Автор: Копина А.А.
Оглавление
Понятие международной компании согласно Закону о МК
Налоговые последствия для международных компаний
Вводные положения
3 августа 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru был опубликован Закон, который должен стать основой правового регулирования деятельности иностранных компаний на территориях так называемых российских офшоров[1].
Проект закона был внесен депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Пинским, А.И. Пятикопом, Е.Б. Шулеповым, В.И. Афонским, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.П. Майоровым, Л.З. Талабаевой, О.П. Ткачем, А.В. Коротковым.
Согласно пояснительной записке к проекту он был разработан в целях осуществления возможности присвоения юридическим лицам (российским хозяйственным обществам в форме обществ с ограниченной ответственностью и публичных и непубличных акционерных обществ либо редомицилируемым иностранным юридическим лицам) особого статуса международной компании в специальных административных районах на о. Русский и о. Октябрьский.
Согласно интервью, данному газете одним из авторов инициативы, планируемый приток инвестиций может составить более 1 млрд долл.[2]
Представляется, что создание офшоров позволит вернуть российский капитал, который получит условия не хуже тех, что ему предлагались в иностранных государствах, при этом будет снижен риск введения санкций, которые, как показывают примеры, в некоторых случаях блокировали деятельность компаний, что приводило к проблемам и на территориях в России[3].
История вопроса
Необходимо отметить, что использование термина "офшор" в данном случае не в полной мере верно, поскольку нет четкого определения, что он означает и какие юрисдикции под это могут в полной мере подпадать, кроме того, в последнее время этот термин стал использоваться для обозначения уже всех видов юрисдикций, которые предоставляют льготные режимы, хотя и не относящиеся к понятиям классических офшоров.
Необходимо отметить, что история использования различных территорий для целей минимизации налогообложения давняя. Спесивцева Е.В. отмечает, что еще древние греки старались держаться подальше от берега материка (в частности, Афин) и торговали своими товарами на небольших островах, где не существовало налогового режима, а в Средние века британские купцы продавали шерсть во Фландрии, а не в Англии, где налоги и сборы практически были равны прибыли, кроме того, до того как США получили статус суверенного государства, североамериканские предприниматели предпочитали вести торговлю в Латинской Америке, чтобы не подпасть под налоговое законодательство Великобритании[4].
Вместе с тем в современной действительности существуют разные определения офшорных юрисдикций и компаний, которые могут быть сформулированы как на международном, так и национальном уровне.
Например, в 1998 г. вышел доклад Организации экономического сотрудничества и развития "Вредная налоговая практика: анализ мировых тенденций" (Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue), где были сформулированы как критерии для определения того, какая налоговая практика является вредоносной, так и методы борьбы с ней. В докладе рассматривались в качестве вредоносных не только налоговые убежища, но также и некоторые преференциальные (льготные) налоговые режимы, предоставляемые другими странами, в том числе членами ОЭСР.
В данном докладе налоговые убежища определялись следующим образом:
1. Налоги с доходов нулевые или номинальные. Например, 5% на острове Мэн или 0% для подоходного налога с физических лиц в Монако.
2. Эффективная система обмена информацией отсутствует, таким образом организации и физические лица могут извлекать выгоду из конфиденциальности, которая заложена в административных процедурах, контроль со стороны налогового органа за деятельностью налогоплательщика отсутствует.
3. Отсутствие прозрачности в работе государственных органов.
4. Отсутствие реальной экономической деятельности, или она носит несущественный характер, направленный только на то, чтобы привлечь инвестиции в целях налоговой экономии[5]. В подобных государствах, чтобы не создавать конкуренцию местным производителям, устанавливается запрет для организаций, которые применяют льготный режим налогообложения, осуществлять хозяйственную деятельность на территории этого государства. Однако в последнее время стали усиливаться требования к подобным организациям, связанные с необходимостью поддержания соответствующего офиса в государстве, обеспечения занятости местных жителей в них.
Наиболее известными странами с подобным режимом являются Багамские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Панама и т.д.
В зависимости от места регистрации выделяют компании:
1) зарегистрированные в безналоговых юрисдикциях (классические офшорные компании);
2) зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях (офшорные компании);
3) зарегистрированные в юрисдикциях, предоставляющих благоприятные налоговые режимы (квазиофшорные компании)[6].
Указывают на следующие последствия от применения мер недобросовестной налоговой конкуренции:
— перенаправление финансовых и инвестиционных потоков в низконалоговые юрисдикции;
— уклонение от уплаты налогов;
— изменение структуры и соотношения налогов и государственных расходов;
— перенос налогового бремени на менее мобильные налоговые базы (имущество и т.д.);
— увеличение административных расходов на соблюдение налогового законодательства и содержания налоговых органов;
— и др.[7]
В России офшорные зоны определены, например, в Приказе Минфина России через их перечисление, при этом критерием включения соответствующих территорий в список является льготный режим налогообложения и невозможность получения информации с данных территорий о деятельности российских резидентов[8].
В мире при этом наблюдается разнонаправленное движение: с одной стороны, противодействие негативным последствиям использования офшорных юрисдикций, а с другой, создание и поддержание их работы на территории государства.
Создание механизмов противодействия негативным последствиям деятельности офшорных юрисдикций происходит на уровне государств и международных объединений (ОЭСР, например). Государства для борьбы с этими явлениями вводят новые институты в национальные налоговые системы, такие как "контролируемые иностранные компании" (КИК, CFC), усиливают контроль за трансфертным ценообразованием при осуществлении трансграничных операций и т.д.
На международном уровне разрабатывается комплекс мер, направленный на размывание налоговой базы и выводу капитала из-под налогообложения, которые затрагивают и снижают эффект от применения офшорных юрисдикций[9].
Вторая тенденция не является столь явной и открытой, вместе с тем в этот процесс включены не только маленькие островные государства или государства с нестабильной экономикой, напротив, крупные государства с развитой экономикой являются активными участниками обоих процессов.
Примером государства с такими двойными стандартами являются США. С января 2016 г. структурное подразделение Минфина США FinCEN ("финансовая разведка") стало проводить проверку сделок по фешенебельной недвижимости, купленной за наличные деньги, с целью выявления настоящих владельцев этой собственности. Однако при этом американский штат Делавэр является практически безналоговой территорией: организации LLC облагаются налогами как физическое лицо, а LLC, не имеющие EIN, ведущие свой бизнес за пределами США и не работающие с американскими резидентами, уплачивают только ежегодную пошлину зарегистрированному агенту[10].
Есть подобные примеры и в странах Европейского Союза.
Таким образом, подобный подход не является чем-то новым для государств, напротив, для Российской Федерации это попытка включиться в данные процессы и получить от этого соответствующие преимущества.
Необходимо оговориться, что уже сейчас в России существуют территории с определенным льготным режимом, это Особые экономические зоны. Всего предусмотрено создание четырех видов зон[11].
Работа в этих зонах возможна для компаний, которые зарегистрированы в России.
Авторами отмечается, что особенностью таких зон является то, что целью их создания в большей степени является региональное развитие за счет внутренних инвестиций, в меньшей степени — за счет привлечения иностранных инвесторов. В подтверждение таких выводов Никитина Т. приводит официальную статистику, согласно которой за 10 лет существования Закона об ОЭЗ было создано 33 зоны. По состоянию на 1 января 2016 г., на территории ОЭЗ всех типов зарегистрировано всего 435 резидентов, из них только 70 резидентов — компании с участием иностранного капитала, что составляет мизерные 16% от общего числа инвесторов. По ее мнению, Россия выбрала путь развитого государства, вкладывая бюджетные средства и привлекая отечественных инвесторов в развитие экономики субъектов Российской Федерации, однако эффективность такого пути оказалась критически низкой[12].
Таким образом, появление правового регулирования международных компаний — это попытка обойти проблемы функционирования системы особых экономических зон, поскольку в отличие от них ориентированы они прежде всего на привлечение иностранных инвестиций, а не на перераспределение внутренних ресурсов.
Понятие международной компании согласно Закону о МК
Общие требования к компании, которая намерена стать международной, даются в п. 2 ст. 1, согласно которому:
— это иностранное юридическое лицо[13];
— это коммерческая корпоративная организация;
— организация должна принять решение об изменении своего личного закона.
Однако в дальнейших нормах уже подробнее раскрываются требования и особенности статуса международной компании, которые она приобретает после получения соответствующего статуса и регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц иностранного юридического лица.
Этот статус дается иностранному юридическому лицу, которое (п. 3 ст. 2 Закона о МК):
1) через свои прямо или косвенно подконтрольные лица либо через филиалы или представительства (иные обособленные подразделения) осуществляет предпринимательскую деятельность на территории нескольких государств, в том числе на территории Российской Федерации;
2) подало заявку на заключение договора об осуществлении деятельности в качестве участника специального административного района, определяемого в соответствии с Федеральным законом "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края";
3) приняло на себя обязательства по осуществлению инвестиций на территории Российской Федерации, в том числе на основании заявления о намерениях осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, специального инвестиционного контракта, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или иного договора[14];
4) зарегистрировано (создано) в государстве, которое является членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл).
При этом получить такой статус можно только при условии регистрации в специальных административных районах — на острове Русский в Приморском крае и острове Октябрьский в Калининградской области.
Для получения налоговых преимуществ компания должна отвечать еще и условиям, которые установлены в Налоговом кодексе Российской Федерации[15].
К таким условиям относятся следующие:
1) международная компания зарегистрирована в порядке редомициляции иностранной организации, которая была создана в соответствии со своим личным законом в период до 1 января 2018 г.;
2) международная компания не позднее 15 дней со дня ее регистрации представила в налоговый орган по месту постановки на учет следующие документы и сведения:
— финансовая отчетность иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована международная компания, за последний завершившийся до даты регистрации финансовый год, составленная в соответствии со стандартами, установленными личным законом такой иностранной организации. В случае если личным законом иностранной организации не установлен стандарт составления финансовой отчетности, такая отчетность должна быть составлена в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми иностранными фондовыми биржами и иностранными депозитарно-клиринговыми организациями, включенными в перечень иностранных финансовых посредников, для принятия решения о допуске ценных бумаг к торгам;
— аудиторское заключение к указанной финансовой отчетности, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения;
— сведения о контролирующих лицах международной компании[16];
3) контролирующие лица международной компании на дату регистрации этой международной компании в порядке редомициляции иностранной организации стали контролирующими лицами такой иностранной организации в период до 1 января 2017 г.
Сведения о контролирующих лицах международной компании должны содержать следующую информацию:
1) полное наименование организации или фамилию, имя, отчество (при его наличии) физического лица, которые являются контролирующим лицом международной компании;
2) регистрационный номер (номера), присвоенный контролирующему лицу в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации, проживания), код (коды) контролирующего лица в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации, проживания) (их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации, проживания) контролирующего лица (при их наличии) — в отношении иностранных контролирующих лиц;
3) основной государственный регистрационный номер организации, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика — в отношении российских контролирующих лиц;
4) доля участия контролирующего лица в международной компании, раскрытие порядка участия контролирующего лица в международной компании при наличии косвенного участия с указанием следующей информации:
— информации, предусмотренной подп. 1 и 2 настоящего пункта, в отношении каждой последующей организации, через которую (с использованием которой) реализовано косвенное участие в международной компании;
— доли участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в международной компании;
— наименования, основного государственного регистрационного номера, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет налогоплательщика — российской организации, через которую реализовано косвенное участие в международной компании;
— организационной формы иностранной структуры без образования юридического лица, наименования и реквизитов документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, даты учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационного номера (иного идентификатора) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица (при их наличии) (их аналоги) — при наличии косвенного участия в международной компании с использованием иностранной структуры без образования юридического лица;
5) описание оснований для признания лица контролирующим лицом международной компании;
6) указание на то, являлось ли контролирующее лицо иностранной организации, зарегистрированной в качестве международной компании, таковым ранее 1 января 2017 г.
Налоговые последствия для международных компаний
Предусмотрены льготы по налогам при соблюдении определенных условий, так, предусмотрена нулевая ставка для международной компании по полученным дивидендам.
Для применения этой ставки необходимо соблюдение следующих условий:
— на день принятия решения о выплате дивидендов международная холдинговая компания в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 15-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 15 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов;
— международная компания признается международной холдинговой компанией в соответствии со ст. 24.2 Налогового кодекса Российской Федерации на дату выплаты дохода;
— государство постоянного местонахождения иностранной организации, выплачивающей дивиденды, не включено в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации;
— для применения данной льготы международная компания, получающая доход в виде дивидендов, должна предоставить подтверждение ее статуса налоговому агенту до даты выплаты дохода в виде дивидендов;
— нулевая ставка также может быть использована к налоговой базе международной холдинговой компании, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций, но с учетом особенностей, установленных ст. 284.2 и 284.7 Налогового кодекса Российской Федерации;
— предполагается, что дивиденды, которые выплачены международной холдинговой компанией иностранным лицам, будут облагаться налогом на прибыль по ставке 5%. При этом для применения такой льготы также установлен ряд условий. Так, предполагается, что холдинговая компания на дату выплаты дивидендов должна быть публичной компанией;
— еще одним важным нововведением является то, что прибыль международной холдинговой компании не будет учитываться при расчете прибыли контролирующего ее лица;
— международная холдинговая компания не должна будет учитывать в своей налоговой базе прибыль ее контролируемых компаний при соблюдении ряда условий.
Кроме того, в связи с созданием международной компании предусматривается ряд изменений, затрагивающих также вопросы торгового мореплавания.
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части создания Российского открытого реестра судов в связи с принятием Федерального закона "О международных компаниях" и Федерального закона "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края" предусмотрено создание открытого реестра судов, которые могут находиться в собственности иностранных граждан, иностранных юридических лиц, юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях", что позволит в минимальные сроки зарегистрировать объект и получить право использовать российский флаг.
[1] Речь идет о Федеральном законе от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях", который вступает в силу сразу после его опубликования согласно ч. 1 ст. 13 данного акта (далее — Закон о МК).
[2] Российские офшоры на островах Октябрьский и Русский заработают осенью. URL: http://tass.ru/ekonomika/5360825 (дата обращения: 01.08.2018).
[3] Так, некоторыми изданиями отмечается, что санкции, введенные США в отношении одного из крупнейших в мире производителей алюминия — российской компании "Русал" — привели к негативным последствиям для городов, где работают предприятия компании // Санкции против "Русала" поставили под удар города присутствия компании. URL: https://lenta.ru/news/2018/07/02/rusalwsj/ (дата обращения: 28.07.2018).
[4] Спесивцева Е.С. Катализатор развития экономики России: офшоры или деофшоризация // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 12. С. 52 — 58.
[5] URL: http://www.oecd.org/dataoecd/33/1/1904184.pdf. С. 23.
[6] Канашевский В.А. Правовой режим офшорных компаний и трастов. 2-е изд., доп. М.: Международные отношения, 2015. С. 23.
[7] См., например: Международное налоговое право: Учебное пособие для магистратуры / Отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Е.Н. Горлова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2018. С. 99.
[8] Приказ Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)".
[9] Например, в 2013 г. ОЭСР выпустила первый отчет по проблемам BEPS (Addressing Base Erosion and Profit Shifting, 2013), а следом за ним опубликован и глобальный План действий по борьбе с ними (Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting, 2013).
[10] Спесивцева Е.С. Указ. соч.
[11] Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
[12] Никитина Т. Быть или не быть ОЭЗ в России // ЭЖ-Юрист. 2016. N 37. С. 6.
[13] Данное положение было изменено в процессе работы над проектом, причинами введения ограничения о том, что компания должна быть именно иностранной по-видимому, является неуверенность в процессе контроля и противодействия использования этого института в ущерб фискальным интересам России.
[14] Минимальный объем инвестиций, необходимый для получения статуса международной компании, составляет 50 миллионов рублей. Минимальный срок, в течение которого должны быть произведены инвестиции, составляет шесть месяцев с даты государственной регистрации международной компании (п. 6 ст. 2 Закона о МК).
[15] Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 294-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)". URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.08.2018).
[16] Контролирующим лицом международной компании, а также иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована такая международная компания, признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой международной компании (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 15%. При этом доля участия определяется в соответствии со ст. 105.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Когда условие о доле не соблюдено, лицо все равно может быть признано контролирующим, если контролирует организацию в своих интересах или интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.
Связанные статьи:
- Операции с криптовалютами: возможные модели налогообложения (82.6%)
- Спорные вопросы налогообложения при передаче арендатором арендодателю неотделимых улучшений (61.7%)
- Некоторые аспекты судебной практики, относящиеся к применению транспортного налога (60.5%)
- Самозанятые лица как субъекты налоговых правоотношений (60.5%)
- Индивидуальный предприниматель и самозанятый гражданин: соотношение понятий (60.5%)
- Особенности правового обеспечения финансовой безопасности в области налогообложения (RANDOM - 55.8%)