ЮрФак: изучение права онлайн

Блокчейн и кибервалюты: нужна ли новая законодательная база?

Автор: Брой У.Ш.

Оглавление

Введение

1. Кратко о технологии блокчейн

2. Определение юрисдикции

3. Законодательные и регулирующие подходы

4. Саморегулирование в Швейцарии

5. Регулирование на уровне правительства: Гибралтар

Заключение

Библиография


Введение

Стремительные изменения в мире цифровых технологий оказывают устойчивое влияние на экономику, законодательство, торговлю, а также отношения между людьми и обществом в целом. Применение блокчейнов становится особенно заметным главным образом благодаря широкому обсуждению в прессе биткойна — лидирующего на сегодняшний день применения блокчейн-приложения. По сути, блокчейн — это алгоритм с децентрализованным хранилищем данных, где отсутствует централизованное администрирование. Программное обеспечение большинства блокчейнов имеет открытый исходный код и сохраняет журнал всех проведенных операций, включая общедоступные файлы — таким образом, небольшие блоки информации присутствуют на каждом компьютере в составе сети.

Децентрализация и анонимность блокчейн-приложений затрудняют определение соответствующей юрисдикции. Как следует из публикации в "Harvard Business Review" в начале 2017 г.[1], повышение ценности и значимости многих блокчейн-приложений в будущем потребует тесного взаимодействия и сотрудничества многочисленных участников системы. Все участники процесса на всех уровнях должны будут принять единую платформу и следовать единой процедуре, что приведет к созданию консорциума отрасли. Децентрализованный характер блокчейнов затрудняет определение соответствующей юрисдикции. В традиционном законодательстве в отсутствие каких-либо иных соглашений споры в отношении блокчейнов обычно подлежат урегулированию в государственных судах, однако структура блокчейнов сама по себе создает для судов практически неразрешимые сложности. Признавая, что мы наблюдаем лишь начало развития новых рынков, считаем полезным начать обсуждение необходимых шагов по адаптации законодательства и политики соответствия на международном уровне уже на данном этапе. Учитывая приведенные сценарии, автор статьи предлагает начать обсуждение возможных противоречий между создателями и участниками блокчейн-приложений, с одной стороны, и законодателями и регулирующими органами, с другой стороны.

Кратко о технологии блокчейн

За последние годы блокчейн становится все более заметным. Он представляет собой алгоритм с децентрализованным хранилищем данных без центрального администратора, где участникам ничего не известно друг о друге. Блокчейн широко известен в качестве базовой технологии ведущей криптовалюты — биткойна, и в основном понимается как технология распределенного реестра, широко используемая на сегодняшний день. Впервые понятие биткойна и соответствующая блокчейн-технология были представлены Сатоши Накамото в статье "Биткойн: электронная пиринговая денежная система"[2].

Программное обеспечение для криптовалют имеет открытый исходный код и поддерживает журнал всех операций, проведенных в общедоступных файлах. Записи всех операций хранятся в составе реестра, однако не полностью, а в виде небольших блоков со ссылками на другие блоки на всех компьютерах по всему миру. Компьютеры объединены между собой и защищены посредством криптографических методов. Так, изменение любого блока влечет за собой последовательное изменение всех соответствующих блоков, что обеспечивает устойчивость, эффективность системы и возможность ее верификации. Таким образом, каждая транзакция и ее идентификация проверяются как минимум тремя сторонами, участвующими в поддержании работы системы и "майнинге" новых блоков информации, содержащих данные по фактической транзакции. Решая математические задачи, предъявленные системой, блоки добавляются к существующему блокчейну — таким образом, доступ к данным имеют все участники системы. Если транзакцию невозможно верифицировать (подтвердить) в рамках существующего блокчейна, интеграция новых блоков не происходит — таким образом обеспечивается целостность системы.

Технология распределенных реестров описана как потенциально безопасное и эффективное решение для различного применения[3]. Также широко ожидается, что в будущем блокчейны позволят отслеживать целостность и происхождение и других специальных продуктов, таких как, например, фармацевтические препараты, алмазы или морепродукты. Также блокчейны приведут к изменению способа обмена данными и дадут возможность проводить глобальные операции в различных областях, включая финансовые услуги. Помимо публичных блокчейнов (например, в основе биткойна), существуют и новые применения, такие как блокчейн-консорциумы, при которых процесс соглашения (консенсус) ограничивается предопределенными узлами блокчейна (участниками и членами консорциумов).

Доступ к блокчейну может быть публичным или ограниченным, а также гибридным. В полностью частном блокчейне разрешение на запись хранится в одной организации, однако возможно общедоступное разрешение на чтение, хотя оно может быть предоставлено только некоторым участникам блокчейна. В отличие от публичных блокчейнов в консорциумах или частных блокчейнах правила и записи в реестре могут быть легко изменены, вплоть до отката процессов назад. Однако создание единого центра, способного контролировать блокчейн и изменять алгоритм, особенно в свете обсуждаемых здесь сложностей, может решить проблему определения ответственного юридического лица и принятия юридических мер против него. Это значительно отличается от технологии распределенного реестра, когда трудно установить такое юридическое лицо.

Определение юрисдикции

Блокчейн изменит способы защиты и обмена данными и возможность проводить операции на глобальном уровне в различных областях, включая финансовые услуги. Свойственная блокчейнам децентрализация затрудняет определение соответствующей юрисдикции. В традиционном законодательстве, в отсутствие какого-либо соглашения об ином, споры в отношении блокчейнов, как правило, подлежат урегулированию в государственных судах, однако структура блокчейнов сама по себе создает для таких судов практически неразрешимые сложности.

Блокчейн-приложения позволят осуществлять бизнес-операции абсолютно независимо от физического местонахождения вовлеченных юридических лиц. Таким образом, участники блокчейна могут действовать в разных юрисдикциях, администратор (если таковой имеется) — в какой-либо третьей стране, а провайдеры данных вообще могут находиться в совершенно другой юрисдикции. Аналогичная проблема с определением применимого права существует при трансграничных сделках, что создает новые сложности для регуляторов, такие как децентрализованное хранение данных в крупных компьютерных сетях, анонимность участников и обмен неопределенными ценностями, когда нет уверенности, что данные "товары" учтены в Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров.

Поскольку суды и государства сталкиваются со значительными сложностями в работе с такими сценариями нового типа, важную роль будет играть саморегулирование участников рынка. Видом саморегулирования, ориентированного на потребителя, может быть урегулирование споров в арбитражном суде; арбитражные процессы также могут быть адаптированы индивидуально под участников конкретного блокчейн-приложения. Биткойн и его базовая технология — блокчейн — уже способствуют созданию экономики наднационального типа, при которой классическая идея юридического лица несостоятельна[4], тогда как наднациональное законодательство не приспособлено к решению новых проблем.

Еще одно мнение по проблеме юрисдикции заключается в следующем: "На простом уровне каждая транзакция потенциально подпадает под общую законодательную базу места локации узла, будь то в отношении финансовых услуг или защиты данных"[5]. При этом автор констатирует, что в этом случае блокчейны должны быть совместимы с потенциально несоразмерным количеством правовых и нормативных режимов.

Учитывая вышесказанное, локус соответствующего "закона" может быть неочевиден, поскольку операции могут происходить одновременно в нескольких местах, что опять же делает определение компетентной юрисдикции практически невозможным. Неразрешенные вопросы относительно компетенции юрисдикций в условиях новых вызовов новой цифровой экономики также вскоре станут предметом рассмотрения антимонопольного и конкурентного права, поскольку технология блокчейн и соответствующая архитектура будут охватывать новые сферы, оказывая значительное влияние на повседневную жизнь.

Законодательные и регулирующие подходы

Чтобы воспользоваться потенциалом в полной мере, необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие между заинтересованными сторонами в распределенном реестре, блокчейн-консорциуме и частных блокчейнах. Блокчейны — это унифицированные платформы с унифицированными процессами для поддержания структуры. Следует обратить внимание на то, что вся информация, разделяемая заинтересованными сторонами, должна лишь помочь консорциумам в достижении законных целей, ни в коей мере не нарушая законы и правила конкуренции. В будущем искусственный интеллект поможет открыть совершенно новую область, поскольку блокчейны начнут независимо оптимизировать цены и прибыль, используя данные, хранящиеся в журнале и автоматически инициировать решения и действия.

С точки зрения государственного законодательства очень сложно реализовать правила, которые должны соблюдаться в системе, не входящей в сферу его влияния и действия. Автономная система, поддерживаемая и управляемая самими пользователями, в отношении которых ни одна государственная организация не обладает влиянием и контролем, может положить начало наднациональной экономике, при ней же концепция юридического лица в классическом понимании представляется полностью несостоятельной.

В условиях новой цифровой экономики у участников нет технической необходимости объединяться в рамках конкретной юрисдикции. Высокая степень их анонимности в блокчейне также является проблемой для законодательства. К примеру, до сих пор не известно, какой индивид или группа стоит за "Накамото Сатоши", представившим общественности первую концепцию биткойна в 2008 г.

Саморегулирование в Швейцарии

Принимая во внимание сложности, связанные с регулированием блокчейн-приложений и криптовалют, можно утверждать, что важную роль будет играть саморегулирование участников рынка. В январе 2018 г. Швейцарская ассоциация "Crypto Valley Association" (CVA) опубликовала Кодекс поведения ICO для Швейцарии, в котором были рассмотрены следующие аспекты:

A. Деловая этика

Члены осуществляют деятельность ответственным и прозрачным образом и не предпринимают действия, которые способны потенциально или фактически нанести ущерб имиджу и интересам ассоциации CVA и ее экосистемам. Члены неизменно соблюдают Кодекс и сверх того — применимые законы и правила.

B. Многообразие и инклюзия

В рабочей среде члены не допускают дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, религии, возраста, национальной принадлежности или ограниченных возможностей.

C. Книги и записи

Члены честно и должным образом обеспечивают операционную и финансовую отчетность, а также надлежащую систему для записи деловых файлов. Члены уведомляют ассоциацию CVA о любых изменениях адреса, электронной почты, номера мобильного телефона и доменного имени.

D. Права собственности

Члены уважают права собственности других лиц, такие как права на интеллектуальную собственность, торговые марки или авторские права, связанные с любым бизнесом, ассоциированным с CVA.

E. Управление и конфликт интересов

В своих организациях члены осуществляют политику управления, обеспечивающую надлежащую работу и контроль и исключающую (потенциальные) ситуации конфликта интересов.

F. Искреннее и честное общение

Члены берут на себя ответственность за полную, точную, своевременную и понятную коммуникацию. В соответствии с обязательствами по конфиденциальности членам рекомендуется сообщать о любых случаях ненадлежащего управления, коррупции, незаконных действий, правонарушений, инцидентах и любых других серьезных нарушениях правил CVA, а также национальных или местных законов в Совет директоров CVA.

G. Нарушения и дисциплинарные меры

Члены признают, что нарушение Кодекса может повлечь дисциплинарные меры в виде письменного предупреждения, информирования и/или запросов на устранение нарушения, в зависимости от характера и степени нарушения — вплоть до исключения из CVA в случае серьезных нарушений. Члены всегда имеют право быть услышанными, а необходимые расходы несет нарушитель в соответствии с назначенной дисциплинарной мерой.

H. Сделки

Члены производят оплату по сделкам на основании принципа "вытянутой руки"; следовательно, любые сборы, зарплаты или ценовые надбавки на издержки плюс прибыль должны быть сопоставимы со сделками третьих сторон.

Регулирование на уровне правительства: Гибралтар

Пример саморегулирования участников рынка: в октябре 2017 г. Правительство Гибралтара (на уровне Комиссии Гибралтара по финансовым услугам) одним из первых опубликовало Нормативную базу по технологиям распределенного реестра (Ledger Technology Regulatory Framework).

1. Обязанность DLT-провайдера — честность и этичность управления бизнесом.

Комиссия Гибралтара по финансовым услугам (GFSC) должна признавать, что заявитель, включая всех ассоциированных лиц, соответствует требованиям и способен надлежащим образом осуществлять DLT-операции. Основные критерии оценки следующие:

— честность, этичность и репутация;

— навыки, компетенции, ответственность и опыт; а также

— финансовое положение.

2. DLT-провайдер обязан уделять должное внимание интересам и потребностям всех клиентов и каждого в отдельности, а также коммуницировать с ними честно и открыто, исключая недопонимание/введение в заблуждение.

DLT-провайдерам необходимо уделять столько же времени и внимания защите интересов потребителей, как и своих собственных, а также выделять достаточное количество ресурсов для защиты потребителей. Необходимо прилагать максимальные усилия для снижения рисков в связи с использованием DLT и применять наилучшие практики управления бизнесом. DLT-провайдеры обязаны раскрывать необходимую информацию о следующем:

— использовании DLT в своем бизнесе;

— рисках в связи с данной технологией и ее использованием компанией; а также

— поставляемых продуктах и услугах, и соответствующих рисках.

DLT-провайдеры должны предупреждать о рисках, условиях и положениях на начальном этапе и в рамках каждой сделки, следовать стандартам этики рекламы и маркетинга. Также они обязаны обеспечивать надлежащую политику по рассмотрению жалоб и раскрытию данных, быть в состоянии разрешать ситуации, связанные с конфликтом интересов, и раскрывать информацию о них. Информация должна предоставляться DLT-провайдерами таким образом, чтобы она была понятна целевому клиенту, а важные моменты, утверждения или предупреждения не были завуалированы, не преуменьшались и были однозначны для понимания.

3. DLT-провайдер обязан поддерживать уровень необходимых финансовых и нефинансовых ресурсов.

Предполагается, что DLT-провайдеры располагают достаточным объемом финансовых ресурсов, используемых надежным и безопасным образом. Необходимо контролировать объем капитала, чтобы обеспечить необходимый уровень для достижения бизнес-целей. Уровень капитала должен быть соразмерен пруденциальным рискам. DLT-провайдеры должны как минимум располагать достаточным капиталом для гарантии упорядоченности и платежеспособности в случае свертывания бизнеса. Когда это целесообразно, DLT-провайдеры должны обеспечивать профессиональное страхование возмещения ущерба. В связи с этим во внимание будут приниматься следующие аспекты:

— соразмерность финансовых ресурсов;

— устойчивость бизнес-модели;

— ведение и поддержание книг и записей; а также

— стандарты аудита и отчетности.

Что касается нефинансовых ресурсов, то DLT-провайдеры при осуществлении своих функций должны гарантировать соответствие требованиям, установленным GFSC.

4. DLT-провайдер обязан эффективно управлять своим бизнесом и контролировать его, вести деятельность с должным умением, вниманием и усердием, в том числе уделять необходимое внимание возможным рискам для своего бизнеса и клиентов.

От DLT-провайдеров ожидаются качественные, перспективные методы управления рисками. Это поможет обеспечить уверенность всех заинтересованных сторон в том, что ключевые процессы и системы эффективно контролируются, соответствуют поставленным целям, а риски управляются должным образом. Эффективные методы управления рисками позволят DLT-провайдерам своевременно реагировать на риски и обеспечивать контроль, снижая вероятность возникновения значительных рисков, которые не были выявлены и устранены ранее.

5. DLT-провайдер должен располагать эффективными механизмами защиты активов и денежных средств клиента в случаях, когда он несет за них ответственность.

Предполагается, что DLT-провайдеры предпринимают все разумные меры предосторожности для защиты активов клиентов, находящихся в их ведении и под их контролем, от непредвиденных обстоятельств и угроз. Активы, находящиеся на хранении, должны быть четко отделены от собственных активов DLT-провайдера. DLT-компании должны обеспечить всеобъемлющий и точный учет всех сделок.

6. DLT-провайдер обязан располагать эффективной практикой корпоративного управления.

DLT-провайдеры должны обеспечивать надлежащее корпоративное управление. Это имеет решающее значение, так как позволяет создать систему управления предприятиями и мониторинга бизнеса, включая структуру, процессы, культуру и стратегию. Соответственно, будут установлены правила реализации полномочий, а также принятия и внедрения решений для устранения любых типов рисков и негативных факторов.

DLT-провайдеры должны внедрять и поддерживать корпоративную культуру в соответствии с безопасной и конфиденциальной реализацией таких принципов. Их взаимоотношения с GFSC и другими регуляторами должны быть построены на основе открытости, сотрудничества и прозрачности, также должна раскрываться любая информация, о которой регулятор обоснованно ожидает уведомления. Во внимание будут приняты:

— структура управляющего совета (включая его состав) для поддержания баланса и сочетания комплементарных навыков на благо бизнеса;

— надлежащее применение "принципа четырех глаз"; а также

— установление Гибралтара в качестве центра принятия решений.

7. DLT-провайдер должен обеспечить поддержку всех систем и протоколов защищенного доступа, в соответствии с соответствующими высокими стандартами.

Все используемые системы должны гарантировать должный уровень доступа к ответственному персоналу с современными системами мониторинга. Необходима проактивная оценка безопасности DLT-технологий на регулярной основе, чтобы быть в курсе любых новых угроз и потенциальных уязвимостей, а именно:

— оценка рисков приложений, базовых технологий в их основе и кибербезопасности;

— разработка политики, процедур и методов контроля для реализации этого принципа;

— квалифицированный и опытный персонал;

— непрерывный анализ и оценка уязвимостей и угроз;

— постоянный мониторинг и меры реагирования; а также

— независимый аудит соответствия и отчетность.

8. DLT-провайдер должен обладать системами предотвращения, выявления и раскрытия рисков финансовых преступлений, таких как отмывание денег и финансирование терроризма.

DLT-провайдеры должны надлежащим образом применять меры по борьбе с отмыванием денег и по противодействию терроризму, соизмеримые с собственными рисками, и сообщать о подозрительных транзакциях. DLT-провайдеры должны быть осведомлены об уязвимостях своих продуктов и услуг для преступлений финансового характера и обеспечивать меры по снижению подобных рисков. DLT-провайдеры должны соблюдать Закон о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и следовать всем инструкциям GFSC.

9. DLT-провайдер обязан быть жизнеспособным и разрабатывать план действий на случай экстренных обстоятельств для гарантии упорядоченности и платежеспособности в случае свертывания бизнеса.

DLT-провайдеры обязаны разрабатывать, тестировать и поддерживать соответствующие планы непрерывности бизнес-операций, аварийного восстановления и кризисного управления. Готовность к любым потенциальным угрозам или ущербу должна входить в план аварийного восстановления наряду с хорошо контролируемым и структурированным процессом управления непрерывностью бизнес-операций. Тестирование планов и внутренних процессов также должно быть частью бизнес-модели.

Однако такие действия можно рассматривать исключительно как подход "мягкого регулирования", поскольку установить более жесткий режим в понимании традиционного регулирования рынков крайне сложно — главным образом потому, что концепция юридических лиц практически несостоятельна в применении к блокчейн-приложениям. Все юридические лица, которые могут быть определены как таковые, являются исключительно "гейткиперами" базового блокчейна, существующего в виртуальном виде.

Как упоминалось выше, относительно потенциала блокчейнов на сегодняшний день можно лишь строить прогнозы. Поскольку все данные, хранящиеся в распределенном реестре, не могут быть повреждены, с криптографической точки зрения они верифицированы. Леанн Кемп (Leanne Kemp), Генеральный директор Everledger, написала в отчете "IBM Institute for Business Value": "В своей сути блокчейн — это распределенный реестр, который позволяет участникам бизнес-сети осуществлять сделки с активами, в котором каждый участник может контролировать, однако никто не обладает абсолютным контролем"[6]. Проверенные каналы поставок будут доступны для потребителей, данные о здравоохранении будут управляться через модели блокчейн-консорциумов, а финансовые торговые платформы — посредством блокчейнов. Смарт-контракты облегчат заключение соглашений с использованием технологии блокчейн, а также обеспечат их соблюдение и будут являться гарантией должного выполнения соглашений и безопасного хранения данных. Данная технология упразднит использование промежуточных звеньев и посредников. Государственные услуги будут предоставляться в цифровом виде (например, составление земельного онлайн-реестра, электронное голосование, нотариальные услуги, выдача паспортов, удостоверений личности и лицензий) и будут защищены от несанкционированного доступа, а доступ к личным активам станет безопасным и удобным. В ближайшие годы произойдет значительное развитие технологии блокчейн, что окажет влияние на все аспекты повседневной жизни. Основным вызовом для регуляторов и общества станет растущая асимметрия между блокчейн-индустрией и ее участниками и правовой системой и потребителями. Наблюдаемое стремление правительств различных государств вводить все больше юридических ограничений в Интернете не будет устойчивым[7]. Все положения и ограничения должны учитывать конкретные аспекты блокчейнов и криптовалют, не уменьшая потенциально положительный эффект от экономического роста и инноваций.

Заключение

Блокчейны и кибервалюты создают новые вызовы и перспективы для законодательного регулирования и правоохранения в целом, и в частности для антимонопольного и конкурентного права. Децентрализованная и автономная технология и структура блокчейнов, абсолютная независимость от любых государственных институтов и органов управления представляют собой скрытые сложности для правительств и международных институтов. Блокчейны могут оказаться независимыми от любых правил юрисдикций, основанных на традиционном правовом понимании. Блокчейн-консорциумы с применением искусственного интеллекта выйдут за рамки структуры рынка в текущем виде. Программное обеспечение блокчейнов будет автоматически инициировать решения и действия, без вмешательства их участников.

Подобный сценарий заставит власти стать более проактивными в планировании и методах операционной деятельности. Нужно подчеркнуть необходимость наращивания потенциала, чтобы обеспечить по возможности минимальную асимметрию информации между регуляторами и индустрией. Потребуется поддержка саморегулирования игроков рынка. Наконец, любые положения и стандарты должны координироваться на международном уровне и оставаться гибкими, чтобы обеспечить способность реагировать на развитие таких технологий в любом направлении. Все это потребует непрерывной аналитической деятельности на международном уровне, а также мониторинга эволюции и изменений на рынке.

Технология блокчейн, несомненно, содержит скрытые сложности для законодательных и регулирующих органов, что, безусловно, потребует наращивания потенциала и пересмотра существующих правовых конструкций, с тем чтобы иметь возможность ответить на вызовы завтрашнего дня.

Библиография

1. Ajinkya M. Tulpule. Enforcement And Compliance In A Blockchain(ed) World // CPI (Competition Policy International). 01.2017. URL: https://www.competitionpolicyinternational.com/wp-content/uploads/2017/01/CPI-Tulpule.pdf.

2. Boog Ch., Gottlieb B. Disputes in the context of blockchain appli-cations. URL: http://www.swlegal.ch/CMSPages/GetFile.aspx?disposition=attachment&nodeguid=9cbbaf0f-8781-431f-8702-6673a2b29ac5 (June 2017, Schellenberg Wittmer, Attorney at Law, Newsletter).

3. Brandman G., Thampapillai S. Blockchain — Considering the Regulatory Horizon. URL: https://www.law.ox.ac.uk/business-law-blog/blog/2016/07/blockchain-considering-regulatory-horizon (July 2016, University of Oxford, Faculty of Law, Business Law Blog).

4. Crypto Valley Association. Mission and Policy Framework/General Code of Conduct. 01.2018. URL: https://cryptovalley.swiss/codeofconduct/.

5. Gibraltar Financial Services Commission. Distributed Ledger Technology Regulatory Framework. January 2018. URL: http://www.gfsc.gi/dlt.

6. Iansiti M., Lakhani K.R. The Truth About Blockchain // Harvard Business Abstract. 01.02.2017. URL: https://hbr.org/2017/01/the-truth-about-blockchain.

7. IBM Institute for Business Value. Forward Together: Three ways blockchain Explorers chart a new direction // Global C-suite Study. 19th ed. URL: https://www.01.ibm.com/common/ssi/cgi-bin/ssialias?htmlfid=GBE03835USEN.

8. Milnes M. Blockchain: Issue in Competition & Consumer Law. 26.05.2016. URL: https://www.linkedin.com/pulse/blockchain-issues-competition-consumer-law-michael-milnes.

9. Nakamoto Satoshi. A Peer-to-Peer Electronic Cash System. URL: https://bitcoin.org/bitcoin.pdf (November 2008).

10. Nixon M. Bitcoin Foundation seeks legal protection from US currency regulatio // Independent. 30.08.2017 URL: http://www.independent.co.uk/news/business/news/bitcoin-foundation-legal-protection-us-currency-regulation-llew-claasen-cryptocurrency-bitlicence-a7919401.html.

11. Primavera de F. We Must Regulate Bitcoin. Problem Is, We Don't Understand It. 03.01.2016. URL: https://www.wired.com/2016/03/must-understand-bitcoin-regulate/.

12. Shcherbak S. How Should Bitcoin Be Regulated? // European Journal of Legal Studies. 2014. Vol. 7. Is. 1. URL: http://www.ejls.eu/15/183UK.pdf.

13. Starodubcev D. Bitcoin created a supranational economy. URL: http://www.coinfox.info/news/persons/5109-dima-starodubcev-bitcoin-created-supranational-economy (17.03.2016. CoinFox.info).

14. World Trends in Freedom of Expression and Media Development: UNESCO Global Report 2017/2018. URL: http://www.unesco.de/fileadmin/medien/Dokumente/Kommunikation/EN_WTR_2017_Executive_Summary_web.pdf.

 


[1] Lansiti M., Karim R. Lakhani. The Truth About Blockchain // Harvard Business Review. January/February 2017. URL: https://hbr.org/2017/01/the-truth-about-blockchain.

[2] Nakamoto Satoshi. A Peer-to-Peer Electronic Cash System. URL: https://bitcoin.org/bitcoin.pdf (November, 2008).

[3] Plant R. Can Blockchain Fix What Ails Electronic Medical Records? // Wall Street Journal. 27.04.2017. URL: https://blogs.wsj.com/experts/2017/04/27/can-blockchain-fix-what-ails-electronic-medical-records/; Popper N., Lohr S. Blockchain, A Better Way to Track Pork Chops, Bonds, Bad Peanut Butter? // New York Times. 04.03.2017. URL: https://www.nytimes.com/2017/03/04/business/dealbook/blockchain-ibm-bitcoin.html; Rachel A. From Farm To Finished Garment: Blockchain Is Aiding This Fashion Collection With Transparency // Forbes. 10.05.2017. URL: https://www.forbes.com/sites/rachelarthur/2017/05/10/garment-blockchain-fashion-transparency/#4975681774f3.

[4] Starodubcev D. Bitcoin created a supranational economy // CoinFox.info. 17.03.2016. URL: http://www.coinfox.info/news/persons/5109-dima-starodubcev-bitcoin-created-supranational-economy.

[5] Brandman G., Thampapillai S. Blockchain — Considering the Regulatory Horizon // University of Oxford, Faculty of Law, Business Law Blog. URL: https://www.law.ox.ac.uk/business-law-blog/blog/2016/07/blockchain-considering-regulatory-horizon.

[6] IBM Institute for Business Value. Forward Together: Three ways blockchain Explorers chart a new direction. Global C-suite Study. 19th ed. URL: https://www.01.ibm.com/common/ssi/cgi-bin/ssialias?htmlfid=GBE03835USEN.

[7] World Trends in Freedom of Expression and Media Development: UNESCO Global Report 2017/2018. URL: http://www.unesco.de/fileadmin/medien/Dokumente/Kommunikation/EN_WTR_2017_Executive_Summary_web.pdf.


Рекомендуется Вам: