ЮрФак: изучение права онлайн

Состояние и перспективы развития информационных технологий в системе таможенного контроля

Авторы: Немирова Г.И., Ермакова А.А.

Информационные технологии, привнося множество очевидных преимуществ в развитие экономики: повышение скорости осуществления бизнес-процессов (сбора, обработки, анализа и использования информации), качества совершаемых операций и оказываемых услуг, снижение стоимости бизнеса, предоставляемых услуг и др., — внедряются сегодня практически во все виды деятельности. С конца 1990-х гг. органы государственной власти в России начинают активнее внедрять информационные технологии при оказании государственных услуг и осуществлении государственного контроля. В условиях ускорения и усложнения движения международных товарных, информационных и финансовых потоков информационные системы и технологии становятся основным фактором эффективного осуществления таможенного контроля (далее также — ТК).

В последние годы состояние развития информационных систем и технологий в таможенном контроле в России характеризуется рядом особенностей, тенденций и проблем, которые требуется учитывать для определения перспектив их использования в системе таможенного контроля. Стремительная интеграция российской экономики в глобальную экономику, расширение таможенной границы актуализируют научные исследования, направленные на улучшение таможенного контроля и совершенствование предоставляемых таможенных услуг посредством улучшения информационных технологий.

Целью настоящей статьи является формулирование перспектив развития таможенного контроля посредством развития информационных технологий на основе исследования стратегических документов и внедряемых информационных технологий в таможенной сфере.

Характеризуя степень разработанности проблемы, отметим, что в последние годы ей уделяется повышенное внимание. Публикации, посвященные предмету исследования, можно разделить на следующие группы:

1) исследования, посвященные влиянию информационных систем и технологий на совершение таможенных операций и предоставление таможенных услуг[1];

2) публикации, в которых затрагиваются общие вопросы совершенствования таможенного контроля на основе использования информационных систем и технологий[2];

3) исследования, в которых анализируются особенности и проблемы использования информационных систем и технологий в отношении конкретных элементов системы таможенного контроля, его форм, методов и технологий[3];

4) труды, посвященные особенностям использования таможенного контроля для отдельных видов товаров, перемещаемых через таможенную границу[4].

Поскольку разработка и реализация мер по внедрению информационных технологий в систему таможенного контроля полностью лежат в плоскости функций органов государственной власти, анализируя состояния внедрения информационных систем и технологий в российской практике таможенного контроля, уместно обратиться к содержанию основных программ и стратегий, устанавливающих цели и мероприятия по отношению к развитию системы таможенного контроля.

Одним из первых документов, в котором были систематизированы долгосрочные цели и задачи развития таможенной службы и в том числе вопросы информационно-технического обеспечения таможенного контроля, которым уделялось основное внимание, стала Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия). В Стратегии, в частности, "условием перевода таможенной службы на качественно новый уровень развития является создание институциональных и технологических основ, в том числе создание и совершенствование информационно-программных средств для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля"[5]. В Стратегии выделен ряд задач развития информационно-технологического обеспечения, описывающих проведение таможенного контроля. В таблице 1 приведен анализ реализации поставленных в Стратегии задач по отношению к развитию информационных технологий, используемых при осуществлении таможенного контроля.

Таблица 1. Анализ реализации стратегических задач развития информационных технологий, используемых при проведении таможенного контроля

N

Задача

Степень реализации задачи

1

Совершенствование информационной базы ТК после выпуска с целью принятия обоснованных решений при планировании таможенных проверок и выбора объектов ТК на основе анализа полученной из различных источников информации и категорирования участников ВЭД

Реализована возможность осуществления функциональными подразделениями таможенных органов автоматизированного сбора и анализа информации, в том числе с использованием системы управления рисками для выявления фактов нарушений и их использования в планировании таможенных проверок в рамках ТК после выпуска товаров

2

Совершенствование автоматизированных систем взимания таможенных платежей, контроля таможенной стоимости и классификации товаров

В целях повышения эффективности реализации ч. 14 ст. 116 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" внедрены технологии:

— удаленной уплаты таможенных платежей с использованием электронной подписи при подаче декларации на товары в электронной форме, включающей возможность удаленной уплаты;

— уплаты таможенных платежей через электронные терминалы и банкоматы (для физических лиц), установленные вне места расположения таможенных органов, наличными денежными средствами и банковскими картами;

— удаленной уплаты таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками для физических лиц — получателей таких товаров;

— оплаты таможенных платежей через Портал ФТС России.

Анализ позволяет констатировать, что, по сути, достигнута задача автоматизации процесса уплаты таможенных платежей за счет:

— внедрения автоматизированных систем учета обеспечения их уплаты;

— обеспечения централизованного учета уплаты таможенных платежей;

— создания технических и правовых условий для внесения денежного залога в качества обеспечения уплаты таможенных пошлин с применением терминалов и банкоматов;

— принятия в качестве единого документа таможенной расписки в подтверждение принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, при этом расписка может оформляться в том числе в электронной форме;

— "создания условий для предоставления в органы таможенного контроля банковских гарантий, оформленных как электронный документ" <*>

3

Развитие единой автоматизированной информационной системы (далее — ЕАИС) таможенных органов в целях централизованной обработки данных

Таможенными органами при таможенном контроле, выпуске либо отказе в выпуске товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита (в электронной форме), используется ЕАИС.

Следует отметить, что в ЕАИС в рамках проведения таможенного контроля предоставлены такие возможности, как:

— электронный способ обмена информацией между декларантами (перевозчиками) и таможенными органами при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля;

— внедрение технической возможности электронных подписей для участников ВЭД;

— усовершенствованный механизм оформления электронной транзитной декларации

4

Развитие информационно-технического обеспечения системы управления рисками

Внедрено полное автоматическое категорирование участников ВЭД в рамках системы управления рисками в целях эффективного таможенного контроля

5

Совершенствование информационно-технического обеспечения технологий предварительного информирования таможенных органов, развитие технологий электронного декларирования

Полностью реализованы задачи по переходу к электронному декларированию, по данным ФТС России на 2017 г., 99,96% всех деклараций на товары направляются в органы таможенного контроля в электронной форме <**>

6

Совершенствование межведомственного взаимодействия на основе информационных технологий

Реализованы принципиальные возможности информационного обмена между Федеральной таможенной службой России, ведомствами и финансовыми организациями. К примеру, ускорению таможенных операций контроля уплаты таможенных платежей способствовала реализация информационного обмена данными о банковских гарантиях между банковскими и страховыми организациями и ФТС России.

С целью активизации межведомственного взаимодействия ФТС России с другими государственными органами к 2017 г. разработано 64 технологических карты, для реализации которых создано несколько десятков электронных сервисов <***>

7

Эффективное функционирование автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом

В рамках положений Порядка ЕАИС таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, реализована автоматизированная система контроля за транзитом в электронной форме

8

Развитие информационно-технического обеспечения взаимодействия стран в рамках единой информационной системы Таможенного союза

Информационно-техническое взаимодействие государств — членов Таможенного союза, как определено в Стратегии, ныне в ЕАЭС, в настоящее время не реализовано полностью, поскольку государства — члены ЕАЭС используют различную технологическую платформу

Источник: составлено авторами.

<*> Гостева М.И., Цуканова Н.Е., Солодухина О.И. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей // Теория и практика современной науки. 2016. N 11 (17). С. 237 — 243.

<**> Русецкий М.Г. Указ. соч.

<***> Попова Л.И. Направления совершенствования организации таможенного контроля в рамках применения системы управления рисками // Управление инвестициями и инновациями. 2016. N 2. С 74 — 79.

Таким образом, анализ состояния реализации поставленных в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года задач развития информационных систем и технологий проведения таможенного контроля позволил сделать вывод о реализации большей части задач и постепенной "информатизации" системы таможенного контроля России, что, несомненно, повышает его эффективность.

В качестве наиболее значимых информационных технологий, внедренных с 2010 по 2017 г. и направленных на совершенствование оказываемых таможенных услуг и проведение таможенного контроля, следует выделить:

— переход к электронному декларированию товаров;

— использование системы удаленного выпуска товаров;

— внедрение технологий электронного транзита;

— внедрение технологии предварительного информирования;

— создание информационно-технических условий авторегистрации деклараций на товары.

Однако изменившиеся в последние годы условия внешнеэкономической деятельности, вызванные недружественной политикой некоторых стран, обусловивших закрытие или ограничение доступа к новым технологиям, явились существенным сдерживающим фактором, влияющим на деятельность декларантов и таможенных перевозчиков.

Применение Россией отдельных экономических мер как ответной реакции на такие меры обусловило необходимость изменения приоритетов информационно-технического обеспечения ТК. Это, в частности, проявилось в ведомственном документе, принятом в 2017 г., — Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года. Анализ положений данного документа позволяет выделить в качестве важной задачи направление совершенствования информационных технологий, оказывающих существенное влияние на проведение таможенного контроля (табл. 2).

Таблица 2. Связь задач (направлений совершенствования) развития информационных технологий с таможенным контролем в Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года

N

Задачи

(направления совершенствования)

Сущностные характеристики задач (направлений)

Связь задачи с таможенным контролем

1

Развитие института предварительного информирования, в том числе путем:

— реализации задач, установленных управляющими органами ЕЭК <*>;

— дальнейшей межведомственной интеграции в части осуществления таможенного контроля, в частности с ФНС России

Предварительная информация позволит минимизировать случаи использования дополнительных форм ТК

Оказывает прямое влияние на порядок проведения таможенного контроля при прибытии (убытии) товаров

2

Переход к системе автоматического принятия решений при декларировании товаров, в том числе путем решения задач:

— создание территориальных центров электронного декларирования;

— использование ресурсов центров электронного декларирования;

— переход к совершению таможенных операций по регистрации декларации на товары и выпуску товаров, отнесенных к безрисковым, в автоматическом режиме;

— повышение эффективности межведомственного взаимодействия, в том числе с ФНС России

Полный переход на электронное декларирование для таможенных процедур таможенного транзита. Предполагается возможность однократного представления документов декларантом (перевозчиком), необходимых при совершении таможенных операций. Кроме того, такие документы будут использоваться на всех остальных этапах совершения таможенных операций

Решение задачи позволит оптимизировать осуществление таможенного контроля при декларировании товаров на основе автоматической обработки сведений, представленных в документах, а также повышения скорости принятия решений должностными лицами таможенных органов

3

Интеграция информационно-коммуникационных технологий органов исполнительной власти, подведомственных Минфину РФ, с целью оптимизации ТК после выпуска товаров, в том числе по направлениям:

— создание единой системы таможенно-налогового администрирования;

— унификация контрольных мер;

— развитие информационно-программного обеспечения;

— переход к механизмам автоматизированного выбора объектов контроля

Интеграция направлена на повышение прозрачности движения товаров от этапа ввоза на территорию ЕАЭС до передачи получателю. Кроме того, предполагается создание механизмов маркировки товаров для снижения случаев необоснованного ухода от уплаты таможенных платежей

Постепенное смещение акцентов в осуществлении ТК на этап после выпуска требует обеспечения соответствующих информационно-технических условий

4

Интеграция информационно-коммуникационных технологий органов исполнительной власти, подведомственных Минфину РФ, с целью повышения эффективности системы управления рисками. Общее совершенствование системы управления рисками (СУР) путем:

— повышения уровня автоматизации выявления рисков;

— полной реализации субъектно-ориентированной СУР;

— внедрения моделей интеллектуального анализа данных в СУР

Совершенствование управления системы центрами оперативного управления рисками

Решение задачи преследует цель минимизации использования различных форм таможенного контроля

Источник: составлено авторами.

Определенный импульс к внедрению автоматизированных информационных технологий создает и введенный с 1 января 2018 г. Таможенный кодекс ЕАЭС, в котором прописаны электронный способ подачи декларации на товары, за исключением отдельных категорий товаров, применение механизма "единого окна".

Представленный анализ позволяет сделать вывод, что среднесрочный горизонт совершенствования информационных технологий в системе таможенного контроля направлен на повышение "клиентоориентированности" таможенными органами, с одной стороны, и повышение добросовестности участников ВЭД — с другой.

Полагаем, что достижение заданных направлений в области качественного оказания таможенных услуг и проведения таможенного контроля может быть обеспечено посредством решения следующих задач:

— развитие инструментов реализации механизма "единого окна", в том числе электронного декларирования товаров, создания информационно-технических условий для автоматизированного принятия решений в отношении декларантов, более активного использования механизма предварительного информирования;

— совершенствование информационно-технических условий для оказания таможенных услуг и проведения таможенного контроля путем обеспечения межведомственного взаимодействия;

— совершенствование информационно-технических условий использования системы управления рисками в целях минимизации расходов по проведению таможенного контроля и повышения выявляемости случаев недобросовестного экономического поведения участников внешнеэкономической деятельности.

Литература

1. Агамагомедова С.А. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности: Монография / С.А. Агамагомедова. М.: ИНФРА-М, 2016. 160 с.

2. Агамагомедова С.А. Развитие информационных технологий в таможенном деле / С.А. Агамагомедова, Н.В. Курдина // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. N 1 (2). С. 418 — 432.

3. Алиев Э.А. Технология удаленного выпуска товаров / Э.А. Алиев, И.В. Полухин // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2011. Т. 2. N 7. С. 198 — 199.

4. Барбышева Г.И. Совершенствование таможенного декларирования и таможенного контроля в результате внедрения новых информационных технологий / Г.И. Барбышева, Н.Б. Мешвелиани // Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2016. N 7 (50). С. 93 — 98.

5. Белоусов С.Н. Упрощение процедур таможенного контроля в государствах — членах ЕврАзЭС: роль информационно-телекоммуникационных технологий / С.Н. Белоусов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2004. N 2 (22). С. 211 — 225.

6. Гостева М.И. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей / М.И. Гостева, Н.Е. Цуканова, О.И. Солодухина // Теория и практика современной науки. 2016. N 11 (17). С. 237 — 243.

7. Диброва М.С. Актуальные проблемы использования информационных таможенных технологий в таможенной деятельности / М.С. Диброва, Д.Н. Шаталов // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития: Материалы международной научно-практической конференции (Вологда, 27.04.2016): Сб. науч. ст. Вологда: Маркер, 2016. С. 83 — 84.

8. Зыбина Е.В. Внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий / Е.В. Зыбина // Транспортное дело России. 2010. N 1. С. 48 — 52.

9. Клязьмина А.И. Информационные технологии как направление повышения результативности таможенного контроля / А.И. Клязьмина // Научный журнал Дискурс. 2016. N 2 (2). С. 450 — 457.

10. Корняков К.А. Перспективы использования новых технологий как средств модернизации таможенного контроля товаров в условиях Таможенного союза / К.А. Корняков // Таможенное дело. 2011. N 4. С. 33 — 38.

11. Макарова Г.В. Основные направления совершенствования таможенного контроля товаров, подлежащих нетарифным ограничениям / Г.В. Макарова, Н.С. Сивальнев // Научные достижения молодых исследователей: Материалы международной студенческой научной конференции (Белгород, 7 — 11.04.2014): Сб. науч. ст.: В 4 ч. Белгород: БУКЭП, 2014. Ч. 2. С. 506 — 515.

12. Новикова С.А. Внедрение информационных электронных технологий как фактор совершенствования таможенного администрирования / С.А. Новикова, В.Р. Сураева // ФЭС: Финансы. Экономика. 2015. N 1. С. 33 — 37.

13. Попова Л.И. Направления совершенствования организации таможенного контроля в рамках применения системы управления рисками / Л.И. Попова // Управление инвестициями и инновациями. 2016. N 2. С. 74 — 79.

14. Русецкий М.Г. Технологии электронного декларирования и удаленного выпуска товаров как фактор совершенствования таможенного контроля / М.Г. Русецкий // Вестник Академии. 2015. N 3. С. 163 — 166.

15. Филиппова Л.А. Методы использования новых информационных технологий в таможенном контроле рыбопромысловых судов / Л.А. Филиппова // Основные аспекты совершенствования таможенного дела в условиях формирования Единого экономического пространства: Материалы международной молодежной научно-практической конференции (Люберцы, 10 — 12.04.2012): Сб. науч. ст. Люберцы: Российская таможенная академия, 2012. С. 275 — 280.

16. Чаплыгина М.А. Использование в таможенном деле информационных систем и технологий как один из методов совершенствования таможенного контроля / М.А. Чаплыгина, В.М. Горбенко // Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития: Материалы конференции (Курск, 01.09.2016): Сб. науч. ст. М.: Университетская книга, 2016. С. 168 — 172.

 


[1] Агамагомедова С.А., Курдина Н.В. Развитие информационных технологий в таможенном деле // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. N 1 (2). С. 418 — 432; Диброва М.С., Шаталов Д.Н. Актуальные проблемы использования информационных таможенных технологий в таможенной деятельности // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития: Материалы международной научно-практической конференции (Вологда, 27.04.2016): Сб. науч. ст. Вологда: Маркер, 2016. С. 83 — 84; Новикова С.А., Сураева В.Р. Внедрение информационных электронных технологий как фактор совершенствования таможенного администрирования // ФЭС: Финансы. Экономика. 2015. N 1. С. 33 — 37.

[2] Барбышева Г.И., Мешвелиани Н.Б. Совершенствование таможенного декларирования и таможенного контроля в результате внедрения новых информационных технологий // Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2016. N 7 (50). С. 93 — 98; Белоусов С.Н. Упрощение процедур таможенного контроля в государствах — членах ЕврАзЭС: роль информационно-телекоммуникационных технологий // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2004. N 2 (22). С. 211 — 225; Клязьмина А.И. Информационные технологии как направление повышения результативности таможенного контроля // Научный журнал "Дискурс". 2016. N 2 (2). С. 450 — 457; Корняков К.А. Перспективы использования новых технологий как средств модернизации таможенного контроля товаров в условиях Таможенного союза // Таможенное дело. 2011. N 4. С. 33 — 38.

[3] Зыбина Е.В. Внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий // Транспортное дело России. 2010. N 1. С. 48 — 52; Русецкий М.Г. Технологии электронного декларирования и удаленного выпуска товаров как фактор совершенствования таможенного контроля // Вестник Академии. 2015. N 3. С. 163 — 166; Чаплыгина М.А., Горбенко В.М. Использование в таможенном деле информационных систем и технологий как один из методов совершенствования таможенного контроля // Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития: Материалы конференции (Курск, 01.09.2016): Сб. науч. ст. М.: Университетская книга, 2016. С. 168 — 172.

[4] Агамагомедова С.А. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности: Монография. М.: ИНФРА-М, 2016. 160 с.; Алиев Э.А., Полухин И.В. Технология удаленного выпуска товаров // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2011. Т. 2. N 7. С. 198 — 199; Филиппова Л.А. Методы использования новых информационных технологий в таможенном контроле рыбопромысловых судов // Основные аспекты совершенствования таможенного дела в условиях формирования Единого экономического пространства: Материалы международной молодежной научно-практической конференции (Люберцы, 10 — 12.04.2012): Сб. науч. ст. Люберцы: Российская таможенная академия, 2012. С. 275 — 280.

[5] Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2575-р "О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 07.08.2017) // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: