ЮрФак: изучение права онлайн

О возможности использования криптовалюты при оказании платежных услуг

Автор: Хоменко Е.Г.

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2001 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"[1] (далее — Закон о национальной платежной системе) платежные услуги — это услуги по переводу денежных средств, услуга почтового перевода и услуга по приему платежей.

Определение перевода денежных средств закреплено Законом о национальной платежной системе как действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством:

зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

выдачи получателю средств наличных денежных средств;

учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.

Понятие услуги почтового перевода определяется в ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"[2], согласно которой почтовый перевод денежных средств — это услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи.

Услугу по приему платежей согласно ст. 4 Закона о национальной платежной системе оказывают платежные агенты, которые руководствуются нормами Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"[3] (далее — Закон о платежных агентах). Плательщиком может являться только физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.

Как видно из изложенного, при оказании платежных услуг любого вида используются либо наличные деньги, либо безналичные денежные средства, либо электронные денежные средства с учетом особенностей и порядка оказания соответствующего вида платежной услуги.

Экономическая природа денег хорошо изучена. С появлением и развитием товарного производства — производства не для потребления, а для обмена в результате, условно говоря, естественного отбора выделились товары, используемые не по прямому назначению, а для обмена на нужные им товары (работы, услуги). На конкретной территории приоритет получает какой-то определенный товар, который стал выполнять функцию эквивалента при обмене на другие товары (работы, услуги). Сначала это были обычные вещи — шкуры зверей, бивни слонов, а также рабы. Принцип отбора — вещи, пользующиеся наибольшим спросом в конкретном регионе. Однако вскоре стало очевидным, что не все вещи могут быть использованы в качестве всеобщего эквивалента. Например, раб нуждается в элементарном — пище, тепле; он не обладает свойством делимости; наконец, он может болеть и умереть. Неудивительно, что вскоре вещами, делающими их наиболее пригодными для использования в качестве всеобщего эквивалента, стали драгоценные металлы, прежде всего золото и серебро. "Потребность в универсальном расчетном эквиваленте привела к появлению… стандартизированных слитков с гарантированным весом и составом"[4]. Таким образом, первой формой денег как особого вида универсального товара, "используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров"[5], были полноценные или действительные деньги в виде слитков, песка, а затем монет.

Постепенно в силу определенных экономических факторов государства стали вводить бумажные деньги, которые появились как заменители монет из драгоценных металлов и принимались и обменивались наравне с золотыми и серебряными деньгами по установленному курсу. Так, появились неполноценные деньги, которые, в отличие от полноценных, не могут быть использованы физически как товар и номинал которых значительно превышает их реальную стоимость.

Неполноценные деньги делятся на обеспеченные и необеспеченные.

Обеспеченные неполноценные деньги являются представителями полноценных денег, потому что обеспечены товарами или драгоценными металлами. Часто их называют также кредитными деньгами[6].

Необеспеченные деньги не имеют обеспечения, они "являются деньгами вследствие всеобщего признания и доверия к ним хозяйствующих субъектов". Их обращение и платежеспособность предопределяется доверительной стоимостью[7]. Формой неполноценных денег, обращение которых признается и поддерживается государством, являются хартальные деньги[8]. Формы денег, обращение которых не имеет законных оснований в национальной экономике, называются денежными суррогатами[9].

Согласно ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[10] введение на территории России других денежных единиц, а также выпуск денежных суррогатов запрещены.

Основными характеристиками денежных суррогатов являются следующие:

они не эмитируются и не обеспечиваются каким-либо конкретным государством (группой государств);

процесс их выпуска полностью децентрализован;

они выполняют функцию средства платежа, но не функцию средства накопления, сбережения;

имеют ограниченное обращение, т.е. принимаются не на всей территории страны. Они используются только лишь на основании соглашения между членами сообщества пользователей конкретного денежного суррогата;

могут приниматься по цене ниже номинальной;

не учитываются при количественном измерении денежной массы. Следует отметить, что любая экономика требует контроля за суммой наличных и безналичных денег, а также других средств платежа. В денежную массу включаются наличные деньги, средства на счетах и вкладах, а также электронные денежные средства. Денежные суррогаты не измеряются денежными агрегатами, поскольку не признаются средствами платежа, однако при этом способны влиять на экономические показатели в стране.

Между тем юридическая ответственность за нарушение этого запрета не установлена, равно как и не установлено правовое понятие денежных суррогатов. Поэтому периодически денежные суррогаты вводятся в обращение конкретным субъектом по собственному усмотрению в своих целях.

Однако с точки зрения права денежными суррогатами будут считаться и появляющиеся новые, еще не признанные законодателем формы денег. В этой связи на данном этапе юристами активно обсуждается вопрос о целесообразности легализации такой формы денег, как криптовалюты (называемой также виртуальной валютой) и введения ее в оборот. Официальная позиция Банка России такова, что по виртуальным валютам отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты. Операции по ним носят спекулятивный характер, осуществляются на так называемых виртуальных биржах и несут высокий риск потери стоимости. Банк России предостерегает граждан и юридических лиц от использования виртуальных валют для их обмена на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и в иностранной валюте[11].

Наличие или отсутствие в экономике денежных суррогатов служит критерием степени развитости денежного обращения. При высокой степени развитости денежные суррогаты в экономике отсутствуют.

Таким образом, криптовалюта имеет все признаки денежных суррогатов, и ее экономическая природа ясна.

А с точки зрения физической — что это такое? И можно ли ее "пощупать"?

Криптовалюта измеряется в так называемых цифровых монетах — койнах (англ. Coin — монета). Эти "монеты" создаются с помощью определенного программного обеспечения и любое лицо может стать эмитентом этих "монет". Криптовалюта существует только электронно, в виде зашифрованной информации. Она возникает и существует только в сети, не имеет физического носителя и материального воплощения.

Единая база данных, содержащая информацию обо всех созданных "монетах", об операциях с криптовалютой, обо всех проведенных транзакциях, называется блокчейн. Например, если одно лицо создало (сгенерировало посредством мощного программного оборудования) некоторое число "монет" или если один владелец "монет" продал их некоторое число другому лицу, то сведения обо всем этом попадают в эту единую базу данных — блокчейн. Каждый участник этой цепочки отношений имеет доступ только к той ее части, которая принадлежит ему и доступ к которой он получает с помощью специального цифрового ключа. При этом все внесенные в базу данных сведения, включая проведенные транзакции, отражаются у всех пользователей данной базы данных, т.е. информация синхронизируется. Самой популярной криптовалютой является биткойн[12].

Следует подчеркнуть, что криптовалюту нельзя отождествлять с электронными денежными средствами, обращение которых в настоящее время регламентировано законодателем. Так, например, использование электронного средства платежа клиентом — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется с проведением его идентификации оператором электронных денежных средств (ч. 7 ст. 10 Закона о национальной платежной системе). Закон о национальной платежной системе также предписывает обязанность оператора электронных денежных средств осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения установленного законом ограничения для корпоративного средства платежа в 600 тыс. руб. на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения (ч. 9 ст. 10 Закона о национальной платежной системе). Переводы электронных денежных средств с использованием персонифицированных и корпоративных электронных средств платежа могут быть приостановлены в порядке и случаях, которые аналогичны порядку и случаям приостановления операций по банковскому счету, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации (ч. 11 ст. 10 Закона о национальной платежной системе). В отношении электронных денежных средств имеется возможность осуществления контроля за их обращением и применения мер ответственности. В отношении криптовалюты такой возможности нет.

С учетом изложенного становится очевидным, что использовать криптовалюту при оказании платежной услуги любого вида возможно только при условии достижения соглашения между членами сообщества пользователей конкретного вида криптовалюты. Кроме того, использование криптовалюты в качестве средства платежа требует принципиально иной схемы организации платежного процесса и сопровождается дополнительными технологическими сложностями для плательщика и получателя.

Тем не менее криптовалюта становится все более популярной на мировом рынке в целом и на российском в частности, причем не только в качестве средства платежа, но и в качестве товара.

Факторов, способствующих ее распространению, несколько.

Во-первых, технические характеристики криптовалюты позволяют не только круглосуточно осуществлять транзакции и значительно повысить скорость расчетов, но и избежать идентификации при проведении платежей.

Во-вторых, криптовалюта выступает в качестве инвестиционного инструмента и инструмента спекулятивной торговли. Примером такого использования может служить криптовалюта биткойн (Bitkoin), при этом совершенно очевидно, что процесс формирования курса биткойна носит именно спекулятивный характер. Так, по состоянию на 21 ноября 2017 г. курс биткойна по отношению к рублю составлял 412 842 руб. 75 коп.[13] 18 декабря 2017 г. курс биткойна превысил отметку в 20 000 долл. США, но затем начал весьма активно снижаться и за семь дней упал до 14 тыс. долл. США. На 14 января 2018 г. курс биткойна составлял около 13 тыс. долл. США[14]. Аналитики прогнозируют еще большее падение курса биткойна в 2018 г.

В-третьих, криптовалюту можно использовать при оплате товаров (работ, услуг), носящих незаконный характер. Сюда относится покупка оружия, наркотических средств, других предметов, запрещенных к продаже, материалов порнографического характера.

В-четвертых, криптовалюта активно используется при легализации преступных доходов.

Что же делает возможным использование криптовалюты в указанных выше целях?

В принципе причиной появления криптовалют как денежных суррогатов может являться нехватка законного средства платежа (банкнот, монеты), что приводит в конечном счете: к кризису платежей; разрыву хозяйственных связей; высокой степени инфляции и т.п. Однако представляется, что в настоящий момент основной причиной широкого распространения криптовалюты являются: невозможность обеспечить действенный механизм контроля за денежными потоками со стороны государства; прозрачность операций с использованием криптовалюты и привлечение виновных лиц к ответственности в установленном порядке.

Виртуальные валюты, как правило, функционируют в рамках сложной инфраструктуры, охватывающей много разных лиц, нередко находящихся в разных странах, в целях переводов денежных средств. Такая сегментация услуг означает, что может быть не вполне очевидно, кто конкретно отвечает за обеспечение соблюдения требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Более того, данные и записи об операциях и клиентах могут вестись и храниться у разных лиц, часто находящихся в различных юрисдикциях, что дополнительно затрудняет их. На это обстоятельство обращено внимание в отчете ФАТФ "Виртуальные валюты. Ключевые определения и потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ"[15]. Эта мысль получила развитие в Информационном сообщении Росфинмониторинга "Об использовании криптовалют", в котором отмечено, что одной из ключевых особенностей использования криптовалют является анонимность пользователей таких криптовалют, что обусловило активное использование криптовалют в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и иной преступной деятельности. Данные факты, а также возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивания служат предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалют в схемы, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Необходимо отметить, что отсутствие в системах криптовалют контролирующего центра влечет невозможность обжалования или отмены несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалют вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки. К примеру, если оплата произведена, но услуга или товар не получены, то нет гарантий возврата такого платежа. При этом криптовалюты в силу децентрализации не имеют субъекта, обеспечивающего их условную платежеспособность.

Как уже говорилось, в настоящее время нет норм права, регулирующих правила и порядок выпуска и обращения виртуальной валюты. Вероятность того, что государство когда-нибудь даст правовое определение конструкции денежного суррогата, представляется маловероятной. Кроме того, как справедливо отмечает А. Ситник, "органы денежно-кредитного регулирования большинства развитых государств осознают, что появление виртуальной валюты влечет за собой определенные риски, которые в перспективе могут нанести существенный урон стабильности мировой денежной системы и привести к изменению глобальных экономических отношений"[16].

В последнее время обсуждается вероятность легализации криптовалюты в России. Высказываются предположения, что криптовалюты создадут возможность инвестирования в компании и таким способом поддержать российскую экономику. Однако пока это не более чем предположение. С уверенностью же можно утверждать, что технологии, используемые при создании криптовалюты, весьма схожи с теми, которые использовались при распространении акций АО "МММ и Ко". Фактически продается и покупается воздух.

Завершая рассмотрение вопроса о возможности использования криптовалюты при оказании платежных услуг, хочется подчеркнуть, что поскольку обращение криптовалют государством не контролируется и не обеспечивается, то ответственность по их использованию целиком лежит на членах сообщества, которые достигли соглашения по этому вопросу.

Библиографический список

1. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

2. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2006.

3. Ситник А.А. Виртуальная валюта: проблемы правового регулирования и контроля // Юридическая наука в Китае и России. Ежегодник. 2016. N 1.

4. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов [и др.]; Отв. ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. М., 2007.

 


[1] СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.

[2] СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697.

[3] СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2758.

[4] См.: Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов [и др.]; Отв. ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. М., 2007. С. 88.

[5] См.: Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов [и др.]; Отв. ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. М., 2007. С. 87.

[6] Развитие производства продемонстрировало существенную диспропорцию между резко увеличивающейся массой товара и количеством полноценных, металлических денег. Поэтому на смену денежным отношениям, связанным с обращением металлических денег, пришли отношения по обращению кредитных денег, которые "замещали полноценные деньги, а не временно заменяли их в сфере обращения, как бумажные. Кредитным деньгам необходим особый институт, им стали банки. Появилась новая, эмиссионная функция банков — выпуск кредитных средств обращения" (см.: Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 335 (автор главы — А.Н. Новиков).

[7] См.: Деньги. Кредит. Банки: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2006. С. 43.

[8] От лат. Charta — знак, свидетельство на получение вещи.

[9] См.: Деньги. Кредит. Банки: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2006. С. 43 — 44.

[10] СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

[11] См.: Информация Банка России от 27 января 2014 г. "Об использовании при совершении сделок виртуальных валют, в частности, биткойна" // Вестник Банка России. 2014. N 11.

[12] Биткойн (англ. Bitcoin, от bit — "бит" и coin — "монета").

[13] См.: http://bitkurs.ru/ (дата обращения: 21.11.2017).

[14] См.: http://www.pravda-tv.ru/2018/01/16/338651/kurs-bitkoina-na-segodnya-16-yanvarya-2018-pochemu-obvalilsya-kurs-onlajn-translyatsiya-kotirovok-kriptovalyut-prognoz-ekspert (дата обращения: 24.01.2018).

[15] См.: http://www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/Virtualnye_valyuty_FATF_2014.pdf (дата обращения: 04.11.2017).

[16] См.: Ситник А.А. Виртуальная валюта: проблемы правового регулирования и контроля // Юридическая наука в Китае и России. Ежегодник. 2016. N 1. С. 130.


Рекомендуется Вам: