ЮрФак: изучение права онлайн

О целесообразности перехода к электронной форме отчетности политических партий

Автор: Долгих Ф.И.

Политические партии, будучи одним из субъектов конституционно-правовых отношений[1], занимают особое место в политической системе общества. Значимость партий обусловлена тем, что они призваны служить инструментом, с помощью которого граждане посредством демократических выборов могут участвовать в формировании органов государственной власти. Как верно отметила А.А. Троицкая, политические партии "имеют особое значение с учетом их роли "посредника" в процессах формирования воли всего народа или отдельных социальных групп, а также создания и функционирования органов публичной власти"[2]. С 2017 г. в России наблюдается сокращение количества политических партий. Одним из факторов, повлиявших на данный процесс, стала принудительная ликвидация политических партий за невыполнение требований, предусмотренных законом.

Федеральным законодательством установлены требования представления политической партией большого объема сведений и различных видов отчетности. Так, например, политическая партия обязана: представлять информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о своих региональных отделениях с указанием численности членов в этих отделений и мест нахождения постоянно действующих руководящих органов региональных отделений; сведения о количестве выдвинутых ею, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты; информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; представлять сведения о поступлении и расходовании средств политической партии, сводный финансовый отчет[3]. Похожие требования, но в несколько меньшем объеме установлены и в отношении региональных отделений политической партии.

За невыполнение предусмотренных законом требований, в том числе связанных с необходимостью предоставления сведений, предусмотрены различные меры юридической ответственности, наиболее строгой из которых является ликвидация по решению суда. В нулевые годы XXI в. принудительная ликвидация политических партий осуществлялась из-за несоответствия численности их членов требованиям закона либо из-за отсутствия необходимого количества региональных отделений. Региональные отделения политических партий ликвидировались судом в первую очередь вследствие отсутствия необходимого установленного законом числа членов. Помимо этого, основаниями для принудительной ликвидации выступали несоблюдение порядка приема новых членов, непредставление различного рода сведений и некоторые другие[4]. В 2012 г. требования к минимальной численности членов политической партии были снижены с 40 тысяч до 500 человек. А требования к минимальной численности членов регионального отделения и вовсе перестали регулироваться законодательством. Соответствующие изменения коснулись и правоприменительной практики, связанной с ликвидацией региональных отделений. Самым распространенным основанием принудительной ликвидации регионального отделения после 2012 г. становится непредставление различного рода сведений. Только за 2014 г. было ликвидировано 35 региональных отделений политических партий[5]. В последующие годы данная тенденция продолжилась. А в 2017 г. последовал ряд ликвидаций самих политических партий вследствие отсутствия у них необходимого количества региональных отделений. Так, данное обстоятельство послужило основанием для ликвидации "Партии духовного преображения России"[6], "Партии социальной солидарности"[7], "Российской политической Партии мира и единства"[8], "Объединенной аграрно-промышленной партии России"[9].

Наиболее распространенными основаниями, приводившими к ликвидации региональных отделений политических партий, становились непредставление сведений о поступлении и расходовании денежных средств[10], о количестве выдвинутых региональным отделением политической партии зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведений о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты[11].

По нашему мнению, применение такой меры юридической ответственности, как ликвидация региональных отделений политических партий по подобным основаниям, не соответствует тяжести совершенных ими перечисленных выше правонарушений. Кроме того, это также оказывает негативное воздействие на развитие политической конкуренции.

Чтобы сократить количество возможных правонарушений и снизить число случаев ликвидации по указанным выше основаниям, необходимо упросить подачу политическими партиями и их региональными отделениями различных видов отчетности. Представляется возможным достичь данной цели путем перехода к электронной форме представления предусмотренных законом сведений.

В России интенсивно развиваются и внедряются современные информационно-телекоммуникационные технологии. С помощью портала "Госуслуги" гражданам стало возможно, не выходя из дома, осуществить те процедуры, для прохождения которых ранее требовалась личная явка в государственный орган. А используя "Личный кабинет налогоплательщика" на сайте Федеральной налоговой службы, гражданин может узнать о наличии у него задолженности по налогам, подать налоговую декларацию, осуществить иные действия. Помимо граждан, использовать подобные механизмы могут и юридические лица. На сайте Федеральной налоговой службы реализована возможность использования "Личного кабинета юридического лица". С помощью данного интернет-сервиса возможно получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, об исполненных налоговым органом решениях на зачет и на возврат излишне уплаченных сумм, о не исполненных налогоплательщиком требованиях на уплату налога и других обязательных платежей, о мерах принудительного взыскания задолженности; направлять запросы и получать справки; составлять и направлять в налоговые органы заявления, направлять документы для государственной регистрации юридических лиц или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), в налоговый орган для осуществления процедур государственной регистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ; самостоятельно контролировать сроки оказания услуги налоговым органом и др.[12]

Представляется целесообразным использовать подобный опыт и для представления отчетности политических партий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, органам Министерства юстиции Российской Федерации, а также для информирования политических партий.

Для реализации указанных целей необходимо создание по аналогии с "Личным кабинетом юридического лица" на интернет-портале Центральной избирательной комиссии Российской Федерации интернет-сервисов "Личный кабинет политической партии", "Личный кабинет регионального отделения политической партии". На основе названных интернет-сервисов следует создать инструменты, позволяющие политическим партиям и их региональным отделениям представлять сведения о поступлении и расходовании средств в электронной форме, а для политических партий — и сводные финансовые отчеты, а также сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты, а также другие сведения, которые политическая партия и ее региональные отделения обязаны представлять в соответствии с требованиями Федерального закона "О политических партиях".

С помощью данных интернет-сервисов также возможно получение политическими партиями и их региональными отделениями актуальной информации о сроках, в которые необходимо представить предусмотренные законом виды отчетности, информацию о непредставлении данных видов отчетности в установленные сроки, об иных допущенных нарушениях, о наличии вынесенных политической партии, региональному отделению письменных предупреждений, о сроках их устранения, об устранении данных нарушений.

Для удобства размещения информации и обработки поступающих сведений целесообразно интегрировать данные интернет-сервисы в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы" (далее — ГАС "Выборы").

Кроме того, упросить для политических партий представление финансовой отчетности смогут разработка и внедрение программного обеспечения, позволяющего данные, содержащиеся в сведениях о поступлении и расходовании денежных средств, автоматически подгружать в сводный финансовый отчет.

Для возможности реализации подачи всех предусмотренных законом видов отчетности необходимо внести изменения в Федеральный закон "О политических партиях", которые позволят политическим партиям и их региональным отделениям представлять все предусмотренные законом виды отчетности в электронной форме. Программное обеспечение должно позволять на стадии внесения сведений выявлять ошибки, неполноту представленных сведений и информировать о них политические партии и их региональные отделения.

Также необходимо внести изменения в п. 4 ст. 27 Федерального закона "О политических партиях", согласно которым копии протоколов о результатах выборов, в которых содержатся сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, заверенные избирательными комиссиями соответствующего уровня, должны данными избирательными комиссиями размещаться в личном кабинете политической партии и ее регионального отделения в ГАС "Выборы".

Помимо упрощения представления отчетности для политических партий, описанный выше механизм возможно использовать и в целях осуществления общественного контроля за деятельностью политических партий, сделав информацию, представляемую политическими партиями, общедоступной, за исключением персональных данных.

По нашему мнению, переход к представлению политическими партиями и их региональными отделениями предусмотренных законом видов отчетности в электронной форме с помощью интернет-сервисов облегчит выполнение партиями требований закона и будет способствовать снижению числа правонарушений. Это, в свою очередь, будет способствовать сокращению случаев ликвидации региональных отделений политических партий, что в конечном итоге часто влечет и ликвидацию политических партий по причине отсутствия необходимого количества у нее региональных отделений, по малозначительным основаниям.

Литература

1. Долгих Ф.И. Ликвидация региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий / Ф.И. Долгих // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 2. С. 39 — 43.

2. Овсепян Ж.И. Конституция Российской Федерации как основа формирования политических партий и осуществления партийно-политических проектов / Ж.И. Овсепян // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 31 — 38.

3. Троицкая А.А. Воинствующая демократия и запрет политических партий: практика впереди теории? / А.А. Троицкая // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 9. С. 54 — 62.

 


[1] Овсепян Ж.И. Конституция Российской Федерации как основа формирования политических партий и осуществления партийно-политических проектов // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 31.

[2] Троицкая А.А. Воинствующая демократия и запрет политических партий: практика впереди теории? // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 9. С. 54.

[3] Пункты 2, 4, 5 ст. 27, п. п. 3, 4 ст. 34 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.

[4] Долгих Ф.И. Ликвидация региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 2. С. 41.

[5] Стенографический отчет межрегионального совещания с представителями региональных отделений политических партий, общественных организаций Крымского федерального округа (Севастополь, 5 февраля 2015 г.). URL: http://www.cikrf.ru/analog/vib_130915/sov_2015/sten_sev.php (дата обращения: 19.03.2018).

[6] Решение Верховного Суда РФ. Дело N АКПИ17-1000 от 5 декабря 2017 г. URL: http://legalacts.ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-05122017-po-delu-n-akpi17-1000/.

[7] Решение Верховного Суда РФ. Дело N АКПИ17-930 от 7 ноября 2017 г. URL: http://legalacts.ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-07112017-n-akpi17-930/.

[8] Решение Верховного Суда РФ. Дело N АКПИ17-911 от 26 октября 2017 г. URL: http://legalacts.ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-26102017-po-delu-n-akpi17-911/.

[9] Решение Верховного Суда РФ. Дело N АКПИ17-456 от 20 июня 2017 г. URL: http://legalacts.ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20062017-po-delu-n-akpi17-456/.

[10] Решение Верховного Суда Республики Татарстан. Дело N 3а-386/2017 от 10 мая 2017 г.; решение Верховного Суда Республики Хакасия. Дело N 3а-32/2016 от 27 декабря 2016 г.; решение Алтайского краевого суда. Дело N 3а-875/2016 от 29 ноября 2016 г.; решение Ставропольского краевого суда. Дело N 3а-496/2016 от 11 ноября 2016 г.; решение Верховного Суда Удмуртской Республики. Дело N 3а-113/2016 от 26 мая 2016 г.; решение Московского городского суда. Дело N 3-188/2015 от 29.04.2015; решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия). Дело N 3-33/2015 от 11.06.2015; решение Калининградского областного суда. Дело N 3-48/2015 от 30.06.2015. URL: http://sudact.ru/.

[11] Решение Томского областного суда. Дело N 3а-113/2016 от 21 декабря 2016 г.; решение Верховного Суда Республики Татарстан. Дело N 3а-206/2016 от 24 июня 2016 г.; решение Верховного Суда Республики Татарстан. Дело N 3а-410/2017 от 30 мая 2017 г. и др. URL: http://sudact.ru/.

[12] Федеральная налоговая служба. Официальный сайт. Личный кабинет юридического лица. URL: http://lkul.nalog.ru/ (дата обращения: 19.03.2018).


Рекомендуется Вам: