ЮрФак: изучение права онлайн

Проблемы применения цифровых технологий при оказании государственных услуг в социальной сфере и пути их решения

Автор: Писаревский Е.Л.

В условиях развития информационного общества актуальной задачей Российского государства является использование потенциала цифровых технологий для социальной сферы [1, 2]. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. В.В. Путин обратил внимание власти и бизнеса, что за текущими проблемами нельзя упускать основные тенденции глобального развития. «Стремительно меняются контуры мировой экономики, формируются новые торговые блоки, происходят радикальные изменения в сфере технологий. Именно сейчас определяются позиции стран в глобальном разделении труда на десятилетия вперед, и мы можем и обязаны занять место в числе лидеров. Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже и не быть» [3].

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин указал, что сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции, которые являются ключом к настоящему прорыву, к повышению качества жизни [4].

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) активно применяет цифровые технологии и внедряет в практику социального обслуживания населения социальные сервисы и цифровые решения. Примером тому могут служить такие проекты Фонда, как "Социальный навигатор", "Мобильный сурдопереводчик", "Кнопка жизни", "Цифровой социальный юрист" и другие.

С 1 июля 2017 г. по желанию застрахованного лица и с его письменного согласия может быть сформирован электронный листок нетрудоспособности. Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" [5] назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика (ФСС РФ) электронного листка нетрудоспособности, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями медицинского работника и медицинской организации, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования электронного листка нетрудоспособности. Следовательно, электронные листки нетрудоспособности признаются равнозначными листам нетрудоспособности на бумажном носителе. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. N 1567 [6] утверждены Правила информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования электронного листка нетрудоспособности.

Тем самым радикально меняются подходы не только к оформлению больничных, но вообще к учету всех случаев по временной нетрудоспособности. Например, недавно произошло формирование электронного листка нетрудоспособности уже тиражом в 1 миллион единиц. Мы посекундно видим сейчас, что происходит во Владивостоке и в других регионах, когда открывается электронный лист нетрудоспособности, который фиксирует факт наступления страхового случая, и, соответственно, когда он закрывается. Можно прогнозировать с помощью больших данных заболеваемость в российских регионах и оперативно оказывать управленческое воздействие в целом на здоровье граждан и, соответственно, на защиту социальных прав работников.

Кроме того, в Фонде социального страхования за последние четыре года был накоплен достаточно уникальный опыт охраны и защиты интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств.

Очевидно, что в процессе создания алгоритмов и программ для ЭВМ для функционирования указанных проектов возникают результаты интеллектуальной деятельности (далее — РИД), которые подлежат особой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности. В свою очередь практика деятельности Фонда свидетельствует о том, что существует насущная необходимость в создании эффективного механизма охраны результатов интеллектуальной деятельности с целью управления существующими рисками таким образом, чтобы предотвратить возможность утраты имущественных прав РФ и контроля государства на создаваемые РИД.

Отмечается также еще невысокий общий уровень правовой культуры сотрудников федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов в сфере интеллектуальной собственности, а иногда юридически неграмотное использование иностранного программного обеспечения, в том числе безвозмездного, в сфере деятельности органов публичной власти.

По мнению Фонда, разрешение данной ситуации возможно в рамках формирования в ЕАЭС и СНГ единого механизма управления "интеллектуальными" правами, а также квалифицированного юридического сопровождения сделок с правами на РИД, созданные за счет публичных финансов.

Главная особенность объектов интеллектуальной собственности, в отличие, например, от предметов вещного права, заключается в предоставлении им со стороны государства специальной охраны, что позволит минимизировать риски их утраты. Фонд, являясь от имени государства правообладателем РИД в составе информационной системы, созданной по государственному контракту (ГИС ЕИИС "Соцстрах"), при осуществлении своих функций столкнулся с риском ее утраты, предпосылками возникновения которого послужили:

— недобросовестные действия разработчиков;

— создание государственной информационной системы (ГИС) за счет средств бюджета на основе договоров, не предусматривающих при этом защиту прав и интересов государства;

— заинтересованное неисполнение обязанностей конкретных должностных лиц по регистрации прав государства на РИД;

— выделение элементов ГИС в самостоятельные объекты и регистрация прав на РИД на разработчиков — физических лиц.

Целью указанных действий разработчиков являлось создание обстоятельств, понуждающих государство в лице Фонда покупать услугу по обслуживанию созданных для него технологий для ГИС под угрозой невозможности выполнения им социальных функций.

Фактически группа бывших работников Фонда оформила на себя имущественные права на РИД, и когда мы стали разбираться, выяснилось, что государственная информационная система ЕИИС "Соцстрах", которая используется для обслуживания 52 миллионов граждан и более 5 миллионов юридических лиц, по сути дела, государству в лице Фонда не принадлежит. В условиях, когда Фонд затратил на это более 8 млрд рублей, в результате таких действий вынужден был еще платить ежегодную плату в размере 700 млн рублей в качестве роялти.

Мы вместе с экспертами (в том числе РНИИИС) прошли большой путь вместе с правоохранительными органами, прокуратурой и Федеральной службой безопасности в решении этой непростой задачи по возврату прав государства на данные объекты интеллектуальной собственности, где Фонд смог стать примером эффективной защиты прав Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности в рамках проводимой информатизации.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав [7], разъяснил, что:

— права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных средств, принадлежат Российской Федерации, если это предусмотрено государственным контрактом/договором. В случае принадлежности исключительного права не Российской Федерации правообладатель обязан заключить с госзаказчиком договор о безвозмездном предоставлении права на использование такого результата интеллектуальной деятельности при изготовлении поставляемых товаров либо выполнении подрядных работ/оказании услуг для государственных нужд;

— государство в лице Фонда является правообладателем как всей системы в целом, так и ее частей;

— правомочие на модификацию программ для ЭВМ, созданных по государственному контракту, охватывается исключительным правом Российской Федерации как правообладателя;

— заключение государственного контракта на выполнение работ по технической поддержке и сервисному обслуживанию информационной системы, разработанной по государственному заказу и принадлежащей государству, иным подрядчиком не свидетельствует о причинении тем самым ущерба разработчику по первоначальному государственному контракту, во исполнение которого она разработана.

Эту практику Правительство РФ распространило и рекомендовало использовать всем другим органам власти.

Результаты интеллектуальной деятельности очень уязвимы, как только становятся известны широкому кругу лиц. Без государственной охраны они могут быть легко присвоены каждым, кто имеет необходимые средства для их использования в целях извлечения прибыли. В этой связи представляется все более актуальной выработка системных мер, направленных на минимизацию указанных рисков.

В частности, Фондом на систематической основе реализуются мероприятия, направленные на правовую охрану объектов интеллектуальной собственности, созданных (создаваемых) за счет средств Фонда: проведена инвентаризация имущественных прав Российской Федерации на РИД, созданных за счет бюджета Фонда; зарегистрирована первая в Российской Федерации "единая технология" в сфере информатизации [8], что позволило упростить и повысить эффективность управленческого, бюджетного и бухгалтерского учета прав на РИД; в государственные контракты на разработку РИД включаются специальные условия, направленные на их охрану; приняты локальные акты, обеспечивающие правовую охрану алгоритмов программ для ЭВМ как секретов производства (ноу-хау) в режиме конфиденциальности.

Очевидно, что указанных мер будет недостаточно для решения вопросов, связанных с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности.

В этой связи необходимо сформировать в ЕАЭС единый эффективный механизм правовой охраны РИД, созданных за счет бюджетных средств, регулирующий оборот прав на них. Кроме того, предлагается тиражировать опыт создания "единой технологии" как сложного объекта интеллектуальной собственности.

Фонд готов стать "инновационной площадкой" для обсуждения и выработки системных мер, направленных на эффективную правовую охрану и использование результатов интеллектуальной деятельности, а также правовую защиту прав на них.

Например, стоит важный вопрос об участии доступа коммерческих операторов связи и иных партнеров к персональным данным социальных клиентов в рамках ГЧП. На наш взгляд, такие базы данных должны быть открыты и они могут предоставляться организациям для повышения качества услуг.

Также мы считаем, что необходимо совместно с Росстандартом, с экспертами создать некую систему измерений и правильных расчетов математической модели алгоритмов, которые используются, например, для расчета пособий. Это следующий проект, который мы называем "электронным юристом", где вопросы права касаются математических расчетов и формул, где эти процессы можно автоматизировать. Сейчас обсуждается тема, в том числе и с Верховным Судом и с Судебным департаментом, установления "умных" калькуляторов, которые будут создавать в качестве результата юридически значимые электронные документы, являющиеся судебными доказательствами. Определенных научных наработок и создания неких стандартов их измерения также требует признание расчетов в юридически значимых документах, в том числе в форме нотариально заверенного документа, а также контроль за использованием этих алгоритмов.

Представляется, что такой подход в наибольшей степени будет направлен на решение стратегических задач, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204, в части преобразования социальной сферы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения [9].

Литература

1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.05.2017; Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. N 20. Ст. 2901.

2. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.08.2017; Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. N 32. Ст. 5138.

3. Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. // Парламентская газета. 2015. 4 — 10 декабря; Российская газета. 2015. 4 декабря.

4. Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. // СПС "КонсультантПлюс".

5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

6. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2017 г. N 1567 "Об утверждении Правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.12.2017; Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. N 52 (часть I). Ст. 8145.

7. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав: утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 сентября 2015 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2015. N 11. Ноябрь.

8. Лопатин В.Н. Евразийский рынок интеллектуальной собственности в ЕАЭС и СНГ в 2016 году и приоритеты его развития до 2020 года // Право интеллектуальной собственности. 2017. N 2. С. 8 — 20.

9. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2018; Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. N 20. Ст. 2817.


Рекомендуется Вам: