом запроса о представлении дополнительной информации до момента регистрации ответа заявителя в таможенном органе составляет 1 — 2 рабочих дня.

Структура предоставления государственной таможенной услуги по ППР о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС в 2016 — 2017 гг. приведена в табл. 2.

Таблица 2. Схема принятия предварительных решений по классификации товаров по единой ТН ВЭД ЕАЭС

Категория лиц

По годам

Темпы роста, чел./ед.

2016

2017

1. Количество граждан, подавших заявление на получение государственной услуги:

 

 

 

— всего, чел.

2

24

22

— в том числе в электронной форме

1

11

10

2. Количество юридических лиц, подавших заявление на получение государственной услуги:

 

 

 

— всего, ед.

1 367

2 068

701

— в том числе в электронной форме

35

152

117

Итого:

1 369

2 092

723

На основании данных табл. 2 можно сделать вывод, что предоставление государственной таможенной услуги по ППР по классификации товаров по единой ТН ВЭД ЕАЭС увеличилось в 2017 г., по сравнению с 2016 г., на 52,81%. Приведенные цифры свидетельствуют об увеличении активности обращения граждан за указанной услугой. Стоит также сказать о том, что увеличение товарооборота неизменно ведет и к увеличению обращений граждан за услугами.

В Стратегии развития таможенной службы России до 2020 г. важную роль играет применение информационных таможенных технологий. В этой связи становится актуальным предоставление государственных таможенных услуг в электронном виде. Важным направлением развития по данному вопросу стало принятие Приказа ФТС России от 18 апреля 2012 г. N 760[5]. В данном Приказе признается утратившим силу предшествующий приказ, который регламентировал предоставление государственных таможенных услуг.

Главным отличием нового Приказа от старого является то, что теперь государственная таможенная услуга по ППР осуществляется в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) с помощью комплекса программных средств (КПС). А именно, согласно п. 8 гл. "Общие положения", "…информация о порядке и ходе предоставления государственной услуги предоставляется таможенными органами: по телефону; по письменному обращению заявителя; с использованием федеральной государственной информационной системы ЕПГУ"[6]. Это позволяет значительно ускорить порядок взаимодействия участников ВЭД и таможенных подразделений, а также автоматизировать контроль ввозимых и вывозимых компонентов, входящих в состав конкретного товара[7].

Помимо государственной таможенной услуги по ППР по классификации товаров ЕТН ВЭД ЕАЭС, еще несколько услуг стали предоставляться в электронном виде (услуги по ведению реестров, по информированию, услуги по выдаче и отзыву квалификационных аттестатов специалистов).

В связи с этим таможенные органы начали подготавливать оборудование и программное обеспечение для осуществления данного нововведения, на что некоторым подразделениям таможенных органов понадобилось около трех лет.

Всем таможенным органам были предоставлены Рекомендации по обработке запросов, полученных с ЕПГУ в рамках автоматизации и информационной поддержки процесса подготовки и публикации предварительных решений по классификации.

Рассматриваемая услуга предоставляется на основании заявления, поданного в письменном виде или в виде электронного документа. В соответствии с этим в комплекс программных средств (далее — КПС) "Тарифы — Предварительные решения" входящие запросы подразделяются на полученные в письменном виде из отдела документационного обеспечения и полученные с ЕПГУ в электронном виде.

Документооборот и рассмотрение документов при оказании данной услуги организуется согласно распоряжению ФТС России от 8 октября 2012 г. N 254-р "Об организации документооборота и рассмотрения заявлений на оказание государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД в электронном виде".

Полученные в письменном виде запросы заводятся в КПС должностным лицом ТО. Запросы, полученные с ЕПГУ, загружаются в КПС автоматически.

Просмотр списка поступивших заявлений выполняется в окне диалога пользователя, они помечены определенными значками (поступление в письменном виде и из ЕПГУ). Для просмотра данных определенного заявления необходимо нажать на закладку "Карточка" на главном окне КПС. Здесь можно посмотреть сведения о заявителе, товарах, по которым необходимо принять предварительные решения, и прикрепленные документы по каждому товару. При необходимости есть возможность сохранить нужные сведения на компьютер.

После загрузки заявлений и прикрепления необходимых заявлений пользователь КПС, которому делегированы соответствующие полномочия, расписывает товары по исполнителям и направляет на рассмотрение определенному лицу, компетентному в данном вопросе.

После того как необходимая работа проделана и согласована с руководством таможенного органа, происходит регистрация электронных заявлений. При этом производится автоматическая регистрация электронного запроса, и автоматически создаются внутренние запросы — задания исполнителям на принятие предварительных решений в принятой в КПС форме, с которым и выполняются все дальнейшие действия по принятию предварительных решений.

Дальнейшие действия по принятию предварительного решения не зависят от формы подачи заявления. После того как по всем товарам электронного заявления получен результат (это либо отклонение, либо принятие предварительного решения), услуга считается оказанной. В этом случае, если возникает необходимость дополнительных действий по услуге, уведомления заявителя должны рассылаться в соответствии с требованиями бумажного документооборота, который принят в таможенном органе (т.е. почтовым отправлением).

В таможенном органе обязательно должен быть налажен контроль поступления электронных заявлений в КПС "Тарифы — Предварительные решения". Для этого необходимо:

1) использовать КПС "Электронные госуслуги — 2" для просмотра поступивших заявлений с ЕПГУ;

2) организовать их поступления из КПС "Электронные госуслуги — 2" в КПС "Тарифы — Предварительные решения";

3) осуществлять контролирование на соответствие перечня и содержимого пакета прикрепляемых к заявлению документов;

4) контролировать состояние серверных процессов КПС. Если выяснится, что какие-то из сообщений не поступают из КПС "Электронные госуслуги — 2" в "Тарифы — Предварительные решения", требуется проверить, работают ли сервисные процессы. Необходимые службы могут быть не запущены, тогда следует уведомить отдел управления товарной номенклатуры, который отвечает за сопровождение принятия предварительных решений по классификации.

Необходимо помнить, что в части контроля классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС полностью автоматизировать процедуру контроля невозможно, но благодаря такой автоматизации и переходу на предоставление услуг в электронном виде, которые уже существует, становится возможным движение в сторону стратегического направления совершенствования таможенного администрирования, а именно сокращения времени совершения таможенных операций, форм и методов таможенного контроля, в том числе внедрения технологии автоматического выпуска товаров.

Задачей таможенных органов при этом является обязательное обеспечение надлежащего качества таможенного контроля таможенных услуг, без которого может снизиться репутация государства, сократиться объем поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет и повыситься риск попадания контрабандных, вредных и опасных товаров в страну.

Таким образом, предоставление таможенных услуг в электронном виде является ключевой предпосылкой развития их качества, а эффективная деятельность таможенных органов — важным критерием развития таможенной службы и обеспечения экономической безопасности страны в целом. Предлагаемые направления повышения эффективности государственных таможенных услуг позволят оптимизировать их деятельность, а также повысить потребительскую значимость внешнеторгового сектора экономики как для его субъектов, так и для государства.

Литература

1. Герасютина О.Д. В основе — классификация / О.Д. Герасютина // Таможня. 2013. N 19 (330). С. 5.

2. Москвина О.С. Маркетинговая концепция управления таможенными органами // NovaInfo.Ru: электронный журнал. 2016. N 54-3. С. 104 — 108. URL: http://novainfo.ru/article/8603 (дата обращения: 05.03.2018).

 


[1] Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/17 (дата обращения: 05.03.2018).

[2] Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 05.03.2018).

[3] Москвина О.С. Маркетинговая концепция управления таможенными органами // NovaInfo.Ru: электронный журнал. 2016. N 54-3. С. 104 — 108. URL: http://novainfo.ru/article/8603 (дата обращения: 05.03.2018).

[4] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.

[5] Приказ ФТС России от 18 апреля 2012 г. N 760 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза". URL: https://customs.consultant.ru/doc.asp?ID=20547&PCount=1&page=1 (дата обращения: 05.03.2018).

[6] Там же.

[7] Герасютина О.Д. В основе — классификация // Таможня. 2013. N 19 (330). С. 5.


Рекомендуется Вам: