ЮрФак: изучение права онлайн

Цифровая (виртуальная) валюта и противодействие отмыванию денег: правовое регулирование

Автор: Трунцевский Ю.В.

"Информационные (цифровые) технологии стали решающим фактором экономического роста, и их недостаточное развитие может привести к расширению разрыва со странами, у которых цифровая экономика развивается быстрее"[1].

Анализ Ежегодного доклада Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2017 г. позволил сделать вывод о правильности выбора евразийского вектора — цифровой трансформации экономики[2]. И если для современной (аналоговой) экономики нужны цифровые качественные изменения, заключающиеся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но и в принципиальном изменении структуры экономики, создании ее новых отраслей (так, инвестиции в цифровую инфраструктуру — это "как прилив, который поднимает сразу все лодки"), то для правового обеспечения такой инновационной экономики полномасштабная трансформация норм не требуется, нужны лишь "цифровые инъекции" в действующее законодательство. Помимо "подгонки законодательства для цифрового будущего" требуется создание кросс-отраслевых (пронизывающих, сквозных) правовых институтов, например правового режима криптовалют как "области, требующей дополнительного регулирования"[3].

Биткоин за последние несколько лет становится все более популярной в качестве альтернативной валюты. Цифровые валюты предлагают интересные новые возможности для безопасных и частных сделок, для зарабатывания денег за счет "биткоин-майнинга" и, к сожалению, для отмывания денег. Использование биткоинов в незаконных целях не только облегчает преступную деятельность по всему миру, но также подрывает безопасность лиц, использующих биткоины для законных целей, например тех пользователей, которые отправляют денежные переводы членам семьи за рубеж[4].

Особенно эта проблема актуальна в связи с обсуждением опубликованного 25 января 2018 г. на сайте Министерства финансов РФ проекта Федерального закона "О цифровых финансовых активах"[5], целью которого является урегулирование использования цифровых финансовых активов в России, а также прав и обязательств по смарт-контрактам. Российская Федерация, как член ФАТФ (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), заинтересована в регулировании оборота виртуальных платежей.

Россия далеко не первая страна, работающая над созданием криптовалютных законов. В разных уголках мира у биткоинов и альткоинов установлен правовой статус, принято законодательство по их регулированию.

Цифровые валюты, продажи токенов и цепочки блоков всех типов воспламенили глобальное явление — "глобальную платежную систему, которую любой может использовать в любом месте в любое время"[6]. Регуляторы во всем мире начали решать проблемы, возникающие с виртуальными валютами, в основном обходящими регулируемую банковскую систему, финансовые организации и биржи. Ключевые характеристики криптовалют — децентрализация и анонимность, и, по мнению представителей власти, это способствует использованию криптовалюты на черном рынке[7].

Теоретические разработки статуса виртуальных валют сводятся к следующему. Если биткоин подпадает под экономическое определение денег, то с юридической точки зрения он не квалифицируется как валюта, электронные деньги или платежный инструмент. Валюта определяется как монета и валюта страны/стран, которая распространяется и обычно используется и принимается в качестве денег в стране, в которой выдается. Биткоин же не выдается и не санкционируется государством или каким-либо правительством[8]. Поскольку у биткоина отсутствуют требования "законного платежа" в юрисдикциях[9], он не может квалифицироваться как валюта. Точно так же он не соответствует определению платежного инструмента, данному в Финляндии[10], или электронным деньгам, как это было определено в европейской директиве[11], поскольку закон предусматривает, что платежный инструмент должен иметь эмитента, ответственного за его работу.

Однако в отношении биткоина многие специалисты выражают необходимость выходить за рамки строгого юридического определения[12]. И поскольку технология, лежащая в основе этих разработок, нарушает порядок оборота товаров и предоставления услуг практически в каждой отрасли, законодатели, регуляторы и правоохранительные органы борются за то, чтобы не отставать от данных процессов. И так как нынешние игроки виртуальных валют, включая самый популярный биткоин, в основном работают за пределами обычной финансовой системы, регуляторы обеспокоены угрозами отмывания преступных доходов[13], финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов[14], финансового мошенничества[15] и незаконного оборота наркотиков[16]. Все это оказывает дестабилизирующее воздействие на национальные и мировые рынки.

Снижение рисков использования виртуальных валют требует принятия законов, препятствующих соответствующим финансовым преступлениям.

Цель настоящего исследования видится в анализе зарубежного опыта в сфере правового регулирования противодействия отмыванию денег через биткоин, систематизации основных подходов законодателей разных стран к данной проблеме.

Обратимся к опыту США[17]. Так, в ноябре 2017 г. генеральный инспектор Министерства финансов США заявил, что планирует пересмотреть криптовалютную практику FinCEN (Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства финансов США), поскольку она связана с рисками отмывания денег и финансирования терроризма. В руководстве FinCENFIN-2013-G001 (Application of FinCEN's Regulations to persons administering, exchanging, or using virtual currencies)[18] указано, что "виртуальная валюта не имеет статуса законного платежного средства в любой юрисдикции". В Минфине США созданы рабочие группы по контролю за биткоином. Так, сторонники биткоина в США утверждают, что он должен оставаться нерегулируемым и что они не являются субъектами этих юридических требований, поскольку это не государственная валюта (фиатные деньги), а больше инструмент товарообмена. Как результат, некоторые биткоин-бизнесы отвергли требования FinCEN.

Комиссия по безопасности и обмену (SEC) не одобрила какие-либо биржевые продукты, имеющие криптовалютные или другие активы, связанные с криптовалютами для листинга или торговли. SEC не зарегистрировала ни одного такого предложения и 25 июля 2017 г. опубликовала информационный бюллетень о первоначальных предложениях биткоинов, заявив, что они могут быть "справедливыми и законными инвестиционными возможностями", но могут и быть использованы ненадлежащим образом[19].

Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) обозначила биткоин как товар и объявила, что под ее контролем находятся мошенничество и манипуляции с использованием биткоина, торгуемого между штатами, а также регулирование товарных фьючерсов, непосредственно привязанных к биткоину.

Служба внутренних доходов (IRS) считает, что биткоин должен рассматриваться как собственность для целей налогообложения[20]. Это означает, что прибыль или убытки от прироста капитала должны регистрироваться, как если бы это был обмен, связанный с собственностью. Его следует рассматривать как имущество, если он удерживается для перепродажи, и, следовательно, регистрироваться должна обычная прибыль или убытки. Если он используется в качестве платежа, он рассматривается как валюта и должен быть конвертирован по справедливой рыночной стоимости.

Несколько штатов США планируют одобрить продвижение использования технологии биткоинов и блокчейнов, в то время как в некоторых из них уже приняты законы, таких, как Аризона (признание смарт-контрактов), Вермонт (одобрение блокчейна), Делавэр (планирование реализации инициативы по разрешению регистрации акций компаний Делавэра в блокчейн-форме). Национальная конференция уполномоченных по единообразным государственным законам в июле 2017 г. проголосовала за утверждение типового закона, предусматривающего регулирование цифрового валютного бизнеса на государственном уровне[21].

На 115-ом Конгрессе США (25 мая 2017 г.) был принят законопроект BILL S. 1241 (далее — S. 1241), разработанный для обновления устаревших законов о борьбе с отмыванием денег[22]. Сенаторы на слушании в Конгрессе представили убедительные статистические данные о неэффективности действующих законов о противодействии отмыванию денег в США и во всем мире — 99,99% от незаконного отмывания денег проходят мимо следствия[23].

Законы США о борьбе с отмыванием денег изначально создавались для того, чтобы кокаиновые бароны не легализировали свои деньги. S. 1241 призван предоставить правоохранительным органам больше инструментов для судебного преследования и прикрытия правовых лазеек. S. 1241 также добавляет раздел 13 о криптовалютах. А именно S. 1241:

— устраняет пробелы в действующих законах по борьбе с отмыванием денег;

— усиливает полномочия прокурора;

— криминализирует банковский обман — "умышленное сокрытие собственности или контроля цифровой валюты или учетной записи";

— накладывает санкции на банки, которые не отвечают на запросы правоохранительных органов;

— предусматривает меры по улучшению связи между банками и облегчению отчетности о подозрительной деятельности;

— увеличивает срок наказания от 5 до 10 лет для лиц, которые контрабандным путем вывозят за границу/ввозят в США свыше 10 тыс. долл.;

— уточняет правила перемещения денег в/из США для уклонения от налогов;

— разъясняет правила по фирмам-однодневкам и лицам, которые пытаются отмыть деньги через сложные бизнес-структуры;

— изменяет статус "цифровых валют" и определяет их как "финансовый инструмент" (раздел 13).

S. 1241 вносит изменения в определение финансового инструмента, установленного в Section 5312(a) of title 31, United States Code[24], включая в него "эмитента, переводчика или кассира устройств предоплаченного доступа, цифровой валюты или любого цифрового обменника или тумблера (миксера) цифровой валюты".

Пожалуй, не менее активную позицию по виртуальной валюте и рискам ее применения занимает Европейский союз. Европейские правительства настаивают на глобальном биткоин-регулировании на уровне стран G20, координируемых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

На фоне растущей тревоги, что виртуальные валюты используются многонациональными группировками по отмыванию денег, торговцами наркотиками и террористами, Министерство финансов ФРГ объяснило: "Есть смысл обсуждать спекулятивные риски виртуальных валют и их влияние на финансовые системы на международном уровне"[25]. Так, 16 — 18 января 2017 г. в г. Доха (Катар) прошла глобальная конференция по противодействию отмыванию денег и цифровым валютам при поддержке Базельского института управления, Европола и Интерпола[26]. Конференция, в которой приняли участие 400 финансовых следователей AML, киберпреступности и подразделений финансовой разведки, эксперты в области возвращения активов и представители частного сектора, была посвящена расследованию отмывания денег с участием виртуальной валюты.

В ходе конференции были согласованы следующие рекомендации всем странам[27]:

— активизировать обмен информацией в этой области. Особое внимание следует уделить международному обмену подозрительных адресов биткоина, которые угрожают экономической стабильности. Рекомендуется использовать Интерпол, Европол, Эгмонт и fiu.net каналы;

— увеличить образовательные инициативы в этой области (пособия, учебные программы, программы обмена и международные конференции). Особое внимание должно быть уделено регулирующим органам, прокурорам и судьям, экспертам, следователям полиции и соответствующим частным партнерам. Следует также проводить регулярные международные тренинги по тенденциям, новым технологиям и финансовым инновациям представителями ФАТФ, Интерпола, Европола, Базельского института управления;

— регуляторам стран ЕС рекомендуется подготовить четкие и простые рекомендации для всех субъектов, действующих в этой сфере. Особое внимание следует уделить повышению прозрачности и доступа к информации со стороны регулирующих органов и правоохранительных органов. Рекомендуется также создать форумы для регулирующих и правоохранительных органов для совместной разработки руководящих принципов;

— регулировать цифровые обменники (Digital Currencies Exchangers) и провайдеров кошельков (Wallet Providers) в соответствии с текущей борьбой с отмыванием денег и противодействием финансированию терроризма и в соответствии с обязательствами, уже имеющимися в финансовом секторе;

— принять меры в отношении миксеров/тумблеров цифровых валют исходя из того, что такие услуги предназначены исключительно для анонимных сделок и делают невозможным для правоохранительных органов выявление и отслеживание подозрительных операций;

— рассмотреть возможность криминализации неосновательного обогащения и его использования в качестве предикатного преступления в отношении отмывания денег, возможность конфискаций в этой области.

Несколько стран ЕС в 2018 г. создадут взаимосвязанные реестры для регистрации деталей бенефициарного владения, в частности компаниями и трастами в соответствии с четвертой директивой ЕС по борьбе с отмыванием денег (4AMLD). Эти центральные реестры бенефициарных собственников будут предоставлены местным налоговым органам и распределены между налоговыми органами в рамках ЕС (OECD-BEPS Action 12)[28].

Таким образом, во всем мире самые могущественные правительства и агентства по сбору налогов разрабатывают "боевые" линии и обучают свои "армии" предстоящей глобальной войне за контроль над криптовалютами.

Однако сторонники открытых, децентрализованных, частных и анонимных криптовалютных сетей не заинтересованы в том, чтобы централизованные власти вмешивались в их по-настоящему свободный рынок. Эти рынки стремятся быть свободными во всех смыслах этого слова: бесплатными (или почти) в использовании. Разработчики усиленно работают над проектами, специально создаваемыми для того, чтобы сорвать любые попытки централизованного контроля и регулирования.

Итак, отдельные страны и территории на законодательном уровне определили правовой режим цифровой валюты. Так, 9 октября 2017 г. Управление по регулированию финансовых услуг (FSRA) ОАЭ издало руководство по регулированию первоначальных предложений монет/маркеров (ICO) и цифровой валюты в качестве дополнительного руководства к существующим правилам финансовых услуг и рынков 2015 г. Австрия регулирует финансовые услуги, связанные с виртуальными валютами. В 2016 г. Комиссия по надзору за азартными играми (GSC) и Казначейство Острова Мэн утвердили правила, позволяющие принимать цифровые валюты, включая биткоин, в качестве наличных средств. 30 сентября 2017 г. Агентство по финансовым услугам (FSA) Японии предоставило свои первые лицензии на цифровые обмены валюты на 11 компаний. 1 апреля 2017 г. Японское агентство финансовых услуг приняло новый закон, разрешающий использование цифровой валюты в качестве способа оплаты, по существу предоставляя им тот же юридический статус, что и любой другой валюте. Начиная с 1 июля 2017 г. в Японии виртуальные валютные операции (покупки/продажи) освобождаются от налога на потребление (налог на товары и услуги). "Если доходы получены от виртуальной валюты на индивидуальном уровне, это (согласно японским стандартам налогообложения. — Прим. автора) учитывается как прочие доходы и облагается налогом на совокупный доход"[29]. 3 декабря 2017 г. Венесуэла запустила собственную цифровую валюту — petro, поддерживаемую запасами нефти, газа, золота и алмазов, что, по словам президента Николя Мадуро, поможет Венесуэле продвигать свой суверенитет и преодолевать бремя глобальных экономических санкций. Президент Белоруссии 22 декабря 2017 г. подписал Декрет "О развитии цифровой экономики", который официально разрешает все криптовалюты, майнинг и операции с ними[30]. Виртуальные валюты являются финансовыми инструментами по законодательству ФРГ и представляют собой форму "частных денег"[31], которые могут облагаться налогом как капитал. Для некоторых видов использования может потребоваться лицензия или разрешение. 15 ноября 2017 г. Федеральный финансовый орган Германии (BaFin) опубликовал заявление, в котором предупреждал потребителей о рисках первоначальных предложений монет (ICO). Личные доходы от продажи или обмена биткоина в Болгарии облагаются налогом и будут рассматриваться как доход от продажи финансовых активов.

Группа стран предполагает установить статус цифровых валют и расширить область их применения в текущем году.

В Австралии, например, цифровые валютные биржи будут подлежать регистрации и регулированию в середине 2018 г., после вступления в силу поправок к Закону о финансировании борьбы с отмыванием денег и борьбе с терроризмом 2006 г. Операции с цифровой валютой больше не облагаются налогами на товары и услуги (GST), но они по-прежнему облагаются налогами на доходы и прирост капитала. Правительство Бермудских островов объявило, что оно начнет регулировать обмен валюты, монет и секьюритизированных токенов в начале 2018 г. Виртуальные валюты ранее не являлись законным платежным средством в Малайзии, но правительство в ближайшее время будет применять новые правила шифрования. Правительство Мальты разрабатывает широкую национальную стратегию, которая позволит правительствам внедрить инновации биткоина и блокчейна для продвижения и внедрения технологии. 23 октября 2017 г. Управление по финансовым услугам Мальты (MFSA) опубликовало проект правил для схем коллективных инвестиций, инвестирующих в виртуальные валюты, которые будут в узком смысле применяться к профессиональным инвестиционным фондам (PIF). В Аргентине виртуальные валюты не являются законным платежным средством в соответствии с Конституцией страны, в которой Центральный банк является единственным органом, который может выдать законный платежный документ. 2 ноября 2017 г. крупнейший рынок торговли фьючерсами в Аргентине Mercado de Termino de Rosario (Rofex) рассмотрел возможность предоставления услуг инвесторам в цифровых валютах и планирует сделать такое объявление к началу 2018 г. 23 августа 2017 г. Эстония, рассматривая доход от биткоинов как прирост капитала, предложила запустить собственную, управляемую государством криптовалюту estcoin с использованием ICO. Вместе с тем 7 сентября 2017 г. президент Европейского центрального банка отклонил планы Эстонии о создании собственной государственной цифровой валюты estcoin и указал, что ЕЦБ не позволит Эстонии, как и любому другому государству — члену ЕС, ввести свою собственную валюту. 2 декабря 2017 г., подрывая международные санкции, Высший совет киберпространства в Иране объявил о согласии использовать биткоин, но цифровая валюта будет подвергаться строгому регулированию. Эквадор запретил выпуск, продвижение или распространение виртуальных валют и планирует выпустить собственную цифровую валюту для использования в качестве законного платежного средства. 21 ноября 2017 г. Министерство денежно-кредитного регулирования Сингапура опубликовало законопроект, расширяющий сферу регулирования, включив в него покупку и продажу виртуальных валют и других инноваций, используемых во внутренних денежных переводах и торговых транзакциях через торговые точки или онлайн-платежные шлюзы. Правительство Филиппин также движется к легализации и регулированию цифровых валют, которые будут считаться ценными бумагами и размещаться под контролем Комиссии по ценным бумагам и биржам Филиппин. В России цифровые валюты ранее были запрещены в качестве суррогатов денег в соответствии с федеральным законодательством, однако в 2017 г. наблюдается смягчение регулирования криптовалюты в России. Планы по регулированию криптовалютности продвинулись вперед, и процедуры покупки криптовалюты планируется закрепить уже к 2018 г.

Виртуальные валюты не являются деньгами или валютой. Тем не менее предприятия с виртуальной валютой могут подпадать под действие правил борьбы с отмыванием денег. Неофициальная отчетность показывает, что продажи виртуальной валюты облагаются налогом как доходы, инвестиции облагаются налогом как прирост капитала и могут облагаться налогом на товары и услуги. Таким образом, можно выделить страны и территории, где правовой статус цифровых валют законодательно четко не определен, но существуют положения, касающиеся установления финансового контроля над ними.

Например, на Кипре виртуальные валюты не являются незаконными, но Центральный банк страны предупреждает об их использовании. Виртуальные валюты в Польше также не являются незаконными, но и не являются законным платежным средством. Они, как и в Великобритании, облагаются налогами на прирост капитала и налога на добавленную стоимость. 22 февраля 2017 г. Финансовый омбудсмен Польши призвал министерство финансов страны регулировать местную криптовалютную отрасль, и поскольку рынок криптовалютной торговли в Польше переживает быстрый рост, он должен регулироваться правилами, которые защищают клиентов криптовалютных обменов. В Гонконге виртуальная валюта считается виртуальным товаром, а не законным платежным средством. В Ирландии и Норвегии виртуальные валюты не являются деньгами или валютой, а являются активами, подлежащими налогообложению. В январе 2017 г. правительство Израиля заявило, что оно намерено применить налог на прирост капитала для продажи биткоинов, классифицируя цифровые валюты как тип собственности. В Испании виртуальные валюты облагаются налогом в качестве системы электронных платежей, но только в соответствии с законодательством об азартных играх. В Новой Зеландии существуют неофициальные предупреждения о рисках, связанных с виртуальными валютами, и предложение Комиссии по торговле о том, что виртуальная валюта может регулироваться.

Европейское банковское ведомство издало предупреждение общественности о рисках, связанных с виртуальными валютами, и указало, что оно применит правила борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в виртуальных валютах. Так, Банк Франции выпустил предупреждения, подобно другим европейским странам, и указал, что будет внедрять правила проверки подлинности клиентов для платформ виртуальной валюты. Швейцарский финансовый регулятор определил требования к лицензированию для операторов биткоин-киосков и сказал, что на виртуальных валютных платформах действует законодательство по борьбе с отмыванием денег, а другое регулирование маловероятно, потому что виртуальные валюты воспринимаются как криминальное явление. 22 ноября 2017 г. Финансовый надзорный орган Финляндии (FSA) опубликовал предупреждение о том, что первоначальные предложения по монетам/маркерам (ICO/ITO) и криптоволокна представляют собой рискованные и высоко спекулятивные инвестиции. Министерство финансов Чехии указало, что операции с виртуальной валютой подпадают под действие законов о борьбе с отмыванием денег и требований к отчетности. Аналогичный подход существует в Тайване.

Выделим страны и территории, не регулирующие или запрещающие операции с криптовалютой.

Криптовалюта не регулируется и не является законным платежным средством в Бразилии, Индии, Индонезии, Италии, Люксембурге, Мексике, Нидерландах, Португалии, Сербии, Таиланде, Турции, Швеции и др. Так, например, в Дании виртуальные валюты не регулируются, по крайней мере в соответствии с правилами отмывания денег или финансовых учреждений. Банк Ливана опубликовал предупреждения общественности о рисках, связанных с виртуальными валютами, и сказал, что финансовые учреждения и биржи не могут, как правило, распоряжаться виртуальными валютами как электронными деньгами. Резервный банк ЮАР, в свою очередь, предупредил, что виртуальные валюты не имеют юридического статуса и подпадают под отсутствие безопасности, могут потерять стоимость и не могут быть законно конвертированы.

Виртуальная валюта запрещена в Боливии, Иордании, Марокко, Южной Корее и др. Исландия, например, регулирует виртуальные валюты как электронную валюту через Закон об исландской бирже, который фактически запрещает организациям участвовать в обмене виртуальной валютой. КНР идет по пути тотального запрета криптовалют[32] — всем компаниям и отдельным лицам запрещается привлекать средства через деятельность ICO, подтверждая, что ICO считается незаконной деятельностью в стране. Финансовый регулирующий орган Колумбии запретил банкам работать с виртуальной валютой (биткоин не является валютой).

Совершение операций с криптовалютой является преступлением в Бангладеш и наказывается лишением свободы на срок до 12 лет.

Анализ правового регулирования операций с виртуальной валютой и противодействия отмыванию денег через виртуальные валюты в зарубежных странах и территориях позволил систематизировать следующие основные законодательные подходы разных стран к решению данной проблемы:

1) установление правового режима регулирования цифровой валюты или операций с нею; среди указанных — отдельно страны, предполагающие установить статус цифровых валют и расширить область их применения в текущем году;

2) нечеткое законодательное определение правового статуса цифровых валют с наличием положений, касающихся установления финансового, в том числе, AML-контроля, над ними;

3) отсутствие правового регулирования (оставление без внимания) или запрет операций с криптовалютой, в том числе под угрозой уголовного наказания.

Литература

1. Krohn-Grimberghe A., Sorge Ch. Practical Aspects of the Bitcoin System, Cryptome. URL: http://cryptome.org/2013/09/bitcoin-practical-aspects.pdf.

2. Mishkin F.S. The economics of money, banking & financial markets (Denise Clinton ed., 7th ed. 2004). Virtual Currency Schemes, EUR. CENT. BANK, 10 (Oct. 2012). URL: http://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtualcurrencyschemes201210en.pdf.

3. Pohjanpalo K. Bitcoin Judged Commodity in Finland After Failing Money Test, Bloomberg (Jan. 20, 2014). URL: http://www.bloomberg.com/news/2014-0119/bitcoin-becomes-commodity-in-finland-after-failing-currency-test.html.

4. Kavid Singh. The New Wild West: Preventing Money Laundering in the Bitcoin Network, 13 Nw. J. Tech. & Intell. Prop. 37 (2015).

5. Mandjee T. Bitcoin, its Legal Classification and its Regulatory Framework / T. Mandjee // Journal of Business & Securities Law. 2016. Vol. 15. Iss. 2. P. 157 — 218.

6. Tradingtitan. Are Bitcoins Securities Under U.S. Law? Bitcoin & Trading Titan Blog (Feb. 2014). URL: http://blog.bitcointitan.com/post/16995504313/arebitcoins-securities-under-u-s-law.

7. Durden T. Bitcoin Is Recognized As "Legal Tender" in Germany, Zero Hedge (Aug. 19, 2013, 11:08 PM). URL: http://www.zerohedge.com/node/477785.

8. Parry Z. Is Bitcoin Legal tender? No, But It Is Legal Currency, Las Vegas Trib. (Aug. 28, 2014). URL: http://lasvegastribune.net/bitcoin-legal-tenderlegal-currency/.

9. Букарев В.Б., Трунцевский Ю.В., Шулепов Н.А. Зарубежный опыт в сфере правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем // Международное публичное и частное право. 2007. N 4. С. 53 — 64.

10. Вступительное слово Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко // Евразийский вектор — интеграция будущего. Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2017 год / Под общ. ред. нач. Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, отв. секретаря Интеграционного клуба, доктора экономических наук В.Д. Кривова. М.: Издательский отдел Управления делами Аппарата Совета Федерации, 2017. С. 4.

11. Ларичев В.Д., Трунцевский Ю.В., Баграев С.П. Методика криминологического исследования налоговой преступности (вопросы совершенствования): Монография. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2007. 184 с.

12. Трунцевский Ю.В. Финансовая безопасность: понятие и виды финансовых преступлений // Вестник Финансовой академии. 2007. N 2.

13. Трунцевский Ю.В., Ефремов А.А. Цифровая интеграция — путь в будущее // Международное публичное и частное право. 2018. N 1. С. 6 — 12.

 


[1] Трунцевский Ю.В., Ефремов А.А. Цифровая интеграция — путь в будущее // Международное публичное и частное право. 2018. N 1. С. 6 — 12.

[2] См.: Вступительное слово Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко // Евразийский вектор — интеграция будущего. Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2017 год / Под общ. ред. нач. Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, отв. секретаря Интеграционного клуба, доктора экономических наук В.Д. Кривова. М.: Издательский отдел Управления делами Аппарата Совета Федерации, 2017. С. 4.

[3] Mandjee T. Bitcoin, its Legal Classification and its Regulatory Framework, 15 J. Bus. & Sec. L. 157 (2016). P. 3.

[4] Singh K. The New Wild West: Preventing Money Laundering in the Bitcoin Network, 13 Nw. J. Tech. & Intell. Prop. 37 (2015).

[5] Официальный сайт Минфина России. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=121810.

[6] Journal of Business & Securities Law. Vol. 15 [2016]. Iss. 2. Art. 4.

[7] URL: http://investor100.ru/zakon_o_kriptovalyute_rf/.

[8] Tradingtitan, Are Bitcoins Securities Under U.S. Law? Bitcoin &Trading Titan Blog (Feb. 2014). URL: http://blog.bitcointitan.com/post/16995504313/arebitcoins-securities-under-u-s-law.

[9] Parry Z. Is Bitcoin Legal tender? No, But It Is Legal Currency, Las Vegas Trib. (Aug. 28, 2014). URL: http://lasvegastribune.net/bitcoin-legal-tenderlegal-currency/.

[10] Pohjanpalo K. Bitcoin Judged Commodity in Finland After Failing Money Test, Bloomberg (Jan. 20, 2014). URL: http://www.bloomberg.com/news/2014-0119/bitcoin-becomes-commodity-in-finland-after-failing-currency-test.html.

[11] Krohn-Grimberghe A., Sorge Ch. Practical Aspects of the Bitcoin System, Cryptome. URL: http://cryptome.org/2013/09/bitcoin-practical-aspects.pdf.

[12] Mishkin F.S. The economics of money, banking & financial markets (Denise Clinton ed., 7th ed. 2004). Virtual Currency Schemes, EUR. CENT. BANK. 10 (Oct. 2012). URL: http://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtualcurrencyschemes201210en.pdf.

[13] Букарев В.Б., Трунцевский Ю.В., Шулепов Н.А. Зарубежный опыт в сфере правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем // Международное публичное и частное право. 2007. N 4. С. 53 — 64.

[14] Ларичев В.Д., Трунцевский Ю.В., Баграев С.П. Методика криминологического исследования налоговой преступности (вопросы совершенствования): Монография. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2007. Сер. "Отечественная юридическая мысль". 184 с.

[15] Трунцевский Ю.В. Финансовая безопасность: понятие и виды финансовых преступлений // Вестник Финансовой академии. 2007. N 2. С. 11 — 22.

[16] URL: https://www.reuters.com/article/us-taiwan-cenbank-bitcoin/taiwan-central-bank-governor-says-bitcoin-trading-should-be-regulated-by-anti-money-laundering-law-idUSKBN1CU051. В 2017 г. американское Управление по борьбе с наркотиками опубликовало доклад, в котором приводится обзор США усилий для контроля над глобальной незаконной торговлей наркотиками. Отчет утверждает, что виртуальная валюта — биткоин, zcash, монер и эфириум — все чаще используются в цифровом подполье, чтобы облегчить торговлю на основе схемы отмывания денег для транснациональных преступных организаций.

[17] Here's how the U.S. and the world regulate bitcoin and other cryptocurrencies. Dec 28, 2017. URL: https://www.marketwatch.com/story/heres-how-the-us-and-the-world-are-regulating-bitcoin-and-cryptocurrency-2017-12-18.

[18] Официальный сайт FinCEN. URL: https://www.fincen.gov/resources/statutes-regulations/guidance/application-fincens-regulations-persons-administering.

[19] Официальный сайт FinCEN. URL: https://www.fincen.gov/resources/statutes-regulations/guidance/application-fincens-regulations-persons-administering.

[20] URL: https://www.irs.gov/newsroom/irs-virtual-currency-guidance.

[21] URL: https://www.sidley.com/en/insights/newsupdates/2017/09/uniform-law-commission-approves-uniform-regulation-of-virtual-currency-act.

[22] URL: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/senate-bill/1241/text.

[23] URL: https://crypto-fox.ru/article/otmyvanie-deneg/.

[24] Legal information Institute. URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/31/5312.

[25] URL: https://cointelegraph.com/news/eu-amends-aml-laws-for-cryptotrading-asus-ponders-expert-blog.

[26] URL: https://www.europol.europa.eu/newsroom/news/global-conference-counteringmoney-laundering-and-misuse-of-digitalcurrencies.

[27] URL: https://www.baselgovernance.org/news/global-conference-countering-moneylaundering-and-digital-currencies.

[28] URL: https://cointelegraph.com/news/eu-amends-aml-laws-for-cryptotrading-asus-ponders-expert-blog.

[29] URL: https://news.bitcoin.com/revised-taxon-bitcoin-in-japan-in-effect-from-today-giving-residents-access-to-global-markets/.

[30] Сайт РБК. URL: https://www.rbc.ru/finances/22/12/2017/5a3cf1b79a79470ff47031fe.

[31] Durden T. Bitcoin Is Recognized As "Legal Tender" in Germany, Zero Hedge (Aug. 19, 2013, 11:08 PM). URL: http://www.zerohedge.com/node/477785.

[32] URL: https://btcmanager.com/china-shocks-crypto-market-bans-icos/; URL: https://btcmanager.com/chinese-bitcoin-exchanges-reinvent-shutdown-bitcoin-trading-china/; URL: https://www.ccn.com/china-bitcoin-ban-to-extend-to-low-cost-mining-local-report/.


Рекомендуется Вам: