ЮрФак: изучение права онлайн

К вопросу об индексации заработной платы

Автор: Козина Е.В.

Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Из прямого толкования нормы закона следует, что повышение уровня заработной платы может совершаться и иными способами, однако индексация производится в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, а никак иначе. Вопрос об индексации заработной платы лишь провозглашен в ТК РФ (ст. ст. 130, 134 ТК РФ), порядок его реализации передан на локальный уровень, за исключением организаций, финансируемых за счет бюджетных средств. В ТК РФ отсутствуют минимальные требования к периодичности производимой индексации, размерам повышения. Ответственность за невыполнение закрепленных в законе требований также отсутствует.

Индексация заработной платы — это сама заработная плата в повышенном размере под влиянием экономических факторов. Индексация отличается от выплат компенсационного и стимулирующего характера, обусловлена она инфляцией. Инфляция является общеизвестным фактом. Определение критериев индексации, которая выступает в качестве антиинфляционной меры, должна быть прерогативой законодателя. Именно он вправе устанавливать эти критерии, в зависимости от роста цен, инфляции, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в РФ в целом и ее субъектах. Степень удорожания стоимости жизни устанавливается в РФ федеральными законами о федеральных бюджетах на соответствующий финансовый год.

В этой связи нельзя приравнять индексацию к периодическим повышениям окладов или премированию либо же обусловливать повышение оплаты труда хорошей работой сотрудника. Однако, исходя из смысла ст. ст. 130, 134 ТК РФ, периодичность повышения заработной платы может быть расценена в качестве меры, обеспечивающей повышение уровня реального содержания заработной платы, но это не индексация. В связи с тем, что в ТК РФ нет примера индексации, работодатели злоупотребляют своими правами и проводят индексацию только при наличии, например, финансовых средств.

Мысли о признании права работодателя производить или не производить индексацию в зависимости от наличия или отсутствия условий для этого закладывались в практике судебных органов. Например, в соответствии с коллективным договором работодателя индексация производится в соответствии с финансово-экономическим состоянием и по согласованию с профсоюзным комитетом согласно ст. 134 ТК РФ. В таком случае работодатель мог не производить индексацию по причине отсутствия финансовых возможностей, тем более что уровень заработной платы работников работодателя достаточно высок, превышает среднюю заработную плату в муниципальном образовании[1].

Сегодня Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики в ноябре 2017 г. пришел к следующему: при разрешении споров по вопросу индексации заработной платы с работодателями, не получающими бюджетного финансирования, подлежат применению локальные нормативные акты, устанавливающие порядок индексации заработной платы работников. Работодатели вправе выбрать любой порядок и условия осуществления индексации (периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от специфики деятельности, обстоятельств и уровня платежеспособности[2].

Из прямого толкования нормы закона (ст. 134 ТК РФ) следует, что должна производиться индексация всей заработной платы, а не ее структурных элементов, например оклада, хотя практика, в том числе основанная на федеральных нормативных актах, свидетельствует об обратном. Это связано с существующими терминологическими неточностями статей ТК РФ, посвященных оплате труда.

Исходя из системного анализа норм ТК РФ и правоприменительной практики, индексация сегодня теряет свою цель и основное назначение. Думается, что в ТК РФ необходимо сформулировать норму об индексации окладов, чтобы исключить возможные злоупотребления работодателями и свободное толкование судами норм права. В ТК РФ нужно четко закрепить обязанность работодателя проводить индексацию, ее периоды, минимальные размеры и ответственность.

Несмотря на то что в ст. 134 ТК РФ закреплено императивное требование к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, которые должны производить индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с учетом действующей на сегодняшний день практики Верховного Суда РФ, наблюдается тенденция отхода от предусмотренной в норме основного закона отрасли идеи и для государственных и муниципальных служащих.

Отличия есть и в нормах федеральных законов, регулирующих муниципальную и государственную службу. Хотя в соответствии со ст. 7 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст. 5 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством в том числе соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих.

Так, ч. ч. 11, 12 ст. 50 ФЗ N 79-ФЗ предусматривают ежегодное увеличение (индексацию) размера окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы (и гражданской службы субъекта РФ) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете (законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ) на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Аналогичной нормы не содержит ни ФЗ N 25-ФЗ, ни Закон Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области".

В настоящее время действие ч. ч. 11, 12 ст. 50 ФЗ N 79-ФЗ приостановлено. Так, в ст. 4.3 ФЗ N 68-ФЗ в 2017 г. оклады денежного содержания по должностям федеральной государственной службы не увеличиваются (не индексируются). Действие ч. 12 ст. 50 приостановлено до 01.01.2018, в соответствии с ней в 2017 году оклады денежного содержания по должностям государственной гражданской службы субъекта РФ не индексируются, если иное не установлено законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов[3].

В соответствии с п. 9 Положения "Об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", депутатов Екатеринбургской городской Думы, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих органов местного самоуправления и муниципальных органов, не входящих в структуру органов местного самоуправления, муниципального образования "город Екатеринбург" (далее — Положение) увеличение (индексация) должностных окладов выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", муниципальных служащих органов местного самоуправления и муниципальных органов, не входящих в структуру органов местного самоуправления, муниципального образования "город Екатеринбург" производится на основании нормативных правовых актов РФ и Свердловской области[4]. Однако, несмотря на инфляцию, индексация оплаты труда муниципальных служащих не производилась. В ноябре 2017 г. были внесены последние изменения в Положение, которыми были увеличены размеры должностных окладов муниципальных служащих по некоторым должностям.

В ряде муниципалитетов Свердловской области за последние годы имеется положительная практика увеличения размеров оплаты труда муниципальных служащих и выборных должностных лиц.

Например, согласно Положению о премировании, принятому органом местного самоуправления в Ревде, размер ежемесячной премии муниципального служащего устанавливается распоряжением руководителя соответствующего органа местного самоуправления в размере до 75% должностного оклада, (в большинстве муниципалитетов области до 50% ежемесячно)[5]. В Заречном в 2017 г. изменены размеры окладов в сторону увеличения от 17 до 25% в зависимости от групп должностей, хотя в целом система оплаты труда не поменялась[6]. В Алапаевске в 2016 г. увеличены размеры окладов на 12% в зависимости от групп должностей[7]. В Верхней Пышме в 2016 г. увеличены размеры надбавок за особые условия службы, введена персональная надбавка за квалификацию, увеличены размеры окладов по ряду должностей[8]. В Невьянске увеличены размеры окладов, материальная помощь выплачивается в размере 3-х окладов в год (в Екатеринбурге, в большинстве муниципалитетов — 2 оклада)[9]. В Нижней Салде увеличены размеры окладов в зависимости от должностей от 12 до 23%[10].

Таким образом, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы муниципальных служащих, которое включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, с учетом современных позиций правоприменительных органов теряет свою цель и актуальность. Индексация постепенно заменяется периодическим пересмотром окладов по группам должностей служащих и зачастую охватывает не все группы должностей. Это влечет несоблюдение конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, стабильности и гарантированности прав работников.

Сегодня Правительство РФ применяет комплекс мер, направленных на снижение экономической заинтересованности в совершении коррупционных правонарушений среди государственных и муниципальных служащих. В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрен ряд антикоррупционных мер в отношении органов местного самоуправления, упоминающихся в ст. 7 в числе основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, в виде повышения уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" регламентирует в рамках реформирования и развития государственной гражданской службы необходимость совершенствования системы оплаты труда государственных служащих. Такая система оплаты труда должна обеспечивать учет состояния рынка, увеличить в оплате труда государственных гражданских служащих долю, обусловленную реальной эффективностью их работы, стимулировать их антикоррупционное поведение, а также совершенствовать систему материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, довести уровень оплаты труда до конкурентного на рынке труда, установить единый подход к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы (подп. "о", "р" п. 2).

В отсутствие четко закрепленного в законе механизма мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, в тенденции всеобщего отказа от индексации, права работников на справедливую заработную плату могут нарушаться. Нельзя забывать о том, что повышение заработных плат государственных и муниципальных служащих является обеспечением социальной защищенности служащих. Уровень заработных плат, в том числе указанных выше лиц, должен обеспечить возможность привлечения квалифицированных кадров на муниципальную службу, а также снизить экономическую заинтересованность в совершении антикоррупционных правонарушений.

 


[1] Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23.09.2015 по делу N 33-13279/2015 // Архив Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга.

[2] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Федеральный закон от 06.04.2015 N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // СПС "КонсультантПлюс".

[4] Решение Екатеринбургской городской Думы от 24.05.2011 N 39/42 // СПС "КонсультантПлюс".

[5] Решение Думы городского округа Ревда от 27.06.2012 N 44 "Об утверждении Положения об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления городского округа Ревда" // СПС "КонсультантПлюс".

[6] Решение Думы городского округа Заречный от 30.03.2017 N 48-Р "Об утверждении Положения об оплате труда муниципальных служащих и работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского округа Заречный" // СПС "КонсультантПлюс".

[7] Решение Думы муниципального образования Алапаевское от 29.12.2016 N 47 "Об утверждении Положения об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования Алапаевское" // СПС "КонсультантПлюс".

[8] Решение Думы городского округа Верхняя Пышма от 22.12.2016 N 52/3 "О внесении изменений в Положение о размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы и должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления городского округа Верхняя Пышма" // СПС "КонсультантПлюс".

[9] Решение Думы Невьянского городского округа от 16.10.2016 N 123 "Об утверждении Положения об оплате труда работников органов местного самоуправления Невьянского городского округа" // СПС "КонсультантПлюс".

[10] Решением Думы округа Нижняя Салда от 15.09.2016 N 69/4 "Об утверждении Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников, не отнесенных к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского округа Нижняя Салда, рабочих отдельных профессий (водителей) и младшего обслуживающего персонала, занятых обслуживанием органов местного самоуправления городского округа Нижняя Салда" // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: