ЮрФак: изучение права онлайн

Некоторые аспекты использования информационных технологий в исполнительном производстве

Автор: Брановицкий К.Л.

Оглавление

1. Предпосылки использования информационных технологий в исполнительном производстве

2. Сферы использования информационных технологий в исполнительном производстве

2.1. Личный кабинет стороны исполнительного производства

2.2. Банк данных исполнительных производств (Автоматизированная информационная система ФССП России)

2.3. Электронный документооборот

3. Некоторые тенденции использования информационных технологий в исполнительном производстве Германии

4. Перспективы дальнейшего развития


1. Предпосылки использования информационных технологий в исполнительном производстве

В отечественной процессуальной доктрине отмечается, что порядок судоустройства должен быть таким, чтобы гражданин, нуждающийся в защите своего права, мог быстро и легко получить ее и в то же время чтобы суд, к которому гражданин обратился, был в состоянии без излишнего труда удовлетворить его требования. Чем короче и легче путь от предъявления иска до судебного решения, тем процесс совершеннее[1].

Принимая во внимание концепцию современного толкования права на справедливое судебное разбирательство, включающего в себя гарантии эффективного (своевременного и надлежащего) принудительного исполнения судебного решения, такой путь должен завершаться реальным исполнением судебного акта[2].

Следует отметить, что информационные технологии при их умелом использовании в определенной степени способны существенно сократить или облегчить путь к судебной защите и восстановлению нарушенных прав и законных интересов. Внедрение информационных технологий может позволить более эффективно выстроить систему организационно-правовых отношений внутри системы принудительного исполнения, а также в отношениях суда, судебных приставов и участников процесса, ускорить оборот судебных и исполнительных документов, повысить прозрачность судебной системы и системы принудительного исполнения.

Впрочем, равно как и в гражданском процессе, в исполнительном производстве информационные технологии сами по себе не могут повысить качество правосудия или решить проблемы неэффективного исполнения судебных актов. Более того, внедрение и активное использование новых технологий необязательно должны вести к повышению доступности правосудия в целом[3], поскольку необходимо учитывать целый ряд факторов. К таковым могут быть отнесены наличие эффективной и устойчивой системы идентификации пользователей информационных систем[4], обеспечение должного уровня защищенности систем и повышение квалификации государственных служащих, а также соблюдение баланса между электронным и бумажным оборотом (не все пользователи могут иметь доступ к современным технологиям).

Задача по скорейшему внедрению в систему принудительного исполнения судебных актов содержится в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы" (далее — Программа)[5]. При этом в числе государственных заказчиков Программы указана также Федеральная служба судебных приставов. Интересно отметить, что проблему неэффективного исполнения судебного акта, признаваемую и в предыдущей Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2007 — 2012 годы"[6], как и прежде, предлагается решать с помощью внедрения информационных технологий в систему принудительного исполнения[7]. В качестве конкретных мероприятий предлагаются:

— создание электронного архива для хранения электронных документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронном виде;

— создание вычислительной инфраструктуры банка данных исполнительных производств регионального уровня, объединенной общей средой мониторинга и репликации данных в каждый территориальный орган ФССП России;

— создание систем телефонии и видеоконференц-связи, построенных на базе телекоммуникационной системы, объединяющей все 2,6 тыс. объектов территориальных органов ФССП России;

— обеспечение информационной безопасности телекоммуникационной инфраструктуры ФССП России.

Кроме того, предполагается создание технических условий для обеспечения взаимодействия информационных систем ФССП России, судов общей юрисдикции, МВД России, Федеральной службы исполнения наказаний и других ведомств.

Достижение с помощью информационных технологий заявленной цели — "повышение уровня исполнения судебных решений" (на уровне оценки программных результатов) при наличии такого целевого индикатора для оценки эффективности реализации Программы, как "интенсивность исполнения", вполне возможно[8]. Кроме того, создание банка данных исполнительных производств в электронном виде сможет, в определенной степени, повысить прозрачность исполнительного производства.

При этом переход на электронное исполнение помимо соответствующего финансирования требует еще целого комплекса мероприятий не только внутри самой ФССП России, но и в целом ряде иных органов государственной власти. Сама же концепция электронного исполнения предполагает прием исполнительных документов в электронном виде[9], вынесение постановлений в рамках исполнительного производства в электронном виде с подписанием электронной подписью, возможность направления сторонами исполнительного производства документов в электронном виде[10], ведение электронного архива и внедрение электронного документооборота внутри ФССП России.

2. Сферы использования информационных технологий в исполнительном производстве

2.1. Личный кабинет стороны исполнительного производства

Личный кабинет стороны исполнительного производства (далее — личный кабинет) представляет собой сервис официального портала ФССП России (www.fssp.ru), позволяющий подавать обращения (заявления, ходатайства и жалобы) в электронной форме или в форме электронного образа документа[11] в ходе исполнительного производства, а также получать информацию о ходе исполнительного производства.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 26 марта 2016 г. N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг" с 1 июля 2017 г. идентификация пользователей личного кабинета осуществляется с помощью процедуры регистрации и подтверждения соответствия (идентификация и аутентификация) учетной записи физического лица (ЕСИА[12]) на портале "Госуслуги".

После прохождения процедуры авторизации на портале "Госуслуги" пользователю личного кабинета доступны следующие возможности:

— получение информации о наличии/отсутствии исполнительного производства;

— получение информации о ходе исполнительного производства;

— изменение сроков исполнительного производства (продление и восстановление сроков, отложение исполнительных действий);

— подача заявления о розыске должника и (или) его имущества;

— окончание, приостановление, прекращение исполнительного производства;

— сообщение о погашении задолженности;

— подача заявления об исправлении допущенных описок, арифметических ошибок в постановлении судебного пристава-исполнителя;

— перечисление средств взыскателю, возмещение расходов;

— подача заявления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации;

— обращение в ФССП России, территориальный орган, к конкретному должностному лицу с жалобой или предложением[13].

Большинство из перечисленных обращений подаются в личном кабинете в форме электронного документа, с возможностью приложения электронного образа документов в различных форматах (XML, ODT, PDF, TXT, ZIP, TIF, HTML, DOC, ODS, XLS, JPEG, GIF, PNG). После рассмотрения обращения в электронной форме пользователь в установленные сроки получает ответ/постановление судебного пристава-исполнителя, который всегда выполняется в форме электронного образа документа (отсканированный письменный ответ/постановление с собственноручной подписью должностного лица).

В то же время получение информации о наличии/отсутствии исполнительного производства и о ходе исполнительного производства осуществляется после переадресации пользователя личного кабинета исключительно на портале "Госуслуги". При этом данные услуги все равно предоставляются ФССП России, речь идет только об используемых для этого информационных системах. Вместо личного кабинета на официальном портале ФССП России услуга предоставляется в личном кабинете на портале "Госуслуги". В отличие от подаваемых обращений через портал ФССП России (www.fssp.ru) информация о наличии/отсутствии исполнительного производства и о ходе исполнительного производства направляется через портал "Госуслуги" в форме электронного документа, сформированного автоматически на основе сведений из Автоматизированной информационной системы ФССП России (далее — АИС ФССП России)[14]. При этом результаты вышеуказанных запросов через портал "Госуслуги" впоследствии отображаются и в личном кабинете на официальном портале ФССП России.

Подобное разделение пользователей информационных систем в зависимости от вида обращения (при неизменном исполнителе/операторе — ФССП России) вряд ли оправданно ввиду следующего. Во-первых, каждая информационная система (личный кабинет) имеет свои особенности заполнения обращения в электронном виде, что требует от пользователя дополнительных навыков. Во-вторых, удвоение информационных ресурсов, необходимых для получения необходимой информации, ведет к увеличению рисков недоступности одного из них по техническим причинам. В-третьих, одновременная работа двух информационных систем может обусловливать более значительные организационные и финансовые затраты государства.

2.2. Банк данных исполнительных производств (Автоматизированная информационная система ФССП России)

В силу положений ст. 6.1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"[15] (далее — Закон об исполнительном производстве) ФССП России создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Порядок создания и ведения банка данных установлен Приказом ФССП России от 12 мая 2012 г. N 248 "Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде"[16] (далее — Приказ).

В качестве средства создания и ведения банка данных в исполнительном производстве ФССП России была определена федеральная государственная информационная система "Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов"[17]. Свободный доступ к общедоступным сведениям банка данных осуществляется через официальный интернет-портал ФССП России (www.fssp.ru).

В соответствии с п. 1.5 Приказа основными задачами, решаемыми при использовании банка данных, являются:

— учет сведений (документов), получаемых Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, связанной с принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

— учет документов, формируемых Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, связанной с принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

— хранение электронных документов, получаемых Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, связанной с принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

— хранение юридически значимых документов, вынесенных Федеральной службой судебных приставов, в виде электронного документа;

— обеспечение работников Федеральной службы судебных приставов сведениями, необходимыми для принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

— обеспечение органов государственной власти, имеющих необходимые полномочия, сведениями из банка данных;

— обеспечение сторон исполнительного производства актуальной информацией о ходе исполнительного производства;

— разграничение доступа к информации ограниченного распространения, содержащейся в банке данных;

— обеспечение прав граждан на доступ к информации о деятельности Федеральной службы судебных приставов;

— обеспечение информационной безопасности банка данных.

При анализе поставленных задач обращает на себя внимание имеющийся потенциал для дальнейшего возможного расширения взаимодействия АИС ФССП России с другими информационными системами. Так, задачи по учету сведений (документов) и обеспечению возможности хранения электронных документов в контексте абз. 3 ч. 3 ст. 319 АПК РФ, абз. 3 ч. 1 ст. 428 ГПК РФ, ч. 1.1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве[18] формально не должны требовать существенной доработки или изменения имеющейся АИС ФССП России для организации электронного документооборота между судами и службой судебных приставов[19].

Банк данных исполнительных производств имеет трехуровневую структуру и состоит из федерального (центральный аппарат ФССП России), регионального (управление ФССП России) и местного (отдел судебных приставов) банков данных. В рабочие дни информация и документы, вносимые в региональные и местные банки данных, в автоматическом режиме передаются по защищенным каналам связи на федеральный и региональный уровень соответственно (п. 2.3 Приказа). Автоматический режим передачи данных, наряду с дублированием информации на нескольких уровнях, может привести к снижению рисков утери информации или документов (к сожалению, нередко встречающегося явления в отечественных реалиях), а также позволяет восстановить документ, если произошло повреждение/технический сбой на одном из уровней информационной системы.

Все сведения и документы, получаемые ФССП России в ходе своей деятельности, в течение одного дня с момента их поступления должны быть внесены в банк данных (п. 3.2 Приказа). При этом в силу положений ч. 3 ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве и п. 7.1 Приказа не вся информация, внесенная и находящаяся в банке данных, является общедоступной, а только прямо указанная в законе. К общедоступным сведениям относятся, например: вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; дата возбуждения и номер исполнительного производства; наименование должника (для граждан — фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций — наименование и юридический адрес); сумма непогашенной задолженности и т.д.

В силу ч. 4 ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве, п. 7.3 Приказа информация утрачивает статус общедоступной после окончания или прекращения исполнительного производства. Данные положения действуют в отношении всей находящейся в свободном доступе информации, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, которые являются общедоступными до обнаружения указанных лиц или имущества, а также сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п. 6 и 7 ч. 1 ст. 47 данного Закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.

Как уже отмечалось выше, доступ к общедоступной информации банка данных осуществляется на официальном портале ФССП России (в разделе "Сервисы") путем поиска интересующей информации по Ф.И.О. и дате рождения должника, наименованию и адресу предприятия-должника или номеру исполнительного производства. В первых двух случаях обязательной к заполнению является строка "территориальные органы", что с учетом постоянного автоматического дублирования информации на всех трех уровнях АИС ФССП России по меньшей мере странно. Результаты поиска представляются в табличном виде только на странице выдачи информации и не могут быть сохранены в виде документа. Также не содержится в результатах выдачи и гиперссылки для дальнейшего уточнения информации о ходе исполнительного производства[20].

Банк исполнительных производств в настоящее время представляется довольно востребованным информационным сервисом. Так, по словам директора ФССП России Д.В. Аристова, за 2016 г. 88 млн человек посетили данный сервис[21].

2.3. Электронный документооборот

В условиях существующей нагрузки на судебного пристава-исполнителя, неудовлетворительной работы почтовых служб и существующего уровня финансирования построение системы электронного документооборота внутри ФССП России, налаживание межведомственного взаимодействия с другими органами государственной власти[22], а также оптимизацию работы судебного пристава путем определенной автоматизации типовых процессов можно считать необходимыми и важными элементами производства по принудительному исполнению.

Так, одним из прикладных компонентов информационной системы АИС ФССП России является программный комплекс отдела судебных приставов (далее — ПК ОСП), в числе задач которого значатся внедрение электронного документооборота в ФССП России и автоматизация процессов в исполнительном производстве (ведение исполнительного производства с формированием процессуальных документов, розыск и учет арестованного имущества, делопроизводство и документооборот, учет денежных средств и администрирование доходов бюджета).

Основы для электронного документооборота содержатся в Законе об исполнительном производстве. Согласно ч. 2.1 ст. 14 данного Закона постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и может быть направлено адресату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи. Приказом ФССП России от 22 апреля 2015 г. N 248 были утверждены требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа.

Следует отметить, что ПК ОСП позволяет не только создавать в форме электронного документа постановления судебного пристава-исполнителя с последующим подписанием электронной подписью[23], но и автоматизировать процесс создания некоторых документов. Так, например, регистрация административного дела в программном комплексе влечет создание проекта протокола об административном правонарушении, после заполнения некоторых форм которого документ будет автоматически зарегистрирован в системе, а процесс перейдет в стадию "подготовка к рассмотрению"[24].

3. Некоторые тенденции использования информационных технологий в исполнительном производстве Германии

Прежде всего следует отметить, что согласно абз. 2 § 753 Гражданского процессуального уложения Германии (далее — ГПУ Германии) начиная с 1 апреля 2016 г. в исполнительном производстве Германии применительно к исполнению по денежным требованиям введено обязательное использование формуляров для подачи кредитором заявления на выдачу поручения на исполнительное производство.

При этом федеральные земли могут предусмотреть возможность заполнения электронного формуляра для дальнейшего вывода его на печать и отправки в бумажной форме. В таком случае земли могут предусмотреть условия и порядок перевода его в электронный вид для дальнейшего электронного делопроизводства. Федеральным землям предоставлена возможность без изменения содержания формуляра ввести возможность создания документа в электронном виде (формат XML) и передачи его в таком в виде в суд или судебному приставу.

По мнению немецкого законодателя, для того, чтобы упростить и ускорить исполнительное производство, а также максимально использовать преимущества использования вышеуказанных формуляров, необходимо предусмотреть случаи, когда бумажный оборот (заверенный печатью суда исполнительный лист) не тормозит электронный[25]. Для реализации данных задач в процессуальное законодательство были внесены соответствующие изменения.

Основные изменения были предусмотрены Законом от 26 ноября 2016 г. о внесении изменений в законодательные акты ввиду принятия Регламента 655/2014 "О введении производства по вынесению европейского постановления об аресте банковских счетов в целях облегчения исполнения требований по гражданским и торговым делам, имеющих трансграничный характер"[26].

Так, согласно абз. 1 § 754a ГПУ Германии при подаче заявления на выдачу поручения на исполнительное производство представления исполнительного листа в оригинале не требуется при наличии в совокупности следующих условий:

— денежное требование не превышает сумму 5 тыс. евро;

— законом не требуется предоставление дополнительных документов для подтверждения подлинности исполнительного листа;

— заявителем представлены скан-копии исполнительного листа и доказательства получения его должником;

— заявитель подтверждает, что требование по исполнительному листу реально существует и еще не исполнено должником.

В целях защиты интересов должника судебный исполнитель на основании абз. 2 § 754a ГПУ Германии при наличии у него сомнений в существовании оригиналов документов или иных предпосылок возбуждения исполнительного производства может сообщить кредитору об этом и потребовать представления оригиналов документов. В качестве возможных примеров возникновения сомнений у судебного исполнителя называются нечитаемость копии, различный размер денежного требования в заявлении и в исполнительном листе.

Поскольку абз. 3 § 754a ГПУ Германии содержит отсылку к § 130a, действует абз. 2 § 130a ГПУ Германии, который наряду с федерацией допускает принятие федеральными землями соответствующих нормативных документов, регулирующих электронный документооборот.

Кроме того, вышеуказанным Законом был существенно модернизирован порядок подготовки описи имущества должника с точки зрения информационных технологий. Так, в соответствии с абз. 5 § 802f ГПУ Германии судебный исполнитель составляет опись имущества должника согласно требованиям абз. 2 § 802c ГПУ Германии исключительно в электронном виде. Сведения, заносимые судебным исполнителем в акт описи имущества, зачитываются должнику или демонстрируются на экране монитора. Последний имеет право потребовать распечатки документа.

Следует отметить, что согласно новой редакции абз. 4 § 753 ГПУ Германии любые письменные заявления, ходатайства, экспертные заключения от сторон могут быть направлены судебному исполнителю в виде электронного документа. При этом электронный документ должен быть в таком формате, в котором он может быть прочтен судебным исполнителем.

4. Перспективы дальнейшего развития

Следует отметить, что сфера исполнительного производства в контексте использования информационных технологий начиная с 2012 г. находится в центре внимания государства. Произошедшие за столь небольшой период времени определенные шаги в плане повышения открытости системы принудительного исполнения, внедрения программных комплексов электронного документооборота и построения системы межведомственного взаимодействия позволяют говорить о том, что внимание в целом было вознаграждено со стороны ФССП России. Реальными же бенефициарами использования информационных технологий в исполнительном производстве должны стать прежде всего стороны исполнительного производства.

Интерес сторон в таком случае достаточно очевиден, исполнительное производство (бумажное или электронное) должно быть эффективным и удобным.

Так, современные технологии в виде личного кабинета сторон исполнительного производства, свободного доступа к банку данных исполнительных производств способны во многом повысить удобство исполнительного производства для сторон, поскольку получить информацию, подать заявление/ходатайство можно не выходя из дома.

С повышением эффективности немного сложнее, поскольку даже некоторая автоматизация и электронной документооборот не могут решить проблемы перегруженности ФССП России и недостаточного финансирования[27]. Первая из проблем, очевидно, не может быть решена только с помощью информационных технологий, а требует комплексного подхода к снижению нагрузки на судебного пристава-исполнителя.

В качестве перспективных направлений развития информационных технологий в исполнительном производстве могут быть указаны:

1) имеющаяся информационная система АИС ФССП России нуждается в дальнейшем совершенствовании и расширении доступных функций для конечного пользователя. Последнее может быть достигнуто путем вовлечения новых органов государственной власти и организаций в работу данного программного комплекса с добавлением соответствующего функционала в личный кабинет стороны исполнительного производства. При этом следует отметить, что само по себе существование различных информационных систем в различных органах государственной власти (прежде всего в судах и службе судебных приставов) требует повышенного внимания к вопросам совместимости и устойчивости работы отдельных систем;

2) разработка и активное использование формуляров для документов, подаваемых сторонами исполнительного производства. Речь может идти о заявлениях о возбуждении исполнительного производства и ходатайствах сторон исполнительного производства.

Использование формуляров как позволяет решить проблему распознавания подаваемых документов в электронном виде, так и повышает удобство заполнения документов. Кроме того, формуляры открывают возможности последующей автоматизации отдельных этапов исполнительного производства;

3) введение электронных почтовых ящиков судебных приставов-исполнителей. При наличии системы идентификации сторон исполнительного производства (портал "Госуслуги") отсутствие персонификации (помимо Ф.И.О. и телефонного номера) в лице конкретного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, представляется не совсем обоснованным.

 


[1] Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М.: Статут, 2016. С. 95.

[2] Эффективность принудительного исполнения судебных решений и актов других органов: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 8 — 11 июня 2011 г. / Отв. ред. А.О. Парфенчиков, Д.Х. Валеев. М.: Статут, 2011. С. 2. Подробнее о том, что право на суд неотделимо от реализации/исполнения судебного акта, см.: Нешатаева Т.Н. Первое решение Европейского суда по правам человека по имущественному спору против России: размышления, некоторые выводы // Вестник ВАС РФ. 2002. N 8. С. 141.

[3] В этом смысле разделяемая некоторыми авторами оптимистичная позиция о том, что использование информационных технологий безусловно позитивно отражается на доступности правосудия, представляется весьма спорной. В пользу такой позиции см.: Некрасов С.Ю. Информационные технологии в сфере обеспечения доступности правосудия в арбитражных судах // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. N 7. С. 8 — 13.

[4] В рамках гражданского судопроизводства Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти", а также соответствующими Приказами Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. N 251 и от 28 декабря 2016 г. N 252 в качестве такой системы была выбрана процедура регистрации и подтверждения соответствия (идентификация и аутентификация) учетной записи физического лица (ЕСИА) на портале "Госуслуги". Эффективность и устойчивость выбранной системы покажет время.

[5] СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 13.

[6] СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4248. Ранее действовавшая Программа, наряду с применением информационных технологий, в качестве мероприятий называла развитие и совершенствование системы управления, строительство, реконструкцию или приобретение административных зданий для размещения подразделений ФССП России, создание условий для работы судебных приставов. Актуальная Программа для повышения качества исполнения судебных актов ограничивается в большей части информационными технологиями.

[7] В частности, задача по созданию Единой автоматизированной информационной системы ФССП России присутствует в обоих документах, что говорит о продолжающемся процессе создания системы.

[8] Обращает на себя внимание отказ от прежнего целевого индикатора "доля (в процентах) исполнения судебных актов" (в ранее действовавшей Программе "Развитие судебной системы России на 2007 — 2012 годы"). Вполне объяснимый с ведомственной стороны переход от одного индикатора к другому (традиционно высокая доля исполнительных производств, которые изначально не имеют никаких шансов на исполнение), с организационной и правовой точек зрения, представляется не совсем оправданным. В данном случае возникает риск подмены достижения осязаемых и понятных результатов на интенсификацию работы службы судебных приставов.

[9] Прием, в свою очередь, возможен только тогда, когда сами исполнительные документы будут изготавливаться в электронном виде.

[10] Построение электронной коммуникации между судебным приставом и сторонами исполнительного производства требует соответствующих гарантий идентификации сторон. В целом портал "Госуслуги" позволяет решить данную проблему в отношении пользователей — сторон исполнительного производства, прошедших процедуру регистрации и подтверждения личности. Процесс коммуникации судебного пристава с такими субъектами, как представители сторон, банки и иные кредитные организации, оценщики и т.д., потребует как дополнительных электронных каналов коммуникации, так и, возможно, способов идентификации.

[11] Речь идет о документах, предварительно составленных на бумажном носителе, а потом переведенных путем сканирования в электронную форму, с последующим заверением электронной подписью. Образ документа следует отличать от собственно электронного документа, который изначально был создан в электронной форме и подписан электронной подписью. Различие в терминологии "подписание"/"заверение" кроется в том, что электронный образ документа является копией документа, изготовленного на бумажном носителе, и, следовательно, такая копия может быть только заверена.

[12] ЕСИА — федеральная государственная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

[13] Возможность подачи заявления о возбуждении исполнительного производства в электронном виде ни личный кабинет стороны исполнительного производства, ни личный кабинет портала "Госуслуги" не предусматривают.

[14] Следует отметить, что сам процесс предоставления информации через портал "Госуслуги", например о ходе исполнительного производства, с момента подачи заявления и до получения результатов занимает около 15 — 20 мин. При этом формируемый в автоматическом режиме документ для взыскателя отличается высокой степенью детализации (содержит полный перечень запросов, постановлений судебного пристава-исполнителя с указанием даты и реквизитов, а также номера и даты поступивших ответов от органов и должностных лиц).

[15] СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

[16] Российская газета. N 203. 2012. 5 сентября.

[17] АИС ФССП России была зарегистрирована еще в 2011 г. в реестре федеральных государственных информационных систем. На сегодняшний день система включает в себя 10 компонентов (подсистемы и программные комплексы), а также сведения о более чем 198 млн исполнительных производств.

[18] Положения о возможности направления судом исполнительного листа для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, были введены Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Впоследствии Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2015 г. N 1121 "Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа" были установлены необходимые технические и программные требования к таким видам электронных документов.

[19] Данное предположение находит подтверждение в достаточно успешном "пилотном" запуске взаимодействия информационной системы судов общей юрисдикции г. Москвы (так называемая Комплексная информационная система — КИС) и АИС ФССП России в начале 2017 г. по направлению исполнительных листов из районных судов г. Москвы в электронном виде. Следует отметить, что разработкой и внедрением системы (в том числе модуля межведомственного взаимодействия) занималась компания, отвечавшая в свое время за создание и настройку информационной системы арбитражных судов "Картотека арбитражных дел".

[20] Возможная причина невозможности прямого перехода может заключаться в необходимости предварительной авторизации пользователя в личном кабинете стороны исполнительного производства или в личном кабинете на портале "Госуслуги" для создания запроса через портал "Госуслуги" на получение информации о ходе исполнительного производства.

[21] Из выступления Д.В. Аристова на экспертной площадке "Информационные технологии в исполнительном производстве" в рамках VII Петербургского международного юридического форума. Подробнее см.: https://spblegalforum.com/ru/news/20170518_Information-technologies-in-enforcement-proceedings.

[22] Правила формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".

[23] В некоторых случаях одной электронной подписи судебного пристава-исполнителя может быть недостаточно и потребуется еще утверждение документа электронной подписью старшего судебного пристава (ч. 3 ст. 67 Закона об исполнительном производстве). Вывод о необходимости наличия в таких ситуациях двух электронных подписей содержится также и в судебной практике (Апелляционные определения Ростовского областного суда от 27 июля 2015 г. по делу N 33-10979/2015, Хабаровского краевого суда от 9 сентября 2015 г. по делу N 33-5723/2015).

[24] Подробнее см.: письмо ФССП России от 18 сентября 2013 г. N 12/01-26174-ТИ "О порядке ведения административных дел в ПК ОСП АИС ФССП".

[25] BR-Druck. 633/15. S. 34.

[26] BGBl. I. S. 2591.

[27] Нельзя исключать, что именно понимание отсутствия прямой корреляции между информационными технологиями и эффективностью принудительного исполнения привело к уже упомянутому выше исчезновению в действующей государственной программе индикатора в виде уровня (в процентах) исполнения.


Рекомендуется Вам: