ЮрФак: изучение права онлайн

Перспективы правового регулирования налогообложения самозанятых граждан

Автор: Бакаева О.Ю.

Осуществление гражданином предпринимательской деятельности возможно без образования юридического лица и без его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Пунктом 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ это допускается не во всех случаях, а лишь в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности. Такой статус, т.е. отсутствие государственной регистрации, не означает устранения физического лица от взаимодействия с органами публичной власти. Поскольку цель предпринимательской деятельности — получение прибыли, она подлежит налогообложению. В данной связи указанные граждане (они получили название самозанятых) подлежат постановке на учет в налоговых органах в соответствии с п. 7.3 ст. 83 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Определение понятия "самозанятые граждане" в законодательстве отсутствует. Однако по смыслу названной нормы НК РФ к ним относятся физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие услуги другим физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. Обязательным условием здесь выступает оказание данных услуг без привлечения наемных работников, т.е. в одиночку. Таким статусом могут наделяться как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства; законодателем какие-либо различия в их правовом положении не предусмотрены.

Реальная ситуация на российском рынке труда сегодня такова, что граждан, де-юре являющихся безработными, а де-факто имеющих доход от своей деятельности, десятки миллионов. Одни из них получают зарплату "в конвертах", другие перебиваются случайными заработками, третьи работают самостоятельно и имеют собственный маленький бизнес. Всех их объединяет одно: в абсолютном большинстве случаев они не легализованы как работники и не являются налогоплательщиками.

В последние годы расширяется и рынок дистанционной, удаленной работы. Фрилансеры задействованы в самых разных областях: бухучет, дизайн, реклама, консалтинг, крипторынок и пр. В 2017 г. доля фрилансеров на российском рынке выросла почти в два раза, и сейчас таковым себя считает каждый пятый россиянин, а для 11% населения это единственный источник дохода[1]. В основном к таковым относятся молодые люди, проживающие в крупных городах, организующие сами свое рабочее место и ищущие себе клиентов. Их нежелание выходить из теневого сектора обусловлено как моральными соображениями (максимальная свобода, ограничение вмешательства в свою жизнь со стороны государства), так и материальными интересами (получение дохода без налогообложения).

Пробелы правового регулирования в данной области не удовлетворяют ни частным, ни публичным интересам. Самозанятый гражданин, исключенный из правового поля, не может полноценно реализовать и защитить свои права и интересы: нередки случаи, когда такому лицу не выплачивают вознаграждение за его работу; он не может воспользоваться налоговым вычетом; легализация его доходов весьма затруднительна; неуплата страховых взносов не позволяет ему рассчитывать в дальнейшем на получение пенсии. Для государства теневой рынок таких граждан оборачивается в первую очередь бюджетными потерями. Следует учитывать, что работа самозанятых граждан делает неконкурентоспособными индивидуальных предпринимателей и организации, осуществляющие аналогичные виды деятельности. К примеру, к услугам не уплачивающих налоги репетиторов граждане обращаются гораздо чаще, чем в аналогичные организации, из-за очевидной разницы в оплате. Теневой рынок репетиторских услуг составляет почти 30 млрд руб.[2] Аналогичная ситуация, когда надомный труд становится серьезным конкурентом легализованному бизнесу, наблюдается и в других областях: индустрия красоты, ремонт, мелкие бытовые услуги и т.д.

В данной связи скорейшей разработки требуют соответствующие коррективы законодательства. В настоящее время разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников)"[3]. Предполагается внесение в Кодекс дополнений в части установления статуса самозанятых граждан, что позволит легализовать такое понятие и, в частности, осуществлять контроль за соблюдением в отношении них трудового законодательства.

Постановка на налоговый учет (снятие с него) производится по месту жительства (пребывания) лица, а основанием для этого является уведомление об осуществлении (о прекращении) своей деятельности. Таким образом, законодателем определен не разрешительный, а уведомительный характер деятельности самозанятых граждан. Однако форма уведомления не произвольна, она утверждена Приказом ФНС России[4]. Допускается его подача и в электронной форме, в том числе через личный кабинет налогоплательщика.

Вопрос о том, является ли постановка на учет таких граждан их правом или обязанностью, дискуссионен. С одной стороны, в п. 1 ст. 23 НК РФ она названа в числе обязанностей налогоплательщика. С другой стороны, привлечь такое лицо к ответственности по ч. 2 ст. 116 НК РФ за осуществление деятельности без постановки на учет нельзя, поскольку субъектами ответственности выступают только организации и индивидуальные предприниматели. Ж.Г. Попкова трактует данное полномочие как инициативную постановку на учет и также обращает внимание на проблемы привлечения таких лиц к налоговой ответственности[5]. Внесение изменений в ч. 2 ст. 116 НК РФ в части включения в число субъектов правонарушения физических лиц в качестве самозанятых граждан будет означать установление для них соответствующей обязанности по постановке на налоговый учет. В настоящее время ясность в этом вопросе отсутствует.

Законодателем в принципе не установлен исчерпывающий перечень услуг, которые могут оказывать самозанятые граждане. К ним отнесены следующие услуги:

— присмотр и уход за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

— репетиторство;

— уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства.

Граждане могут заявить и об иных услугах, осуществляемых ими. Их перечень устанавливается субъектом Федерации. Исходя из этого под иные услуги могут подпадать не любые по выбору гражданина, а только регламентированные региональным законом, распространяющим свое действие на конкретный субъект Федерации. До настоящего времени региональный законодатель не начал регулировать подобные отношения.

Достаточно узкий круг видов деятельности, установленных на сегодняшний день для самозанятых граждан, ограничивает их в возможности в полной мере защищать свои права и законные интересы при оказании иных услуг, не вошедших в перечень. Так, орган местного самоуправления отклонил заявку лица на организацию ярмарки ввиду того, что лицо на момент подачи такой заявки не имело статуса индивидуального предпринимателя, что было подтверждено в судебном заседании[6]. Не обладая указанным статусом, осуществлять данный вид деятельности невозможно.

Стремление государства вывести из тени самозанятых граждан подкреплено установлением для них налоговых каникул. В ноябре 2016 г. в ст. 217 НК РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" было внесено дополнение[7]. Льгота по освобождению от уплаты налога на доходы физических лиц для самозанятых граждан была установлена на 2017 — 2018 гг. Однако воспользоваться ею могут только лица, вставшие в налоговом органе на учет в порядке уведомления. Разумеется, они не должны привлекать для осуществления перечисленных видов деятельности наемных работников. Неисполнение указанного требования в виде постановки на учет влечет невозможность пользования льготой. Налогообложение в этом случае производится в общем порядке.

Попытка наделить таких работников налогово-правовым статусом не увенчалась особым успехом. Так, за I квартал 2017 г. на всей территории РФ на учет встали 40 человек, в том числе 3 лица — в Москве, с учетом того что, по оценкам экспертов, нелегально занятыми остаются порядка 20 млн человек[8]. В дальнейшем (по состоянию на 01.07.2018) эта цифра выросла почти до 1 700 человек. Максимальное количество уведомлений от самозанятых граждан поступило в Краснодарском крае (155 человек), Московской области (110 человек), г. Москве (158 человек). На этот период времени, по официальной информации ФНС России, никто не зарегистрировался в республиках Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Чечня, в Орловской области и Чукотском автономном округе[9]. С целью увеличения числа вставших на налоговый учет Государственной Думой рассматривается вопрос о продлении налоговых каникул еще на один год. Однако после этого такие лица будут обязаны уплачивать налоги.

Вопрос о том, какой режим применим в данной ситуации, еще обсуждается. Предполагается введение специального налогового режима. Министерством финансов РФ предложен механизм такого налогообложения: для оказывающих услуги физических лиц предлагается ставка в 3,6%, а для юридических лиц — в 6%. При этом максимальный размер дохода, получаемого физическим лицом, не должен превышать 10 млн руб. в год. Для удобства плательщиков будет разработано мобильное приложение, с помощью которого налоги могут быть уплачены в онлайн-режиме[10]. Введение налогового режима возможно уже в 2019 г.

Особой проработки требует и вопрос об уплате такими гражданами страховых взносов. В науке излагается идея о возможности их обложения единым платежом, включающим налоги и страховые взносы[11]. В настоящее время суммы выплат (вознаграждений), адресованных самозанятым гражданам, не облагаются страховыми взносами (п. 3 ст. 422 НК РФ). Это означает, что в дальнейшем такое лицо лишается соответствующего пенсионного обеспечения и иных социальных выплат. Вариантом решения данного вопроса может быть введение для самозанятых граждан пониженных страховых взносов со своих доходов.

Между тем следует учитывать, что установление даже минимальных платежей в бюджет, пролонгация налоговых каникул — недостаточный стимул для легализации самозанятых граждан. Как видится, одним из способов здесь может стать введение налоговых льгот для субъектов, использующих труд самозанятых. Например, часть затрат на репетиторство можно компенсировать через налоговый вычет. Это подтолкнет получателей услуг от деятельности самозанятых граждан к выводу из тени денежных средств, направляемых на оплату их труда.

Кроме того, весьма действенным способом представляется введение контроля за расходами граждан, юридически являющихся безработными. Приобретение ими недвижимого имущества, покупка дорогостоящих вещей, оплата поездок могут свидетельствовать о получении ими неучтенного дохода. Если при этом такой гражданин, например, устраняется от оформления налогового вычета (а он и не может им воспользоваться ввиду неуплаты НДФЛ), его доход с большой степенью вероятности получен с нарушением требований законодательства.

Борьбой с таким явлением недавно были озабочены белорусские власти, которыми вводился так называемый налог на тунеядство (сбор на финансирование государственных расходов), плательщиками которого стали трудоспособные неработающие граждане[12]. В 2018 г. он был отменен.

В настоящее время обсуждается и вопрос о целесообразности разработки самостоятельного закона, посвященного самозанятым гражданам. Полагаю, что значимость его принятия преувеличена. Субъектами предпринимательской деятельности являются совершенно разные категории лиц, и посвящать каждой из них отдельный нормативный акт представляется излишним. Достаточным будет внесение изменений и дополнений в уже действующие правовые акты: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и акты, принятые в соответствии с ними.

Перспективы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в рассматриваемой области, видятся в следующих направлениях.

Во-первых, следует закрепить в трудовом законодательстве понятие "самозанятые граждане". Это позволит разграничить их с такой категорией субъектов, как индивидуальные предприниматели. Такое понятие в дальнейшем может быть использовано и для целей налогообложения.

Во-вторых, целесообразно расширить круг видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые граждане. Ориентироваться при этом можно на норму п. 2 ст. 346.43 НК РФ, устанавливающую виды деятельности для применения патентной системы налогообложения. В настоящее время в указанную норму включены и виды услуг, оказываемых самозанятыми гражданами: обучение населения на курсах и репетиторство (подп. 15); присмотр и уход за детьми и больными (подп. 16); уборка жилых помещений и ведение домашнего хозяйства (подп. 26); уход за престарелыми и инвалидами (подп. 59). Расширение перечня услуг для самозанятых граждан позволит им избежать регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, что также будет способствовать их легализации.

В-третьих, раздел VIII.1 ч. 2 НК РФ следует дополнить отдельной главой, посвященной специальному налоговому режиму для применения самозанятыми гражданами. В ней следует установить плательщиков, а также элементы обложения: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку (по предложению Минфина России она должна быть дифференцированной в зависимости от адресата получения услуги), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы. В целях реализации принципа справедливости налогообложения получение гражданином низкого дохода (например, 50% величины прожиточного минимума) может стать основанием для его освобождения от уплаты налога.

В-четвертых, нецелесообразной видится строгая регламентация формы уведомления для постановки на учет самозанятых граждан. Такие граждане могут не иметь среднего специального или высшего образования (это, например, касается сиделок, уборщиц, нянь), и избыточная формализация процесса постановки на учет может быть воспринята ими негативно.

В целях упрощения формальностей и устранения излишнего администрирования в п. 7.3 ст. 83 НК РФ следует внести изменения, указав, что уведомление составляется в произвольной форме. При этом можно определить, какая информация в нем должна содержаться.

В-пятых, субъектам Федерации следует начать разработку нормативных актов, посвященных статусу самозанятых граждан и условиям осуществления ими своей деятельности на своих территориях. В них целесообразно расширить перечень видов деятельности для физических лиц, не использующих наемный труд, а также предусмотреть налоговые льготы. В таких законах необходимо учитывать специфику региона, его географические, климатические и иные особенности. Так, в курортных зонах к числу видов деятельности может быть отнесена аренда жилых помещений для проживания отдыхающих.

В-шестых, целесообразной видится проработка вопроса о корректировке положений ст. 219 НК РФ "Социальные налоговые вычеты". В ней можно предусмотреть право налогоплательщика на получение вычета (в определенном размере) в случае оплаты занятий с репетитором, обладающим статусом самозанятого гражданина.

Реализация указанных предложений будет способствовать устранению правовых пробелов и установлению адекватного режима налогообложения самозанятых граждан. При этом нужно понимать, что легализация этой категории населения весьма сложна и требует эффективного стимулирования со стороны государства.

 

Литература

1. Бурлак А.В. Социальное обеспечение самозанятых граждан: законодательные новеллы / А.В. Бурлак // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2017. N 3 (52). С. 128 — 130.

2. Гусенко М. В России подано лишь 40 уведомлений о получении статуса самозанятых / М. Гусенко // Российская газета. 2017. 19 мая.

3. Маркелов Р. Минфин предложил ввести специальный налоговый режим для самозанятых / Р. Маркелов // Российская газета. 2018. 3 мая.

4. Попкова Ж.Г. Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса / Ж.Г. Попкова // Право и экономика. 2017. N 2. С. 5 — 14.

 


[1] Информация опубликована на официальном сайте Национального агентства финансовых исследований 24 ноября 2017 г. URL: https://nafi.ru/analytics/frilanserov-v-rossii-uzhe-18/ (дата обращения: 16.07.2018).

[2] Информация опубликована на официальном сайте Института образования НИУ "Высшая школа экономики" 2 марта 2017 г. URL: https://ioe.hse.ru/lepa/news/203086880.html (дата обращения: 14.06.2018).

[3] Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=82106 (дата обращения: 12.07.2018).

[4] Приказ ФНС России от 31 марта 2017 г. N ММВ-7-14/270@ "Об утверждении формы и формата уведомления физического лица об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, а также порядка ее заполнения" // СПС "КонсультантПлюс".

[5] Попкова Ж.Г. Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса // Право и экономика. 2017. N 2. С. 5 — 14.

[6] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2017 г. N Ф06-27171/2017 по делу N А12-68051/2016; Определение Верховного Суда РФ от 11 мая 2018 г. N 306-ЭС18-2016 по делу N А12-68051/2016 // СПС "КонсультантПлюс".

[7] Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 49. Ст. 6844.

[8] Гусенко М. В России подано лишь 40 уведомлений о получении статуса самозанятых // Российская газета. 2017. 19 мая.

[9] Официальный сайт ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn64/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed/ (дата обращения: 12.06.2018).

[10] Маркелов Р. Минфин предложил ввести специальный налоговый режим для самозанятых // Российская газета. 2018. 3 мая.

[11] Бурлак А.В. Социальное обеспечение самозанятых граждан: законодательные новеллы // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2017. N 3 (52). С. 130.

[12] Декрет Президента Беларуси от 2 апреля 2015 г. N 3 "О предупреждении социального иждивенчества" // Официальный сайт Президента Республики Беларусь. URL: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-3-ot-2-aprelja-2015-g-11135.


Рекомендуется Вам: