ЮрФак: изучение права онлайн

Приоритеты обеспечения национальной безопасности в контексте интересов личности: конституционно-правовой анализ

Автор: Колоткина О.А.

В соответствии с базовым Федеральным законом от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"[1] и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации[2], утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683, национальная безопасность российского государства включает в себя систему интересов таких объектов ее обеспечения, как личность, общество и государство.

С точки зрения теории права категория "интерес" представляет собой осознанные субъектом потребности, которые обусловлены национально-культурными особенностями и сформировавшимися ценностями, социально-экономическим и политическим устройством общества на определенном этапе его исторического развития. Формирование интересов представляет собой довольно сложный процесс осознания потребностей[3]. Таким образом, интерес представляет собой осознание потребностей каким-либо субъектом (личностью, обществом или государством) в процессе достижения конкретных целей в различных сферах жизнедеятельности.

В действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации используется категория "национальные интересы Российской Федерации", содержание которой включает в себя интересы (объективно значимые потребности) личности, общества и государства, связанные с обеспечением безопасности во всех сферах жизнедеятельности общества. Стоит отметить и двойственную природу национальных интересов. С одной стороны, национальные интересы носят ярко выраженный субъективный характер, так как носители этих интересов конкретные субъекты — личность, общество и государство. С другой стороны, просматривается и объективный характер национальных интересов, который заключается в том, что личность, общество и государство становятся объектами обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности (политической, военной, социальной, духовной и др.).

Интересы личности в сфере обеспечения безопасности признаются в качестве одних из признанных на законодательном уровне национальных интересов, обеспечение которых осуществляется посредством реализации стратегических национальных приоритетов. К интересам личности Стратегия относит объективно значимые потребности личности в обеспечении их защищенности и устойчивого развития (п. 6). Стратегия отдельно обозначает и национальные интересы на долгосрочную перспективу относительно личности — повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны (п. 30). Таким образом, основной целью обеспечения национальной безопасности является в том числе и удовлетворение потребности личности находиться в таком состоянии защищенности от разноплановых опасностей, рисков и угроз (в различных сферах), при котором: а) обеспечивается беспрепятственная реализация человеком и гражданином своих конституционных прав и свобод; б) достойные качество и уровень жизни личности; в) развитие личностного потенциала.

Действующая Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определяет стратегические национальные приоритеты обеспечения национальной безопасности. В частности, к таким приоритетным направлениям, затрагивающим интересы личности напрямую или косвенно, можно отнести (таблица 1):

Таблица 1. Стратегические национальные приоритеты системы обеспечения национальной безопасности, затрагивающие интересы личности (по Стратегии национальной безопасности Российской Федерации)

Стратегические национальные приоритеты обеспечения национальной безопасности

Интересы личности

Государственная и общественная безопасность

защита основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе и от преступных посягательств (п. 42 Стратегии)

Повышение качества жизни российских граждан

обеспечение качества жизни; развитие человеческого потенциала; удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей;

снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов (п. 50 Стратегии)

Наука, технологии и образование

повышение социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований (п. 67 Стратегии)

Здравоохранение

увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения;

повышение доступности и качества медицинской помощи;

соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (п. 71 Стратегии)

Таким образом, личность, ее конституционные права и свободы в соответствии с п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации являются стратегическим национальным приоритетом в сфере обеспечения национальной безопасности.

Юридическим выражением интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности является право личности на безопасность, представляющее собой индивидуальное притязание индивида относительно состояния защищенности от разноплановых опасностей, угроз и рисков, возникающих в отдельных сферах социальной жизни[4]. Такое состояние защищенности интересов личности — это не абстрактное состояние, а состояние, которое можно оценить через основные показатели. К таким показателям можно отнести удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств.

Впрочем, и сама юридическая природа права личности на безопасность является специфичной. По своей сути право личности на безопасность является своеобразным "правом-гарантией", незримо присутствующим в любом конституционном праве человека и гражданина. Такое "право-гарантия" требует от государства создания условий защищенности интересов личности во всех сферах жизнедеятельности, где реализуются конституционные права и свободы (политическая, социальная, экономическая, юридическая, духовная и др.). С учетом современных вызовов в сфере обеспечения национальной безопасности реализация каждого конституционного права личности должна быть обеспечена со стороны государства соответствующим правом-гарантией — правом личности на безопасность.

В настоящее время в Российской Федерации создана правовая основа обеспечения безопасности. Анализ системы действующих нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности позволяет выделить отдельные аспекты правового регулирования интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности (таблица 2).

Таблица 2. Правовые основы обеспечения безопасности личности

Нормативный правовой акт

Аспекты правового регулирования

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Государство гарантирует права и свободы человека и гражданина (ст. 17), в том числе и посредством их защищенности (ст. 45)

Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (ред. от 05.10.2015)

Личность обозначается в качестве обособленного объекта обеспечения безопасности; признается разнообразие видов безопасности различных объектов — личности, общества и государства (ст. 1)

Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"

Обозначает место личности в системе обеспечения национальной безопасности (п. 6);

раскрывает содержание понятия "национальные интересы Российской Федерации", конкретизируя интересы личности (п. 6);

обозначает разноплановые опасности, риски и угрозы интересам личности в отдельных сферах национальной безопасности;

определяет основные индикаторы безопасности личности — защищенность конституционных прав и свобод; достойное качество и уровень жизни; развитие личностного потенциала

Проведенный анализ норм действующего законодательства позволяет сделать ряд промежуточных выводов.

Во-первых, личность рассматривается в качестве обособленного субъекта и объекта национальной безопасности Российской Федерации, требующего обеспечения со стороны государства должного уровня защищенности своих законных интересов, прав и свобод от различного рода опасностей, угроз и рисков посредством их должного прогнозирования, минимизирования и (или) устранения.

Во-вторых, интересы личности в сфере обеспечения национальной безопасности сводятся к ее потребностям в различных сферах, их защищенности со стороны государства.

В-третьих, интерес личности в сфере обеспечения безопасности заключается не только в беспрепятственной реализации своих конституционных прав и свобод, но и в ее устойчивом развитии[5].

В-четвертых, юридическим выражением интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности является "право личности на безопасность", под которым следует понимать предоставленную человеку и гарантированную государством возможность находиться в таком состоянии защищенности своих жизненно важных интересов, при котором негативные факторы (опасности, риски, угрозы) будут своевременно спрогнозированы, минимизированы, предупреждены и устранены государством посредством предоставления личности конкретных гарантий и мер эффективного государственного управления.

Таким образом, в статье была предпринята попытка теоретического осмысления сущности и содержания интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности. Показано, что интересы личности, наряду с интересами государства и общества, рассматриваются в качестве приоритетов государственной политики в сфере обеспечения безопасности. Конечной целью воплощения в жизнь интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности должно стать такое состояние защищенности от разноплановых опасностей, рисков и угроз, при котором личность сможет беспрепятственно реализовать все свои конституционные права и свободы. Государство, в свою очередь, обязано гарантировать личности достойный уровень жизни, конституционные права и свободы и ее дальнейшее развитие.

Стратегически важным является признание и определение содержания на законодательном уровне права личности на безопасность. Конструкция такого права как в объективном, так и в субъективном смыслах должна включать в себя признание за человеком ключевой витальной потребности — нахождение в состоянии защищенности от разноплановых угроз в различных сферах жизнедеятельности. Важной составляющей права личности на безопасность должна стать обязанность со стороны государства по созданию должного механизма гарантий, направленных с одной стороны на контроль и управление негативными факторами в ключевых сферах социальной системы, с другой стороны, на беспрепятственную реализацию со стороны личности своих конституционных прав и свобод.

Список использованной литературы

1. Давыдов Л.В. Безопасность как защита жизненно важных интересов личности, общества и государства / Л.В. Давыдов, А.И. Стребков // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. N 6.

2. Колоткина О.А. Право личности на безопасность: к вопросу о расширении перечня конституционных прав и свобод / О.А. Колоткина, И.Д. Ягофарова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 94 — 96.

3. Пономарев Н.Н. Национальные интересы в Концепции национальной безопасности России: проблемы теории и практики / Н.Н. Пономарев // Общество и право. 2010. N 4 (31). С. 69 — 72.

 


[1] Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. 2010. N 295.

[2] Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.

[3] Пономарев Н.Н. Национальные интересы в Концепции национальной безопасности России: проблемы теории и практики // Общество и право. 2010. N 4 (31). С. 69 — 72.

[4] Колоткина О.А., Ягофарова И.Д. Право личности на безопасность: к вопросу о расширении перечня конституционных прав и свобод // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 94 — 96.

[5] Давыдов Л.В., Стребков А.И. Безопасность как защита жизненно важных интересов личности, общества и государства // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. N 6.


Рекомендуется Вам: