ЮрФак: изучение права онлайн

Административная ответственность за незаконное потребление энергоресурсов

Авторы: Васильева О.Н., Костылева Г.В.

Основная цель энергетической политики России заключается в эффективном использовании энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

При этом главными стратегическими ориентирами данной политики являются: энергетическая безопасность, энергетическая эффективность экономики, бюджетная эффективность энергетики и ее экологическая безопасность[1].

Такой посыл Энергетической стратегии обусловлен тем, что Россия располагает крупнейшей ресурсной базой, способной обеспечить нужды страны и рациональный экспорт топлива. В стране имеется потенциал энергосбережения, достигающий третьей части текущего энергопотребления, и существуют возможности значительного повышения экономической эффективности энергетических проектов.

Вместе с тем данный сектор энергетики России сталкивается с рядом вызовов и угроз. В связи с этим сложность, масштабность и глубина проблем выдвигает энергетическую безопасность в ряд наиболее важных составляющих национальной безопасности. С одной стороны, это предопределено истощением разведанных запасов природных энергоносителей, а с другой — постоянным увеличением потребления топлива и различных видов энергии.

Следует отметить, что современное развитие науки и техники привело к зависимости общества в бесперебойном, централизованном обеспечении всеми видами энергоресурсов (электрической и тепловой энергии, газа, воды), прекращение или ограничение подачи которых нарушает не только законные права и интересы потребителей, но и лишает их источников жизнеобеспечения, вызывая острую отрицательную реакцию.

В связи с этим обеспечение энергетической безопасности является одной из основных задач государственной политики. При этом существенную роль в ее решении призваны выполнять правовые средства регулирования общественных отношений в обозначенной сфере.

Так, например, Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации, разработанная на период до 2030 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1567, охватывает основную деятельность электросетевого комплекса — передачу и распределение электрической энергии и непосредственно связанные с ней аспекты смежных видов деятельности (генерацию и сбыт электрической энергии) на территории России[2].

Энергосистема Российской Федерации состоит из ЕЭС России и территориально изолированных энергосистем.

Внутренний спрос на энергоресурсы, в том числе электроэнергетики, определяется ожидаемой динамикой экономического развития, изменениями в структуре экономики и уровне ее удельной энергоемкости.

По официальным данным Министерства энергетики Российской Федерации, фактическое потребление электроэнергии в 2017 г. составило 1 059,7 млрд кВтч (по ЕЭС России — 1 039,9 млрд кВтч), что выше факта 2016 г. на 0,5% (по ЕЭС России — на 1,3%). При этом наиболее высокая положительная динамика электропотребления зафиксирована на предприятиях металлургии, объектах железнодорожного транспорта и магистральных газопроводах.

Выработка электроэнергии электростанциями России, включая ее производство на электростанциях промышленных предприятий, составила 1 073,7 млрд кВтч (по ЕЭС России — 1 053,9 млрд кВтч). Увеличение к объему производства электроэнергии составило 0,2%[3].

Таким образом, российская отрасль электроэнергетики продолжает развиваться: растет потребление электроэнергии, происходит постепенное увеличение и обновление установленной мощности генерирующих компаний, а также повышение их рентабельности.

Фактическое потребление электроэнергии в ЕЭС России в 2017 году составило 1 039 879,9 млн кВтч, что выше факта 2016 года на 13 023,5 млн кВтч (1,27%), без учета 29 февраля високосного 2016 года увеличение годового объема потребляемой электроэнергии составило 16 038,4 млн кВтч (1,57%), относительно фактического объема потребления электроэнергии в 2015 году увеличение составляет 31 629,1 млн кВтч (3,14%).

Следует отметить, что значительным сдерживающим фактором, влияющим на развитие данной отрасли в целом, является проблема неплатежей. По данным Ассоциации "НП Советрынка", на конец октября 2017 г. на оптовом рынке задолженность составила 65,2 млрд руб., а на розничном — 243 млрд руб. Если на оптовом рынке электроэнергии есть ряд законодательных мер, которые позволяют воздействовать на неплательщика, то на розничном рынке такой механизм практически отсутствует. При этом фактически отключить электроэнергию населению и приравненной к нему группе потребителей не представляется возможным из-за особого статуса предоставляемой услуги — ее высокой социальной значимости[4].

В целях повышения платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ внесены существенные изменения в законодательство, регулирующее отношения в обозначенной сфере, в частности, усовершенствован порядок и созданы новые механизмы воздействия на потребителей, покупателей энергетических ресурсов (газа, электрической и тепловой энергии), услуг по водоснабжению и водоотведению и потребителей услуг по передаче электрической энергии, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанность по оплате таких ресурсов и услуг. Так, например, введен механизм воздействия на должников, основанный на применении пеней и предоставлении финансовых гарантий отдельными категориями потребителей электрической энергии.

Другим способом повышения платежной дисциплины является ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами потребителей, которые не исполняют своих финансовых обязательств в отрасли.

Кроме того, указанным Федеральным законом внесены изменения в базовые принципы ограничения режима потребления, связанные в числе прочего с так называемыми "неотключаемыми" потребителями электрической энергии и с частичным ограничением как обязательным этапом процедуры. Данное обстоятельство привело к необходимости корректировки нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ограничения режима потребления, и предоставило возможность пересмотреть некоторые элементы процедуры, вызывавшие наибольшее число коллизий и приводившие к фактической невозможности применения механизма как эффективного способа борьбы с должниками.

Так, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24.05.2017 N 624 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ"[5].

Кроме того, в целях реализации положений этого Федерального закона Правительством Российской Федерации дополнительно принято Постановление от 04.02.2017 N 139 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов"[6].

Следующим сдерживающим фактором является высокая степень износа основного генерирующего и сетевого оборудования. Снижение потребления электроэнергии на фоне спада промышленного производства в 1990-х годах, а также нерегулярный и неполный характер расчетов за предоставленную электроэнергию способствовали систематическому дефициту собственных средств, выделяемых на обновление основных фондов электроэнергетики. В результате достаточно длительного времени сектор электроэнергетики не получал необходимого объема инвестиций, что на текущий момент привело к критическому износу оборудования.

Согласно Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2035 года около 46% установленных мощностей в России введены до 1980 года, то есть имеют возраст более 36 лет.

При этом свыше 90 ГВт мощности паротурбинного оборудования выработали парковый ресурс, а до 2025 года нормативный ресурс выработают еще 30 ГВт мощности тепловых электростанций[7].

Слабое развитие энергетической инфраструктуры и повышение спроса на различные виды энергии увеличили масштабы незаконного потребления энергоресурсов[8]. При этом нарушения правил их потребления являются одними из наиболее распространенных, противоправных именно социальных явлений. Несанкционированное подключение, в том числе к электрическим сетям, причиняет значительный ущерб собственнику энергоресурсов.

В целях предотвращения данных деяний в отдельные статьи уголовного закона также внесены изменения, предусматривающие ответственность за незаконное потребление энергоресурсов.

Таким образом, законодатель, расширив перечень правовых средств, предпринял попытку обеспечить охрану энергоресурсов. Однако проблема, связанная с нарушением правил их потребления, остается нерешенной. Данное положение в том числе обусловлено тем, что такие правонарушения являются латентными.

Действующим законодательством за нарушение установленных правил потребления энергоресурсов: электрической, тепловой энергии, природного газа и других видов топлива установлены гражданско-правовая, административно-правовая и уголовно-правовая ответственность.

Считаем необходимым акцентировать внимание на двух последних видах ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за правонарушения, связанные с незаконным потреблением энергоресурсов.

1. Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа (ст. 7.19 КоАП РФ).

Самовольным признается подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам и газопроводам без соответствующего разрешения уполномоченных органов государственного энергетического надзора. При этом газопроводы, нефтепроводы, энергетические сети представляют собой сложные технические сооружения, предназначенные для транспортировки соответственно горючих газов, нефти, нефтепродуктов, электроэнергии от места их добычи или производства к потребителям.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" все потребители энергии обязаны соблюдать установленные режимы ее потребления, обеспечивать рациональное и эффективное использование, не допускать расточительства и безучетности в расходовании.

Основания и порядок расходования электрической и тепловой энергии регулируются утвержденными Минтопэнерго России: Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя от 12.09.1995 N Вк-4936, Правилами учета электрической энергии от 26.09.1996, Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов от 24.11.1992, Правилами учета газа от 14.10.1996.

В обязанности потребителя входит подача в энергоснабжающую организацию соответствующего заявления для получения разрешения на включение новой электропроводки в жилых домах, ранее находившихся в эксплуатации, или в домах, принадлежащих отдельным гражданам на праве личной собственности, а также электропроводки на садовых участках, в гаражах для личных автомашин и т.д.

Кроме того, также не допускаются поставка и отбор газа без учета его объема. Требования к организации учета его количества, контроля параметров, общие технические требования к узлам учета подробно определены соответствующими Правилами.

Следует отметить, что данные правонарушения совершаются умышленно.

2. Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов (ст. 9.9 КоАП РФ).

Обозначенные правонарушения посягают на безопасность эксплуатации объектов энергетики, а также установленный порядок управления топливно-энергетическим комплексом.

Порядок пользования энергопотребляющими объектами и их эксплуатации определены Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", а также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Минэнерго России.

Минэнерго России устанавливает нормы, правила и технические требования, касающиеся ввода в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов, в частности разрабатывает правила присоединения потребителей к сети общего назначения, правила технической эксплуатации электрических станций и сетей, котельных, электрических и тепловых установок и техники безопасности при их эксплуатации энергоснабжающими организациями и потребителями электрической и тепловой энергии.

Должностные лица органов, осуществляющих надзор за соблюдением организациями указанных выше норм и правил, требуют от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека с последующей, после устранения нарушений, выдачей новых разрешений на ввод этих объектов в эксплуатацию.

Органы государственного энергетического надзора выдают разрешения на применение электрической энергии для электротермических процессов в промышленности, сельском хозяйстве и коммунально-бытовом секторе, разрешения на эксплуатацию (ввод в эксплуатацию) гидротехнических сооружений, находящихся в частной собственности или эксплуатации организаций топливно-энергетического комплекса, разрешения на пуск газа на топливоиспользующие установки после окончания их строительства, реконструкции, технического перевооружения и перевода на газ для проведения пусконаладочных работ и режимно-наладочных испытаний.

Разрешительный порядок ввода в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов реализуется только через лицензирование отдельных видов деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к полномочиям Минэнерго России.

Данные правонарушения представляет собой действия или бездействие, связанные с нарушением установленного разрешительного порядка ввода в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов.

Рассматриваемые деяния совершаются умышленно, должностными лицами, ответственными за получение разрешений на ввод в эксплуатацию объектов энергетики в установленном порядке, а также индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, нарушившими обязательные для исполнения правила эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса.

3. Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11 КоАП РФ), которые установлены Правительством Российской Федерации, Минэнерго России и другими федеральными органами исполнительной власти.

Взаимоотношения энергоснабжающих и газоснабжающих организаций с гражданами как потребителями определяются Правилами пользования электрической и тепловой энергией, утвержденными Минэнерго России. В соответствии с Правилами запрещается самовольное использование электрической и тепловой энергии и газа. Для получения разрешения на включение новой электропроводки в жилых домах, ранее находившихся в эксплуатации, или в домах, принадлежащих отдельным гражданам на праве частной собственности, а также электропроводки на садовых участках, в гаражах для личных автомашин и т.д. потребитель обязан подать в энергоснабжающую организацию соответствующее заявление.

Правила пользования различными видами энергии и газом включают требования к эксплуатации самих электро- и газовых установок, установке и эксплуатации приборов учета энергии и газа, а также к расчетам за энергию и газ.

Обозначенные правонарушения совершаются умышленно или по неосторожности, путем нарушения установленных норм и правил, как гражданами и должностными лицами, так и юридическими лицами.

4. Непроизводительное расходование энергетических ресурсов (ст. 9.12 КоАП РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понятие "непроизводительное расходование энергетических ресурсов" определяется как обусловленное несоблюдение требований, установленных государственными стандартами, а также нарушение требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования.

Объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов подлежит обязательному учету в соответствии с установленными государственными стандартами, иными правовыми или нормативно-техническими документами, нормами точности измерений.

Органы государственного энергетического надзора осуществляют контроль за рациональным и эффективным использованием энергоресурсов организациями независимо от формы собственности — электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, их переработки; проведением ими мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг); проводят работу по установлению годовых лимитов потребления данных ресурсов организациями, финансируемыми из федерального, регионального и местного бюджетов.

Указанные правонарушения посягают на общественные отношения, касающиеся взаимоотношений производящих и потребляющих энергоресурсы хозяйствующих субъектов (юридических лиц).

Необходимо учитывать, что такие правонарушения устанавливаются на основании анализа соответствующих стандартов, норм, правил и инструкций, действующих в области энергосбережения, например межведомственных правил учета тепловой энергии и теплоносителя, правил учета электрической энергии, правил лимитирования потребления электрической и тепловой энергии, инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и иных электронагревательных приборов, а также других нормативных актов.

Рассматриваемые правонарушения совершаются как умышленно, так и по неосторожности должностными лицами организаций независимо от форм собственности, ответственными за энергосбережение и эффективное использование энергоресурсов, а также юридическими лицами.

Помимо административной ответственности за незаконное потребление энергоресурсов путем обмана или злоупотребления доверием, в ст. 165 УК РФ законодателем предусмотрена уголовная ответственность в случае, когда деянием причиняется имущественный ущерб собственнику или иному владельцу данных ресурсов.

Приведем следующий факт. Так, гр. И., являясь генеральным директором ООО "Верта", заключил договор аренды с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, на помещение 1-Н общей площадью 87,3 кв. метров, которое использовал в целях предпринимательской деятельности для осуществления розничной торговли.

Будучи достоверно осведомленным о том, что указанное помещение не подключено к сетям электроснабжения и не заключен договор электроснабжения с публичным акционерным обществом энергетики и электрификации, действуя из корыстных побуждений, имея умысел на причинение имущественного ущерба собственнику имущества путем обмана без цели хищения, с целью дальнейшего безучетного потребления электроэнергии незаконно подключился к линии электропередач, проложив электрический кабель по самостоятельной схеме от главного распределительного щита жилого дома, до помещения, арендованного ООО "Верта". При этом собственника электроэнергии о своих действиях не уведомил, безучетно расходовал электроэнергию, оплату за нее не производил. Своими действиями гр. И. причинил ущерб собственнику на сумму 2 176 518 рублей 74 копейки, израсходовав электроэнергию общим объемом 412 014 кВтч[9].

Как показал анализ следственной и судебной практики, уголовные дела о данных преступлениях возбуждаются достаточно редко. При этом значительная их часть прекращается еще на стадии досудебного производства.

На заседании Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что "дела о самовольных подключениях и врезках… должны доходить до суда"[10].

Противоправные деяния, сопряженные с незаконным потреблением энергоресурсов, посягают на общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование экономики. Предметом являются энергоресурсы.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" энергетическим ресурсом признается носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии)[11].

Необходимо отметить, что в представленном определении законодатель делает акцент только на одном свойстве энергетических ресурсов — носитель энергии, при этом его не раскрывает, что, безусловно, создает определенные трудности у правоприменителя при квалификации деяний. Кроме того, в настоящее время отсутствуют методики определения объема похищенных энергоресурсов. В связи с этим определить точные размеры причиненного ущерба достаточно сложно.

Как представляется, данные проблемы правоприменительной практики обусловлены, во-первых, несовершенством действующего законодательства, регулирующего сферу потребления топливно-энергетических ресурсов; во-вторых, отсутствием взаимодействия органов исполнительной власти с правоохранительными органами, призванными осуществлять надзор, выявление и пресечение фактов незаконного потребления энергоресурсов; в-третьих, наличием коррупционной составляющей в деятельности должностных лиц, осуществляющих контрольно-надзорные функции в указанной сфере.

Таким образом, считаем необходимым отметить, что выработка правовых средств, обеспечивающих охрану энергоресурсов, является одной из важнейших сфер деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. Любые нарушения в данной сфере оказывают негативное влияние на развитие энергетического сектора, поэтому недопустимо недооценивать вредные последствия незаконного потребления энергоресурсов.

Список использованной литературы

1. Костылева Г.В., Муженская Н.Е. Преступления, связанные с незаконным потреблением энергоресурсов // Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений: В 2 ч. / Н.Е. Муженская, Г.В. Костылева. М.: Проспект, 2012. Ч. I.

 


[1] Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 год" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 48. Ст. 5836.

[2] Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 N 511-р "Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1738.

[3] Основные характеристики российской электроэнергетики // Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. URL: https://minenergo.gov.ru/node/532 (дата обращения: 12.06.2018).

[4] Обзор электроэнергетической отрасли России // Официальный сайт системного оператора ЕЭС. URL: http://so-ups.ru/?id=2045.

[5] Постановление Правительства РФ от 24.05.2017 N 624 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ" // Собрание законодательства РФ. 2017. N 23. Ст. 3323.

[6] Постановление Правительства РФ от 04.02.2017 N 139 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов" // Собрание законодательства РФ. 2017. N 8. Ст. 1230.

[7] Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2017 N 1209-р "О Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2035 года" // Собрание законодательства РФ. 2017. N 26 (ч. II). Ст. 3859.

[8] Костылева Г.В., Муженская Н.Е. Преступления, связанные с незаконным потреблением энергоресурсов // Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений: В 2 ч. / Под ред. Н.Е. Муженской, Г.В. Костылевой. М.: Проспект, 2012. Ч. I. С. 348.

[9] Приговор от 8 сентября 2017 г. Ленинского районного суда г. Санкт-Петербург по делу N 1-264/2017. URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 12.06.2018).

[10] Вступительное слово Д.А. Медведева на заседании Правительства Российской Федерации от 08.02.2018. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 11.02.2018).

[11] Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2009. N 226.


Рекомендуется Вам: