ЮрФак: изучение права онлайн

Электронный документ: понятие и особенности применения

Автор: Долгополов П.С.

Оглавление

1. Понятие электронного документа

2. Правовой статус электронного документа в сфере электронного документооборота


Век информационных технологий предоставляет множество новых возможностей в различных сферах жизни. Это в полной мере относится и к сфере документооборота. С каждым днем в нашей стране все больший вес набирает электронный документооборот, постепенно замещающий собой морально устаревшие бумажные формы обмена документацией. Рассмотрим основы нормативного регулирования электронного документооборота в РФ.

1. Понятие электронного документа

В соответствии с п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" дается следующее определение данного понятия: электронный документ — документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно п. 1.6.1 Регламента удостоверяющего центра Евразийской экономической комиссии (приложение к Положению об удостоверяющем центре Евразийской экономической комиссии, утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2018 N 110) под электронным документом понимается документ в электронном виде, заверенный электронной цифровой подписью и отвечающий требованиям общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде.

Следовательно, можно выделить следующие основные признаки электронного документа:

— электронная форма;

— соблюдение требований документирования информации;

— заверение информации электронной цифровой подписью.

2. Правовой статус электронного документа в сфере электронного документооборота

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее — Закон об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Законодательство предусматривает и другие виды подписей: простая и неквалифицированная электронные подписи. Оба вида указанных подписей дают возможность установить лицо, подписавшее электронный документ.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

К примеру, согласно ч. 2 ст. 6.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" при осуществлении добровольного страхования информация в электронной форме, отправленная страховщику и подписанная простой электронной подписью страхователя (застрахованного лица, выгодоприобретателя) — физического лица в соответствии с требованиями Закона об электронной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью этого физического лица, если правилами страхования не предусмотрено иное.

Однако существуют ограничения применения такой подписи. Примером служит ч. 4 ст. 9 Закона об электронной подписи, согласно которой использование простой электронной подписи для подписания электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, не допускается.

В отдельных случаях (например, при подготовке сторон к сделке и т.п.) может потребоваться удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе или, наоборот, бумажного документа электронному. Такое удостоверение осуществляется нотариусом (ст. ст. 103.8, 103.9 Основ законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)).


Рекомендуется Вам: