ЮрФак: изучение права онлайн

Понятие коррупции в российском законодательстве и его влияние на функционирование таможенной системы

Автор: Коваль В.Д.

В настоящее время коррупционные издержки нашей экономики составляют около 50% расходов российского предпринимателя. Особенно, как отмечают исследователи, беспокоит ситуация в правоохранительных органах. 65,4% всех жалоб граждан были связаны именно с их деятельностью, при этом жалобы можно разделить на два типа: с одной стороны, это жалобы на бездействие правоохранителей, с другой — их активное участие в коррупционных схемах[1].

Таможенные правонарушения зачастую невозможны без участия самих таможенников. Любая административно-распорядительная деятельность, в том числе и таможенных органов, предполагает дискреционное осуществление ряда полномочий, что, в свою очередь, оставляет определенный простор для злоупотреблений со стороны должностных лиц.

П.А. Скобликов дает толкование термину "оборотни на таможне" следующим образом: коррумпированные таможенные работники, которые, как правило, создают искусственные трудности в прохождении таможенной процедуры, чтобы побудить заинтересованных в ускорении этой процедуры лиц выплатить "оборотням" взятку[2].

Эффективность правовой борьбы с любым негативным явлением обусловлена четкостью его легального определения. Об определении коррупции нельзя сказать, что оно является исчерпывающим.

Необходимо отметить, что в ряде работ современных авторов юридической науки существуют различные подходы к определению понятия "коррупция".

Впервые термин "коррупция" в 1913 г. ввел в А.Я. Эстрин в работе "Взяточничество", в которой определил ее как подкупаемость и продажность чиновников, должностных лиц, общественных и политических деятелей[3].

По мнению Н.В. Тогонидзе, коррупция — это социальное явление, которое выражается в применении работниками государственных органов служебного положения с целью получения неправомерных, личных выгод имущественного либо материального характера[4].

Н.И. Мельник на основе исследования механизма преступного коррупционного поведения сформулировал понятие коррупции в широком понимании. По мнению автора, выделяются не менее двух видов соответствующего поведения. Когда происходит взаимосвязь двух субъектов, при которой каждый, используя коррупционную связь, удовлетворяет свои интересы; и коррупционная деятельность одного лица (коррупционера), самостоятельно (без взаимодействия с иным субъектом) удовлетворяющего личный интерес или интерес иного лица (лиц) с помощью предоставленной ему власти или должностных полномочий[5].

В.И. Добреньков и Н.Р. Исправников выделяют четыре подхода к понятию коррупции[6].

Во-первых, понятие коррупции рассматривается в широком значении: "как прямое использование должностным лицом прав, связанных с его чином, в целях собственного обогащения. При этом коррупционная ситуация определяется в узком смысле, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду другая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны". К коррупционным признакам относятся: принятие актов либо решений, которые нарушали действующие нормативные правовые акты; взаимные действия партнеров по их соглашению; получение обеими сторонами нелегальных выгод и преимуществ; желание всех субъектов коррупционной сделки к сокрытию собственных поступков.

Во-вторых, коррупция позиционируется как вид социально-экономических отношений. В этой связи выделяются западная и восточная модели коррупции. Западная — представляется в роли рынка коррупционных услуг, на котором участники вступают в кратковременные взаимодействия по купле-продаже. Восточная — формирует социальные взаимоотношения. И эта система переплетается с иными отношениями, такими, как родственные, корпоративные и иные. В действительности обозначенные типы коррупции могут быть представлены в различных пропорциях.

В-третьих, коррупция рассматривается как комплекс универсальных стратегий поведения отдельных общественных групп. И в рамках данного аспекта выделяются две составляющие:

— поведенческие стратегии бизнеса, направленные на установление контроля за принятием решений высшими должностными лицами всех ветвей власти и уровней правового регулирования;

— контроль над бизнес-структурами с целью получения прибыли в единоличном, коллективном порядке.

В-четвертых, определение коррупции как общественного явления. Коррупция рассматривается как изъян общей системы, в которую включается система государства, общество и общественные отношения, система права и экономики. Коррупция представлена как мера социального здоровья общества.

Несмотря на всплеск теоретического интереса к коррупции, в обществе, научном мире нет единого понимания этого явления.

Что касается международных нормативно-правовых актов, то статья 2 Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию[7] определяет коррупцию как "просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового". Данное определение точно отражает такую сущность коррупции, как неправомерное вознаграждение взяткополучателя в связи с использованием им своих служебных положений. Также положительным моментом в данном определении является указание на активные действия не только должностных лиц по просьбе и получению взяток, но и граждан, которые предлагают или дают взятки за совершение в их пользу действий, искажающих нормальное выполнение обязанностей или поведение должностных лиц.

Конвенцией ООН по борьбе с коррупцией понятие коррупции раскрывается через перечень таких коррупционных деяний, как "подкуп национальных публичных должностных лиц; подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением". В данном определении учтен ряд других коррупционных вариантов поведения, в частности уже указано злоупотребление должностными полномочиями в отличие от вышеуказанного определения в другой Конвенции.

В результате проведения Генеральной Ассамблеи ООН 1979 года, межрегионального семинара по проблемам коррупции в кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка коррупция была определена как "совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие".

Как видно из этого определения, под коррупцией наряду с активными действиями должностных лиц, направленными на приобретение для себя различных преимуществ путем использования своих обязанностей, предлагается понимать и бездействие должностных лиц при исполнении ими своих обязательств. Однако в нем не раскрыто, в чем именно заключается подкуп должностных лиц и с какой целью он совершается.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определяет коррупцию как "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды этому лицу другими физическими лицами; совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица".

Без данной дефиниции в действующем законодательстве достаточно сложно было бы реализовывать административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы.

В то же время легальное определение коррупции не все авторы считают удачным[8]. Это связано с тем, что в одном ряду с перечислением видов коррупционных поступков коррупционное поведение рассматривается в двух формах: 1) нелегальное использование своего установленного должностного положения, пренебрегая установленными законом интересами государства и общества в целях получения выгоды имущественного характера; 2) предоставление лицом, обладающим должностными полномочиями выгод имущественного характера физическому лицу. Также законом к коррупции отнесено совершение коррупционных деяний от имени или в интересах юридического лица.

По мнению А.М. Эрделевского, в Законе не определено понятие "выгода имущественного характера", введение которого не только давало бы основания для квалификации незаконного освобождения должностного лица от имущественной обязанности в качестве коррупционного деяния, но и сближало бы российское законодательство с международными документами Конвенций.

Также действующее российское законодательство не регламентирует неправомерные действия "от имени" как физических, так и юридических лиц. Законодательством предусматривается возможность правомерных действий и совершения действий от имени другого лица на основании легитимных актов как на основании доверенности, на основании закона и т.д.[9]

Р.А. Забавко указал на противоречие между признаками определения и примерами коррупционных правонарушений, перечисленными в нем, что не дает возможности отнести к коррупции злоупотребление полномочиями, субъект которого не обладает должностными полномочиями, и дает такое определение: "Коррупция — это использование лицом своих должностных и служебных полномочий вопреки интересам службы в государственных, муниципальных, коммерческих и иных органах, учреждениях и организациях, направленное на получение прямой или косвенной финансовой и иной выгоды от такой деятельности для себя лично или в пользу других лиц, вызывающее конфликт интересов между лицом и нанимателем"[10].

В определении не указано, что, совершая коррупционные деяния, заинтересованное лицо помимо материальных благ может приобретать еще и нематериальные блага, на основании корыстного мотива совершения преступления и происходит квалификация преступлений как коррупционных. Следствием этого явилось упрощенное представление о коррупции. Представления о ней формируются лишь по отдельным ее формам (взяточничество, подкуп). Это не раскрывает сути коррупции как явления, ее механизма негативного воздействия на государственные и социальные институты.

Анализ международного и отечественного опыта, а также действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что определение понятия "коррупция" осуществляется по двум основным направлениям:

— установление круга субъектов коррупции;

— понятие личной заинтересованности.

Сложнее обстоит дело с личной заинтересованностью. С одной стороны, она может быть корыстной, а с другой стороны, отступление от правильного выполнения функциональных обязанностей должностного лица иногда вызвано личной заинтересованностью (выручить родственника, просьба другого руководителя или авторитетного человека). Главное заключается в том, что совершается нарушение служебного долга.

Таким образом, в определении коррупции необходимо учесть два основополагающих момента: лицо должно быть должностным и использовать либо свой статус должностного лица, либо вытекающие из него возможности для придания приоритетного характера отношениям с отдельным лицом или лицами в противовес другим лицам.

В связи с этим под коррупцией следует понимать незаконное использование должностным лицом своего статуса или вытекающих из него возможностей влиять на других лиц с целью получения личной выгоды (как корыстной, так и иной).

Учитывая правоприменительную практику и используя международный опыт, целесообразно внести в Закон "О противодействии коррупции" следующие изменения:

— п. 1 ст. 1 изложить в следующей редакции:

"1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав, а также иной личной заинтересованности для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами в своих интересах или в интересах других лиц";

— добавить п. 5 ст. 1 в следующей редакции:

"иная личная заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность, протекционизм".

В дальнейшем основой антикоррупционных мероприятий в России должно стать законодательство, учитывающее международные стандарты и опыт других государств в сфере противодействия коррупции.

В настоящее время коррупция отрицательно влияет на функционирование самой таможенной системы, подрывая правовые основы таможенного администрирования, создавая предпосылки негативного морально-психологического климата в коллективах и отрицательного влияния на имидж таможенников в обществе.

Литература

1. Добреньков В.И. Коррупция: современные подходы к исследованию: Учебное пособие для вузов / В.И. Добреньков, Н.Р. Исправникова. М.: Академический проект; Альма-Матер, 2009. 208 с.

2. Забавко Р.А. Понятие "коррупция" в российском законодательстве: критический анализ и перспективы совершенствования / Р.А. Забавко // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. N 1. С. 43 — 48.

3. Кузнецова О.А. К вопросу о предупреждающих мероприятиях в сфере противодействия коррупции: эффективность, перспективность, проблематичность / О.А. Кузнецова, Г.Ф. Абрамов // Административное и муниципальное право. 2014. N 7. С. 707 — 716.

4. Мельник Н.И. Механизм преступного коррупционного поведения / Н.И. Мельник // Уголовное право. 2000. N 1. С. 70 — 73.

5. Скобликов П.А. Российская коррупция. Неформальная энциклопедия / П.А. Скобликов. М.: АСТ, 2015. 100 с.

6. Тогонидзе Н.В. Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и организованной преступности: Круглый стол / Н.В. Тогонидзе // Государство и право. 2002. N 1. С. 103 — 116.

7. Фатин М.В. Анализ понятийно-категорийного аппарата коррупции / М.В. Фатин, А.В. Трофимовская // Организационно-правовые проблемы противодействия коррупции при осуществлении государственных и муниципальных закупок: Сборник научных статей. Чехов: Центр образовательного и научного консалтинга, 2015. С. 53 — 58.

8. Эрделевский А.М. Понятие коррупции в российском законодательстве / А.М. Эрделевский // Законность. 2014. N 6. С. 40 — 42.

9. Эстрин А.Я. Должностные преступления / А.Я. Эстрин. М.: НКЮ РСФСР, 1928. 108 с.

 


[1] См.: Кузнецова О.А., Абрамов Г.Ф. К вопросу о предупреждающих мероприятиях в сфере противодействия коррупции: эффективность, перспективность, проблематичность // Административное и муниципальное право. 2014. N 7. С. 707 — 716.

[2] См.: Скобликов П.А. Российская коррупция. Неформальная энциклопедия. М.: АСТ, 2015. С. 63.

[3] См.: Эстрин А.Я. Должностные преступления. М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1928. С. 28.

[4] См.: Тогонидзе Н.В. Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и организованной преступности: Круглый стол // Государство и право. 2002. N 1. С. 104.

[5] См.: Мельник Н.И. Механизм преступного коррупционного поведения // Уголовное право. 2000. N 1. С. 70 — 73.

[6] См.: Добреньков В.И., Исправникова Н.Р. Коррупция: современные подходы к исследованию: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Альма-Матер, 2009. С. 27 — 32.

[7] См.: система "КонсультантПлюс" (дата обращения: 14.04.2018).

[8] См.: Эрделевский А.М. Понятие коррупции в российском законодательстве // Законность. 2014. N 6. С. 40; Фатин М.В., Трофимовская А.В. Анализ понятийно-категорийного аппарата коррупции // Организационно-правовые проблемы противодействия коррупции при осуществлении государственных и муниципальных закупок: Сборник научных статей. Чехов: Центр образовательного и научного консалтинга, 2015. С. 53 — 58.

[9] См.: Эрделевский А.М. Понятие коррупции в российском законодательстве // Законность. 2014. N 6. С. 42.

[10] См.: Забавко Р.А. Понятие "коррупция" в российском законодательстве: критический анализ и перспективы совершенствования // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. N 1. С. 48.


Рекомендуется Вам: