Автор: Полякова В.Э.
Начиная с 2012 года в Российской Федерации создается система размещения общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сети Интернет в форме открытых данных. Под открытыми данными понимается информация, размещенная в сети Интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования (п. 1 Методических рекомендаций по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных. Версия 3.0", утв. Протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства от 29.05.2014 N 4 (далее — Методические рекомендации)).
Общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети Интернет в форме открытых данных (п. 2.1 ст. 7 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее — Закон об обеспечении доступа к информации)).
Решение о возможности отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети Интернет в форме открытых данных, принимается государственным органом или органом местного самоуправления, в результате деятельности которых создается либо к которым поступает соответствующая информация (п. 3 Правил отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 583 (далее — Правила отнесения информации к общедоступной)). Для отдельных государственных и муниципальных органов определены перечни информации, которая подлежит обязательному отнесению к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети Интернет в форме открытых данных (п. 4 Правил отнесения информации к общедоступной).
Таким образом, законодательством на государственные органы и органы местного самоуправления возложена обязанность по размещению наиболее важной информации о своей деятельности в строго определенном формате (в форме открытых данных), что позволяет осуществлять ее последующую обработку без предварительного изменения человеком.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, подлежащая размещению в сети Интернет
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона об обеспечении доступа к информации в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления информация об деятельности, размещаемая в сети Интернет, должна содержать:
1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления;
2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;
3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ;
5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;
8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления;
9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.
Конкретный состав информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети Интернет, в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных, определяется уполномоченными на то государственными и муниципальными органами (п. 3 ст. 13, ст. 14 Закона об обеспечении доступа к информации), а именно:
1) Президент РФ утверждает перечни информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых он осуществляет, и подведомственных им федеральных государственных органов (Указы Президента РФ от 10.08.2011 N 1075, от 10.08.2011 N 1071 и др.);
2) Правительство РФ утверждает перечни информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых оно осуществляет, и подведомственных им федеральных государственных органов (Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2013 N 1187-р);
3) Перечни информации о деятельности Совета Федерации ФС ГД и Государственной Думы ФС РФ утверждаются этими органами соответственно (Постановление СФ ФС РФ от 25.12.2009 N 556-СФ, Постановление ГД ФС РФ от 23.12.2009 N 3018-5 ГД);
4) Перечень информации о деятельности судов и особенности размещения судебных актов устанавливаются ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации";
5) Перечни информации о деятельности федеральных государственных органов, образованных в соответствии с законодательством РФ и не указанных выше, утверждаются этими федеральными государственными органами (Приказ Генпрокуратуры России от 31.05.2011 N 153, Постановление ЦИК России от 19.01.2010 N 188/1322-5 и др.);
6) Перечни информации о деятельности государственных органов субъектов РФ утверждаются в порядке, определяемом субъектами РФ;
7) Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При этом Правительство РФ определяет состав общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и порядок обязательного размещения указанными органами в сети Интернет информации в форме открытых данных (Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2013 N 1187-р).
Законодательством установлены специальные правила по размещению информации ограниченного доступа. Не подлежит публикации и распространению:
1) информация, составляющая государственную тайну (ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее — Закон об информации));
2) персональные данные в случаях, указанных в Федеральном законе от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
3) иная информация, ограничение доступа к которой устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ст. 9 Закона об информации).
Порядок размещения в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
Порядок размещения открытых государственных данных в сети Интернет определяется Методическими рекомендациями. Приведем некоторые наиболее важные требования.
В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций опубликование информации в форме открытых данных должно осуществляться поэтапно. При этом учитываются следующие факторы:
а) востребованность соответствующих наборов открытых данных потенциальными потребителями информации, оцениваемую в соответствии с методикой мониторинга и оценки востребованности открытых данных;
б) степень готовности, характеризующуюся наличием необходимых данных в электронном виде, а также готовностью организационных, технических, технологических и иных средств, необходимых для опубликования наборов открытых данных;
в) затраты на публикацию (финансовые, временные, трудовые), необходимые для опубликования наборов открытых данных и поддержания их в актуальном состоянии.
Условия использования открытых данных не должны:
а) требовать от пользователей заключения какого-либо договора с государственным органом или органом местного самоуправления;
б) ограничивать потребителей открытых данных в применении данных наборов в некоммерческих и коммерческих целях.
В условиях использования должны отсутствовать требования регистрации и/или авторизации на сайте для возможности использования открытых данных (п. 4.1 Методических рекомендаций).
Требования к периодичности размещения информации в форме открытых данных и срокам обновления наборов данных в сети Интернет определяются государственным органом или органом местного самоуправления, осуществляющим их размещение в сети Интернет. Такие требования указываются в паспорте набора данных, утверждаемом решением руководителя (заместителя руководителя) соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления (п. 5 Правил определения периодичности размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 583) с учетом Методических рекомендаций.
Необходимость создания специального сайта для размещения информации о своей деятельности зависит от вида органа публичной власти:
1) информация о деятельности федеральных государственных органов размещается на официальных сайтах этих органов (Приказ Минкультуры РФ от 11.02.2010 N 70, Приказ ФНС России от 24.12.2013 N ММВ-7-6/635@ и т.д.);
2) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут не иметь собственного сайта, а размещать информацию на официальном сайте субъекта РФ, созданном для публикации общедоступной информации в форме открытых данных (п. 2 Правил обязательного размещения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 583).
Из сказанного следует, что законодательством предъявляется ряд общих требований к составу информации и порядку ее размещения в сети Интернет государственными и муниципальными органами в форме открытых данных. Это способствует повышению прозрачности и доступности информации для граждан, а также позволяет использовать размещаемую информацию для создания информационных систем, применяемых в различных государственных и негосударственных целях.
Связанные статьи:
- Правовой режим баз данных для использования блокчейн-технологий (blockchain) в гражданском обороте (79.1%)
- Особенности рассмотрения заявления прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению (69.4%)
- Некоторые вопросы квалификации неоконченных преступлений в сфере компьютерной информации (51.6%)
- Негативные закономерности формирования понятийного аппарата в сфере регулирования Интернета и идентификации (51.6%)
- Взаимодействие власти и структур гражданского общества в интернет-пространстве (политико-правовой анализ) (51.6%)
- Нарушение авторских прав посредством создания дипфейков в сети Интернет (RANDOM - 50%)