ЮрФак: изучение права онлайн

Оформление ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции: реалии, проблемы и перспективы

Автор: Зейналов Ф.Н.

В настоящее время Госавтоинспекция МВД России осуществляет свою деятельность в период оптимизации штатной численности, внедрения новых информационных технологий фиксации результатов дорожно-транспортных происшествий и новых правовых институтов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, таких, например, как европротокол[1].

По сути, это является продолжением курса Министерства на избавление МВД от выполнения несвойственных полиции функций.

Становление новых правовых институтов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения сопряжено со сложностями правоприменения, неоднозначного толкования действующих нормативных правовых актов правоприменителем и участниками дорожного движения. Не обошло это и введение такого правового института, как европротокол, то есть упрощенного оформления ДТП без участия сотрудников полиции.

С 23.03.2009 действует законодательная норма, позволяющая водителям двух транспортных средств — участников ДТП при отсутствии разногласий по факту дорожно-транспортного происшествия и отсутствии потерпевших оформить необходимые материалы о ДТП самостоятельно. С целью дальнейшего закрепления этого положения Постановлением Правительства РФ от 06.09.2014 N 907 "О внесении изменений в Правила дорожного движения" в текст Правил дорожного движения в раздел 2 "Общие обязанности водителей" были внесены изменения, в соответствии с которыми водители, причастные к ДТП, не обязаны сообщать о случившемся в полицию, если обстоятельства ДТП не вызывают у них разногласий.

Статистика оформления ДТП по европротоколу за 2017 год Российского союза автостраховщиков (РСА) говорит о том, что за прошлый год европротоколом было оформлено 541 000 ДТП, а это на 30% больше, чем в 2016 году.

То есть 33 процента всех аварий фиксировались водителями самостоятельно, без привлечения инспекторов Госавтоинспекции, против 30% в 2016 году[2].

В соответствии с действующим законодательством участникам ДТП разрешается заполнить извещение о ДТП в присутствии полицейских либо на посту ДПС, либо в территориальном органе полиции, предварительно зафиксировав обстоятельства происшедшего в виде фото или видеозаписи.

Пунктом 284 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664[3], дежурному предписывается разъяснить водителям наличие возможности в случае отказа одного из водителей — участников ДТП оформить документы о ДТП самостоятельно, оформить документы о ДТП в присутствии полицейских на стационарном посту или в территориальном органе внутренних дел. Административный регламент предписывает также дежурному проинформировать участников ДТП, куда и когда они могут явиться для составления документов о ДТП сотрудниками ОВД. Кроме того, дежурный предлагает участникам составить схему места совершения административного правонарушения.

Как нам видится, после выполнения обязанностей водителей по оформлению места ДТП в отсутствие сотрудников Госавтоинспекции и при появлении вопросов при оформлении материалов по факту ДТП в территориальном органе полиции или на стационарном посту уже будет невозможно объективно воспроизвести обстоятельства ДТП, расположение транспортных средств, всесторонне, полно и объективно исследовать доказательства и принять соответствующее решение. Следы ДТП, скорее всего, будут уничтожены и при возникновении необходимости подробного, всестороннего и полного изучения доказательств лицом, уполномоченным принимать решение при оформлении результатов ДТП, возникнут проблемы признания обоснованности принятого решения о наличии или отсутствии состава административного правонарушения в действиях сторон ДТП.

Как показывает практика наблюдений, почти все ДТП являются следствием нарушения Правил дорожного движения. В большинстве случаев за эти нарушения КоАП РФ[4] предусмотрена административная ответственность. Предоставленная гражданам возможность оформления ДТП, в результате которого ущерб причинен только двум транспортным средствам, без участия сотрудников ГИБДД позволяет первым избежать ответственности за ряд правонарушений, предусмотренных двенадцатой главой КоАП РФ. Представляется, что это может способствовать в дальнейшем совершению более серьезных правонарушений и ДТП с тяжелыми последствиями.

Не решая вопроса о направлении сотрудников Госавтоинспекции на место ДТП с целью составления административного материала в отношении участника ДТП, в действиях которого содержатся признаки состава административного правонарушения, спровоцировавшего ДТП, сотрудники ГИБДД поступаются такими принципами административного права, как "принцип частной[5] и принцип общей[6] превенции совершения административных правонарушений", не достигаются цели административного наказания, закрепленные в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, в которой указано, что "…административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами".

В связи с тем что сегодняшний курс на сокращение штатной численности сотрудников Госавтоинспекции будет продолжен и работа по снижению нагрузки на сотрудников полиции в части прибытия на место ДТП, а также оформления необходимых документов сохранится, полагаем, следует законодательно освободить участников ДТП, в котором ущерб причинен только двум транспортным средствам, по аналогии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ "Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств" от административной ответственности и не распространять на этих водителей действие ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ в случае фиксации ими факта ДТП самостоятельно в соответствии с бланком извещения о ДТП. Это позволит дежурному не принимать заведомо нелегитимное решение по ненаправлению к месту ДТП сотрудников Госавтоинспекции и непринятию мер в целях соблюдения требований ст. 28.1 КоАП РФ.

Следующей проблемой в правоприменительной деятельности сотрудников ГИБДД является отсутствие действенного механизма сбора сведений о ДТП, оформляемых в рамках европротокола. Это приводит к невыполнению требований п. п. 83 — 86, 88 — 91 другого Административного регламента МВД России[7], предписывающего выполнение административных процедур сотрудниками подразделений дорожного надзора в случае установления недостатков в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети, непосредственно угрожающих безопасности участников дорожного движения.

Это достаточно актуальная проблема, так как в соответствии со статистическими сведениями ГИБДД МВД России на ноябрь 2017 г. порядка 40% ДТП с пострадавшими происходит в связи с неудовлетворительными дорожными условиями, способствующими возникновению ДТП[8]. Каждое третье ДТП, на оформление которого выезжали сотрудники Госавтоинспекции, было совершено в результате неудовлетворительных дорожных условий. Статистика же ДТП, оформляемых европротоколом и, возможно, имеющих сопутствующими причинами неудовлетворительные дорожные условия, как таковая отсутствует.

Фактически при выполнении требований п. 284 Административного регламента не создаются условия для исполнения уполномоченными на то сотрудниками Госавтоинспекции обязанностей по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, предусмотренных подп. "а" п. 11 Положения о ГИБДД МВД России, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения".

Отдельно стоит остановиться на выполнении положений п. 284 Административного регламента в контексте соответствия ст. 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в части учета ДТП. Как сказано в ст. 9 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", на территории России основными показателями госучета состояния безопасности дорожного движения в том числе является количество ДТП, нарушителей Правил дорожного движения, административных правонарушений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по ее обеспечению. Пункт 19 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" в обязанность Госавтоинспекции вменяет оформление документов о ДТП и ведение госучета основных показателей состояния безопасности дорожного движения. В третьем пункте Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий" говорится, что учету подлежат все ДТП, пункт четвертый этого Постановления указывает на то, что учет ДТП осуществляется органами внутренних дел. Также учет, сбор и анализ сведений о ДТП определен Приказом МВД России от 19.06.2015 N 699 "Об организации учета, сбора и анализа сведений о дорожно-транспортных происшествиях". В соответствии с пунктом пятым этого Приказа учету подлежат сведения обо всех ДТП, имевших место на обслуживаемой территории, независимо от наступивших последствий.

Принимая изложенное выше во внимание, приходим к выводу о том, что учету, проводимому Госавтоинспекцией, должны подлежать все ДТП, в том числе и те, которые оформляются по европротоколу.

Весомым обстоятельством при рассмотрении указанной проблемы является то, что на эти ДТП сотрудники Госавтоинспекции в соответствии с п. 2.6.1 Правил дорожного движения и п. 284 Административного регламента не выезжают и, соответственно, не имеют возможности зафиксировать объективные обстоятельства о ДТП и внести эту информацию в базу АИУС ДПС (журнал ДТП)[9].

Проведенное исследование обозначенных проблем позволяет утверждать о том, что действенный механизм для включения таких ДТП в статистическую отчетность законодательно закрепленными субъектами учета ДТП не разработан, складывается ситуация, способствующая повышению уровня латентности административных правонарушений и совершенно не способствующая обеспечению безопасности дорожного движения в части изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по их ликвидации.

Список использованной литературы

1. СПС "КонсультантПлюс".

 


[1] Европейский протокол — оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции, возможность самостоятельно задокументировать факт ДТП с тем, чтобы в дальнейшем обратиться в страховую компанию за получением возмещения, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге. См. материалы официального интернет-сайта Российского союза автостраховщиков. [Электронный ресурс]. URL: http://www.autoins.ru/ru/Evro/uoDTP.

[2] Материалы официального интернет-сайта Российского союза автостраховщиков. URL: http://www.autoins.ru/media/C2CBF8C8-A0AC-4229-8C85-6561F40AC1C9/6456C143-276C-4DF6-8953-256B701AFE91/RAMI_Annual_2016_rus.pdf.

[3] Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения: Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664, ред. от 21 декабря 2017 г.: зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2017 г. N 48459 // СПС "КонсультантПлюс" (далее — Административный регламент).

[4] Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

[5] Частная (специальная) превенция — предупреждение совершения правонарушений тем же лицом (самим правонарушителем), которое воздержится в будущем от подобного поведения, чтобы избежать повторного наступления неблагоприятных последствий. См.: Материалы интернет-сайта. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1396896 (дата обращения: 12.03.2018).

[6] Общая превенция — предупреждение совершения правонарушений другими лицами; пример наказания одного лица сдерживает других субъектов от совершения подобных деяний, так как они не желают подвергаться подобным лишениям. См.: Материалы интернет-сайта. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1396896 (дата обращения: 12.03.2018).

[7] Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог: Приказ МВД России от 30 марта 2015 г. N 380, ред. от 30 декабря 2016 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 7 мая 2015 г. Регистрационный N 37154 // СПС "КонсультантПлюс" (далее — Административный регламент подразделений дорожного надзора Госавтоинспекции).

[8] Материалы официального интернет-сайта Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. URL: http://stat.gibdd.ru.

[9] АИУС ДПС (журнал ДТП) — автоматизированная информационно-управляющая система по учету ДТП в ОВД.


Рекомендуется Вам: