ЮрФак: изучение права онлайн

Легализация преступных доходов, совершаемая в кредитно-финансовой системе с использованием криптовалюты

Автор: Лавроненко Р.А.

Кредитно-банковская сфера, как подсистема кредитно-финансовой системы, по справедливому замечанию И.М. Мацкевича, "оказалась наиболее уязвимой для криминальных посягательств и стала одним из самых криминогенных подсекторов отечественного хозяйства"[1].

Обеспечение эффективного противодействия легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе предполагает решение ряда задач, связанных с появлением нового финансового инструмента — криптовалюты.

В настоящее время среди российских экспертов ведутся серьезные дискуссии об экономической сути, концепции и правовом статусе такого феномена, как криптовалюта. Всех без исключения волнует появление и популярность по-настоящему нового финансового инструмента. Возникают вопросы по поводу становления новой валюты, ее ликвидности и привлекательности как объекта инвестиций, потенциальной возможности криптовалюты заменить фиатную (легальную) валюту.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) оценило влияние рынка криптовалют на финансовую стабильность Российской Федерации. По данным экспертов, вложения в виртуальные валюты российских резидентов уже составляют 7,5 — 14 млрд долл., высокая волатильность курсов могла бы создать риски для финансовой системы, но их нивелирует высокая концентрация владения криптовалютными активами[2]. Представленные цифры, безусловно, показывают неподдельный интерес к новой цифровой валюте среди наших соотечественников.

Мировая популярность криптовалют подтверждается многочисленными лекциями и семинарами, проводимыми в различных уголках всего мира: Москве, Швейцарии, Дубае. Первой страной, узаконившей криптовалюты, стала Япония. Именно в этой стране 1 апреля 2017 г. ряд криптовалют получил статус фиатных (легальных) денег. В Гонконге, Сингапуре, США криптовалюты восприняты как новый экономический финансовый инструмент[3]. В большинстве стран Евросоюза мегарегуляторы с особой осторожностью относятся к новой валюте. Так, согласно заявлению Центрального банка Италии местные биржи цифровой валюты не обязаны вводить политику по противодействию отмыванию преступных доходов. В начале 2015 года ведомство выпустило три уведомления с рекомендациями финансовым учреждениям не держать цифровую валюту и не заключать в ней сделки при отсутствии регуляторного режима. Однако в одном из этих уведомлений поясняется, что предприятия, занимающиеся обменом цифровых и реальных валют, не обязаны выполнять требования по противодействию отмыванию преступных доходов[4].

В ряде стран, таких как Бангладеш, Боливия, Эквадор, и других оборот криптовалют запрещен. При этом тенденция по урегулированию нового финансового инструмента свидетельствует о том, что указанный перечень стран постоянно расширяется.

Актуальность проблемы обусловлена отсутствием законодательного регулирования в Российской Федерации экономического оборота криптовалют и использования криптотехнологий в кредитно-финансовой системе. Проблема обостряется тем, что вместе с появлением новой валюты возникли криминальные угрозы экономической безопасности страны, связанные с проникновением преступного капитала в национальную экономику, его дальнейшим перемещением за рубеж в целях вывода из-под юрисдикции России посредством применения криптовалюты и электронной платежной системы и грядущим возвратом в страну под видом иностранных инвестиций. Как справедливо заметили И.Б. Колчевский и А.Г. Кузнецов, на рынке ценных бумаг криптовалюты приобрели особую популярность в качестве средства платежа, ввода/вывода и обмена преступных доходов[5].

Росфинмониторинг в информационном сообщении "Об использовании криптовалют" акцентировал внимание на том, что процесс выпуска и обращения наиболее распространенных криптовалют полностью децентрализован, возможность его регулирования отсутствует, в том числе со стороны государства. Еще одной из ключевых особенностей использования криптовалют, по сведениям органа финансовой разведки государства, является анонимность пользователей таких криптовалют. Кроме того, криптовалюта не требует ведения специальной отчетной документации[6]. Аналогичной позиции придерживается и Центробанк, считая преждевременным допуск криптовалют, а также любых финансовых инструментов, номинированных или связанных с криптовалютами, к обращению и использованию на организованных торгах и в расчетно-клиринговой инфраструктуре на территории Российской Федерации для обслуживания сделок с криптовалютами и производными финансовыми инструментами на них[7].

В январе 2018 года Министерство финансов РФ на официальном сайте своего ведомства опубликовало проект федерального закона "О цифровых финансовых активах" (далее по тексту — проект). В статье 2 проекта под цифровым финансовым активом понимается имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен. Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации[8]. Таким образом, можно говорить о том, что первые шаги к урегулированию статуса криптовалюты в России сделаны.

Большинство из существующих в настоящее время криптовалют, в том числе одна из самых известных цифровых валют — биткоин (Bitcoin), основаны на технологии блокчейн (blockchain technology). Суть технологии заключается в использовании так называемой распределительной сети.

Эксперты выделяют три типа сетей: централизованную, децентрализованную и распределительную. Централизованные и децентрализованные сети — классические сети в экономике. Централизованная сеть характеризуется наличием центрального контрагента, через которого проходят абсолютно все транзакции, потоки информации или финансовых ресурсов. Для децентрализованной сети характерна разветвленная структура: наличие нескольких крупных узлов (хабов) и центральных контрагентов для работы с региональными контрагентами. В распределительной же сети, на базе которой строится технология блокчейн и большинство криптовалют, отсутствуют посредники и централизованные агенты, исчезает между участниками иерархия, все контрагенты становятся равными, появляется анонимность для участников транзакций. Таким образом, под технологией блокчейн следует понимать выстроенную по определенному алгоритму цепочку из блоков транзакций. Одной из положительных сторон технологии блокчейн является порядок записей, которые распределены по всей сети и дублируются в каждом ее узле, что повышает надежность и открытость сетей[9]. База данных хранит постоянно растущий реестр упорядоченных записей (блоков). Каждая запись (блок) содержит метку времени и ссылку на предыдущий блок. Тем самым технология блокчейн применима при хранении данных о финансовых операциях, юридических обязательствах, правах собственности. Помимо прочего, она обеспечивает полную прозрачность данных и доступность для ознакомления с ними[10].

Можно с полной уверенностью говорить о том, что внедрение криптовалюты в криминальные схемы в целях камуфлирования преступных доходов значительно затруднит процесс доказывания преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ). Связано это прежде всего с тем, что отслеживание движения преступных доходов, переведенных в такой финансовый инструмент, как криптовалюта, в настоящее время не представляется возможным. Помимо этого, переведенные в криптовалюту преступные доходы обладают высокой степенью анонимности. Таким образом, возможность бесконтрольного трансграничного перевода преступных доходов за рубеж и их последующего обналичивания послужит предпосылкой высокого риска вовлечения криптовалют в изощренные "отмывочные" схемы. Отсутствие барьеров увеличит и без того крупный отток капитала за границу. В 2018 году Банк России впервые опубликовал оценку объемов и структуры сомнительных операций, проведенных кредитными организациями и их клиентами. По данным Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка РФ (Банка России), в 2017 г. объем вывода средств за рубеж составил 96 млрд руб., обналичивание денег — 326 млрд руб[11]

В настоящее время во всем мире создано более тысячи криптовалют, самые известные из которых: Биткоин (Bitcoin), Эфириум (Etherium), Эфириум Классик (Etherium Classic), Лайткоин (Litecoin), Риппл (Ripple). Преступниками активно используются виртуальные валюты и соответствующие программы, обозначаемые как "миксеры" (Bitmixer.io, SharedCoin, Blockchain.info, Bitcoin Laundery, Bitlaunder, Easycoin). Указанные сервисы являются разновидностями анонимайзеров, обеспечивающих сокрытие цепочки операций в цепочке блоков путем привязывания всех операций к одному и тому же биткоин-адресу. "Миксеры", или "смесители", направляют операции посредством сложной серии квазипроизвольных фиктивных операций, что чрезвычайно затрудняет привязку конкретных виртуальных денег (адресов) к конкретной операции. Сервисы "миксеров" работают получая распоряжение от пользователя на отправку денежных средств по конкретному биткоин-адресу. После этого "миксеры" "смешивают" эту операцию с операциями других пользователей таким образом, что становится неясно, кому пользователь намеревается направить денежные средства[12].

Из судебной практики:

Т. осужден по ч. 2 ст. 210, ч. 3 ст. 30, п. п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1, п. "а" ч. 3 ст. 174.1 УК РФ.

В период до… Т. и иное лицо К., совершая преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств в составе организованной группы на территории г. С. Республики… имея умысел на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами, полученными от незаконной деятельности, связанной с незаконным сбытом наркотических средств, разработали преступную схему. Согласно данной преступной схеме денежные средства, полученные ими от не установленных следствием лиц в виде криптовалюты биткоин, Т. совместно с иным лицом К. через интернет-биржу переводили в российские рубли, после чего переводили на заведенные ими на посторонних лиц электронные кошельки в АО "…" под номерами: N… N… а также счета в ООО НКО "…" N… N… N… оформленные как на подставных лиц, так и на них самих, с которых впоследствии путем совершения неоднократных финансовых операций по переводу денежных средств перечисляли на счет банковской карты N… в ПАО "…" лицевой счет N… оформленный на имя Т., а затем посредством банковской карты денежные средства Т. обналичивались через банкоматы, установленные на территории г. С. Республики… и использовались ими на личные нужды.

Таким образом, указанные счета в АО "…", ООО НКО "…", ПАО "…" были задействованы в схеме легализации денежных средств, добытых преступным путем, так как денежные средства с электронных кошельков и счетов ООО НКО "…" через программы интернет-банкинга переводились путем дробления сумм платежей, а именно путем проведения финансовых операций через системы денежных переводов без открытия счета на сумму менее 15 000 рублей, позволяющих избежать достоверной идентификации участников финансовых операций, с целью уклонения от процедур обязательного контроля со стороны кредитной организации.

Представляет особый научный интерес процесс получения криптовалюты биткоин. Как уже было отмечено, биткоин основан на технологии распределительной сети, на которой строится технология блокчейн. Каждый участник сети запускает процесс майнинга (майнинг (mining) — процесс вычислительных алгоритмов), тем самым эмитируя биткоин. Совершаемые математические вычисления в рамках этого алгоритма выступают доказательством выполнения работы (proof-of-work). Подключиться к определенному сервису и начать заниматься майнингом возможно путем активации особой видеокарты, которая войдет в пул других вычислительных систем и будет заниматься перебором большого количества цифр для решения сложных математических задач, заложенных общим алгоритмом. Конкретный вклад участника в майнинг или генерацию (эмитирование) биткоинов будет пропорционален тому, сколько вычислений он будет делать. Первые создатели биткоина изначально заложили в алгоритм жестко ограниченное предложение биткоинов, то есть согласно математическому алгоритму, по которому генерируется биткоин, максимальное предложение ограничено 21 млн единиц[13]. Таким образом, сеть Биткоин (Bitcoin) — это децентрализованная пиринговая платежная система, функционирование которой обеспечивается ее же пользователями. Помимо этого, биткоин является конвертируемой (открытой) криптовалютой, то есть может обмениваться на фиатную валюту и обратно.

Безусловно, такое свойство сети Биткоин, как децентрализованность (отсутствие центрального контрагента; возможность независимым частным агентам напрямую контактировать друг с другом), привлекательно для профессиональных легализаторов. Необходимо принимать во внимание тот факт, что технологии легализации преступных доходов постоянно совершенствуются. Легализаторы, внедряя новые финансовые инструменты в свою преступную деятельность, усложняют процесс выявления, раскрытия и расследования преступных деяний сотрудниками правоохранительных органов. Недостаточная квалификация последних в этой области, что связано с появлением и внедрением в преступную деятельность криптовалюты, не будет способствовать эффективному противодействию указанному негативному явлению. С точки зрения правоохранительных органов, очень важно понимать не только специфику обращения нового финансового инструмента — криптовалюты, но и интерфейс между электронными денежными средствами, виртуальными валютами и традиционной кредитно-финансовой системой.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о насущной необходимости законодательного урегулирования правового статуса и экономического обращения криптовалют, а также использования криптотехнологий в кредитно-финансовой системе Российской Федерации путем принятия Федерального закона "О цифровых финансовых активах". Учитывая сложности, связанные с полноценным контролем за финансовыми операциями по переводу легальной валюты в криптовалюту, необходимо закрепить статус криптовалюты и в антилегализационном законодательстве. В целях комплексного подхода к вопросу о противодействии легализации преступных доходов с использованием криптовалют необходимо проводить соответствующие научные исследования в данной области. Качественное научно-методическое и информационное обеспечение по поставленной проблематике послужит целям более ясного понимания феномена виртуальной валюты сотрудниками государственных контролирующих и правоохранительных органов.

Литература

1. Колчевский И.Б. Криптовалюты на территории стран Содружества: оценка вероятных криминальных рисков и угроз / И.Б. Колчевский, А.Г. Кузнецов. М.: ФГКУ ВНИИ МВД России, 2018. 15 с.

2. Лоскутов И.Н. Технология блокчейн в сфере ПОД/ФТ / И.Н. Лоскутов, Ф.К. Иванов // Вестник Российской академии естественных наук. 2017. N 3. С. 41 — 48.

3. Мацкевич И.М. Причины экономической преступности: Учебное пособие / И.М. Мацкевич. М.: Проспект, 2017. 272 с.

 


[1] Мацкевич И.М. Причины экономической преступности: Учебное пособие. М.: Проспект, 2017. С. 40.

[2] Московская биржа готовит инфраструктуру для проведения компаниями ICO. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3651965.

[3] Криптовалюты на территории стран Содружества: оценка вероятных криминальных рисков и угроз / И.Б. Колчевский, А.Г. Кузнецов. М.: ФГКУ "ВНИИ МВД России", 2018. С. 6.

[4] ЦБ Италии: биткоин-компании не обязаны противодействовать отмыванию денег. URL: https://forldog.com/tsb-italii-bitkoin-kompanii-ne-obyazany-protivodejstvovat-otmyvaniyu-deneg/.

[5] Криптовалюты на территории стран Содружества: оценка вероятных криминальных рисков и угроз / И.Б. Колчевский, А.Г. Кузнецов. С. 10.

[6] Информационное сообщение Росфинмониторинга "Об использовании криптовалют". URL: http://www.fedsfm.ru/news/957.

[7] Информация "Об использовании частных "виртуальных валют" (криптовалют)". URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=04092017_183512if2017-09-04T18_31_05.htm.

[8] Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=121810&area_id=4&page_id=2104&popup=Y%20%20%20%20%20#.

[9] Криптовалюты: новая экономика или новая пирамида?: Лекция Фонда Егора Гайдара. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3474129.

[10] Лоскутов И.Н., Иванов Ф.К. Технология блокчейн в сфере ПОД/ФТ // Вестник Российской академии естественных наук. 2017. N 3. С. 41.

[11] Банк России впервые опубликовал оценку объемов и структуры сомнительных операций. URL: http://tass.ru/ekonomika/5174302.

[12] Отчет ФАТФ "Виртуальные валюты. Ключевые определения и потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ". Июнь 2014 г. С. 11.

[13] Криптовалюты: новая экономика или новая пирамида?: Лекция Фонда Егора Гайдара. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3474129.


Рекомендуется Вам: