ЮрФак: изучение права онлайн

Технология блокчейн: новые вызовы и возможности в системе мер по ПОД/ФТ (противодействие отмыванию денег и/или финансированию терроризма)

Автор: Кумуков М.Ш.

В последнее время технология блокчейн и продукты на ее основе являются предметом активных обсуждений. Вслед за пользователями, которые первыми оценили возможности блокчейн, свое отношение к данной технологии выразили и власти различных государств: от сдержанного признания перспектив блокчейн до активной имплементации продуктов, основанных на данной технологии.

Широкое распространение данной технологии может оказать существенное влияние на существующую в России систему противодействия отмывания денег и финансирования терроризма. Вместе с тем следует принять во внимание, что уже на данном этапе созданы предпосылки для правовой регламентации отдельных продуктов, основанных на технологии блокчейн, прежде всего криптовалюты. Указанное обстоятельство требует адаптации действующего законодательства к реалиям.

Учитывая относительную новизну блокчейн, представляется уместным сделать небольшое отступление и кратко описать принцип его работы.

В основе технологии блокчейн лежит принцип распределенного реестра, смысл которого заключается в том, что у каждого пользователя базы данных, основанной на технологии блокчейн, хранится полная копия данной базы. После внесения изменений в данную базу соответствующая информация синхронизируется на условном компьютере каждого пользователя. Таким образом, отсутствует центральный депозитарий, который хранит базу данных, следит за ее актуальностью, защищает от атак, так как потеря базы на одном условном компьютере никак не влияет на сохранность информации: такие же копии хранятся у других пользователей. А если таких виртуальных хранилищ тысячи, миллионы или десятки миллионов, то такую базу данных можно считать условно неуязвимой. Условно, потому что среди опасностей технологии блокчейн специалисты называют Атаку 51%, суть которой заключается в том, что при сосредоточении более чем 51% вычислительных мощностей в рамках одного пула последний приобретает абсолютный контроль над процессом регистрации сделок в блокчейне, нивелируя фундаментальное свойство блокчейна, а именно децентрализацию реестров данных [1, с. 117].

Другой отличительной особенностью технологии является тот факт, что внесение изменений окончательно и необратимо: информация о транзакции запечатывается в виртуальный блок, который после регистрации действия синхронизируется со всеми копиями реестра. Последовательность блоков образует цепочку, что и дало название технологии (blockchain — англ. цепочка блоков).

Таким образом, технология блокчейн гарантированно избавляет реестр от подделок и мошеннических действий в силу того, что внесение изменений возможно только в той части, которой владеет пользователь реестра, а также обеспечивает полную прозрачность операций в реестре и прослеживаемость всей цепочки блоков от момента создания. Срок хранения данных в реестре блокчейн неограничен, т.е. информация может храниться фактически вечно.

Даже такое поверхностное ознакомление с блокчейн позволяет оценить, насколько революционным может стать применение данной технологии. Например, в настоящий момент набирает популярность такая область применения блокчейн, как смарт-контракты, которые представляют собой программный код, отражающий договоренности сторон и обеспечивающий автоматическое исполнение его условий. В юридической науке встречается мнение, что внедрение смарт-контрактов существенно изменит господствующие в настоящий момент основы договорного права [7, с. 32 — 60].

Значительные перспективы открываются перед блокчейн в области регистрации публичных записей (право собственности на недвижимое имущество, лицензирование, создание и ликвидация организаций, записи актов гражданского состояния и т.д.). Например, в Грузии с 2017 г. началась практическая реализация кадастрового учета земельных участков на базе блокчейн. В Эстонии данные электронных медицинских карт более 1 млн граждан переведены на блокчейн-основу. В Швеции тестируется возможность полной децентрализации кадастра земельных участков с помощью блокчейн [9].

В России Центральный банк ведет работы по развитию национальной блокчейн-сети. Мастерчейн — единая платформа обмена и хранения финансовой информации на базе технологии блокчейн, которая позволит, среди прочего, оперативно подтверждать актуальность данных о клиенте, автоматизировать процессы выпуска, учета и проведения операций с электронными закладными, снизить издержки и ускорить процесс выпуска банковских гарантий [10].

По мнению аналитиков, в перспективе на основе технологии блокчейн будут выдаваться цифровые водительские права и удостоверения личности [11, с. 10].

Несмотря на значительный спектр возможностей прикладного использования блокчейн в различных сферах, на сегодняшний день можно констатировать, что в наибольшей степени блокчейн востребован в финансовом секторе, а именно в области цифровых валют. По данным специализированного аналитического портала, общая рыночная капитализация цифровой валюты на 02.05.2018 составляет более 430 млрд долл. США [12], из них основная часть приходится на долю наиболее распространенной электронной валюты — Bitcoin (биткоин). За ним со значительным отставанием следуют Ethereum, Ripple и др.

У криптовалют нет какого-либо одного эмитента, как в случае с денежными средствами, выпускаемыми государством. Вместе с тем частные деньги были известны и ранее: в истории множество примеров, когда наряду с действующей денежной системой функционирует локальная. Так, в США до сих пор функционирует локальная денежная единица LETS, базирующаяся на баллах, которые можно заработать, сделав какое-то общественно полезное дело: вскопать поле, убрать сад и пр. Накопленные баллы можно потратить на услуги, которые оказывают другие участники коммуны, или приобрести продукты в местном магазине. Похожий принцип заложен в валюту, которая называется "Час Итаки". Особенно наглядным является пример диснеевского доллара, которым можно расплатиться на территории парка аттракционов Уолтера Диснея [13].

Таким образом, возникает закономерный вопрос: если частные деньги существовали всегда, то почему криптовалюта, прежде всего bitcoin, вызывает такой ажиотаж как со стороны пользователей, так и у публичной администрации.

В отличие от вышеприведенных примеров, криптовалюта отличается рядом особенностей. Прежде всего следует отметить ее трансграничный характер: криптовалюта не привязана к определенной локации и теоретически может приниматься в любом уголке земного шара. Территория, на которой криптовалюта имеет ценность, напрямую зависит от количества и места жительства участников, которые признают ее средством платежа. Таким образом, криптовалюта потенциально может превратиться в наднациональное средство платежа.

Другой особенностью криптовалюты является технологическая ограниченность ее эмиссии, что исключает риск бесконтрольного создания новых единиц виртуальной валюты. Таким образом, можно провести аналогию с золотым стандартом, однако в ситуации с блокчейн роль золота выполняет программный код, который делает невозможным превышение установленного лимита. Указанное свойство виртуальной валюты может способствовать тому, что она из удобного средства платежа превратится также в надежное средство накопления.

Также с технологической точки зрения эмиссия значительно упростилась, так как отпала необходимость приобретать специальные печатные станки, следить за объемом наличности в обращении, заменять ветхие купюры и т.д.

Учитывая растущий рынок интернет-торговли, криптовалюта стала удобной и простой валютой, с помощью которой можно приобретать товары (работы, услуги) по всему миру, без привязки к какой-либо денежной единице.

Как показывает проведенный анализ, отличие криптовалюты от других видов частных денег колоссально, и особое внимание институтов публичной власти к формирующейся платежной системе объяснимо.

Рассмотрение природы криптовалюты будет не полным без упоминания об электронных деньгах (PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги и пр.), существование которых полностью регламентировано в российской правовой системе. Как следует из п. 17 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" [5], электронные денежные средства — это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Таким образом, электронные денежные средства не являются самостоятельным средством платежа, а представляют собой эквивалент предоплаченных денег, внесенных на счет оператора. Следовательно, природа криптовалюты принципиально отличается от электронных денежных средств.

Несмотря на бесспорные преимущества блокчейн, широкое применение данной технологии, а также созданных на ее основе продуктов, прежде всего криптовалют, порождает ряд сложностей правового и прикладного характера.

Один из рисков, который возникает вследствие использования криптовалют, связан с анонимностью пользователей блокчейн. Так, несмотря на то что полная версия распределенного реестра хранится локально у каждого пользователя, каждый пользователь анонимен, так как единственным инструментом идентификации пользователя в распределенном реестре является уникальный криптографический ключ, который представляет собой набор символов и сам по себе никоим образом не ведет к его держателю. В случае использования пользователем таких средств, как VPN-соединение, TOR, и похожих технологий, многократного перевода криптовалюты из одного кошелька в другой, использования специальных сервисов типа Coinmixer.se обнаружить пользователя практически невозможно. Данное обстоятельство создает существенные риски, связанные с противодействием отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Так, в условиях правовой неопределенности возрастают риски приобретения криптовалюты за счет денежных средств, полученных в результате совершения незаконных действий. Такая криптовалюта в дальнейшем может быть реинтегрирована в легальную экономику с помощью многочисленных электронных бирж, которые позволяют в течение нескольких минут как купить криптовалюту, так и продать ее в обмен на фиатные деньги. Подобным образом за криптовалюту можно приобрести имущество как в России, так и за рубежом, а потом продать его за фиатные деньги, что особенно повышает риски, связанные с незаконным выводом денежных средств за рубеж.

Также анонимность криптовалюты создает благодатную почву для оборота запрещенных веществ, оружия, финансирования незаконных вооруженных формирований и иной незаконной деятельности.

Отдельного упоминания заслуживает риск, связанный с коррупцией. Анонимность как плательщика, так и получателя криптовалюты создает реальную угрозу существенного роста коррупции, так как дача и получение взятки фактически становятся безопасными, что нивелирует такой важнейший сдерживающий фактор, как неотвратимость наказания. Указанное обстоятельство усугубляется свободной конвертацией криптовалюты, а также широкими возможностями использования криптовалюты как средства платежа.

Своеобразным буфером безопасности между относительно контролируемым риском, связанным с использованием криптовалют, и рисками, которые сложно в настоящий момент более или менее точно спрогнозировать и еще сложнее управлять, является легализация криптовалюты как официального средства платежа. Разные страны решают данную дилемму по-разному, но основная часть занимает настороженно-выжидательную позицию.

В ноябре 2017 г., международная аудиторская компания КПМГ провела масштабное исследование законодательного регулирования криптовалют в отдельных государствах [14]. Согласно проведенному исследованию в большинстве стран какое-либо законодательное регулирование криптовалют отсутствует (Германия, Латвия, Литва, Италия, Бельгия, Великобритания, Греция, Мальта, Норвегия, Польша, Португалия, Бразилия, Венесуэла и др.).

В некоторых странах наблюдается ограниченное регулирование. Например, в США криптовалюта признается имуществом для целей налога на имущество. К деятельности, связанной с использованием криптовалюты, применяются положения о банковской тайне, процедуры ПОД/ФТ. Похожий подход применен в Канаде. В Эстонии, Чехии криптовалюта не облагается налогом, но законодательно установлена необходимость проведения процедур ПОД/ФТ.

В свою очередь, ряд государств признает криптовалюту в качестве законного платежного средства. Например, в Нидерландах криптовалюта может рассматриваться как средство платежа и в этом случае не подпадает под действие НДС. Похожий подход наблюдается в Швейцарии, Швеции, Аргентине.

Российская Федерация пока относится к числу государств, которые никоим образом не регулируют функционирование криптовалюты, но быстро движется в сторону ограниченного регулирования технологической новинки.

Первым по вопросу использования криптовалют высказался Центральный банк Российской Федерации в информационном письме от 27.01.2014 [3]. Данное информационное письмо можно назвать предостережением. В нем мегарегулятор предупреждает пользователей о том, что виртуальная валюта не обеспечена и несет высокие риски потери стоимости. Обращается внимание на тот факт, что пользователи виртуальных денег могут быть непреднамеренно вовлечены в противоправную деятельность по отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В свою очередь, российские юридические лица предупреждаются о том, что предоставление услуг по обмену криптовалюты на рубли и иностранную валюту будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ.

Менее чем через две недели очень близкую позицию выразил Росфинмониторинг в информационном сообщении об использовании криптовалют, размещенном на сайте ведомства.

В информации Центрального банка и Росфинмониторинга содержится отсылка к ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [4], которая запрещает выпуск денежных суррогатов. Упоминание денежных суррогатов применительно к криптовалюте вызывает вопросы. Так, если уполномоченные ведомства квалифицируют криптовалюту в качестве денежного суррогата, то ее применение на территории Российской Федерации должно быть за рамками закона. В то же время из контекста писем следует, что применение криптовалют прямо не запрещается, но может таить в себе риски для пользователей.

Принимая во внимание, что письма не являются обязывающим источником права, а также учитывая отсутствие четкого подхода к регулированию криптовалюты, можно констатировать, что правовая регламентация криптовалют в Российской Федерации находится неопределенной.

Представляется, что большая ясность в вопросе применения криптовалюты будет внесена после принятия Федерального закона о регулировании криптовалют. Проект такого Федерального закона под названием "О цифровых финансовых активах" за номером 419059-7 внесен в Государственную Думу 20.03.2018 и в настоящий момент находится на стадии рассмотрения [15].

Остановимся на основных началах упомянутого проекта Федерального закона [16]. Прежде всего из текста проекта следует, что криптовалюта не будет признана средством платежа. Обменивать на рубли и иностранную валюту можно только токены, под которыми понимается вид финансового актива, выпускаемого индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом с целью привлечения транзакций. В среде пользователей криптовалюты такое привлечение денежных средств именуется ICO (первичное размещение токенов — англ. Initial Coin Offering) по аналогии с IPO (первичное публичное размещение (акций) — англ. Initial Public Offering).

Обмен будет производиться только через специальных операторов (организаторы торговли, брокеры, дилеры, управляющие ценными бумагами), которые открывают цифровой кошелек пользователям только после прохождения процедур идентификации его владельца в соответствии с процедурами, предусмотренными положениями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" [6].

В целях защиты прав пользователей Центральному банку предлагается установить максимальный лимит на приобретение токенов.

Нашла отражение в проекте Федерального закона и деятельность майнеров (лиц, которые предоставляют вычислительные мощности для создания новых блоков в системе блокчейн в обмен на вознаграждение — соответствующую криптовалюту). Деятельность майнеров будет признана предпринимательской, если указанные лица превысят лимит энергопотребления, который будет установлен Правительством. Обратим внимание, что в настоящий момент деятельность так называемых майнинговых ферм (мест сосредоточения значительных вычислительных мощностей) может быть квалифицирована по ст. 165 УК РФ — причинение имущественного ущерба путем обмана — вследствие значительного превышения лимитов потребления электроэнергии [17].

Таким образом, в случае принятия проекта рассмотренного Федерального закона Россия вольется в число стран с ограниченным регулированием криптовалюты, что с учетом недостаточной изученности технологии представляется на данном этапе разумным компромиссом.

Вместе с тем ряд важных вопросов остаются на повестке дня. Так, реальностью является то, что граждане Российской Федерации приобретают криптовалюту в обмен на фиатные деньги и наоборот. Так же как и то, что на территории России доступно множество электронных бирж, предоставляющих соответствующие услуги в обмен на определенную комиссию. Несмотря на закрепление в проекте закона норм об обмене токенов через специальных операторов, остается открытым вопрос о деятельности действующих в настоящий момент электронных бирж. Также требует уточнения закрепленный в проекте закона принцип осуществления обмена токенов через специальных операторов: является ли это признанием незаконного характера деятельности электронных бирж по обмену криптовалюты.

В любом случае бесспорным представляется необходимость ввести в правовое поле деятельность по купле-продаже не только токенов, но и криптовалюты, что позволит решить ряд первостепенных задач.

Во-первых, это создаст основу для распространения норм по идентификации сторон при совершении операций с криптовалютой, так как идентификации оператором пользователей по обмену токенов на рубли явно недостаточно. Следует также отметить, что практическая реализация требований об идентификации является сложной в силу отсутствия прямого контакта с пользователем и отсутствием опробованных механизмов идентификации применительно к криптовалютам. Данная проблема находится не только в области юриспруденции, но и в сфере информационных технологий.

Во-вторых, это позволит отнести операции с криптовалютами к числу сделок, подлежащих обязательному контролю в соответствии с положениями законодательства о ПОД/ФТ. Соответствующие предложения уже озвучивались в юридическом сообществе [8, с. 161]. Представляется, что, несмотря на специфическую природу виртуальных валют, критерии подозрительных сделок в полной мере применимы и к операциям с использованием виртуальных валют.

Принятие указанных мер отвечает реалиям, которые в настоящий момент требуют правовой регламентации и являются первостепенными в целях реализации системы ПОД/ФТ применительно к криптовалюте.

В свою очередь, по мнению некоторых исследователей, полноценная реализация на базе технологии блокчейн, например, системы денежных переводов фактически сделала бы бессмысленной действующую систему ПОД/ФТ, так как появилась бы возможность без усилий проследить путь каждой "копейки" в национальной банковской системе [2, с. 46].

Таким образом, можно прийти к заключению, что технология блокчейн, как и продукты, созданные на ее основе, сама по себе не представляет угрозы, но и не гарантирует автоматическое решение многих проблем. В настоящий момент перед мировым сообществом стоит нетривиальная задача: использовать те бесспорные преимущества, которые дает новая технология, и не столкнуться с опасностями, которая она в себе таит.

Список литературы

1. Блокчейн на пике хайпа: правовые риски и возможности / А.Ю. Иванов (рук. авт. кол.), М.Л. Башкатов, Е.В. Галкова и др.; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", Ин-т права и развития ВШЭ — Сколково. М.: Высш. шк. экономики, 2017. С. 117.

2. Лоскутов И.Н., Иванов Ф.К. Технология блокчейн в сфере ПОД/ФТ // Вестн. РАЕН. 2017/3. С. 46.

3. Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн: информация Банка России от 27.01.2014 // Вестн. Банка России. 05.02.2014. N 11.

4. Российская газета. N 127. 13.07.2002.

5. Российская газета. N 139. 30.06.2011.

6. Российская газета. N 151-152. 09.08.2001.

7. Савельев А.И. Договорное право 2.0: "умные" контракты как начало конца классического договорного права // Вестн. гражданского права. 2016. N 3. С. 32 — 60.

8. Фаткина Е.В. Совершение операций и сделок с криптовалютами: тенденции правового регулирования // Право и управление — XXI век. 2015. N 2. С. 161.

9. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/343203-blokcheyn-tehnologii-v-gosupravlenii-mirovoy-opyt (дата обращения: 02.05.2018).

10. URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/36007/reestr_survey.pdf. С. 13 — 14 (дата обращения: 02.05.2018).

11. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/blockchain/blockchain_opportunity-for-energy-producers%20and-consumers_RUS.pdf. С. 10 (дата обращения: 02.05.2018).

12. URL: https://coinmarketcap.com/ (дата обращения: 02.05.2018).

13. URL: https://disneyworld.disney.go.com/faq/parks/using-disney-dollars/ (дата обращения: 02.05.2018).

14. URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ru/pdf/2017/11/ru-ru-cryptocurrency-legislative-regulation-worldwide-november-2017-upd.pdf (дата обращения: 03.05.2018).

15. URL: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=419059-7 (дата обращения: 03.06.2018).

16. URL: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/E426461949B66ACC4325825600217475/$FILE/419059-7_20032018_419059-7.PDF?OpenElement (дата обращения: 03.05.2018).

17. URL: https://lenta.ru/news/2018/04/11/kripto/ (дата обращения: 03.05.2018).


Рекомендуется Вам: