ЮрФак: изучение права онлайн

Интернет в системе правового регулирования средств массовой информации

Авторы: Уваров А.А., Кирпичникова А.В.

Все возрастающее влияние Интернета на деятельность СМИ поставило немало проблем в области правового регулирования этого института. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее — Закон о СМИ)[1] уже не способен в полной мере адекватно регулировать функционирование СМИ с использованием интернет-технологий и интернет-ресурсов. В научной литературе по-разному оцениваются перспективы регулирования интернет-отношений. Так, Д.В. Грибанов приводит доказательства того, что отношения, регулируемые традиционными отраслями права, не меняют своего содержания и сущности при взаимодействии с киберпространством, а нормы права, воздействующие на эти отношения, должны быть дополнены с учетом особенностей информационных отношений[2]. И.Л. Бачило считает, что регулирование отношений в данной области должно опираться на нормы национального законодательства[3]. М.А. Федотов, анализируя действие норм авторского информационного права в электронной среде, отмечает тот факт, что, еще не обретя общепризнанного определения, киберпространство уже до краев переполнено правовыми отношениями практически из всех отраслей права[4]. Ю.Г. Просвирнин отмечает, что правовое регулирование Интернета принципиально не отличается от правовых механизмов регулирования других видов телекоммуникационных средств и систем[5].

Первые регистрационные свидетельства СМИ в Минпечати интернет-издания начали получать в 1998 г. с пометкой "иное" в графе "тип издания". Правительству РФ это не мешало оставлять за собой неопределенную позицию относительно того, какие сайты в Сети стоит считать СМИ, а какие нет. С развитием практики получения онлайн-СМИ регистрационных свидетельств упомянутое выше обозначение "иное" заменяется на "электронная газета". "По общему правилу интернет-сайт не является средством массовой информации, но в то же время закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного кафедрой ЮНЕСКО[6].

В июне 2011 г. в третьем чтении Государственная Дума РФ приняла ряд поправок в Закон "О средствах массовой информации" относительно регистрации сайтов в качестве СМИ. Термин "сетевое издание" стоит определять как "сайт в сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации". Онлайн-издание может быть зарегистрировано как СМИ только в том случае, если владельцы сами подали заявление. Изданный документ также предусматривает создание государственной информационной системы в области СМИ, которая должна предоставлять актуальную информацию обо всех зарегистрированных изданиях.

Существует ряд социальных и технических особенностей Интернета, которые вызывают острую необходимость в модернизации действующего правового института СМИ. Первая из них — скорость передачи информации. С появлением и развитием глобальной сети скорость передачи информации существенно изменилась. Процесс появления новости в традиционных СМИ занимает длительное время из-за способа реализации. Публикуемая информация проходит жесткую редактуру. В Сети информация поступает постоянно. Оперативность Интернета дает возможность публикации информации мгновенно по мере ее поступления. Еще одной особенностью онлайн-СМИ является неограниченный объем поступающей информации, которая дает возможность увеличивать целевую аудиторию. Сайты измеряются в физических единицах и обладают огромным количеством виртуальной памяти. Поэтому для интернет-СМИ не существует понятий "номер" и "выпуск". Интерактивность является одним из важных преимуществ интернет-СМИ перед аналогами. Интерактивность представляет собой принцип организации системы, при которой цель достигается информационным обменом элементов данной системы. Механизм принципа интерактивности прост: читатели присылают письма, оставляют комментарии. Редакторы прислушиваются к их мнению и корректируют свою работу. В случае с традиционными СМИ опосредованный опыт формируется относительно узким кругом профессиональных журналистов. Они сами придумывают темы и находят для них материал, придавая ему форму и содержание. Главное отличие данного процесса от процесса формирования статей в интернет-СМИ состоит в том, что передача информации происходит линейно, а интеграция потребителя не требуется. В Сети линейное потребление встречается редко (например, при просмотре онлайн-канала). Все чаще в сети Интернет происходит активное взаимодействие пользователя напрямую с информационной средой. Здесь потребитель и журналист связаны напрямую. Отличительной особенностью интернет-СМИ является мультимедийность. Данная особенность делает материал более насыщенным, интересным и ярким. Большинство онлайн-изданий бесплатны, в отличие от традиционных СМИ. Однако интернет-ресурс "The Drum", ссылаясь на консалтинговую компанию Simon — Kucher & Parthers, прогнозирует рост платной модели интернет-СМИ в ближайшие три года до 90%[7]. Это связано с появлением такой функции, как "paywall", — доступ к самому актуальному контенту ограничивается и становится платным. Данная функция ограничения широко применяется в американских изданиях. Такая практика актуальна не только для онлайн-газет, например, крупнейший видеохостинг "YouTube", осуществляющий свою деятельность под началом "Google", в скором времени введет подписку на ограничение числа каналов (около 50). Свою интернет-активность попыталась увеличить российская газета "Ведомости". С 18 июля 2011 г. получить доступ к свежему номеру и онлайн-архиву издания могут только читатели, оформившие платную подписку. Другие популярные интернет-СМИ, такие как "Лента.ру", "РИА Новости", пока с бесплатным доступом. Доходная часть Интернета от рекламы составляет большую часть рынка всех услуг Сети. Это подтверждается данными Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР)[8]. "Специалисты по рекламе утверждают, что в последнее время наблюдается тенденция к снижению доли рекламы в печатных СМИ и перераспределению рекламных бюджетов в пользу более дешевых или бесплатных интернет-ресурсов, — пишет Л. Буркова на информационном портале "Курьер печати". — Они считают, что реклама в Интернете работает намного эффективнее, чем в печатных СМИ, а объясняют это тем, что в онлайн существует множество бизнес-сетей, позволяющих обмениваться информацией и трафиком интернет-сайтов". Так, согласно отчету Фонда "Общественное мнение" о количестве пользователей Интернета в России летом 2017 г., всего пользователей (выходили в Сеть не реже 1 раза в месяц) 70% от всех россиян 18 лет и старше, или 81,8 млн чел. Ежедневно пользуются Интернетом 60%, или 70,4 млн чел.[9] Существенными преимуществами Интернета являются также: доступность интернет-изданий для пользователя независимо от расстояния; возможность повторного использования информации; низкая себестоимость позволяет без особых усилий входить на рынок интернет-СМИ.

В российское законодательство начинают вводиться такие понятия, как "Интернет", "глобальная сеть", "сайт", "доменный адрес", "сетевое СМИ" и др., т.е. категории, используемые для описания и развития интернет-отношений. В то же время содержание таких уже устоявшихся определений, как "информационный ресурс", "информационная система", "средство массовой информации", "информационный обмен", в ранее принятых законодательных актах слишком абстрактно и неточно характеризует современные интернет-правоотношения. Для разрешения данных противоречий необходима разработка единого законодательства в области сети Интернет и СМИ, использующих в своей профессиональной деятельности Сеть. В этой связи свои точки зрения на отраслевую принадлежность и функциональное назначение интернет-права предлагают В.А. Копылов[10], А.В. Морозов[11], Р.Н. Шагиева[12], М.В. Якушев[13], В.Б. Наумов[14], Л.В. Голоскоков[15].

Субъектный состав отношений, возникающих в Интернете, достаточно специфичен и отличается от того субъектного состава, который закреплен в Законе о СМИ. В то же время между ними можно провести некоторую аналогию. Такие законодательно определенные категории, как "учредитель", "редакция", "издатель", встречаются и в сети интернет-правоотношений — это производители услуг по соединению и работе с Интернетом, предоставляющие хостинг, бесплатную электронную почту и доменные имена, производители навигационных услуг в сети Интернет, провайдеры сервера. Субъектами, которые в Законе о СМИ называются распространителями информации, в Сети выступают владельцы сайтов. Сам журналист в интернет-правоотношениях автоматически преобразуется в субъект, работающий в области производства информационных ресурсов и предоставления информационных услуг и продуктов.

Поскольку любой материал в интернет-СМИ может быть размещен без каких-либо ограничений, то возникает существенная проблема — качество размещаемой информации. Оно оказывается достаточно низким, потому что источники, от которых поступает информация, часто анонимны или не проверены. Необходимо отметить, что уровень качества сетевых СМИ установлен Фондом эффективной политики, который является автором таких сетевых проектов, как ежедневная интернет-газета "Gazeta.Ru", "Русский журнал", национальная информационная служба "Странами", лента новостей Lenta.ru, ежедневная интернет-газета "Вести". Новые технологии распространения информации требуют пересмотреть жанровое и формальное оформление текстовых сведений. Анализ истории развития СМИ показывает, что с эволюцией носителей информации изменяются и методы ее распространения. Меняются характер и форма представления, происходит существенное видоизменение и текстовых форм выражения информации СМИ. Впервые этические аспекты регулирования деятельности в сети были обозначены термином "нетикет" (netiquette — от англ. net и etiquette — "сеть" и "этикет") еще в 1980-х годах. Под термином "нетикет" понимаются традиционные правила поведения, общения в Сети, культуры сетевого сообщества, на соблюдение которых ориентируется большинство участников сетевого сообщества. С 2008 г. в России действует общественная программа "Чистый Интернет". Старт этой программе дала рабочая группа Партнерства для развития информационного общества на Северо-Западе России (ПРИОР Северо-Запад)[16].

Информация в сети Интернет защищена авторским правом. Сетевые журналы, новостные агентства, электронные версии печатных изданий так же защищены авторским правом, как и материалы, опубликованные традиционным способом. Работая с интернет-источниками, журналист должен больше ограничивать объем цитируемого материала, особенно если информация еще не была опубликована или материал может приобрести рыночную стоимость. В этой связи можно выделить основную проблему: у интернет-журналиста нет никаких законодательных гарантий, позволяющих охранять источники информации, предоставляющие журналистам интересующие их сведения. Это, в свою очередь, влечет нежелание источников информации идти на контакт с последними. Для преодоления этого барьера необходимо принятие единого законодательного акта, который будет направлен на защиту конфиденциальности предоставляемой информации интернет-СМИ.

Подводя итог, можно выделить несколько потенциальных проблем Интернета в системе правового регулирования СМИ.

1. Для системного правового регулирования необходимо выделить отдельную главу в Законе о СМИ, посвященную использованию интернет-ресурсов.

2. Следует дополнить субъектный и объектный состав Закона о СМИ такими понятиями, как "пользователь Сети", "поставщики услуг доступа к Интернету", "сетевой режим", "сайт", "контент", "домен", "хостинг" и др.

3. В связи с отсутствием общепризнанных правил поведения в Интернете каждый пользователь живет в Интернете по своим нравственным нормам. Поэтому необходимо создать условия и предпосылки для формирования саморегулирующих механизмов в электронных СМИ.

4. Легкость копирования создает условия для нарушения авторских прав и разглашения тайн. Возможность анонимного присутствия в Сети позволяет распространять ложную информацию. Сложность выявления правонарушителя и сбора доказательств затрудняет применение к нарушителям мер ответственности.

Литература

1. Бачило И.Л. Актуальные проблемы информационного права / И.Л. Бачило // НТИ (Теоретические проблемы информационного права). 2001. N 9. С. 3 — 8.

2. Голоскоков Л.В. Теория сетевого права / Л.В. Голоскоков; под ред. А.В. Малько. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. 630 с.

3. Грибанов Д.В. Правовые основы национальной инновационной системы: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук / Д.В. Грибанов. Екатеринбург, 2014. 50 с.

4. Копылов В.А. Интернет и право / В.А. Копылов // НТИ (Теоретические проблемы информационного права). 2001. N 9. С. 11.

5. Морозов А.В. Интернет и проблемы правовой информатизации / А.В. Морозов // Стенограмма парламентских слушаний в Государственной Думе. 17 декабря 1996 г. М., 1996. 533 с.

6. Наумов В.Б. Суверенные сети / В.Б. Наумов // Компьютерра. 1999. N 43. С. 87.

7. Петрушин Е.В. Является ли Интернет либо его ресурсы (сайты) средством массовой информации? / Е.В. Петрушин // Российская газета. 2008. 25 августа.

8. Просвирнин Ю.Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном Российском государстве: Дис. … д-ра юрид. наук / Ю.Г. Просвирнин. М., 2002. 357 с.

9. Федотов М.А. Киберпространство как сфера обитания права / М.А. Федотов // Бюллетень по авторскому праву. 1999. Т. XXXII. N 1.

10. Шагиева Р.Н. Концепция правовой деятельности в современном обществе: Дис. … д-ра юрид. наук / Р.Н. Шагиева. М., 2006. 360 с.

11. Якушев М.В. Интернет и право: новые проблемы, подходы, решения / М.В. Якушев // Третья Всероссийская конференция "Право и Интернет: теория и практика": Сб. докладов. 28 — 29 ноября 2000 г. М., 2000. 130 с.

 


[1] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300 (с изм. и доп.).

[2] Грибанов Д.В. Правовые основы национальной инновационной системы: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук / Д.В. Грибанов. Екатеринбург, 2014. С. 50.

[3] Бачило И.Л. Актуальные проблемы информационного права // НТИ (Теоретические проблемы информационного права). 2001. N 9. С. 3 — 7.

[4] Федотов М.А. Киберпространство как сфера обитания права // Бюллетень по авторскому праву. 1999. Т. XXXII. N 1. С. 21 — 30.

[5] Просвирнин Ю.Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном Российском государстве: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 157 — 208.

[6] Петрушин Е.В. Является ли Интернет либо его ресурсы (сайты) средством массовой информации? // Российская газета. 2008. 25 августа.

[7] Большинство медиаизданий планируют ввести плату за доступ к своим сайтам. Все о заработке в Интернете. URL: http://www.rabotafree.com/forex/25-seo/1785-bolshinstvo-mediaizdanij-planirujut-vvesti-platu-za-dostup-k-svoim-sajtam.html (информация с Rabotafree.com).

[8] По материалам сайта Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР): http://www.akarussia.ru/.

[9] По материалам сайта Фонд "Общественное мнение": http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151/.

[10] Копылов В.А. Интернет и право // НТИ (Теоретические проблемы информационного права). 2001. N 9. С. 8 — 16.

[11] Морозов А.В. Интернет и проблемы правовой информатизации // Стенограмма парламентских слушаний в Государственной Думе. 17 декабря 1996 г. М., 1996. С. 17 — 25.

[12] Шагиева Р.Н. Концепция правовой деятельности в современном обществе: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 260.

[13] Якушев М.В. Интернет и право: новые проблемы, подходы, решения // Третья Всероссийская конференция "Право и Интернет: теория и практика": Сб. докладов. 28 — 29 ноября 2000 г. М., 2000. С. 129 — 130.

[14] Наумов В.Б. Суверенные сети // Компьютерра. 1999. N 43. С. 22 — 23.

[15] Голоскоков Л.В. Теория сетевого права / Под ред. А.В. Малько. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. С. 32.

[16] Обзор публикаций, относящихся к деятельности Партнерства для развития информационного общества в России (ПРИОР) и его ключевого проекта — Российского портала развития. URL: http://prior.russia-gateway.ru/press.


Рекомендуется Вам: