ЮрФак: изучение права онлайн

Право стороны контракта на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

Автор: Розанова С.В.

Пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) установлена возможность расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, установленных указанной частью.

Итак, статьей 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено как право, так и обязанность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Мы рассмотрим вопрос, касающийся права заказчика, а также поставщика (подрядчика, исполнителя) принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 9 и частью 19 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) предоставлено право как заказчику, так и поставщику (подрядчику, исполнителю) принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если такие условия предусмотрены контрактом.

При этом право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта распространяется на поставщика (подрядчика, исполнителя) также в том случае, если контрактом предусмотрено только право заказчика принять такое решение.

Во-первых, обратим внимание на то, что право об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть установлено контрактом.

И здесь встает вопрос: достаточно ли в контракте указать формулировку из Закона N 44-ФЗ — "по основаниям, предусмотренным ГК РФ"?

По данному вопросу существует две позиции.

1. В совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России N 324-ЕЕ/Д28и, N АЦ/9777/16 от 18.02.2016 было рекомендовано с целью надлежащей защиты прав и законных интересов заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае установления заказчиком в проекте контракта права на односторонний отказ от исполнения контракта в проект контракта включать перечень случаев отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными ГК РФ.

2. В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, отмечено, что отсутствие в контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ.

То есть Закон N 44-ФЗ указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. При этом основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от контракта установлены в ГК РФ и подлежат применению. Неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в ГК РФ.

Во-вторых, при исполнении контракта у заказчика правомерно возникает вопрос: в любом из случаев, предусмотренных ГК РФ для одностороннего отказа от договора, возможно как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) расторгнуть контракт?

Данный вопрос возникает не без оснований. Так, например, положениями статьи 782 ГК РФ, регулирующей отношения сторон по возмездному оказанию услуг, установлено право как заказчика, так и исполнителя в любой момент отказаться от исполнения договора.

Правила, установленные ГК РФ, которые регулируют возмездное оказание услуг, применяются к широкому спектру договоров, например к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ.

Статьей 717 ГК РФ, регулирующей отношения по договору подряда, установлено право заказчика в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.

На наш взгляд, ни заказчик, ни поставщик (подрядчик, исполнитель), в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, не могут в любой момент принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, обосновывая свой отказ нормами ГК РФ. Даже в том случае, если такое право императивно установлено нормами ГК РФ (ст. 717, 782 ГК РФ).

Наша позиция основывается на следующих нормах Закона N 44-ФЗ.

Положениями части 14 и части 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлена обязанность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия такого решения.

Следовательно, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта должно содержать конкретные условия контракта, нарушенные стороной контракта.

Данная точка зрения подтверждается:

1) письмами Минэкономразвития России (от 26.11.2015 N Д28и-3488, от 21.09.2015 N Д28и-2821, от 08.04.2016 N Д28и-880, от 13.01.2017 N Д28и-167). Так, со ссылкой на части 8, 9, 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Минэкономразвития России сообщает, что исходя из системного толкования норм Закона N 44-ФЗ односторонний отказ заказчика от исполнения контракта возможен только в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

2) постановлениями арбитражных судов:

— в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 N Ф07-3770/2016 по делу N А13-8444/2015 отмечено, что признание за заказчиками права на немотивированный отказ от исполнения государственных контрактов, заключенных по итогам проведения открытых аукционов в электронной форме, открывает возможность для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков, поскольку такие действия фактически дезавуируют положения Закона N 44-ФЗ в части определения лиц, с которыми заключаются государственные контракты;

— в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 08.06.2016 N Ф10-1943/2016 отмечено, что односторонний отказ от исполнения контракта допустим и будет являться правомерным не в каждом конкретном случае его заявления, а только при наличии соответствующих оснований, предусмотренных ГК РФ, в связи с чем автоматическое расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения только по факту его заявления безотносительно к наличию (отсутствию) оснований, предусмотренных законодательством, может привести к нарушению стабильности и определенности гражданско-правовых обязательств, а также к возможным злоупотреблениям со стороны недобросовестных контрагентов;

— в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15.08.2016 N А40-130885/2015 отмечено, что основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее — решение) послужило то, что в срок, установленный контрактом исполнителем, не представлены результаты по экспертным услугам.

До вступления решения в силу исполнитель направил в адрес заказчика все результаты проведенной в рамках контракта экспертизы с устраненными замечаниями заказчика.

Однако заказчик не отменил принятое им решение, а также направил исполнителю письмо о том, что все результаты экспертизы были направлены в адрес исполнителя в связи с их несоответствием техническому заданию.

Суд отметил, что данная формулировка противоречит нормам Закона N 44-ФЗ, так как заказчик в своем отказе принять услуги обязан подробно и мотивированно изложить, каким требованиям технического задания не соответствует результат оказанных услуг (часть 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ).

Поскольку заказчиком нарушен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренный частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, решение УФАС об отказе во включении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является обоснованным (см. также Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2016 г. по делу N А40-235623/2015).

Приведенный пример показывает, что нарушение условий контракта со стороны заказчика не позволяет ему расторгнуть контракт вследствие нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также включить такого поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) решениями УФАС по г. Москве:

— Комиссия (далее — комиссия) (дело N 2-19-16089/77-17 от 19.12.2017) приняла решение включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) исполнителя в связи с вступившим в силу решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При рассмотрении дела исполнитель сообщил, что ранее заказчика принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду несоблюдения правил сопровождения школьных групп со стороны педагогов заказчика.

Комиссия установила, что в контракте предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия исполнителем решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанное исполнителем основание в решении не содержится в данном перечне;

— Комиссия (дело N 2-19-14318/77-17 от 22.11.2017) приняла решение включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) подрядчика в связи с вступившим в силу решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При рассмотрении дела подрядчик сообщил, что ранее заказчика принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, так как заказчик не оплатил акт выполненных работ за период, определенный контрактом, а также принуждал его производить работы, не предусмотренные контрактом, угрожая не подписать акты выполненных работ.

Однако документально подтвердить указанные в решении основания подрядчик не смог.

Из рассмотренных выше решений УФАС по г. Москве можно сделать вывод, что необоснованный односторонний отказ от исполнения контракта поставщика (подрядчика, исполнителя) привел к одностороннему отказу от исполнения контракта со стороны заказчика и, как следствие, внесению этого поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Отметим, что в судебной практике встречается и иной подход, например Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 июня 2016 г. N Ф06-8780/2016 по делу N А49-11658/2015, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2016 г. по делу N А58-6182/2015.

Так, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2016 N Ф06-8780/2016 по делу N А49-11658/2015 со ссылками, во-первых, на часть 14 статьи 34, части 8 и 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, во-вторых, на пункты контракта, которыми предусмотрено его расторжение в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения в соответствии с гражданским законодательством, в-третьих на пункт 1 статьи 782 ГК РФ, которым установлено право заказчика отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, установлено, что заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке независимо от обстоятельств надлежащего (ненадлежащего) исполнения обществом обязательств по контракту.


Рекомендуется Вам: