ЮрФак: изучение права онлайн

Индивидуальный предприниматель и самозанятый гражданин: соотношение понятий

Авторы: Крюкова Е.С., Рузанова В.Д.

В последние годы повышенную значимость приобретает вопрос о необходимости установления правового статуса самозанятых граждан, поскольку их число постоянно возрастает. В настоящее время существует множество сложностей экономического и правового порядка, вызванных неформальной занятостью населения и связанных с налогообложением, мерами социальной поддержки и т.д. Как верно отмечается в литературе, самозанятость как социальное, экономическое и правовое явление — одна из наиболее актуальных, обсуждаемых и противоречивых проблем современной России[1]. В связи с этим внесение определенности в понятийный аппарат и выявление места самозанятых лиц среди субъектов правоотношений (в том числе гражданских) играет важную роль не только для правовой сферы, но и в целом для экономики страны.

В теории неоднократно указывалось на постоянно увеличивающуюся долю лиц, официально не декларирующих свои доходы, но самообеспечивающих себя и свои семьи[2]. Проблема выявления и легализации самозанятых граждан характерна не только для России, но и для большинства зарубежных правопорядков[3]. При отсутствии определенности в правовом статусе обозначенных лиц существует угроза привлечения их к необоснованной административной, а в некоторых случаях — и к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Сама по себе легализация деятельности указанных граждан имеет массу преимуществ: возможность льготного кредитования, защита прав в официальных инстанциях, ведение рекламной деятельности, пенсионные накопления и фиксация трудового стажа, использование ряда мер государственной поддержки (налоговые каникулы, гранты и т.п.). Но прежде всего необходимо понять и четко определить, в качестве кого такие лица легализуют свою деятельность.

Таким образом, для решения перечисленных практических вопросов необходимо сформулировать понятие "самозанятый гражданин" и определить его место в системе других (известных) понятий, отражающих формы экономической деятельности граждан. В доктрине под экономической деятельностью принято понимать процесс воспроизводства материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление. В общей категории экономической деятельности выделяются частные ее виды, отличающиеся качественными признаками, которые позволяют осуществлять относительно самостоятельное правовое регулирование названных видов деятельности[4].

По справедливому утверждению Ж.Г. Попковой, термин "самозанятые граждане" не является новым для отечественной правовой системы[5]. Однако в законодательстве, судебной практике и литературе до настоящего времени единого подхода к его определению не выработано. В частности, нерешенным остается вопрос о том, какие категории граждан следует относить к самозанятым.

Если обратиться к легальной дефиниции указанной группы граждан, то можно обнаружить либо упоминание о ней в некоторых правовых актах (без раскрытия сути названного правового явления), либо смешение с уже существующими правовыми конструкциями. Более того, встречаются разночтения в понятийном аппарате даже в рамках одного закона. В частности, в п. 7 ст. 7 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее — Закон о занятости)[6] термины "предпринимательство" и "самозанятость" употребляются как разнопорядковые, однако в ст. 7.1-1 того же Закона в рамках перечисления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения указано на содействие самозанятости безработных граждан, в том числе посредством финансовой помощи для их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. В Межгосударственном стандарте (ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения)[7] под самозанятыми понимаются лица, самостоятельно занятые трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.

Не отличается единообразием и трактовка рассматриваемого понятия Конституционным Судом РФ. Так, в одних актах КС РФ к числу самозанятых граждан отнесены нотариусы и адвокаты[8], чья деятельность не относится к предпринимательской, а в других — и индивидуальные предприниматели[9].

В литературе встречаются различные позиции относительно понятия и места данной категории граждан в системе субъектов правоотношений. Некоторые ученые, исходя из самого широкого понимания самозанятого гражданина, рассматривают эту конструкцию в качестве обобщающей для обозначения трех групп граждан:

1) индивидуальные предприниматели;

2) адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой;

3) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд[10].

С такой трактовкой понятия "самозанятый гражданин" нельзя согласиться прежде всего по соображениям методологического порядка. Объединение тех или иных групп субъектов в единую правовую категорию (причем в рамках конкретной отрасли права) должно иметь место только в том случае, если их правовое положение характеризуется принципиальным единством (является родовой категорией), а некая дифференциация правового регулирования лишь отражает определенные групповые особенности. Тот факт, что в экономическом смысле все они сами себя обеспечивают работой, не имеет юридического значения. Так, вполне очевидно, что с точки зрения налогового законодательства перечисленные выше группы даже не пересекаются. Говорить об общности их гражданско-правового статуса также не представляется возможным, поскольку, во-первых, не все названные лица являются субъектами гражданского права, во-вторых, те из них, которые к таковым относятся, выступают в различном качестве, в-третьих, гражданско-правовое положение таких лиц с самозанятостью никак не связано. Индивидуальные предприниматели в части нормирования их деятельности в значительной мере приравнены к коммерческим юридическим лицам; физические лица, относящиеся к третьей группе, как субъекты гражданского права являются гражданами; приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности могут лишь некоторые представители второй группы, и то как специальные субъекты определенного вида правоотношений (например, арбитражные управляющие).

Между тем большинство исследователей называют самозанятых граждан в ряду предпринимателей. В частности, Е.А. Абрамова под самозанятыми в основной своей массе понимает владельцев малых и микропредприятий, предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью без образования юридического лица. Но помимо этого в общем составе ею упомянуты и занятые в домашних хозяйствах граждане. Обозначенная позиция основывается на классификации Международной организации труда (МОТ), согласно которой экономически активное население подразделяется на наемных работников, неоплачиваемых семейных работников, самозанятых субъектов (предпринимателей). Последняя категория (самозанятые) подразделяется на самозанятых со служащими и самозанятых без служащих. Автор подчеркивает, что понятия "самостоятельно обеспечивающие себя работой" в развитых странах и "самостоятельно занятые" в российском законодательстве различны. Если первое охватывает весьма широкий круг лиц — от крупных предпринимателей до кустарей-ремесленников, то второе сводится в основном к мелкому или, точнее, мельчайшему бизнесу в его европейской трактовке. В российских программах занятости речь идет о возможной самостоятельной занятости в индивидуальном пошиве одежды, обуви, изготовлении мебели, авторемонтных мастерских и т.п. Статистическим признаком, отделяющим самозанятых от наемных работников, с точки зрения Е.А. Абрамовой, является самостоятельное обеспечение себя работой благодаря организации и руководству собственным делом[11].

Е.Г. Крылова считает самозанятых граждан предпринимателями, но с особым статусом, так как они сами занимаются своей деятельностью, но в целом их деятельность напрямую связана с экономическими рисками и направлена на систематическое получение прибыли от производства товаров, оказания услуг, выполнения работ. Таким образом, исследователь не ограничивает сферу деятельности самозанятых лиц исключительно услугами. Самозанятое население, по мнению Е.Г. Крыловой, — это физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью для получения прибыли в качестве средств к существованию, в этой связи устраиваться на работу им нет никакой необходимости[12].

А.В. Бурлак, анализируя Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"[13], указывает на тот факт, что законодатель разделил застрахованных лиц на три группы: работающие по трудовому договору, самостоятельно обеспечивающие себя работой и иные лица. Автор отмечает, что вторую категорию граждан принято именовать самозанятыми. Обособление указанных лиц вызвано специфическими условиями занятости и наличием особенностей в их правовом положении. По его мнению, самозанятые граждане сочетают в себе характеристики собственника капитала, работодателя и управленца. Основное их отличие от других социальных групп — наличие функций управления капиталом и личного труда — позволяет определить их как пограничный слой в классе мелких собственников[14].

Исследуя статус данных лиц, указанный автор делает основной акцент на их обязанность по уплате налогов и считает, что именно финансово-экономическая составляющая является камнем преткновения как со стороны государственных органов, так и со стороны самих самозанятых. В связи с внесением изменений в ст. 23 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ)[15], допускающих осуществление гражданами отдельных видов предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, дискуссия получила новый импульс.

В доктрине потребность в сравнении индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан обосновывается, как правило, необходимостью установления для последних налоговых льгот и иных преимуществ, вводимых государством. Однако, с нашей точки зрения, не менее важным является и цивилистический аспект, поскольку гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя и гражданина, не являющегося таковым, существенно различается. Достаточно сказать, что к предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя применяются правила ГК РФ о деятельности коммерческих юридических лиц (за некоторыми исключениями), принципиально разнятся нормы, касающиеся гражданско-правовой ответственности указанных субъектов, их несостоятельности (банкротства), режима обязательств, участниками которых они выступают, и др. Так, специфика предпринимательских обязательств находит выражение в установлении презумпций, противоположных общим, например презумпции солидарности предпринимательских обязательств со множественностью лиц (п. 2 ст. 322 ГК РФ); в применении безвиновной (строгой) ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 401 ГК РФ) и др.

Считаем, что распространение правового режима деятельности индивидуальных предпринимателей на самозанятых граждан в принципе противоречит идее их легализации, поскольку накладывает на последних такие дополнительные обременения, которые делают для них легализацию невыгодной.

Прежде всего обратимся к анализу положений Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), поскольку именно в нем содержатся нормы, позволяющие составить первоначальное представление о самозанятых гражданах как о правовой категории. В НК РФ закреплен порядок учета самозанятых граждан. Так, согласно ст. 83 НК РФ постановка на учет (снятие с учета) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

В п. 70 ст. 217 НК РФ, содержащей перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), названы доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:

по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

репетиторству;

уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Следовательно, НК РФ, несмотря на изменения, внесенные в ГК РФ, не относит перечисленных (очевидно, самозанятых) лиц к числу индивидуальных предпринимателей.

Подводя итог, в качестве признаков, формирующих правовое положение самозанятого гражданина, можно назвать:

самостоятельный характер его деятельности;

осуществление видов деятельности, прямо указанных в законе (возмездное оказание услуг);

осуществление деятельности лично, т.е. без привлечения наемных работников;

отсутствие трудового договора с работодателем.

Мы стоим на позиции узко-специального понимания этой категории граждан — как не являющихся индивидуальными предпринимателями физических лиц, оказывающих без привлечения наемных работников указанные в законе услуги другому физическому лицу для удовлетворения личных, домашних и (или) иных подобных нужд последнего.

В порядке сравнения понятий "индивидуальный предприниматель" и "самозанятый гражданин" отметим следующее.

Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность есть самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

И хотя сформулированное законодателем понятие подвергается активной критике в отечественной правовой доктрине[16], в целях сопоставления деятельности самозанятых граждан и предпринимательской деятельности необходимо обозначить сущностные признаки последней: самостоятельность, риск, систематический характер, особая цель — получение прибыли, способ извлечения прибыли посредством использования имущества, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также до недавнего времени необходимость государственной регистрации.

И.В. Ершова рассматривает пять признаков предпринимательской деятельности: самостоятельность, риск, систематическое получение прибыли, способ получения прибыли, государственную регистрацию. Первые четыре квалифицируются ею как сущностные, последний, пятый, признается формальным[17]. По мнению В.С. Белых, состав признаков иной: самостоятельный характер, систематизм, систематическое извлечение прибыли, предпринимательский риск, признак легитимации предпринимательства. Способ извлечения прибыли рассматривается автором в рамках признака систематизма и отдельно не выделяется. Легитимация относится к внешним признакам предпринимательства[18]. Ряд исследователей, указывая признаки предпринимательской деятельности, толкуют обозначенное понятие шире, учитывая постоянную основу деятельности предпринимателей, их профессионализм, рисковый характер деятельности, осуществление ее от собственного имени и под свою имущественную ответственность; направленность на извлечение прибыли, самостоятельность и инициативность[19].

Подавляющая часть авторов считают необходимость государственной регистрации формальным признаком. Требования о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности содержат нормативные акты большинства стран[20], однако в некоторых зарубежных правопорядках необходимость в такой регистрации возникает лишь для части предпринимателей, использующих наемный труд и имеющих соответствующий (названный в законе) совокупный годовой доход. В судебной практике неоднократно возникали споры о применении к гражданам, осуществляющим деятельность, приносящую прибыль, и не зарегистрированным в установленном законом порядке, положений законодательства, регулирующих предпринимательскую деятельность[21]. Сказанное свидетельствует о том, что брать данный признак за основу для разграничения самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей не имеет смысла.

Как видим, сходство предпринимательской деятельности и деятельности самозанятых граждан проявляется в нескольких аспектах. Прежде всего сопоставляемые понятия представляют собой виды экономической деятельности. Кроме того, и те и другие лица осуществляют свою деятельность самостоятельно. Характерна для обеих категорий граждан и общая цель — получение дохода (прибыли). Названные виды деятельности сопряжены с экономическими рисками. Но следует уточнить, что субъектами деятельности, осуществляемой в сфере самозанятости, могут быть только физические лица. Самозанятые граждане самостоятельно формируют направления своей работы, обозначают формы и способы своей деятельности, устанавливают ее продолжительность, автономны и имущественно обособлены, также рискуют не получить запланированные доходы. Вместе с тем самозанятые лица не используют иные активы кроме своего труда, не привлекают они и труд наемных работников. Речь идет исключительно об их личных трудовых затратах, именно поэтому законодатель применил данную категорию лиц только к услугам, в основном базирующимся на личном исполнении. Все остальные отличия носят производный от их статуса характер: упрощенная система учета посредством уведомлений, иная система налогообложения, отсутствие или минимизация налоговой отчетности. Полагаем, и вопрос о том, с какого момента можно считать такую деятельность начатой и прекращенной, также будет различен.

Таким образом, следует различать: индивидуальных предпринимателей (как зарегистрированных, так и осуществляющих свою предпринимательскую деятельность без государственной регистрации) и самозанятых лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Отметим, что одни и те же услуги могут иметь место в качестве видов деятельности как для самозанятых граждан, так и как выполняемых в системе возникших между работником и работодателем трудовых правоотношений. Это зависит от выбранного лицом способа правового оформления своей деятельности. В отраслевом плане самозанятый гражданин — это категория налогового законодательства, и именно в нормах этой отрасли должны содержаться признаки указанных граждан. Использование же этой конструкции в других отраслях должно осуществляться в значении, установленном налоговым законодательством.

Библиографический список

1. Абрамова Е.А. Кризисная самозанятость в России: квалификация, структура и уровни развития // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. Иваново: Изд-во Ивановского государственного химико-технологического университета, 2012. N 4.

2. Бурлак А.В. К вопросу о понятии "самозанятые граждане" // Вестник Омского университета. Серия "Право". 2016. N 4(49).

3. Ершова И.В., Трофимова Е.В. Самозанятость: реперные точки формирования правового режима // Предпринимательское право. 2017. N 3.

4. Клеандров М.И. О необходимости обретения незарегистрированным предпринимателем легального статуса // Предпринимательское право. 2015. N 3.

5. Крылова Е.Г. Особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом // Юрист. 2017. N 6.

6. Попкова Ж.Г. Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса // Право и экономика. 2017. N 2.

7. Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2008.

8. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017.

9. Пьянкова А.Ф. Понятие и система экономической деятельности // Научные труды РАЮН. Вып. 14. Т. 2 / Отв. ред. В.В. Гриб. М.: Юрист, 2014.

10. Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: зарубежный опыт / Отв. ред. Р.А. Адельханян. М.: Статут; ФБУ ГРП при Минюсте России, 2012.

11. Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: Россия и СНГ / Отв. ред. Р.А. Адельханян. М.: Статут; ФБУ ГРП при Минюсте России, 2012.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Российское предпринимательское право" (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2011.

12. Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2012.

13. Рубцова Н.В., Голышев М.В. Определение предпринимательской деятельности в доктрине и современном российском законодательстве // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2014. N 31.

14. Щенникова Л.В. Предпринимательская деятельность как гражданско-правовая категория // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. М.: Статут, 2005.

15. Herb J. Schuetze. Profiles of Tax Non-Compliance among the Self-Employed in Canada // Canadian Public Policy / Analyse de Politiques. 2002. N 2.

 


[1] См.: Ершова И.В., Трофимова Е.В. Самозанятость: реперные точки формирования правового режима // Предпринимательское право. 2017. N 3. С. 3.

[2] См.: Клеандров М.И. О необходимости обретения незарегистрированным предпринимателем легального статуса // Предпринимательское право. 2015. N 3. С. 3.

[3] См.: Herb J. Schuetze. Profiles of Tax Non-Compliance among the Self-Employed in Canada // Canadian Public Policy / Analyse de Politiques. 2002. N 2. C. 219 — 238.

[4] См.: Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. С. 10.

[5] См.: Попкова Ж.Г. Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса // Право и экономика. 2017. N 2. С. 8.

[6] СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

[7] Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст // Официальные документы в образовании. 2016. N 36.

[8] Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N 1144-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. N 6.

[9] Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 1116-О // СПС "КонсультантПлюс".

[10] См.: Попкова Ж.Г. Указ. соч. С. 8.

[11] См.: Абрамова Е.А. Кризисная самозанятость в России: квалификация, структура и уровни развития // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. Иваново: Изд-во Ивановского государственного химико-технологического университета, 2012. N 4. С. 6.

[12] См.: Крылова Е.Г. Особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом // Юрист. 2017. N 6. С. 11.

[13] СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.

[14] См.: Бурлак А.В. К вопросу о понятии "самозанятые граждане" // Вестник Омского университета. Серия "Право". 2016. N 4(49). С. 173.

[15] Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2017. N 31 (ч. I). Ст. 4748.

[16] См.: Щенникова Л.В. Предпринимательская деятельность как гражданско-правовая категория // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. М.: Статут, 2005. С. 76. О соотношении предпринимательской и иной экономической деятельности см. также: Пьянкова А.Ф. Понятие и система экономической деятельности // Научные труды РАЮН. Вып. 14. Т. 2. 2014. С. 321 — 325 и др.

[17] См.: Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2012. С. 19.

[18] См.: Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2008. С. 10.

[19] См.: Рубцова Н.В., Голышев М.В. Определение предпринимательской деятельности в доктрине и современном российском законодательстве // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2014. N 31. С. 96.

[20] См.: Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: Россия и СНГ / Отв. ред. Р.А. Адельханян. М.: Статут; ФБУ ГРП при Минюсте России, 2012. С. 253; Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: зарубежный опыт / Отв. ред. Р.А. Адельханян. М.: Статут; ФБУ ГРП при Минюсте России, 2012. С. 56.

[21] См., например: решение Арбитражного суда Свердловской области от 8 мая 2015 г. по делу N А60-5101/2015; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2017 г. N 13АП-16519/2017 по делу N А42-283/2017 // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: