ЮрФак: изучение права онлайн

Проблемы и перспективы внедрения информационных технологий в деятельность судебной системы России

Авторы: Шарифуллин Р.А., Бурганов Р.С., Бикмиев Р.Г.

7 мая 2018 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным был подписан Указ N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". В нем среди целей и задач в том числе указаны: "ускорение технологического развития РФ, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа; обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере; создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств; использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями" и т.д.[1]

Таким образом, развитие электронных технологий является одним из приоритетных направлений российской правовой политики. Совершенствование цифровых технологий нуждается и в улучшении электронного документооборота в судебной системе. Судейским сообществом в России делается немало для развития данной сферы.

К принципам цифровизации судебной системы следует отнести:

— доступность и открытость для граждан и организаций;

— удобство и эффективность для судей и сотрудников аппарата суда;

— безопасность электронного документооборота, в том числе безопасность информационных баз судов и безопасность персональных данных граждан;

— экономию времени и человеческих ресурсов.

В настоящее время уже запущены и активно используются такие элементы электронного правосудия, как:

— СМС-информирование;

— видео-конференц-связь;

— электронная подача документов;

— сайты судов и других судебных органов;

— мобильный комплекс защиты свидетелей;

— распространение сведений о судебной деятельности в социальных сетях и т.п.

Был принят ряд законов, посвященных развитию электронных технологий в судебной системе; Верховным Судом Российской Федерации, Советом судей России, Судебным департаментом при Верховном Суде России постоянно принимаются и совершенствуются нормативные правовые акты в данной сфере[2].

Вместе с тем существуют и некоторые проблемы в сфере развития информатизации и автоматизации работы судов. Они относятся как к деятельности суда, так и к организациям и лицам, обращающимся в суд. Обратная связь от последних также важна и необходима для совершенствования судебной системы в рассматриваемой сфере.

Такие проблемы можно разделить на общие, то есть имеющие всеобъемлющий сквозной характер, и частные — более конкретизированные.

К общим проблемам мы относим:

1. Задваивание документооборота. Эта проблема состоит в том, что сотрудники суда ведут как электронные регистрацию, передачу, распределение, внесение информации и др., так и те же самые действия на бумажном носителе. Указанные обстоятельства приводят к выполнению двойной работы сотрудниками аппарата суда. В связи с этим после введения электронного документооборота функциональных обязанностей у сотрудников аппарата суда стало не меньше, а больше. Электронный документооборот, который был призван облегчить работу, не только не облегчил ее, но и в определенной степени сделал ее сложнее.

На наш взгляд, разрешение этой проблемы рано или поздно сведется к полному отказу от бумажного документооборота. Несомненно, это произойдет не сразу, но это должно быть логичным и закономерным итогом внедрения электронного документооборота, к которому нужно стремиться. Параллельно должны развиваться защита и безопасность электронного документооборота, увеличивая доверие к его надежности.

2. Проблема персонификации и безопасности доступа, а именно обладание каждым заявителем, судьей, сотрудником аппарата суда индивидуальным логином и паролем и недопустимость передачи таких данных третьим лицам. Это касается как лиц, подающих документы, так и принимающих и реагирующих на них.

Несознательные граждане, сотрудники аппарата суда и даже судьи могут передать свои логин, пароль, электронную цифровую подпись другим лицам, которых они считают доверенными. Работа под одним логином и паролем нескольких лиц недопустима и не позволит отследить, кто именно совершил в системе определенное действие.

Кроме того, следует четко сохранять персональные данные, не распространять информацию о персональных данных, ставших известными при исполнении служебных обязанностей. От работодателя требуется в данном случае доводить до сведения работников положения законодательства Российской Федерации о персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, требований к защите персональных данных, как того требует Федеральный закон "О персональных данных"[3].

3. Доступность электронного документооборота. Как известно, правосудие должно быть доступно для всех. Вместе с тем много наших сограждан в силу возраста, отсутствия технической возможности, образования и т.д. не могут в полной мере использовать возможности электронных технологий при осуществлении правосудия, в том числе право на обращение в суд.

Так, для граждан, не имеющих соответствующего образования, вызывает проблему заполнение многих полей при подаче заявления в системе ГАС "Правосудие". Например, тип судопроизводства, тип обращения (иск, жалоба, заявление, ходатайство и др.) и т.д. В последующем это приводит к необходимости сотрудников суда звонить данному гражданину, уточнять, каков тип обращения и др., предлагать исправить, поскольку в таком виде принять такое обращение невозможно.

Предлагаем в качестве одного из путей разрешения этой проблемы создание в системе ГАС "Правосудие" обучающего модуля, при помощи которого граждане, сотрудники аппарата суда, а также студенты юридических вузов смогут изучить систему и сформировать навыки работы в ней. Такие предложения сделаны руководством Казанского филиала Российского государственного университета правосудия для установки этого модуля при обучении студентов.

Существуют и частные проблемы, которые связаны с функционированием отдельных элементов электронного документооборота (ГАС "Правосудие", СМС-информирование, сайты судов и др.).

1. Интервьюирование юристов, наиболее часто обращающихся с заявлениями в суд, показало, что в случае обращения заявителя в суд в электронном виде в порядке гражданского судопроизводства не всегда судьями в ГАС "Правосудие" прикрепляется документ по принятому заявлению (например, определение о принятии заявления, о возврате, об оставлении без движения и др.).

2. Единожды подав документ по ГАС "Правосудие", лицо, сделавшее это, не может изменить или дополнить его. Вместе с тем такая возможность предусмотрена в случае оставления без движения, в иных случаях заявитель должен оформлять новое обращение.

3. Технический отказ, предусмотренный в Порядке подачи документов, находится в полномочиях сотрудника аппарата суда. Между тем по сути такой отказ представляет из себя процессуальный отказ в приеме документа, процессуальным законом он не урегулирован и может выразиться в ограничении доступа к правосудию. Неоднократно высшими судебными органами указывалось на то, что возвращать иски, заявления и прочие документы без процессуального решения недопустимо, обязательно вынесение определения или постановления. Соответственно, решение о техническом отказе должен принимать судья с указанием мотивов и вынесением процессуального акта.

4. Трудность для сотрудников аппарата суда вызывает необходимость распечатывания значительного объема и числа копий документов для направления по почте ответчикам и третьим лицам. Данная проблема вытекает из общей проблемы задваивания документов. В данном случае разрешение проблемы, на наш взгляд, лежит либо в изменениях процессуального законодательства с возложением на истца обязанности направить копии иска и приложенных документов ответчикам и третьим лицам с приложением к иску доказательств направления, либо в использовании гибридной почты. Об этом речь пойдет далее.

5. Неудобство вызывает также отсутствие перехода из системы подачи документов ГАС "Правосудие" на сайт суда. Необходимо сделать гиперссылку на дело в системе подачи документов для возможности мгновенного перехода на сайт в традиционной форме. Но в перспективе, на наш взгляд, возможна частичная интеграция этих систем с гиперссылками в одной из них на другую и т.п. Например, на сайтах судов г. Москвы[4] такая возможность уже реализована.

6. В предыдущем пункте нами затронуты московские суды. У них, как известно, существует своя система подачи документов, которая отличается и в некоторых аспектах более удобная, чем система у остальных судов (например, единовременный поиск дела по всем судам г. Москвы, прикрепление нескольких документов одновременно). В связи с этим представляется необходимым сделать единую систему подачи документов всех судов общей юрисдикции, объединив две существующие системы в одну.

Технологии не стоят на месте, активно и динамично развиваются, делая нашу жизнь все более и более удобной, деятельность государственных органов доступной и открытой, оказание государственных услуг более быстрым и своевременным. В связи с этим у нас имеется ряд предложений по совершенствованию использования новых технологий в работе судов.

Во-первых, продолжить дальнейшее развитие межведомственного электронного документооборота (например, направление копий решений о признании права собственности в Росреестр, исполнительных листов в Федеральную службу судебных приставов, определений о наложении и снятии ареста на транспорт в ГИБДД и др.).

Во-вторых, заполнение форм. В настоящее время в России не реализована подача исковых заявлений путем заполнения форм на сайте суда, несмотря на то что эта возможность предусмотрена в законе. Сейчас заявители самостоятельно пишут соответствующее заявление и прикрепляют его скан-копию в ГАС "Правосудие" или "Мой арбитр". Вместе с тем возможна подача заявлений путем заполнения уже имеющейся формы, когда заявитель, сидя за компьютером, заходит на сайт суда, выбирает соответствующую форму, заполняет ее, указывая свою фамилию, данные, данные ответчика, третьих лиц, проставляя цену иска, выбирая отметки напротив разработанных ранее обстоятельств. Процесс подачи заканчивается распечатыванием или отправкой документа в электронном виде (такая возможность реализована, например, в судах Великобритании)[5].

В-третьих, представляется, возможность применения видео-конференц-связи в судах подлежит последовательному расширению. Граждане должны во всех случаях иметь возможность удаленно участвовать в судебных заседаниях. Для этого необходимо расширить количество мест, оснащенных такой связью, наделить некоторых сотрудников аппарата суда правом установления личности и подготовительных действий при осуществлении видео-конференц-связи. Необходимо сделать требование лица об участии в заседании посредством видео-конференц-связи обязательным для суда. В перспективе возможна реализация участия в заседании через личный кабинет на сайте "Госуслуг", в котором есть видео-конференц-связь.

В-четвертых, гибридная почта — способ направления корреспонденции, при котором извещения в электронном формате направляются в почтовое отделение по месту жительства или нахождения получателя, там распечатываются и доставляются нарочным адресату.

Здесь интересен опыт Казахстана. "Гибридная почта — это бумажная почта, доставляемая получателю с применением электронных средств. Почтовому оператору направляются электронные документы с адресами получателя и отправителя, которые впоследствии распечатываются в бумажном виде в ближайшем к получателю почтовом офисе. Это позволяет снизить затраты на отправку корреспонденции, большого количества счетов или извещений, избавит суды от необходимости самостоятельно или через посредников печатать и пересылать материалы, предназначенные к рассылке, позволит сократить контрольные сроки доставки почтовых отправлений, оптимизировать и автоматизировать процессы. За первые же 12 дней действия проекта Ерейментауским и Коргалжынским районными судами посредством "Гибридной электронной почты" направлены 53 электронные повестки"[6].

Мы предлагаем запустить в Татарстане пилотный проект по реализации в судах гибридной почты во взаимодействии с ФГУП "Почта России".

В-пятых, подготовка сотрудников суда к нововведениям. Не все сотрудники суда, особенно вновь принятые на работу, готовы и могут свободно работать в системе электронного документооборота, поэтому необходимо постоянное обучение в данной области с учетом постоянно появляющихся нововведений и нормативной базы. Такая возможность имеется в РГУП.

 


[1] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 17.06.2018).

[2] См., например: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ (последняя редакция) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти"; Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"; Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. N 251 "Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа"; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" и др.

[3] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.

[4] URL: https://www.mos-gorsud.ru/mgs (дата обращения: 17.06.2018).

[5] URL: https://www.gov.uk/govemment/organisations/hm-courts-and-tribunals-service (дата обращения: 17.06.2018).

[6] URL: http://apgazeta.kz/2014/11/21/chelovek-i-zakon-6/ (дата обращения: 17.06.2018).


Рекомендуется Вам: