Автор: Григорян Г.Р.
Уголовная ответственность за мошенничество в сфере компьютерной информации установлена Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этим Законом уголовный закон был дополнен ст. 159.6 "Мошенничество в сфере компьютерной информации". Заметим, что в науке уголовного права прошлых лет предлагалось ввести в УК РФ новую норму об ответственности за "компьютерное мошенничество" как "незаконное безвозмездное получение имущественной выгоды в значительном размере путем использования ЭВМ, системы ЭВМ или их сети" и рассматривать указанное преступление как самостоятельный вид преступного посягательства на собственность[1].
Родовым объектом мошенничества в сфере компьютерной информации являются экономические отношения — социальные взаимосвязи, складывающиеся в связи с производством, распределением, обменом и потреблением хозяйственных благ и ценностей. Одна из отличительных особенностей современной экономики — ее постиндустриальный характер, связанный с взрывообразным развитием электронно-информационных технологий. Новые виды экономических отношений начали зарождаться с появлением ЭВМ, систем ЭВМ и их сетей, которые дублируют предпринимательскую и иную экономическую деятельность, картотеки, архивы и т.д. Первостепенной чертой постиндустриализма является появление компьютерно-технологического производства. Оно основано на получении дохода и прибыли через использование соответствующих знаний, технологий, информации: интернет-аукционы, биржи, интернет-валюты, электронные платежные системы и пр.
Новый облик экономики порождает прежде неизвестные методы криминального посягательства на имущественные отношения путем использования ЭВМ, системы ЭВМ, их сетей. Наиболее распространенные среди них — фишинг. Это один из видов интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам, паролям, данным лицевых счетов и банковских карт (фишинг на сайтах, покупки на интернет-площадках, фишинговые приложения, телефонный фишинг и др.)[2].
Видовым объектом мошенничества в сфере компьютерной информации следует считать отношения собственности. В уголовном праве России собственности присуще экономико-правовое (комплексное) понимание. В уголовно-правовом смысле указанной категорией охватываются: а) собственнические отношения (общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией права владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований); б) другие вещные отношения (общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией таких вещных прав, как право хозяйственного ведения имуществом, право оперативного управления имуществом, сервитуты и др.); в) обязательственные отношения (общественные отношения, складывающиеся в силу возникновения договорных и иных обязательств, когда одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности); г) иные имущественные отношения[3].
Для мошенничества характерен видовой объект в виде прежде всего экономически совершенных форм собственности — акционерной, банковской, корпоративной.
Основным непосредственным объектом мошенничества в сфере компьютерной информации являются конкретные имущественные отношения.
Как представляется, мошенничество в сфере компьютерной информации относится к числу многообъектных деликтов, где в роли дополнительного объекта выступает общественная безопасность. Юридически это подтверждается тем обстоятельством, что преступления в сфере компьютерной информации описаны в главе 28 раздела IX УК РФ и представляют собой разновидность посягательств на общественную безопасность.
В настоящее время законодатель не определяет понятия общественной безопасности. Очевидно, что данное понятие является составной частью таких более общих категорий, как "безопасность".
С точки зрения русского языка, "безопасный" толкуется как "неопасный, не угрожающий, не могущий причинить зла или вреда, безвредный, сохранный, верный, надежный"[4]. Безопасность — отсутствие опасности, сохранность, надежность, защищенность. Безопасным признается положение, при котором "не угрожает опасность кому-нибудь"[5].
Говоря о юридическом определении понятия безопасности, обратимся к положениям Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности". В ст. 1 этого источника установлено, что указанный Закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 4 этого нормативного акта государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683, дается легальное определение понятия национальной безопасности. В соответствии с п. 6 названного политико-правового документа национальная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
С учетом вышеизложенного под общественной безопасностью следует понимать состояние защищенности личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера.
Принимая во внимание структуру построения Особенной части УК РФ, заметим, что одной из разновидностей общественной безопасности является безопасность в сфере компьютерной информации.
Согласно примечанию к ст. 272 УК под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Отличительными чертами компьютерной информации являются: 1) неотделимость компьютерной информации от носителя; 2) виртуальность, которая означает, что только благодаря специальным устройствам, как обеспечивающим доступ к такой информации, так и позволяющим производить различные операции с такой информацией (копирование, изменение, распространение), она становится доступной для восприятия; 3) трансграничность, которая указывает на то, что компьютерная информация может без особых усилий перемещаться из одного устройства в другое и от одного пользователя к другому.
Предметом мошенничества в сфере компьютерной информации выступает чужое имущество и право на него. Как видно, предмет этого вида мошенничества двулик.
Предметом мошенничества — хищения в сфере компьютерной информации является чужое имущество, характеризующееся физическим, экономическим и юридическим признаками.
Предметом мошенничества — приобретения права на чужое имущество в сфере компьютерной информации признается удостоверенная в документах возможность осуществлять правомочия собственника или законного владельца в отношении определенного имущества, безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, иные права требования, а также исключительные права.
Право на чужое имущество — феномен нематериальный, невещественный. В современном гражданском праве различаются четыре вида имущественных прав: право собственности и иные вещные права, обязательственные права, корпоративные права, исключительные права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Понятие имущественного права разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", согласно которому имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК). Незаконное предоставление виновному имущественных прав предполагает возникновение у этого лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом, как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. Предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, при необходимости с учетом заключения эксперта.
В силу системности судебного толкования уместно использование вышеприведенных разъяснений и применительно к соответствующим положениям ст. ст. 159 и 159.6 УК РФ.
Полагаю, что к имущественным правам следует относить безналичные денежные средства, так как по своей юридической (гражданско-правовой) природе безналичные деньги являются не вещами, а правами требования, их гражданско-правовой режим как объектов обязательственных, а не вещных прав исключает возможность их отождествления с вещами. Имущественным правом следует признавать также право собственности на недвижимое имущество, бездокументарные ценные бумаги, права требования, вытекающие из гражданско-правовых договоров, а также право собственности и иные вещные права.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", предметом хищения и иного имущественного преступления признаются безналичные денежные средства, в том числе электронные денежные средства.
Электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. К электронным средствам платежа относят: средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств[6].
Как представляется, предметом рассматриваемого посягательства могут быть цифровые деньги. Цифровой финансовый актив — имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств[7]. Права собственности на данное имущество могут удостоверяться путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. Цифровые деньги имеют определенный номинал, элемент защиты, блокчейн, которая состоит из блоков, а подтверждение транзакций происходит путем присоединения к списку транзакций в блоке. Они хранятся в зашифрованном виде. Цифровые деньги являются электронными платежными средствами в сети Интернет. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта ("Биткоин", "Эфириум", "Риппле", "ЗэКэш", "Даш" и др.), токен. В России Министерство финансов предложило разрешить сделки с криптовалютами физическим лицам только на биржах[8].
В завершение юридико-технического исследования объекта мошенничества в сфере компьютерной информации следует сказать, что последний включает в себя широкий круг общественных отношений, который весьма уязвим в современных условиях развития цифровых технологий. "Тайность", "открытость", "обман", "злоупотребление доверием" и другие традиционные методы преступного посягательства на имущественные отношения уходят на второй план с развитием информационных и электронных форм передач, получения, обработки электронных данных, сообщений с помощью ЭВМ, систем ЭВМ и их сетей.
В свете сказанного преступление, предусмотренное ст. 159.6 "Мошенничество в сфере компьютерной информации", представляет собой самостоятельный вид имущественного посягательства[9]. Как представляется, в условиях развития постиндустриальной экономики уголовно-правовые положения об ответственности за это преступление будут иметь последовательную тенденцию отмежевания от института хищений чужого имущества как преступлений против "вещной" собственности.
Список использованной литературы
1. Безверхов А.Г. Развитие понятия мошенничества в отечественном праве // Уголовное право. 2001. N 4.
2. Безверхов А.Г. О некоторых вопросах квалификации вымогательства // Уголовное право. 2016. N 2.
3. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. М., 1955. Т. 1.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1970.
5. Мащенко П.Л., Пилипенко М.О. Технология Блокчейн и ее практическое применение // Наука, техника, образование. 2017. N 32.
6. Безверхов А.Г. Мошенничество и его виды: вопросы законодательной регламентации и квалификации // Уголовное право. 2015. N 5.
[1] Безверхов А.Г. Развитие понятия мошенничества в отечественном праве // Уголовное право. 2001. N 4. С. 9 — 12.
[2] https://www.avast.ru/c-phishing
[3] Безверхов А.Г. О некоторых вопросах квалификации вымогательства // Уголовное право. 2016. N 2. С. 4 — 5.
[4] Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. М., 1955. Т. 1. С. 67; Словарь русского языка. М., 1975. Т. 1. С. 81.
[5] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1970. С. 39; Словарь русского языка. М., 1981. Т. 1. С. 74.
[6] https://rg.ru/2018/01/25/minfin-rf-opublikoval-zakonoproekt-o-regulirovanii-kriptovaliuty.html.
[7] Мащенко П.Л., Пилипенко М.О. Технология Блокчейн и ее практическое применение // Наука, техника, образование. 2017. N 32. С. 61.
[8] Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
[9] Безверхов А.Г. Мошенничество и его виды: вопросы законодательной регламентации и квалификации // Уголовное право. 2015. N 5. С. 13 — 14.
Связанные статьи:
- Применение защитником нормы, устанавливающей ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа (79.7%)
- Об уголовной ответственности за хищения, совершенные с использованием IT-технологий: анализ изменений законодательства и правоприменительной практики (66.1%)
- Квалификация мошенничества в сфере компьютерной информации (66.1%)
- К вопросу о криминалистической характеристике мошенничества в сфере компьютерной информации (63.6%)
- Некоторые вопросы квалификации неоконченных преступлений в сфере компьютерной информации (56.8%)
- Технология блокчейн: перспективы применения и значение для целей развития информационного общества (RANDOM - 12.7%)