ЮрФак: изучение права онлайн

Налоговый контроль в условиях развития цифровой экономики

Автор: Мигачева Е.В.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов[1]. В рамках разработанной Стратегии определены основные направления развития цифровой экономики, которые в полной мере нашли свое отражение в проводимых мероприятиях по совершенствованию налогового контроля.

Цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг[2].

Цифровую экономику можно определить как систему экономических отношений, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех ее сферах. В цифровой экономике хозяйственная деятельность осуществляется с помощью электронных или цифровых технологий. При этом акцент делается не на использовании программного обеспечения, а на товарах, услугах и сервисах, реализуемых посредством электронного бизнеса, электронной коммерции[3].

"На протяжении последних двадцати лет в Российской Федерации предпринимается комплекс мер, направленных на переход к постиндустриальному типу развития экономики. Как известно, постиндустриальный тип экономики характеризуется, среди прочего, широким применением информационных технологий в деятельности как государственных органов, так и частных юридических и физических лиц"[4]. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под информационными технологиями понимаются "процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов"[5].

Внедрение современных информационных компьютерных технологий, способствующих реализации реформы цифровой экономики, в деятельность государственных органов позволяет: ускорить и оптимизировать процесс принятия управленческих решений; упростить процедуры подачи и получения необходимой информации и документов гражданами и организациями; оптимизировать деятельность государственных органов, снизить численность работников и сократить бюджетные расходы на государственный аппарат.

Данные процессы в полной степени относятся и к налоговым органам, которые занимают особое место в системе федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения своевременного и полного поступления в бюджет налогов и некоторых других обязательных платежей. А так как налоги являются основой доходов бюджета любого современного государства, без которых оно не в состоянии выполнять свои функции, то получается, что само по себе функционирование государства во многом зависит от эффективности и качества деятельности налоговых органов. Поэтому далеко не случайно, что налоговые органы являются признанными лидерами среди других государственных органов в освоении новых технологий.

"На современном этапе развития институт налогового контроля в Российской Федерации представляет собой систему, которая реализуется в двух формах. Это форма налоговой проверки, которая сегодня может быть камеральной, проводимой по месту нахождения налогового органа, и выездной, проводимой по месту нахождения налогоплательщика. Еще одной формой налогового контроля, наиболее современной и характерной исключительно для государств с высокой налоговой культурой, является налоговый мониторинг. Это одна из налоговых новелл, которая активно опробуется сегодня крупными налогоплательщиками и рассчитана исключительно на дисциплинированных и сознательных субъектов налоговых правоотношений.

Таким образом, очевидно, что налоговый контроль сегодня имеет тенденцию усиливаться. Он обретает разнообразные формы, виды, возможна даже законодательная и доктринальная классификация. При этом все упомянутые процессы обусловлены, как мы уже отмечали, развитием не только рыночных и договорных отношений, но и развитием науки, технического прогресса и государства в целом [6]".

"Анализ, в основе которого лежат гибкие информационные системы, может помочь исполнительным органам власти принимать решения объективнее, так как в данном случае налоговое администрирование основывается на обширном статистическом материале. Плюсы использования информационных систем очевидны: появляется возможность смоделировать различные ситуации в лабораторных условиях (например, как повлияет изменение ставки налога на объем налоговых поступлений), а затем применить их на практике. Закономерно встает вопрос о качестве собранной информации и методах ее формирования. Здесь практики исходят из жизненных реалий налогового администрирования. Фактические значения налоговых поступлений и начислений зависят от эффективности налогового контроля, способности органов государственной власти бороться с "черной бухгалтерией". Однако для повышения качества поступающей информации и, как следствие, увеличения финансовых ресурсов, поступающих в бюджет, могут быть предложены дополнительные механизмы автоматизации контроля"[7].

К вопросам развития информационных технологий как одному из элементов цифровой экономики обращались еще в 90-х годах, так, в принятой Министерством по налогам и сборам Российской Федерации еще в 1999 г. Стратегии модернизации[8] стратегия налоговой реформы предполагала комплекс мер, связанных с развитием информационных технологий, к которым относили:

— автоматизацию всех функций по учету налогоплательщиков и налоговых поступлений;

— информационное взаимодействие всех структурных подразделений налоговой системы между собой и с внешними ведомствами;

— высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной работой;

— оперативность и точность результатов учета, анализа и прогнозирования налоговых поступлений.

С тех пор произошли очень важные и существенные изменения в информационном обеспечении налоговых органов. Появилась и в дальнейшем совершенствуется автоматизированная информационная система (АИС) "Налог", внедрена информационная система "Электронный кабинет налогоплательщика[9]", предприняты соответствующие структурные и кадровые меры в налоговых органах.

"Личный кабинет налогоплательщика" — это информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС России и предназначен для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, далее — НК РФ[10].

Граждане могут использовать "Личный кабинет налогоплательщика" как для получения документов от налогового органа, так и для передачи в налоговый орган документов (информации), сведений[11].

В "Личном кабинете налогоплательщика" вы найдете актуальную информацию о начисленных суммах налогов, пенях, штрафах, на основании которой вы, в частности, сможете проверить как полноту, так и достоверность сведений об объектах налогообложения (принадлежащем вам недвижимом имуществе, транспортных средствах), которыми располагают налоговые органы. Своевременное получение указанной информации позволяет оперативно информировать налоговые органы об обнаруженных вами неточностях и недостоверных сведениях.

Обмен информацией с налоговым органом через "Личный кабинет налогоплательщика" исключает риск потери налогового уведомления и, соответственно, позволяет получать максимально достоверную информацию, благодаря чему вы будете избавлены от направления в налоговый орган излишних сведений и уплатите налоги в установленный срок без пеней и штрафов.

В первой половине 2015 г. ФНС России запустила в тестовом режиме "Личный кабинет налогоплательщика для индивидуальных предпринимателей" в 10 регионах. Запуск "Личного кабинета для индивидуальных предпринимателей" на всей территории Российской Федерации планировался в течение 2015 г.[12] На сегодняшний момент запущены и используются следующие сервисы[13]:

— "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц";

— "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя";

— "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица";

— "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента";

— "Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

— "Сообщение о клиенте";

— "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства";

— "НДС-офис интернет-компании".

Включение в НК РФ ст. 11.2, регулирующей вопросы использования "Личного кабинета налогоплательщика", требует дальнейшего развития нормативно-правовой базы и принятия ряда новых правовых актов, нацеленных на обеспечение эффективного использования налогоплательщиками своих "личных кабинетов" и, как следствие, сокращение бумажного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями, а также сроков получения документов и расходов, связанных с их направлением[14].

Иерархия информационных систем налоговых органов соответствует уровневой системе управления налоговыми органами и предполагает взаимную интеграцию как собственных систем, так и информационных систем других ФОИВ. Помимо внутренних информационных систем, следует отличать внешние, доступ к которым ФНС получает на основе международных соглашений по налоговым вопросам. К информационным системам, непосредственно администрируемым ФНС, можно отнести[15]:

— федеральную информационную адресную систему (ФИАС), которая входит в список 11 базовых информационных реестров, определенных Правительством Российской Федерации (реестрами ФНС также являются ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН);

— систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);

— базовую автоматизированную информационную систему ФНС России "Налог"[16] (в настоящее время осуществляется процесс модернизации к системе АИС "Налог-3").

В структуре АИС ФНС России функционирует ряд подсистем, с помощью которых, во-первых, обеспечиваются сбор, систематизация, обработка, хранение данных и предоставление информации, осуществляются форматно-логический контроль данных, интеграция с другими информационными системами. Во-вторых, организуется взаимодействие с налогоплательщиками. В-третьих, происходит формирование реестров, справочников и классификаторов, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы. В-четвертых, проводятся оценка, анализ и контроль информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов. В-пятых, формируется база нормативной, статистической и аналитической информации в рассматриваемой сфере.

Доступ к информации, содержащейся в АИС ФНС России, осуществляется путем удаленного доступа через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет в режиме "запрос-ответ" посредством веб-интерфейса. В связи с тем что в информационной системе, помимо статистической и технологической информации, содержатся федеральные информационные ресурсы, являющиеся персональными данными и данными, отнесенными к налоговой тайне, обязательным условием работы с такими данными в АИС являются идентификация и аутентификация пользователей[17].

В 2007 г. ФНС России сформировала систему управления рисками. Реализация этого подхода проходила одновременно два этапа — это идентификация рисков — так называемые 12 критериев, и второй — сделала их публичными, т.е. налогоплательщику была предоставлена открытая информация, позволяющая ему принимать сбалансированные и взвешенные решения.

На официальном сайте ФНС России размещена также информация о 7 типовых способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (регулярно актуализируются). Налогоплательщику предлагаются рекомендации для оценки налоговых рисков, связанных с осмотрительностью в выборе контрагентов.

Применение риск-ориентированного подхода при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок позволяет уже на протяжении ряда лет повышать эффективность выездных налоговых проверок при снижении их количества, тем самым снижая административное давление на бизнес, оптимизируя трудозатраты, концентрируя усилия на максимальных зонах риска.

На сегодняшний день идет активная реализация проекта "Реформа контрольно-надзорной деятельности", в рамках которого также осуществляется реализация проекта "Развитие автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС "Налог-3"[18]) в части создания интегрированного аналитического хранилища данных и модернизации информационно-аналитической подсистемы для целей контрольной работы" ("Информационно-аналитическая подсистема для целей контрольной работы ФНС России").

Целью данного проекта, как показывают разработчики, является:

— снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков на 5% от уровня 2016 г. к концу 2018 г. и на 15% к концу 2025 г. за счет обеспечения полноты исполнения налоговых обязательств в соответствии с действительными характеристиками объектов налогообложения;

— снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты при осуществлении государственного контроля (надзора): сокращение количества направляемых налогоплательщикам требований о представлении пояснений (документов) на 5% от уровня 2016 г. к концу 2018 г. и на 15% к концу 2025 г.

Основная задача, стоящая перед ФНС России, подготовка ведомственных систем управления рисками, корректировка (при необходимости) системы риск-ориентированного подхода в работе налоговых органов.

Принято решение о разработке программного обеспечения, реализующего функции системы управления рисками на федеральном уровне для целей проведения плановых налоговых проверок. Разработано программное обеспечение системы управления рисками на федеральном уровне для целей проведения плановых налоговых проверок. Доля плановых налоговых проверок, запланированных с использованием новой системы управления рисками, достигла 30%.

Разработан тестовый модуль программного обеспечения "Климат-контроль" для налогоплательщика с целью оценки рисков работы с контрагентами, по результатам которого можно сформировать требования к архитектуре программного обеспечения ФНС России и налогоплательщиков, необходимой инфраструктуре и каналам связи.

Введена в опытную эксплуатацию система "Климат-контроль" для налогоплательщиков — юридических лиц, применяющих общую систему налогообложения.

Разработан тестовый модуль централизованной системы анализа транзакций, а также прямых и косвенных связей, взаимозависимостей налогоплательщика, по результатам которого возможно сформировать требования к архитектуре программного обеспечения, необходимой инфраструктуре и каналам связи.

В настоящее время развитие налогового контроля происходит в контексте бурного роста информационных технологий, повышения скорости передачи данных и распространения электронной коммерции. Государство со своей стороны поддерживает повсеместное применение новейших коммуникационных технологий. Из числа новаций выделим применение автоматизированных систем контроля.

С 2013 г. налоговые органы применяют для повышения эффективности камерального налогового контроля автоматизированную систему контроля АСК "НДС", которая позволяет определять уровень налогового риска каждого налогоплательщика и акцентировать внимание на организациях с максимальным риском совершения налоговых правонарушений[19].

С внедрением АСК "НДС-2" у налоговых органов появилась возможность проводить мероприятия налогового контроля сразу же после получения налоговой декларации, учитывая наличие сведений из книг покупок и продаж в электронном виде в АСК, тем самым оптимизируя процедуру проведения камеральной проверки.

Использование аналитических инструментов программы АСК позволяет устанавливать плательщиков, представляющих декларации с нулевыми показателями, то есть не участвующих в формировании налоговой базы.

Применение АСК "НДС-2" в течение одного года позволило почти в 10 раз снизить количество заявлений на возмещение НДС высокорисковыми организациями[20].

Однако в судебно-арбитражной практике возникают спорные вопросы по поводу применения системы АИС "Налог 3", АСК "НДС-2".

В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2017 г. N 18АП-5899/2017, 18АП-6041/2017 по делу N А76-27274/2016[21] суд удовлетворил требования фирмы о возмещении НДС и признании вычетов законными в сумме 1,8 миллиона рублей, несмотря на минимальную уплату этого налога контрагентами. Отказывая в праве на вычет, контролеры сослались на следующее: исходя из сведений, содержащихся в программном комплексе АИС "Налог-3", АСК "НДС-2", в счетах-фактурах компании отсутствовали отметки о сопоставлении с продавцами товара (спорными контрагентами) в разделе 8 декларации по НДС.

Судебная коллегия отвергла указанный довод со ссылкой на отсутствие такого основания для применения вычетов по НДС (п. 1 ст. 169, п. п. 1 и 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Кроме этого, коллегия указала, что компания не может отвечать за действия своих контрагентов по отражению в налоговом учете операций. А главный критерий признания вычетов правомерными — это реальность операций и проявление должной степени осмотрительности и осторожности при выборе поставщика.

К аналогичным выводам приходят суды в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2017 г. N Ф05-8203/2017 по делу N А40-43799/2016[22].

Таким образом, судебная практика по налоговым спорам подтверждает вывод о том, что главным критерием в признании налоговых вычетов обоснованными является реальность операций и осмотрительность компании.

В настоящее время планируется ввод АСК "НДС-3", благодаря которой инспекторы смогут сравнить вычеты НДС не только с начисленным налогом, но и с платежами по банку. С 1 октября 2017 г. производится сопоставление декларации по НДС с выписками по счетам: выявление сделок без оплаты — отсрочка на полгода считается свидетельством нереальности операции. Но пока анализируются отдельно движение товара по декларациям и отдельно движение денег по выпискам. Потом надо сопоставлять результаты.

Новая АСК "НДС-3" предполагает, что банки станут присылать только электронные выписки. Они автоматически загрузятся в базу. Программа будет сопоставлять данные деклараций и выписки по счетам, чтобы выявить сделки без оплаты. При этом не имеет значения, отражает или нет продавец реализацию в отчетности.

Камеральная налоговая проверка (далее — КНП) может проводиться ускоренно благодаря внедрению программного комплекса АСК "НДС-2", позволяющего применить риск-ориентированный подход при проведении КНП налоговых деклараций по НДС с суммой налога, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации (письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. N ММВ-20-15/112@)[23].

КНП должна продолжаться не более двух месяцев, если одновременно выполняются два условия: отсутствуют противоречия между сведениями, содержащимися в налоговых декларациях контрагентов, а также нет признаков правонарушений, указанных в ст. 122 НК РФ. Если выявляется необоснованная налоговая выгода после принятия решения о возмещении, следует незамедлительно организовывать мероприятия по проведению предпроверочного анализа с целью направления его результатов в УФНС для принятия решения о включении плательщика в план проведения выездной налоговой проверки.

В процессе проведения проверочных мероприятий налоговыми органами проводилась оценка совокупности фактов и обстоятельств, которые указывали на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды применительно к каждому случаю. Однако на сегодняшний момент подходы к выявлению необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", меняются в связи с внесением изменений в налоговое законодательство и введением ст. 54.1 в НК РФ.

При установлении налоговыми органами наличия в рамках заключенных налогоплательщиком сделок (операций) хотя бы одного из двух обстоятельств, определенных в п. 2 ст. 54.1 НК РФ (организация заключила договор с целью ухода от налогов, т.е. сделка была нереальной; контракт исполнил не тот поставщик, с которым заключен договор), ему должно быть отказано в праве на учет понесенных расходов, а его заявление по ним к вычету (зачету) сумм НДС в полном объеме — отклонено.

Такие обстоятельства, как подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогового законодательства, наличие возможности получения того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве достаточного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Новый п. 2 ст. 54.1 НК РФ в отношении налога на прибыль организаций налоговые органы будут применять в ходе проводимых ими проверок начиная с 2018 г., по НДС — при проверке за IV квартал 2017 г. Считаем целесообразным разработать такой регламент проверки контрагентов, который указывал бы на опасные характеристики "ненадежных" контрагентов, с которыми нежелательно заключать договоры. Признаками ненадежности или сомнительности клиентов могут служить: отсутствие рекламы о налогоплательщике; нереальные условия, прописанные в договоре; участие в судах по сделкам; слишком низкая цена сделки; недостаток основных средств; частые переезды по разным адресам; малочисленность или недостаток персонала[24].

Цифровая экономика изменит политические и общественные институты и принципы их функционирования, экономическую структуру общества, рынок труда и среду обитания человека. Эти зарождающиеся производственные отношения представляются социально справедливыми, адекватными новому уровню развития человека, нацеленными на создание для него лучших условий труда и отдыха. Соответственно, требуют адекватного изменения в правовом регулировании, его адаптации к возникающим новым экономическим отношениям, надлежащего их оформления, синхронизации с возникающей новой цифровой экономикой[25].

Нельзя не согласиться с учеными, изучающими проблемы внедрения информационных технологий в процедуру осуществления налогового контроля в условиях цифровой экономики, в необходимости усовершенствования таких технологий, позволяющих минимизировать потери налогоплательщика, а также оптимизировать процессы налогового администрирования.

 

Литература

1. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики / В.А. Вайпан // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2018. N 1. С. 12 — 17.

2. Вайпан В.А. Теория справедливости: Право и экономика: Монография / В.А. Вайпан. М.: Юстицинформ, 2017. 280 с.

3. Контроль в финансово-бюджетной сфере: Научно-практическое пособие / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, Н.Е. Абрамова и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП; Контракт, 2016. 320 с.

4. Налоги и сборы: законодательные новеллы / Ю.В. Гинзбург, А.А. Гусейнова, А.С. Емельянов и др.; под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Редакция "Российской газеты", 2015. Вып. 15. 160 с.

5. Смирнова Е.Е. Налоговый контроль в цифровой экономике / Е.Е. Смирнова // Финансы. 2017. N 11. С. 32 — 34.

6. Трунцевский Ю.В., Курмаев И.Т. Совершенствование налоговой системы России с использованием информационных технологий / Ю.В. Трунцевский, И.Т. Курмаев // Налоги. 2015. N 3. С. 35 — 38.

7. Фальшина Н.А. Налоговый контроль как современный институт налогового права / Н.А. Фальшина // Налоги. 2018. N 1. С. 25 — 29.

8. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2009. 556 с.

 


[1] СЗ РФ. 2017. 15 мая. N 20. Ст. 2901.

[2] Там же.

[3] Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2018. N 1. С. 12 — 17.

[4] Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб., 2010.

[5] СПС "КонсультантПлюс".

[6] Фальшина Н.А. Налоговый контроль как современный институт налогового права // Налоги. 2018. N 1. С. 25 — 29.

[7] Трунцевский Ю.В., Курмаев И.Т. Совершенствование налоговой системы России с использованием информационных технологий // Налоги. 2015. N 3. С. 35 — 38.

[8] СПС "КонсультантПлюс".

[9] Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" гл. 1 НК РФ была дополнена положениями о "Личном кабинете налогоплательщика" (ст. 11.2 НК РФ), которые вступили в силу 1 июля 2015 г.

[10] Пункт 1 ст. 11.2 НК РФ (в ред. Закона от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ).

[11] Пункт 2 ст. 11.2 НК РФ (в ред. Закона от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ).

[12] URL: http://www.gazeta-unp.ru/articles/3476-lichnyy-kabinet-nalogoplatelshchika-dlya-ip-zapushchen-v-neskolkih-regionah#ixzz3c5kAWSV1.

[13] URL: https://www.nalog.ru/rn50/about_fts/el_usl/.

[14] Налоги и сборы: законодательные новеллы / Ю.В. Гинзбург, А.А. Гусейнова, А.С. Емельянов и др.; под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Редакция "Российской газеты", 2015. Вып. 15. 160 с.

[15] Трунцевский Ю.В., Курмаев И.Т. Указ. соч. С. 35 — 38.

[16] URL: https://www.nalog.ru.

[17] Контроль в финансово-бюджетной сфере: Научно-практическое пособие / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, Н.Е. Абрамова и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП; Контракт, 2016. 320 с.

[18] Приказ ФНС России от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/134@ "Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")" // СПС "КонсультантПлюс".

[19] Смирнова Е.Е. Налоговый контроль в цифровой экономике // Финансы. 2017. N 11. С. 32 — 34

[20] Там же.

[21] СПС "КонсультантПлюс".

[22] СПС "КонсультантПлюс".

[23] Смирнова Е.Е. Указ. соч. С. 32 — 34.

[24] Там же. С. 32 — 34.

[25] Вайпан В.А. Теория справедливости: Право и экономика: Монография. М.: Юстицинформ, 2017. 280 с.


Рекомендуется Вам: