ЮрФак: изучение права онлайн

Публично-правовые ограничения использования криптовалют как способ минимизации возможных рисков цифровизации экономики

Автор: Макарчук Н.В.

Цифровая экономика как новая модель функционирования рыночной экономики предопределяет новые подходы в правовом регулировании экономических процессов. Современные реалии требуют эффективного регулирования всех сфер, которые связаны с цифровизацией экономики, в частности правового регулирования, которое одновременно гарантировало бы публичные интересы и способствовало развитию частной предпринимательской активности. В первую очередь, как отмечается, необходимо создать благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием в цифровой экономике, кроме того, требуется снятие ключевых правовых ограничений[1].

Между тем устранение имеющихся правовых ограничений не должно полностью исключать государственного вмешательства в происходящие процессы цифровизации. Цифровая экономика, основанная на использовании данных в цифровой форме, требует не только устранения имеющихся правовых барьеров, но и установления ряда новых ограничений, обусловленных именно спецификой новой цифровой формы, в целях обеспечения баланса интересов и недопущения определенного противоправного поведения. Поэтому необходимо комплексно исследовать основания и пределы возможных ограничений в использовании основных инструментов цифровой экономики, таких как блокчейн, смарт-контракты, криптовалюты и проч.

При этом необходимо помнить, что основная задача законодателя при установлении ограничений состоит в недопущении использования цифровых технологий в противоправных целях и защите добросовестных участников возникающих отношений. Настоящая работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех теоретических и практических вопросов, связанных с установлением ограничений в правовом регулировании цифровой экономики, учитывая, что этот процесс имеет социально-экономическую и политическую обусловленность и междисциплинарный характер. Поэтому в рамках данной статьи будут рассмотрены лишь некоторые основания и пределы ограничений права на использование криптовалюты, позволяющие минимизировать некоторые возможные риски цифровизации экономики.

Правовой режим криптовалюты в Российской Федерации до настоящего времени не определен. Как указывает К. Никитин, пока нельзя говорить о криптовалюте как о сложившемся правовом институте, имеющем определенный юридический статус[2]. Вероятно, это обусловлено тем, что затруднена возможность государств проявлять себя в новых системах, а важную роль играет саморегулирование участников рынка[3].

До настоящего времени правовое регулирование отношений, связанных с использованием криптовалюты, сводилось к ряду запретов, в частности к запрету на использование ее в качестве денег, и установлению ответственности за нарушение этих запретов. Так, 1 сентября 2017 г. было возбуждено первое в России уголовное дело в отношении троих участников группы, осуществляющих майнинг биткойнов и их продажу в Интернете, по ч. 2 ст. 172 Уголовного кодекса РФ, за незаконную банковскую деятельность, совершенную организованной группой и сопряженную с извлечением дохода в особо крупном размере[4]. Очевидно, что такой подход существенно ограничивает использование криптовалюты. Вместе с тем неоднократно отмечалось, что цифровая валюта может быть эффективным средством оплаты для потребителя (без необходимости открытия банковского счета), поскольку процесс оплаты становится быстрее, удобнее и дешевле[5].

С одной стороны, отсутствие правового регулирования отношений по использованию криптовалюты существенно тормозит процесс цифровизации экономики, так как идея создания и использования криптовалюты заключалась именно в ускорении всех экономических процессов за счет использования цифрового аналога денежных средств. С другой стороны, использование криптовалюты является во многих случаях причиной нарушений прав граждан, субъектов предпринимательской деятельности и несоблюдения публично-правовых интересов. Как справедливо отмечает В.А. Вайпан, в условиях цифровой экономики особого внимания заслуживает защита прав потребителей, для чего требуются изменение действующих правовых актов и принятие новых в целях обеспечения комплексного регулирования в сфере защиты прав потребителей в условиях цифровой экономики[6].

Данная проблематика установления ограничений или отказа от них требует детального изучения, поскольку специфика правоотношений, возникающих при использовании криптовалюты, не позволяет во многих случаях применять юридические правила, рассчитанные на иные виды правовых отношений. Именно в сфере, где специальных регулятивных норм недостаточно, а применение общих правил становится затруднительным и возникают наиболее трудно решаемые практические проблемы.

Как представляется, правовым режимом криптовалюты должны быть предусмотрены публично-правовые ограничения, которые касаются субъектного состава рассматриваемых отношений, а также прав и обязанностей лиц, использующих криптовалюту (установление видов использования криптовалюты). Смысл введения ограничений — обеспечение возможности использования криптовалюты определенным кругом лиц для соответствующих целей, а также недопущение их нецелевого использования. Следует обеспечить установление пределов ограничений, отсутствие которых может негативно повлиять на цифровизацию российской экономики в целом. Также необходимо избегать запретительного уклона в разрешении данного вопроса, который оказывает прямо пропорциональное воздействие на эффективность и предопределяет принятие контрмер как со стороны разработчиков криптовалюты, так и со стороны иных заинтересованных лиц[7].

Основным ограничением, которое должен предусматривать правовой режим криптовалюты, является правило о строго целевом характере ее использования, которое должно осуществляться только в рамках установленных видов использования.

Ведущие страны, лидирующие на сегодняшний день в области правового регулирования использования цифровых валют, сориентированы в первую очередь на разработку мер по противодействию незаконному отмыванию денежных средств и защиту потребителей[8]. Следовательно, цели использования криптовалют могут быть любые, кроме ограниченных законом, таких как отмывание денежных средств, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и пр. Эти цели могут конкретизироваться в отраслевом законодательстве.

Вторым значительным публично-правовым ограничением прав на использование криптовалюты может являться ограничение на использование криптовалюты в качестве средства платежа или предмета договора.

Возникающие в этом случае правоотношения в законодательстве не регулируются, что вызвало трудности в практическом решении многих вопросов. Практика судов по данной категории дел различается. Широко распространена позиция о невозможности использовать виртуальные денежные средства в качестве денежных средств, а также в качестве вещей, определенных родовыми признаками, поскольку они не являются предметами материального мира и не существуют в физически осязаемой форме[9]. Вряд ли такой подход можно признать обоснованным, хотя он, очевидно, демонстрирует несовершенство действующего законодательства. Несколько реже суды, напротив, исходят из того, что возможности сторон заключать соглашения специально не урегулированы нормами ГК РФ, а следовательно, к возникшим отношениям правомерно применять нормы, регулирующие аналогичные отношения, независимо от того, что предмет сделки не поименован в законе[10]. Представляется, что второй подход более соответствует букве и духу закона. Согласно позиции налоговых органов возможно проведение операций с использованием криптовалюты[11]. Однако, как отмечается в литературе, совершение "цифровых" сделок может навлечь подозрение в том, что фирма осуществляет операции (сделки), направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, и вовлечена в осуществление сомнительных операций[12]. Такое существенное отличие правовой позиции и ее практической реализации неудивительно, поскольку в условиях столь существенного дефицита регулятивных норм формирование единой налоговой, административной, судебной практики весьма затруднительно.

По нашему мнению, наиболее актуально при установлении правового режима криптовалюты установление не запретов, а именно ограничений прав ее использования, в том числе в качестве средства платежа, с четкой конкретизацией оснований, границ и пределов таких ограничений, что даст возможность сформулировать правовые нормы, позволяющие, с одной стороны, минимизировать риски цифровизации экономики, а с другой — эффективно использовать новые цифровые технологии в целях успешного развития экономики в целом.

Библиография

1. Батоев В.Б., Семенчук В.В. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия // Труды Академии управления МВД России. 2017. N 2.

2. Брой Ш.У., Зайтц Т.Г. Законодательное регулирование предотвращения терроризма и организованной преступности в процессе использования криптовалют и их влияние на экономику и общество // Правовое воздействие на экономику: методы, результаты, перспективы: Монография / Колл. авт.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2018.

3. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. N 11.

4. Галкова Е.В. Биткойн — альтернатива инвестициям, криптовалюта или "стеклянные бусы" без реальной торговой стоимости? Обзор основных подходов регулирования // Законодательство. 2016. N 11.

5. Кузнецов В.А., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях // Деньги и кредит. 2016. N 3. С. 27.

6. Никитин К. Правовой статус криптовалют в России // ЭЖ-Юрист. 2017. N 45.

7. Шухрина М. Криптовалюта: учет и налоги // Практический бухгалтерский учет. 2017. N 11.

 


[1] Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. N 11.

[2] Никитин К. Правовой статус криптовалют в России // ЭЖ-Юрист. 2017. N 45.

[3] Брой Ш.У., Зайтц Т.Г. Законодательное регулирование предотвращения терроризма и организованной преступности в процессе использования криптовалют и их влияние на экономику и общество // Правовое воздействие на экономику: методы, результаты, перспективы: Монография / Колл. авт.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2018.

[4] Никитин К. Указ. соч.

[5] Кузнецов В.А., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях // Деньги и кредит. 2016. N 3. С. 27.

[6] Вайпан В.А. Указ. соч.

[7] Батоев В.Б., Семенчук В.В. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия // Труды Академии управления МВД России. 2017. N 2.

[8] Галкова Е.В. Биткойн — альтернатива инвестициям, криптовалюта или "стеклянные бусы" без реальной торговой стоимости? Обзор основных подходов регулирования // Законодательство. 2016. N 11.

[9] Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 марта 2016 г. по делу N 33-4472/2016 // СПС "КонсультантПлюс".

[10] Постановление Президиума Верховного суда Республики Чувашия от 29 ноября 2013 г. по делу N 4-Г-12/2013 // СПС "КонсультантПлюс".

[11] Письмо ФНС России от 3 октября 2016 г. N ОА-18-17/1027 // СПС "КонсультантПлюс".

[12] Шухрина М. Криптовалюта: учет и налоги // Практический бухгалтерский учет. 2017. N 11.


Рекомендуется Вам: