ЮрФак: изучение права онлайн

Анализ перспектив правового регулирования криптовалют в рамках обеспечения национальной и международной безопасности

Автор: Рыжов Н.А.

В целях раскрытия вопроса перспектив правового регулирования криптовалют в рамках обеспечения национальной и международной безопасности, по мнению автора, в первую очередь целесообразно вкратце проанализировать причины создания криптовалюты и ее стремительное развитие.

Как известно, в настоящее время все банковские операции, переводы, а также контроль за их осуществлением ведутся при непосредственном участии банков или других коммерческих или государственных учреждений. В этой связи целью создания и развития технологий криптовалют является возможность пользователей осуществлять анонимные платежи и переводы, в том числе в международных масштабах без участия третьей стороны (банков и госструктур) с гораздо большей скоростью и без дополнительных комиссий. Одновременно с этим одним из преимуществ криптовалют является возможность их использования в странах с крайне нестабильной финансовой системой (к примеру, в Зимбабве). Вместе с тем анализ ситуации с развитием нефиатных денег дает основание утверждать, что, несмотря на амбициозные заявления создателей разного рода "темных" сайтов и желающих найти способы повысить уровень анонимности в благих целях, как правило, упомянутые результаты развития информационных технологий использовались и используются далеко не для отстаивания высоких идей свободы и независимости. Данные нововведения повысили уровень реальной угрозы увеличения количества случаев использования криптовалюты для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, торговли наркотиками и т.д.

Примером сказанного может служить получившее широкий общественный резонанс уголовное дело в отношении Росса Уильяма Ульбрихта, основателя сайта Silk Road — "анонимной торговой интернет-площадки, находившейся в зоне анонимной сети Tor и работавшей с 2011 по 2013 год, где большинство продаваемых товаров были нелегальны и продавались за биткоины. Владельцами сайта были запрещены к купле-продаже краденые реквизиты банковских карт, фальшивые деньги, детская порнография, персональные данные, услуги киллера и оружие"[1]. Как отмечается в книге Д. Бирмана "Нерассказанная история Silk Road", "на мышление Р. Ульбрихта в значительной мере повлияли труды австрийского экономиста Людвига фон Мизеса. По мнению фон Мизеса, "гражданин должен иметь экономическую свободу, чтобы быть свободным политически и морально"[2].

Вторым примером является факт создания так называемого "Темного кошелька" Dark Wallet — "приложения, предназначенного для защиты личных данных своих пользователей при работе с биткоинами, гораздо более сильной, чем та защита конфиденциальности, которую предлагает биткоин в его нынешнем виде. Программа сможет нейтрализовать надвигающиеся попытки регулирования биткоина, которые направлены на то, чтобы знать личные данные владельцев криптомонет. С помощью шифрования и смешивания платежей своих пользователей "Темный кошелек" ищет способ создать практически неотслеживаемые потоки денег в Интернете, которые послужат удобрениями для разрастающегося количества черных рынков"[3].

Цель создателей "Темного кошелька" американца Коди Уилсона и британского программиста Амира Тааки — "прекратить с попытками правительств разных стран контролировать цифровые криптовалюты"[4].

В этой связи можно полагать, что при отсутствии прогрессивной регуляторики использования криптовалют в ближайшей перспективе Российская Федерация и международное сообщество могут столкнуться с новыми вызовами и угрозами национальной и международной безопасности.

Таким образом, целью исследования является анализ и определение наиболее острых проблем в регулировании криптовалют, в рамках обеспечения национальной безопасности, а также формулирование предложения по организации действенных мер, направленных на обеспечение национальной и международной безопасности при использовании криптовалют.

Авторы статьи РБК "Биткоины вне закона: как используют цифровую валюту в преступном мире" отмечают: "Преступления, связанные с криптовалютой, — относительно новое явление в мире киберпреступлений. С учетом отсутствия единого стандарта регулирования "цифровой валюты" каждая страна пока самостоятельно определяет, являются ли операции с биткоинами или любыми другими виртуальными дензнаками нарушением местных законов. Основной формой противоправного использования криптовалют является отмывание с их помощью денег за незаконные виды деятельности"[5].

В контексте данного высказывания можно выделить основополагающую проблему в плане организации регулирования криптовалют в рамках обеспечения национальной и международной безопасности, а именно отсутствие единого международного стандарта:

1) в определении криптовалюты;

2) порядке ее использования;

3) порядке обмена на фиатные деньги;

3) регистрации криптовалютных бирж.

В свою очередь, необходимо отметить, что международное сообщество, осознавая надвигающиеся угрозы национальным интересам, стало активнее задействовать профильные министерства и контрольно-надзорные ведомства для разработки действенных финансовых мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма с использованием криптовалют. В частности, такая работа ведется межправительственной организацией ФАТФ (Financial Action Task Force), которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценку соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам. Помимо ФАТФ, существует также Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ).

Под эгидой комитета в период с 30 мая по 1 июня 2017 г. в Страсбурге состоялось 53-е пленарное заседание МАНИВЭЛ, где одной из повесток дня был вопрос о "новых угрозах и актуальных тенденциях в сфере ФТ (финансирование иностранных террористов-боевиков, краудфандинга, иных способов формирования совместных фондов, использование пунктов переводов денежных средств, виртуальных валют и мобильного банкинга)"[6], что является очередным подтверждением обеспокоенности международного сообщества развитием прогрессивных интернет-технологий и их использования в преступных целях.

Со своей стороны руководство Российской Федерации также стало уделять повышенное внимание угрозе использования криптовалют в преступных целях и в настоящее время проводит работу по анализу перспектив их регулирования. Также представители России принимают активное участие в международных переговорах по борьбе с оргпреступностью и финансированием терроризма, где данной проблеме уделяется особое внимание.

Так, 26 июля 2017 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 183-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма"[7].

Как отмечается в Обзоре событий в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 1 июня по 31 июля 2017 года, подготовленном Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка России, "ратификация Конвенции будет способствовать повышению эффективности взаимодействия Российской Федерации с другими государствами в борьбе с отмыванием преступных доходов (ОД) и финансированием терроризма (ФТ) и усилит правовые гарантии такого сотрудничества, а также создаст дополнительные возможности для развития международного сотрудничества компетентных органов в части, касающейся выявления, изъятия и конфискации доходов от преступной деятельности"[8].

Одновременно с этим в Государственной Думе была создана межведомственная группа по оценкам рисков оборота криптовалюты. В группу входят депутаты профильных комитетов Государственной Думы, Банка России, Минфина, Минэкономразвития, МВД, ФСБ, Росфинмониторинга и МИД. Задача группы — "определить пределы свободы участников рынка и выбрать более обоснованную стратегию законодательной деятельности"[9]. Однако до сих пор "заинтересованные ведомства не пришли к единой согласованной позиции относительно оборота криптовалюты"[10].

В этой связи, по мнению автора, в рамках создания действенных мер по регулированию криптовалют в национальных масштабах для обеспечения национальной безопасности страны в первую очередь необходимо задействовать передовой зарубежный опыт по привлечению внимания экспертов в области криптовалютного бизнеса для решения вопроса регулирования криптовалют. В частности, в рамках исследования автор предлагает рассмотреть опыт США в этой области.

Как отмечается в аналитическом обзоре Исследовательской службы Конгресса США "Биткоин: вопросы, ответы и правовой анализ", в период с 28 по 29 января 2014 г. Департамент финансовой службы Нью-Йорка (New York State Department of Financial Services (DFS)) провел публичные слушания, посвященные перспективам регулирования криптовалют. В результате "17 июля 2014 года было принято решение о создании при поддержке DFS открытой страницы для предложений, где любой желающий мог высказать свою идею, касающуюся регулирования криптовалют"[11].

Данная инициатива возымела эффект международного масштаба. На указанной странице свое мнение по данному вопросу высказали целый ряд специалистов в области криптовалют. По состоянию на 2015 г. "порядка 3 700 комментариев было посвящено данной проблеме"[12]. Много внимания было уделено вопросу эффективности свода правил по регулированию криптовалют, в частности лицензированию операций, связанных с их использованием, получившему название "Bitlicense".

В рамках Bitlicense предлагается проводить идентификацию пользователей, а также указывать:

1) фактический адрес проживания обеих сторон — участников транзакций, чтобы исключить возможность участия в проводимых операциях третьих лиц;

2) сумму сделки, а также наименование купленного, проданного, обменянного товара;

3) способ оплаты;

4) дату или даты инициирования и завершения транзакции;

5) описание транзакции[13].

Как представляется, указанный список требований позволит получить минимум информации о лицах, совершающих транзакции с целью определения их законности и безопасности проводимых финансовых операций.

Таким образом, в целях повышения эффективности принимаемых государством мер, направленных на регулирование криптовалют, в том числе с целью обеспечения безопасности страны, представляется оправданным при поддержке Росфинмониторинга, МИД, ФСБ, МИД, ЦБ создать в Интернете открытую площадку для обсуждения данного вопроса. Впоследствии заинтересованные ведомства, проанализировав и выделив наиболее рациональные подходы и предложения, смогут учесть мнения экспертов при корректировке проекта российского законодательства по регулированию криптовалют.

Одновременно с этим, по мнению автора, решение вопроса правового регулирования криптовалют в рамках обеспечения национальной и международной безопасности должно вытекать из необходимости отталкиваться от того, что чем больше государственные институты и мировое сообщество будут пытаться ограничивать переводы, расчеты и использование в целом криптовалют, тем больше у их пользователей будет возникать желание от этих ограничений уходить. Данные попытки станут катализатором активности продвинутых интернет-пользователей по созданию новых возможностей обхода накладываемых ограничений, тем самым получая желанную независимость и свободу от государственных надзорных ведомств.

Как представляется, задача мирового сообщества должна заключаться в том, чтобы, создав международную правовую базу регулирования криптовалют, иметь возможность отделять законную деятельность от противозаконной без ущерба правам и свободам граждан.

Одновременно с этим в интересах Российской Федерации необходимо задействовать передовой опыт стран, которые предприняли шаги по благоприятному регулированию криптовалют на своей территории (Япония, Канада, Швеция, Бельгия, Аргентина и т.д.).

При этом вопрос регулирования криптовалют только на национальном уровне не сможет обеспечить достижения поставленных государством целей по защите национальных интересов. Поскольку, если не будет единого консенсуса по вопросу регулирования криптовалют в международном масштабе, может получиться так, что, принимая законодательство в сфере регулирования криптовалют и, соответственно, опираясь на принятые нормы, Российская Федерация или иное государство, взаимодействуя с любой другой страной в рамках обеспечения национальной безопасности, может столкнуться с отсутствием регуляторики криптовалют в законодательстве второй стороны и, соответственно, не получить желаемого результата.

Параллельно с этим, чтобы в дальнейшем найти ключ к решению проблемы организации эффективного международного взаимодействия в борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма, торговлей наркотиками, людьми и иными противозаконными действиями с использованием криптовалют, которые могут сказаться на национальной и международной безопасности, необходимо сосредоточиться на создании международного правового механизма регулирования криптовалют в рамках работы одной международной организации, как, к примеру, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В ее функции должна входить контрольно-надзорная деятельность за соблюдением странами-участниками имплементированных в законодательство каждой из стран мер регулятивного характера в отношении использования криптовалют, включая:

— техническое содействие странам, которые не в состоянии самостоятельно развивать национальные системы для контроля соблюдения международных норм относительно регулирования криптовалют;

— разработки и совершенствование инновационных методов эффективного выполнения требований законодательства о регулировании криптовалют (при непосредственном участии FinTech и RegTech).

 


[1] "Википедия. Свободная энциклопедия". URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Silk_Road (дата обращения: 09.02.2018).

[2] Информационный сайт "Spacemorgue". URL: https://spacemorgue.com/the-untold-story-of-silk-road/ (дата обращения: 20.02.2018).

[3] Интернет-ресурс о цифровых валютах, финтех-трендах и финансовых инновациях "CoinSpot.io". URL: https://coinspot.io/technology/itrinok/darkwallet-klyuch-k-anonimnym-platezham/ (дата обращения: 09.02.2018).

[4] Новостной интернет-журнал "TJ". URL: http://tjournal.ru/50687-dark-wallet (дата обращения: 12.02.2018).

[5] Российский бизнес-канал "РБК". URL: http://www.rbc.ru/photoreport/10/08/2017/598aea639a7947580bb0e372 (дата обращения: 09.02.2018).

[6] Обзор событий в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 1 июня по 31 июля 2017 года / Департамент финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ. С. 10.

[7] Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/laws/acts/58/4956514510601047.html (дата обращения: 16.02.2018).

[8] Обзор событий в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 1 июня по 31 июля 2017 года / Департамент финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ. С. 8.

[9] Сайт Ассоциации российских банков. URL: https://arb.ru/b2b/interview/kriptovalyuta_v_rossii_zakonodatelnye_perspektivy_tsifrovogo_tovara-10124713 (дата обращения: 28.02.2018).

[10] Там же.

[11] Сайт Департамента финансовой службы США. URL: http://www.dfs.ny.gov/legal/vcrf_comments_3749_up.html (дата обращения: 22.02.2018).

[12] Сайт Департамента финансовой службы США. URL: http://www.dfs.ny.gov/legal/vcrf_second/3753_20150324%20-%20Fred%20Wilson.pdf (дата обращения: 22.02.2018).

[13] Сайт Департамента финансовой службы США. URL: http://www.dfs.ny.gov/legal/vcrf_second/3754_20150324%20-%20Jim%20Harper%20-%20The%20Cato%20Institute.pdf, p. 7 (дата обращения: 22.02.2018).


Рекомендуется Вам: