ЮрФак: изучение права онлайн

К вопросу о необходимости формирования единой системы раскрытия сведений о юридических лицах в условиях цифровой экономики

Автор: Ефимов А.В.

Появление и развитие сети Интернет принципиально изменило подход к социальной коммуникации и восприятию юридических лиц другими участниками гражданского оборота. В настоящее время в программных документах акцентируется внимание на необходимости дальнейшего развития бизнеса с использованием информационных и коммуникационных технологий[1]. Развитие цифровой экономики предполагает необходимость вхождения участников рынка в информационное пространство, что существенно повлияет на информационное обеспечение участников гражданского оборота. С.В. Сарбаш полагает, что "в самом ближайшем будущем личность во всех своих проявлениях будет окончательно встроена в цифровое пространство. Это не может не отразиться и на ландшафте гражданского оборота. С самого своего рождения (создания) лицо будет попадать в цифровое пространство, обращаясь в цифрового субъекта. Его правовой статус, включая гражданское состояние (рождение, дееспособность и ее ограничение, семейное положение, рождение детей, смена имени, смерть и т.п.), автоматически отражается в мировой сети"[2]. Однако процесс "встраивания" юридических лиц в цифровое пространство требует решения ряда вопросов, связанных с созданием соответствующей инфраструктуры, и правового регулирования новых отношений.

Юридические лица создаются для участия в общественных отношениях, что предполагает открытость определенного набора сведений о юридических лицах для всех потенциальных контрагентов. Несмотря на то что сведения о юридических лицах публикуются для всех, их ценность возникает в процессе осмысления конкретными лицами, для которых сведения становятся информацией[3]. Так выявляется задача обеспечить функционирование механизма перевода сведений о юридических лицах в релевантную для заинтересованных лиц информацию. В связи с этим требуется структурирование сведений по определенным параметрам, которые имеют информативное значение для заинтересованных лиц.

В настоящее время сведения о юридических лицах отражаются во множестве информационных ресурсов, функционирование которых обеспечивается различными операторами — от аффилированных лиц до органов государственной власти. В частности, сведения об отдельных юридических лицах содержатся в различных государственных реестрах (Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, реестры субъектов малого и среднего предпринимательства, реестр недобросовестных поставщиков и др.), в специально предусмотренных документах, в которых юридические лица раскрывают информацию (например, списки аффилированных лиц), в судебных актах, касающихся конкретных юридических лиц, в учредительных документах, на сайтах и т.д. При этом различные информационные ресурсы не связаны и не синхронизированы между собой, поскольку изменения в одном из них не влекут автоматических изменений в другом (других). В связи с этим потенциальные или действительные контрагенты и другие заинтересованные лица, желающие получить информацию о юридическом лице, вынуждены оценивать разные ресурсы о конкретном юридическом лице, а сами юридические лица вынуждены отражать сведения о себе в различных информационных ресурсах, зачастую дублируя одно и то же содержание. В силу несинхронности актуализации сведений в различных ресурсах часто возникают проблемы с тождественностью сведений, что влечет за собой возникновение споров относительно должной осмотрительности участников гражданского оборота и подрывает доверие к сведениям о юридических лицах.

Особую актуальность данному вопросу придает то, что изменение информационного взаимодействия участников оборота предполагается в рамках мероприятий по созданию цифровой экономики. В частности, в программе "Цифровая экономика Российской Федерации" закреплена необходимость определения "новых правил сбора отчетности, в том числе статистической информации, исключающих дублирование этой информации, предусматривающих способы ее дистанционного получения и направленных на обеспечение потребностей общества и государства необходимыми данными в режиме реального времени". В.А. Вайпан поясняет, что "в этой части планируется, например, разработать нормативные правовые положения, обеспечивающие добровольный переход от фиксированной отчетности (статистической, бухгалтерской, налоговой и др.) к реализации принципов автоматического обмена данными между организациями и государственными органами в режиме "реального времени". Соответственно, необходимо эффективное функционирование государственных реестров, каждый из которых должен быть готов к электронному взаимодействию в юридически значимой форме и автоматически обновляться при выполнении соответствующих правовых и технических условий"[4].

В настоящее время появляются различные агентства, которые предоставляют интересующие сведения о юридических лицах (например, "Информационный ресурс СПАРК" позволяет осуществлять поиск сведений об аффилированных лицах, участии юридических лиц в государственных и коммерческих закупках, судебных спорах, их патентах, лицензиях, товарных знаках и т.д.[5]). Однако существование дополнительных посредников, аккумулирующих сведения, свидетельствует о неэффективности существующей системы раскрытия сведений о юридических лицах, поскольку существующие информационные ресурсы не удовлетворяют потребности заинтересованных лиц. Это также указывает на недостаточную эффективность деятельности отдельных операторов (в т.ч. и органов государственной власти).

При разработке новой системы раскрытия сведений о юридических лицах необходимо учитывать, что в настоящее время каждый оператор следит за состоянием своего ресурса и не отвечает за другие ресурсы. Но заинтересованным лицам удобно получать сведения из единого ресурса, а самим юридическим лицам удобно предоставлять одни сведения один раз.

Для заинтересованных лиц приобретают значение сведения о юридических лицах, структурированные по определенным параметрам (наименование юридического лица, его виды деятельности, размер уставного капитала и др.), соответствующим их потребностям. При этом данные параметры, характеризующие юридическое лицо, могут быть отражены в сети Интернет в рамках одного профиля юридического лица. Содержание каждого параметра предполагает определение ответственного оператора (операторов), которому (которым) бы юридическое лицо передавало сведения для соответствующей валидации (например, для государственной регистрации) или которые могли бы самостоятельно в принудительном порядке вносить соответствующие сведения (о приостановлении деятельности, об аннулировании лицензии и т.д.). При этом синхронизация сведений о юридическом лице может быть обеспечена тем, что изменения содержания одного параметра повлекут автоматические (при необходимости — с дополнительной валидацией) изменения содержания другого параметра, а это, в свою очередь, позволит исключить дублирование действий оператора (операторов) при актуализации содержания параметров. Например, факт аннулирования лицензии оператором отразится в содержании параметра "лицензии юридического лица", а также в содержании параметра "виды деятельности юридического лица", характеризуя конкретный лицензируемый вид деятельности.

Отражение в одном профиле сведений, распределенных по различным взаимосвязанным параметрам, позволит оценивать состояние одного конкретного юридического лица. Вместе с тем в силу многочисленности юридических лиц необходимо формирование сети соответствующих профилей с возможностью поиска информации о юридических лицах по любым параметрам, имеющим значение для заинтересованных лиц. В частности, существование данной сети позволит заинтересованным лицам отбирать юридические лица по конкретным видам деятельности, оценивать иные параметры отобранных юридических лиц, что значительно упростит поиск потенциальных контрагентов.

Реализация данной модели ставит вопрос о целесообразности существования учредительных документов как самостоятельных информационных ресурсов. Как пишет К.Д. Гасников, помимо конститутивного значения учредительного документа[6], "положения, закрепленные в учредительном документе, имеют большое значение также для всех третьих лиц, являющихся потенциальными контрагентами (кредиторами или должниками) юридического лица в гражданском обороте, поскольку именно из учредительного документа можно сделать вывод о наличии ограничений полномочий лиц, действующих от имени юридического лица при совершении соответствующих сделок, по сравнению с тем, как эти полномочия определены законом"[7]. Тем самым конститутивная и информационная функции учредительного документа позволяют отразить индивидуальные признаки юридического лица, имеющие значение как для самого юридического лица, так и для других участников гражданского оборота. Вместе с тем отражение индивидуальных признаков представляется возможным непосредственно в параметрах профиля конкретного юридического лица. Например, если в настоящее время сведения об уставном капитале общества с ограниченной ответственностью необходимо отразить и в уставе (п. 2 ст. 12 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"[8]), и в ЕГРЮЛ (пп. "к" п. 1 ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[9]), то в новой системе эти сведения достаточно внести только один раз, чтобы заинтересованные лица смогли получить их через один параметр — уставный капитал.

В этой связи также представляется важным обратить внимание на формирующуюся тенденцию отказа от закрепления индивидуальных признаков юридического лица в их учредительных документах. Это подтверждается идеей о возможности существования типовых уставов (см. п. 2 ст. 52 ГК РФ). Тем самым исключается необходимость наличия устава конкретного юридического лица, поскольку индивидуализирующие признаки (сведения о наименовании, месте нахождения, размере уставного капитала юридического лица и др.) будут отражаться не в различных ресурсах, а только в ЕГРЮЛ.

Кроме того, в п. 3 ст. 52 ГК РФ закреплено, что "в случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах". Так, например, Приказом Министра обороны РФ от 13.09.2016 N 560 был утвержден Единый типовой устав управлений объединений, управлений соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, созданных в качестве юридических лиц[10]. С одной стороны, практика единых типовых уставов (далее — ЕТУ) подтверждает идею о том, что конкретные уставы (а ранее для воинских частей использовались положения) не требуются, поскольку индивидуализация воинских частей происходит путем отражения всех сведений в ЕГРЮЛ. Но, с другой стороны, необходимость указывать в учредительном документе, которым является ЕТУ, исчерпывающий перечень видов приносящей доход деятельности конкретного юридического лица (согласно п. 4 ст. 52 ГК РФ) порождает проблему, связанную с невозможностью в одном документе (ЕТУ), который распространяется на все воинские части, отразить все виды деятельности, которые может осуществлять только конкретное юридическое лицо. Принципиальная невозможность решения данной проблемы заставила разработчиков ЕТУ в п. 14 ЕТУ указать, что "воинская часть с учетом своей функциональной принадлежности может осуществлять иные виды деятельности на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации", подразумевая тем самым возможность отражения исчерпывающего перечня видов деятельности конкретного юридического лица непосредственно в ЕГРЮЛ.

В этой связи логичнее вообще отказаться от учредительных документов (в т.ч. типовых и единых типовых уставов) и сведения о юридическом лице, определенные в решении о создании юридического лица и в иных решениях о юридическом лице, значимые для участников гражданского оборота, вносить сразу непосредственно в профиль конкретного юридического лица, распределяя сведения по соответствующим параметрам. Неслучайно поэтому, если до принятия Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ[11] в п. 3 ст. 55 ГК РФ было закреплено, что "представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица", то в современной редакции п. 3 ст. 55 ГК РФ закреплено, что "представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц". Указанные изменения свидетельствуют о сокращении информационной ценности учредительных документов и одновременно показывают возможность отражения конститутивных индивидуальных признаков юридического лица в одном информационном ресурсе.

Эта возможность может быть дополнена предоставлением разного уровня доступа к сведениям для разных участников гражданского оборота. Так, доступ к большему объему сведений, в частности, за счет содержания внутренних документов, которые не имеют значения для третьих лиц, будет предоставлен для аффилированных лиц и доступ к меньшему объему — для третьих лиц.

Таким образом, несовершенство существующей инфраструктуры обеспечения участников гражданского оборота сведениями о юридических лицах актуализирует задачу формирования новой системы раскрытия сведений о юридических лицах в условиях цифровой экономики. Процесс включения юридических лиц в цифровое пространство предлагается за счет размещения сведений о юридических лицах по соответствующим параметрам, собранным в рамках профилей (сети профилей) юридических лиц, отраженным в сети Интернет. При этом участники оборота смогут в рамках одного профиля юридического лица (или сети профилей) получить релевантную и непротиворечивую информацию о конкретном юридическом лице (или о различных группировках юридических лиц), доверяя подлинности сведений, актуальности и синхронности их изменений.

Библиографический список

1. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. N 11.

2. Луман Н. Введение в системную теорию / Пер. с нем. К. Тимофеева. М.: Логос, 2007.

3. Сарбаш С.В. Гражданский оборот в цифровую эпоху. URL: https://zakon.ru/blog/2017/10/21/grazhdanskij_oborot_v_cifrovuyu_epohu (дата обращения: 01.11.2017).

4. Юридические лица в российском гражданском праве: Монография: В 3 т. Т. 3. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц / Отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗИСП при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2016.

 


[1] Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901; распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" // СЗ РФ. 2017. N 32. Ст. 5138.

[2] Сарбаш С.В. Гражданский оборот в цифровую эпоху. URL: https://zakon.ru/blog/2017/10/21/grazhdanskij_oborot_v_cifrovuyu_epohu (дата обращения: 01.11.2017).

[3] См.: Луман Н. Введение в системную теорию / Пер. с нем. К. Тимофеева. М.: Логос, 2007. С. 133.

[4] Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. N 11. С. 15.

[5] URL: http://www.spark-interfax.ru/ru/about#_top (дата обращения: 25.08.2018).

[6] Юридические лица в российском гражданском праве: Монография: В 3 т. Т. 3. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц / Отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗИСП при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2016. С. 42 (автор параграфа — Гасников К.Д.).

[7] Там же.

[8] Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

[9] Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

[10] Приказ Министра обороны РФ от 13.09.2016 N 560 "Об утверждении Единого типового устава управлений объединений, управлений соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, созданных в качестве юридических лиц" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 47.

[11] Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 19. Ст. 2304.


Рекомендуется Вам: