ЮрФак: изучение права онлайн

Правовые основы и субъекты использования компьютерных технологий при расследовании преступлений, связанных с пожарами

Авторы: Сафонов А.Ю., Пахомов М.Е.

При расследовании преступлений, связанных с пожарами, при назначении и производстве судебных экспертиз операции по обработке информации должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством. В Российской Федерации самые общие принципы социальных отношений, связанных с возмещением ущерба, поддержанием порядка в обществе, доказыванием виновности и отправлением правосудия, регламентируются статьями 45 — 55 Конституции РФ [5].

Поскольку использование компьютерных технологий связано с обработкой информации, одним из основных нормативных правовых актов, регулирующих такую деятельность, является Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [6]. Он определяет формы допуска к сбору, регистрации и выдаче информации о различных объектах и видах деятельности, в том числе учетной деятельности в правоохранительных органах.

Одной из форм использования компьютерных технологий в процессе расследования преступлений, связанных с пожарами, является судебная пожарно-техническая экспертиза, производство которой регламентируется главами III и IV Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности" (далее — Закон о судебно-экспертной деятельности) [7], главой 27 Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также ведомственными приказами и инструкциями. Законом о судебно-экспертной деятельности регулируется и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений (далее — СЭУ).

Из нормативных правовых актов, регламентирующих экспертную деятельность, следует выделить Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248) [10]. Согласно этому Положению МВД России осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность (п. 11 ст. 12), производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам (п. 13 ст. 12), экспертно-криминалистическую деятельность (п. 17 ст. 12).

Распоряжением Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р утверждена Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, разработанная с учетом Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212) [12]. Отдельные аспекты использования компьютерных технологий регулируются Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р) [13], Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [6].

Приведенный перечень нормативных правовых актов позволяет заключить, что в России имеются юридические основания использования компьютерных технологий в практической деятельности органов внутренних дел при проведении расследования преступлений, связанных с пожарами. Данный вид деятельности входит в обязанности полиции, что предполагает постоянную готовность использования компьютерных технологий при осуществлении различных следственных действий, в частности осмотра места происшествия, связанного с пожаром, назначения и производства судебной пожарно-технической экспертизы и др.

При расследовании преступлений, связанных с пожарами, компьютерные технологии используются различными субъектами правоохранительной деятельности: следователями, дознавателями, экспертами, специалистами и некоторыми другими лицами. Субъектами использования компьютерных технологий при расследовании преступлений, связанных с пожарами, в соответствии с УПК РФ являются:

1) следователи органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 167 Уголовного кодекса РФ (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ);

2) дознаватели органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (далее — ФПС) — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, частями 1 и 2 ст. 261 УК РФ (п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Кроме того, органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьями 8.32, 11.16 и 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Субъектами использования компьютерных технологий при расследовании преступлений, связанных с пожарами, являются пожарно-технические эксперты подразделений МВД России, МЧС России, Минюста России, а также негосударственных судебно-экспертных учреждений. Их деятельность регламентируется вышеуказанными нормативными актами соответствующих министерств. Кроме того, взаимодействие подразделений МЧС России и МВД России по вопросам расследования дел о пожарах регулируется Приказом МЧС России и МВД России от 17.09.2012 N 549/866 "Об организации взаимодействия органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов внутренних дел Российской Федерации в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений".

Функции производства судебной пожарно-технической экспертизы в системе органов внутренних дел реализуют экспертно-криминалистические подразделения. Они организованы в субъектах Российской Федерации: республиканских, краевых, областных центрах, городах федерального значения.

Судебные пожарно-технические экспертизы осуществляются в соответствии с Приказом МВД России от 29.06.2005 N 511 на основании Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации [2] и Перечня родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации [9].

Специальные знания применяются сотрудниками в двух формах: процессуальной и непроцессуальной. Экспертно-криминалистические подразделения осуществляют судебную пожарно-техническую экспертизу по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, подведомственным органам внутренних дел. Кроме производства судебной пожарно-технической экспертизы сотрудники выступают в качестве специалистов в уголовном процессе, принимая участие в отдельных следственных действиях, в основном в осмотре мест происшествий, связанных с пожаром.

Помимо процессуальной деятельности сотрудники экспертно-криминалистических подразделений в установленном порядке проводят исследования по заданиям подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с требованиями указанных выше нормативных актов они ведут экспертно-криминалистические картотеки, коллекции, учеты, разрабатывают совместно с другими подразделениями органов внутренних дел мероприятия по повышению эффективности их использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

Сотрудники экспертно-криминалистических подразделений, осуществляющие судебную пожарно-техническую экспертизу, оказывают практическую и методическую помощь оперативным, следственным подразделениям, органам дознания в использовании технико-криминалистических средств и методов, обеспечении их сотрудников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в организации борьбы с преступностью.

Пожарно-технические эксперты и специалисты участвуют в профилактической деятельности, выявляя условия, способствующие совершению преступлений, а также вырабатывая предложения, направленные на их устранение.

Задачи использования компьютерных технологий при расследовании преступлений, связанных с пожарами, вытекают из деятельности участвующих в данном процессе субъектов и зависят от формы проведения предварительного расследования, включающего в себя первоначальный и последующий этапы.

Основные задачи использования компьютерных технологий судебными экспертами выделила Т.В. Толстухина:

"- сбор и концентрация сведений о выполненных экспертизах;

— анализ статистической отчетности по установленным формам;

— автоматизация контроля за соблюдением процессуальных сроков выполнения экспертиз и других плановых мероприятий;

— составление управленческой документации;

— создание, хранение и использование баз данных и автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) для получения информации о нормативных актах, научной литературе, методических разработках, экспертной практике;

— анализ работы в области профилактики преступлений;

— анализ неразрешенных вопросов;

— разработка методик по различным экспертным задачам судебной экспертизы и т.д.;

— организация эффективного контроля со стороны руководителей СЭУ за производством судебных экспертиз" [14, с. 81 — 82].

Согласно Сводному отчету о работе экспертно-криминалистических центров МВД России за 12 месяцев 2016 года действительное свидетельство на право самостоятельного производства судебных пожарно-технических экспертиз имеет 171 сотрудник этих центров, в том числе в подразделениях центров, дислоцированных в территориальных органах МВД России на районном уровне, — 25 сотрудников. За указанный период ими проведен 17 771 осмотр мест происшествий с изъятием следов и объектов. Количество проведенных исследований по письменным заданиям руководителей оперативных подразделений составило 1 286; их результаты способствовали выявлению или раскрытию 1 074 преступлений. Таким образом, нагрузка на одного эксперта (специалиста) составила 7,5 исследований. Сотрудники выполнили 7 875 экспертиз, результаты которых способствовали установлению причастности лиц к совершению 6 683 преступлений. Следовательно, нагрузка на одного эксперта составила 46 экспертиз.

Система судебно-экспертных учреждений МЧС России, осуществляющих только судебную пожарно-техническую экспертизу, действует в том числе и на основании ведомственной инструкции [3] и представлена следующим образом: методическое руководство осуществляет Исследовательский центр экспертизы пожаров Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Территориальные органы представлены 10 судебно-экспертными учреждениями ФПС "Испытательная пожарная лаборатория" (СЭУ ФПС "ИПЛ") 1-го разряда, а также 68 СЭУ ФПС "ИПЛ" 2-го разряда. Отличие СЭУ ФПС "ИПЛ" 1-го разряда состоит в том, что данные подразделения наделены правом производства аттестации экспертов.

Согласно данным Исследовательского центра экспертизы пожаров Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, исследованием пожаров и производством судебных пожарно-технических экспертиз на данный момент занимается 451 эксперт. В 2014 году экспертами произведено 14 673 выезда на место пожара, исследовано 50 299 объектов, изъятых с мест пожаров, подготовлено 34 793 справки об исследовании пожара [11]. Таким образом, нагрузка на одного эксперта (специалиста) составила 57,9 исследований. Эксперты выполнили 14 942 экспертизы. Нагрузка на одного эксперта составила 24,9 экспертизы [1].

В Минюсте России подразделениями, осуществляющими судебные пожарно-технические экспертизы, являются отдел судебной экспертизы пожаров и взрывов Российского федерального центра судебной экспертизы, а также региональные центры судебной экспертизы. Они действуют на основании перечисленных выше нормативных актов и ведомственной инструкции [4].

Работники негосударственных судебно-экспертных учреждений, как правило, не имеют свидетельств на право самостоятельного производства судебных пожарно-технических экспертиз и могут принимать участие в уголовном процессе в качестве специалистов, проводя консультации и выдавая справки об исследовании.

Список литературы

1. Антонов О.Ю. О системе судебно-экспертных подразделений Федеральной противопожарной службы // Проблемы и перспективы судебной пожарно-технической экспертизы: Сб. статей междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2015.

2. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации: утв. Приказом МВД России от 29.06.2005 N 511 (ред. от 18.01.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

3. Инструкция по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях Федеральной противопожарной службы: утв. Приказом МЧС России от 19.08.2005 N 640 // СПС "КонсультантПлюс".

4. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации: утв. Приказом Минюста России от 20.12.2002 N 347 // СПС "КонсультантПлюс".

5. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс".

6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СПС "КонсультантПлюс".

7. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федер. закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

8. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 // СПС "КонсультантПлюс".

9. Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации: утв. Приказом МВД России от 29.06.2005 N 511 (ред. от 18.01.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

10. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 // СПС "КонсультантПлюс".

11. Реестр аттестованных судебных пожарно-технических экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Федеральной противопожарной службы МЧС России. URL: http://fire-expert.spb.ru/ (дата обращения: 27.06.2015).

12. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212 // СПС "КонсультантПлюс".

13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р // СПС "КонсультантПлюс".

14. Толстухина Т.В. Современные тенденции развития судебной экспертизы на основе информационных технологий: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 81 — 82.


Рекомендуется Вам: