ЮрФак: изучение права онлайн

Правовое регулирование применения информационных технологий в недропользовании

Авторы: Шамордин Р.О., Ясинский С.Р.

К настоящему времени информационные технологии[1] стали неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Область их применения с каждым днем становится все шире — инженерные и космические исследования, социология, статистика, экономика, градостроительство и градоуправление, различные хозяйственные сферы (включая лесопользование, водопользование, недропользование и т.д.). При этом правовое регулирование различных отношений, возникающих между их участниками, является важнейшей задачей государства.

Согласно одному из многочисленных определений под правовым регулированием следует понимать процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочение. В связи с этим возникают вопросы:

— вовлекаются ли в этот процесс воздействия различные информационные технологии;

— если вовлекаются, то какова роль информационных технологий в правовом регулировании в целом и в правовом регулировании специфических природоресурсных отношений в частности?

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под информацией понимают различные сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В свою очередь, согласно положениям указанной статьи информационными технологиями следует считать разнообразные процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Россия обладает одним из крупнейших в мире минерально-сырьевым потенциалом, являющимся основой гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики в различных видах минерального сырья (см. [6]). В специальных государственных фондах хранится огромный объем информации о количестве, качестве, доступности и множество других данных о минерально-сырьевой базе России.

Уместно вспомнить крылатую фразу Натана Ротшильда: "Кто владеет информацией, тот владеет всем миром".

Однако в современных реалиях важен не только и не столько сам факт обладания определенными сведениями, сколько возможность получения оперативного доступа к указанным сведениям, поскольку это позволяет государственным органам своевременно принимать необходимые решения.

Одним из наиболее успешных методов оптимизации процессов принятия решений является создание специальных баз данных, которые позволяют комплексно и в оперативном порядке провести оценку состояния минерально-сырьевой базы страны в конкретный момент времени, получить данные об отсутствии необходимых объемов того или иного вида минерального сырья по каждому конкретному региону, субъекту Российской Федерации.

По данным официального сайта Федерального фонда геологической информации (ФГБУ "Росгеолфонд"), в Сводном государственном реестре участков недр и лицензий содержатся данные о более 75 тысяч геологических объектов, которые были предоставлены в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах (см. [9]).

В соответствии с пунктами 25 и 26 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 24 мая 2010 года N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов", на основании Приказа Федерального агентства по недропользованию от 20 июня 2017 года N 272 "Об утверждении плана информатизации Федерального агентства по недропользованию на 2017 год и плановый период 2018 — 2019 годов" это агентство организует деятельность по созданию, ведению и использованию следующих электронных информационных баз данных:

— Федеральная автоматизированная система лицензирования недропользования (АСЛН);

— автоматизированная система "Минерал-Финансы";

— информационная система "Учет и баланс подземных вод";

— справочно-информационная база результатов экспертизы проектов и смет на геологическое изучение недр (СИБД);

— система электронного архива (СЭА).

Кроме этого, Федеральным агентством по недропользованию (далее также — Роснедра) принимаются иные меры по использованию информационно-коммуникационных технологий в сфере своей деятельности. Например, портал государственных услуг и функций Роснедр [10] предназначен для автоматизации выполнения государственных услуг и обеспечения межведомственного взаимодействия в электронном виде Федерального агентства по недропользованию и иных органов государственной власти. Кроме того, портал обеспечивает отправку запросов на получение сведений от имени Роснедр в рамках Системы межведомственного электронного взаимодействия, Единого портала государственных услуг. Пользователями портала являются сотрудники Роснедр и его территориальных органов.

Также Федеральным агентством по недропользованию организуется доступ к информационному ресурсу "Личный кабинет недропользователя", который обеспечивает электронное взаимодействие пользователей с агентством, его территориальными органами и подведомственными организациями в сфере лицензирования недропользования. Пользователями являются физические и юридические лица, осуществляющие недропользование, в том числе геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых.

Таким образом, к настоящему времени информационные технологии играют важную роль в обеспечении взаимодействия хозяйствующих субъектов с государственными органами Российской Федерации, снижают административные барьеры и повышают прозрачность административных операций при оказании государственных услуг в сфере недропользования, а также сокращают сроки рассмотрения заявок и обращений граждан и юридических лиц.

Следует отметить, что возможность доступа к информации о состоянии минерально-сырьевой базы страны имеют не только государственные органы, но и хозяйствующие субъекты.

Ярким примером поддержания баланса публично-частных интересов является Интерактивная электронная карта недропользования Российской Федерации (далее — ИЭК РФ). ИЭК РФ — это информационный ресурс, размещенный на сайте в Интернете, содержащий картографическую и иную геологическую информацию, полученную за счет средств федерального бюджета, которая визуализируется для максимально простого и эффективного решения задач справочно-обзорного характера (см. [8]).

Согласно официальному сайту электронная карта недропользования России ориентирована на максимально простое и быстрое получение краткой справочной информации по следующим информационным блокам, имеющим отношение к недропользованию в Российской Федерации:

— геологическое строение территории — геологические карты масштабов от 1:2 500 000 до 1:500 000 и т.д.;

— минерально-сырьевая база — месторождения, проявления, перспективные площади, минерагенические подразделения всех рангов. Базовый масштаб — 1:2 500 000;

— изученность территории — картограммы геологической, геохимической, геофизической изученности масштабов от 1:1 000 000 до 1:50 000 и т.д.;

— управление недропользованием — карта распределенного фонда недр (лицензий на пользование недрами), карта работ по геологическому изучению недр за счет федерального бюджета, карта органов управления недропользованием и т.д. (внемасштабные);

— инфраструктура минерально-сырьевого комплекса — карта инфраструктуры минерально-сырьевого комплекса с указанием основных коммуникаций, производственных мощностей и т.п., карта особо охраняемых территорий федерального уровня масштаба 1:2 500 000;

— география — географическая карта и карта административного деления масштаба 1:2 500 000.

Удобный и оперативный доступ заинтересованных лиц, в том числе иностранных инвесторов, к базам данных благоприятно влияет на инвестиционный климат, обеспечивает дополнительный приток финансирования в сфере недропользования, что особенно актуально в условиях экономического кризиса и международных ограничительных мер экономического характера в отношении России.

Однако возникает вопрос, учитываются ли интересы государственной безопасности при расширении информатизации в рассматриваемой сфере, в частности, относительно иностранных субъектов.

С одной стороны, анализ статьи 27 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее — Закон о недрах) позволяет понять, что в настоящее время правовой режим геологической информации о недрах имеет либеральный характер. Период, когда отдельные субъекты, получившие геологическую информацию, могут устанавливать особый режим ее использования, ограничивается тремя и пятью годами для первичной и интерпретированной геологической информации соответственно. В остальных случаях применяется общий правовой режим геологической информации о недрах, который обеспечивает достаточно простую процедуру ее получения неограниченному кругу субъектов.

С другой стороны, имеются некоторые ограничения, связанные с обеспечением режима государственной тайны.

В соответствии с частью 16 статьи 27 Закона о недрах порядок и условия использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Российская Федерация, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В свою очередь, Правила использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Российская Федерация, утверждены Постановлением Правительства Российская Федерация от 2 июня 2016 года N 492. Согласно пункту 5 указанных Правил физические и юридические лица используют геологическую информацию в соответствии с требованиями законодательства о недрах, об информации, информационных технологиях и о защите информации, о государственной тайне и коммерческой тайне, а также об экспорте геологической информации исключительно для целей, указанных при ее получении.

При этом в соответствии с абзацем 7 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" государственную тайну составляют сведения об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации).

Список стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 210, согласно которому сведения о балансовых запасах никеля, кобальта, особо чистого кварцевого сырья, тантала, ниобия, бериллия, лития, редких земель иттриевой группы являются государственной тайной.

Учитывая особый правовой режим геологической информации о некоторых полезных ископаемых, в которую входят сведения, относящиеся к государственной тайне, информационные базы могут быть открытого и закрытого типа. В связи с этим в настоящее время информатизация отношений в сфере недропользования является компромиссом между государственными интересами, заключающимися в установлении и поддержании в отдельных случаях режима государственной тайны, интеграции информации о недрах в государственных информационных фондах, и государственными интересами по либерализации использования геологической информации гражданами и юридическими лицами с целью улучшения инвестиционного климата в сфере недропользования, обеспечения прозрачности механизмов государственного управления с целью минимизации коррупционных рисков.

Резюмируя изложенное, можно отметить, что использование информационных технологий является эффективным способом повышения качества правоприменения субъектами отношений, связанных с пользованием недрами. При этом построение эффективной системы правового регулирования возможно только в случае, если указанная система будет совершенствоваться и развиваться, включая использование новейших информационных технологий.

Кроме того, внедрение цифровых технологий в сфере государственного управления и оказания государственных услуг в геологоразведочной и горнодобывающей отраслях способствует выполнению положений пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Литература и информационные источники

1. О недрах: Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 10. Ст. 823.

2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

3. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

4. О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (вместе с Положением о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, Правилами подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении): Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 365 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 22. Ст. 2778.

5. Об утверждении Правил использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Российская Федерация: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 492 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. N 24. Ст. 3531.

6. Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 48. Ст. 5836.

7. Об утверждении плана информатизации Федерального агентства по недропользованию на 2017 год и плановый период 2018 — 2019 годов: Приказ Федерального агентства по недропользованию от 20 июня 2017 года N 272 // СПС "КонсультантПлюс".

8. Об утверждении Регламента доступа пользователей к Автоматизированной системе "Интерактивная электронная карта недропользования Российской Федерации: Приказ Федерального агентства по недропользованию от 17 августа 2015 года N 524 // СПС "КонсультантПлюс".

9. Сводный государственный реестр участков недр и лицензий. Российский федеральный геологический фонд. URL: http://www.rfgf.ru/license/index.php (дата обращения: 17 декабря 2017 года).

10. Портал государственных услуг и функций Федерального агентства по недропользованию. URL: https://lk.rosnedra.gov.ru (дата обращения: 17 декабря 2017 года).

11. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8.

12. Об утверждении списка стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 210 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 14. Ст. 1310.

13. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. N 20. Ст. 2817.

 


[1] Информационные технологии (ИТ, информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (Федеральный закон N 149-ФЗ); приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%00%BE%00%BO%00%BO%01%8B%00%B5%01%82%00%B5%01%85%00%BO%00%BE%00%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8.


Рекомендуется Вам: